-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53794


Там, где возникает музыка

Воскресенье, 11 Сентября 2016 г. 12:20 + в цитатник

barucaba.livejournal.com

По-гречески "закон" будет "номос". Слово это многозначно, и одно из его значений неожиданно. Оно значит: "музыкальное произведение строгой формы". Почему? Потому что для грека музыка была самым совершенным выражением порядка. Когда все звуки согласованы со всеми, они звучат прекрасно; когда хоть один выбивается из согласия - вся гармония гибнет. Там, где в мире всё упорядочено до совершенства, сама собой возникает музыка: глядя на мерное круговое движение небесных светил, греки верили, что они издают дивно гармонические звуки, "музыку сфер", и мы её не слышим только потому, что с младенчества к ней привыкли. И наоборот, там, где возникает музыка, всё вокруг из беспорядка приходит в порядок: когда мифический Орфей играл на лире, то слушавшие его дикари переставали быть дикарями, подавали друг другу руки, договаривались об общих законах и начинали жить семьями, городами и государствами.

Орфей погиб, растерзанный вакханками - неистовыми служительницами бога Диониса, которые хотели жить не по закону, а по природе, как ветер дует и трава растёт.

Bin_Orpheus (561x700, 178Kb)

Эмиль Бен. Смерть Орфея, 1874

Его голову и лиру бросили в море. Их понесло волнами и вынесло по другую сторону моря - на остров Лесбос. И Лесбос стал колыбелью греческой музыки. На нём родились Терпандр и Арион.

Спарта была сильна мужами и крепка оружием. Но два раза это не могло выручить её из беды - и тогда её спасло не оружие, а песня. Один раз это было во время внешней войны - с Мессенией: тогда Спарту спас афинский гость - поэт Тиртей. Другой раз это было опаснее - во время внутренних раздоров: тогда Спарту спас лесбоский гость - Терпандр.

Bucht_auf_Lesbos (700x525, 95Kb)

Остров Лесбос. Древнейший известный уроженец острова — поэт Терпандр (VIII век до н. э.).
В конце VII и первой половине Vl в. до н. э остров Лесбос был местом жизни и творческой деятельности нескольких знаменитых поэтов, в том числе Сапфо, Алкея и полулегендарного Ариона.

Из-за чего возникли раздоры, никто не помнил, но они были страшные: город был как безумный, люди бросались друг на друга с мечами и на улицах, и в застольях. Обратились в Дельфы; оракул сказал: "Призовите Терпандра и почтите Аполлона".  Призвали Терпандра. В руках у него была невиданная лира - не четырёхструнная, какую знали раньше, а семиструнная, какой она и осталась с тех пор. Он ударил по струнам - и, слушая его мерную игру, люди стали ровнее дышать, добрее друг на друга смотреть, побросали оружие, взялись за руки и, ступая в лад, повели хоровод в честь бога Аполлона. Он играл перед советом и народным собранием - и несогласные приходили к согласию, непримиримые мирились, непонимающие находили общий язык. Он играл в застольях и домах - и в застольях воцарялась дружба, а в домах - любовь. Потомки ничего не запомнили из песен Терпандра - разве что несколько строчек. Но память его благоговейно чтили во все века.

Как Терпандр приплыл с Лесбоса в Спарту, так Арион прибыл с Лесбоса в Коринф - учить греков закону гармонии. Это было уже при тиране Периандре. Угождая народу, Периандр завёл в Коринфе праздники в честь Диониса, бога вечно возрождающейся природы. На праздниках выступали хоры; участники хоров были одеты сатирами - весёлыми козлоногими спутниками Диониса; они пели песни о его деяниях - не такие торжественные, но такие же стройные, как в честь Аполлона, а сочинял эти песни Арион.

800px-Parc_de_Versailles,_Bosquet_des_DГґmes,_Arion,_Jean-Melchior_Raon_01 (466x700, 114Kb)

Арион, также Арион Метимнейский (греч. Ἀρίων ὁ Μηθυμναῖος, лат. Arion Methymneus) — греческий лирический поэт, певец и кифаред из Мефимны на о. Лесбос (конец VII — начало VI в. до н. э.).

Отслужив Периандру, Арион поехал с песнями в другие города, заработал там денег и пустился обратно в Коринф. Корабельщики, с которыми он плыл, увидели его богатство и решили Ариона убить, а деньги его поделить. Разжалобить их было невозможно. Тогда Арион попросил об одном: он споёт свою последнюю песню и сам бросится в море. Ему позволили. Он надел свой лучший наряд, взял в руки лиру, встал на носу корабля, громким голосом пропел высокую песнь и бросился в море. И случилось чудо: из моря вынырнул дельфин, принял Ариона на свою крутую спину и после долгого плавания вынес его на греческий берег. Изумлённый Периандр воздал Ариону почести, как любимцу богов, корабельщики были наказаны, а на том берегу поставили медную статую человека верхом на дельфине.

Двадцать пять веков спустя от имени этого Ариона написал своё аллегорическое стихотворение Пушкин - о том, что, несмотря ни на какие бедствия, он верен своим идеалам:

Арион

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я - беспечной веры полн,-
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец! -
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
  1827

728px-Kern_Arion_auf_dem_Delphin (700x576, 137Kb)

По кн. М.Л. Гаспарова "Занимательная Греция"

Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 12 пользователям

Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 11 Сентября 2016 г. 13:45 (ссылка)
Спасибо, Наташа. Очень трогательная история.
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Воскресенье, 11 Сентября 2016 г. 15:06 (ссылка)
Спасибо, Наташа, за интересный пост!!!
comment_1613837 (320x227, 61Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Radeia   обратиться по имени Воскресенье, 11 Сентября 2016 г. 16:11 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Berlios   обратиться по имени Воскресенье, 11 Сентября 2016 г. 18:23 (ссылка)
Существующие истории мира есть истории кровавых войн и легендарных полководцев. Поэтому нестойкий молодой ум ученика воспринимает войны как неизбежный и единственный путь существования и развития человечества. Результатом войн было уменьшение количества людей, разрушение материальных благ и даже крушение культур. Когда же наконец войны будут рассматриваться в учебниках истории как зло? Предлагаю: поручить Наташе написать ту часть истории мировой культуры в которой гармония стала бы действующим фактором, смягчающим нравы людей и способствующим прогрессу человечества.
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Воскресенье, 11 Сентября 2016 г. 22:48 (ссылка)
Замечательный пост Наташенька!!Спасибо!!
Ответить С цитатой В цитатник
Galja_les   обратиться по имени Понедельник, 12 Сентября 2016 г. 12:47 (ссылка)
Очень красивая и трогательная история! Бесконечно благодарю за потрясающую публикацию!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Среда, 14 Сентября 2016 г. 13:34 (ссылка)
Спасибо за статью. Действительно, музыка способна синтезировать раздирающие человека противоречия, и тем самым обеспечить ему как гармонию с самим собою, так и с миром. Мне кажется, именно это и хотел показать Моцарт в своей Волшебной Флейте в сцене хор колокольчиков ( https://www.youtube.com/watch?v=3LKHoHQbXx4 ) .
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 24 Сентября 2016 г. 21:26 (ссылка)

Ответ на комментарий Berlios

Berlios,
Миррэлия – светлое царство,
Край ландышей и лебедей.
Где нет ни больных, ни лекарства,
Где люди не вроде людей.
Миррэлия – царство царицы
Прекрасной, премудрой, святой,
Чье имя в веках загорится
Для мира искомой Мечтой!
Миррэлия – вечная Пасха,
Где губы влекутся к губам.
Миррэлия – дивная сказка,
Рассказанная мною вам.
Миррэлия – греза о юге
Сквозь северный мой кабинет.
Миррэлия – может быть, в Луге,
Но Луги в Миррэлии нет!..
Качает там лебедя слива,
Как символ восторгов любви…
Миррэлия! как ты счастлива
В небывшем своем бытии!

Игорь Северянин
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 26 Сентября 2016 г. 01:37 (ссылка)

Ответ на комментарий Berlios

Berlios, Геннадий, мне сегодня пришлось выполнять срочную работу и вот смотрите, что попалось из Швейцера )

Война и все, что с нею связано, - лишь проявление состояния бескультурья, в котором мы находимся. Каков характер вырождения нашей культуры и почему оно наступило? Прежде всего, здесь напрашивается довольно элементарная констатация. Роковым для нашей культуры является то, что ее материальная сторона развилась намного сильнее, чем духовная. Равновесие ее нарушено. Под воздействием открытий, которые в невиданной ранее степени ставят нам на службу силы природы, условия жизни индивидов, общественных групп и государств подверглись радикальному преобразованию. Наши познания обогатились, а возможности возросли в масштабах, которые ранее вряд ли могли бы считаться мыслимыми. Восторгаясь успехами науки и практики, мы - увы! - пришли к ошибочной концепции культуры. Мы переоцениваем материальные достижения и не принимаем во внимание значения духовного начала в той мере, в какой следовало бы. Но вот мы сталкиваемся с фактами, и они все больше заставляют нас задумываться. Беспощадно суровым языком они говорят нам, что культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе.
Ответить С цитатой В цитатник
Berlios   обратиться по имени Понедельник, 26 Сентября 2016 г. 20:11 (ссылка)
Наташа, как всегда Ваш материал побуждает к поискам и размышлениям. Для начала хотелось бы процитировать понимание культуры А.Швейцером.
" Культура - совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях, при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида, как прогрессу прогрессов". Очень важным здесь является то, что швейцеровское понятие "мы" подразумевает всё человечество. И поэтому соблюдение баланса между прогрессом науки и ростом благосостояния, с одной стороны, и прогрессом духовности с другой в отдельно взятых странах ( Япония, Чехия, Англия и др) не смогли изменить надвигающуюся катастрофу, свидетелями которой мы являемся. Инициатива её зародилась в странах слаборазвитых, в которых сознание жителей было ошеломлено богатством жителей процветающих стран. Здесь меньшая часть населения устроила себе благополучие по лучшим образцам, а большей части был преподан выход - в насильственном перераспределении богатств. Эта преступная мысль подкрепляется и культурной программой о "особости религии, национальных духовных скрепах и т.д." Но это не швейцеровское понимание духовного начала.
Альберт Швейцер не учитывал неравномерность развития стран и не предвидел, что страшной силой будет не наличие большого количества материальных благ, а имущественное неравенство населения в странах изгоях, и тем более разрушительной силой окажется пропаганда с использованием прогресса науки.
Уйдём от этой скользкой темы, ведь главное для нас - музыка. Наверное, вы знаете, что А.Швейцер был прекрасным музыкантом и его перу принадлежит лучшая из биографий о Л.В.Бетховене
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 20 Октября 2016 г. 01:29 (ссылка)

Ответ на комментарий Berlios

Berlios, да, тема не простая... Я не думаю, что в таких странах, как Англия или Япония соблюдён баланс между прогрессом науки, ростом благосостояния и прогрессом духовности. Лучше эту тему дейтсвительно пока оставить. Но мне приходит на ум одна всем известная сказка - О рыбаке и рыбке, особенно если учесть, каким символом может быть рыбка, символом, принятым в ранней христианской культуре. Хотя и так понятно, что материальное и духовное здесь как земля и небо далеки друг от друга и рост первого не приводит к росту второго.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 20 Октября 2016 г. 01:41 (ссылка)

Ответ на комментарий

vladimir_minsk, да, "если бы у каждого человека было такое сокровище, то все люди жили бы в любви и гармонии"... "Счастье, Любовь и ... Музыка"... Спасибо большое за такой замечательный отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 20 Октября 2016 г. 01:45 (ссылка)

Ответ на комментарий Galja_les

Galja_les, большое спасибо за внимание и тёплый отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 20 Октября 2016 г. 01:47 (ссылка)

Ответ на комментарий mimozochka

mimozochka, спасибо большое за отзыв, Наденька!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 20 Октября 2016 г. 01:48 (ссылка)

Ответ на комментарий Radeia

Radeia, большое спасибо за отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 20 Октября 2016 г. 01:50 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

Annakraj, большое спасибо за отзыв, Анна!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 20 Октября 2016 г. 01:51 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Нинель_Ник, большое спасибо за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку