-Музыка

 -Метки

aes+f ад адонис артефакты барт бах башня библия биология богданов болезнь больница бромберг вербер весна видео вода воннегут воровство вто высота высшие гейл_фроули_о'ди герхард глубина голова дети дом еда запертость заплечник земля зогар зрение игра имплант иов ислам исс карма картинки катастрофа кедреновский кладбище коэльо криничная кундера лабиринт лаз ледгард лестница лири лифт личное лодка луна лурия мальчик мариничева медик медитации место миллиционеры миссия мистерии моо море низшие ноа беншиа обряд огонь одиночество океан ос осень охрана пасха переход плазма побег погружение подвал подвалы полет помощь православие празднество пратчетт превращение предки преодоление проснуться прошлое психология река род свет священник сезоны смерть снос сознание солнце сон состояния способы стекло стена стихи стратегия стресс суфизм театр тоннель травма транс транспорт тьма физиология хаус холл храм христианство цитаты штайнер штуценбергер эволюция энергия язычество яма

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.09.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 9559


Роберт

Воскресенье, 03 Февраля 2013 г. 11:27 + в цитатник

"В художественной школе был у нас соученик по име­ни Роберт. Длинный и молчаливый, он постоянно то ли от задумчивости, то ли от усталости ходил, склонив свою большую голову набок. Крайне неразговорчивый, он ни с кем в классе не дружил.

Роберт писал красками необычайно медленно, он никогда не заканчивал свои картины, а большую их часть замазывал белым и снова начинал писать, а потом замазывал снова.

Но иногда он картины подписывал. Нам было пре­красно известно, когда он ставит свою подпись, и, хотя никто не смотрел на Роберта, мы знали, чем он занима­ется. Подпись он выводил с такой же неторопливой тщательностью, он снова и снова смешивал краски, выводя буквы и снова их замазывал, созданную им кар­тину не должно было нарушать ничего, что не составля­ло бы органическую часть его работы, его абсолюта. Ко­гда Роберт наконец достигал желаемого, мы снова мог­ли продолжать свой труд. Мы никогда не подписывали свои картины в то же время, что и он.

Однажды я получила письмо от Роберта. Он поло­жил его на мой мольберт. Он обращался ко мне на «вы» * (* В Финляндии, как и во всех скандинавских странах, распро­странено обращение на «ты», даже к незнакомым.)

«Вы часто испытываете радость, Вас отличает легкая веселость. Насколько я понимаю, нет никого, кого бы Вы не любили, потому что любить легко и приятно... Я наблюдал за Вами; Вы летаете, вместо того чтобы взбираться ввысь, преодолевать — или ждать.

Я не желаю Вам зла, наоборот, верьте в мою искрен­ность, — но должен сообщить Вам, что по разным при­чинам, исключительно личного свойства, чувствую се­бя вынужденным прекратить наше знакомство.

С глубочайшим уважением, Роберт»

Я ничего не поняла, письмо доставило мне смут­ное беспокойство, нет, вовсе не за Роберта, — у меня, скорее всего, просто появилось какое-то неприятное ощущение. Неужели я когда-либо беседовала с ним? Вряд ли.

Позднее, когда мы всей группой переходили двор, торопясь на лекцию по истории искусства, он, догнав меня, спросил: - Вы поняли?

И я ответила: - Пожалуй, не совсем...

Я была смущена. Роберт, пройдя мимо меня, напра­вился дальше через двор.

Что сказать? Если бы он мог объяснить, если хотя бы попытался... Я думала, так не поступают! Но во всяком случае я могла бы спросить...

Мало-помалу выяснилось, что Роберт написал письмо каждому ученику из класса живописи, и каж­дое письмо оканчивалось вежливым отказом от зна­комства. Мы не показывали друг другу его письма, и вопрос этот не обсуждался. Возможно, мы думали, что немного странно отказываться от того, чего нико­гда не существовало, но мы не произносили этого вслух. Все продолжалось как обычно, совершенно как обычно.

Потом настало время подписывать наши картины. А очень скоро началась война.

Однажды после войны я случайно встретила соуче­ника по художественной школе, и мы зашли в кафе. Во время разговора я спросила о Роберте:

- Ты не знаешь, где он сейчас?

- Этого никто не знает. Он исчез. Он перешел че­рез границу. Что ты имеешь в виду? Это так похоже на него, - продолжал мой соуче­ник, — понимаешь, он просто сбился с пути. Он исчез
в тот самый промежуток времени, когда ничего не про­исходит, когда всего лишь пребываешь в ожидании, что-то вырезаешь или что-то там мастеришь. Роберт пустил­ся в путь со своим альбомом для эскизов, он блуждал в лесу, а потом отправился вместе с рисунками обратно в солдатский буфет. Я думаю, ему нужно было в тот раз попасть в такое место, где можно было как следует по­есть. Но пошел он не в ту сторону, он совершенно не умел ориентироваться.

Я много думала о Роберте, пожалуй, больше всего о его прощальном письме. Теперь мне кажется, я по­нимаю, что письмо это было написано под давлением обстоятельств и вызвало колоссальное чувство облегче­ния и освобождения. Интересно, был ли кто-нибудь еще за пределами школы, кому он написал в таком же роде? Написал ли он своим родителям? Да, наверняка своим родителям он написал.

Подумать только, рискнуть отдалиться от близкого окружения, ото всех -— будь то люди, тебе недоступные либо, наоборот, позволившие слишком приблизиться к тебе! «...По разным причинам, исключительно лично­го свойства, чувствую себя вынужденным...»

Нет, ведь так не поступают!"

Туве Янссон.

Метки: