Игорь_Васюков все записи автора
Местоположение:
Республика Карелия,
г.Сортавала,
о.Валаам
В состав комплекса входят:
Собор Спасо-Преображенский
Корпуса келейные внешнего каре с церквями Троицы и Петропавловской
Корпуса келейные внутреннего каре с церквями Николая Чудотворца и Успения
Собор Спасо-Преображенский
Местоположение: Республика Карелия, г.Сортавала, о.Валаам
Датировка: 1887-1896 гг.
Входит в состав комплекса Монастырь Валаамский Спасо-Преображенский
Статус: Памятник республиканского значения
Функциональное назначение: Культовое
Характер современного использования: Приспособление для хозяйственных целей
Сведения о проектировщике: Строительство началось по проекту архитектора А.Силина и завершено академиком архитектуры Н.Д.Прокофьевым.
История существования памятника до поступления в музей: Строительство собора началось в 1887 году, а в 1896 г. он был освящен. Собор возводился силами наемных работников. Роспись стен собора в интерьере проводилась живописцами монашеской мастерской под реководством монаха Луки, профессионального художника академического направления в прошлом.
Объемно-планировочное решение: Собор представляет собой четырехгранный двухэтажный объем с полукруглой в плане, также двухэтажной апсидой, с примыкающим к нему с западной стороны объемомо колокольни и закрытым крыльцом. Собор - пятиглавный, крестово-купольный, разделенный восемью столбами на три нефа.Нижняя церковь теплая - Сергия и Германа, верхняя - Преображенская, холодная. Центральный объем собора с северной и южной сторон имеет ризалиты. Углы четырехугольника собора незначительно срезаны. С северной стороны собора пристроен закрытый вход в алтарную часть. Все пять световых круглых барабанов собора увенчаны шлемовидными куполами, завершающимися шаром с крестом. Колокольня собора многоярусная. Колокольня покрыта шатровой крышей, увенчанной главкой на барабане и шаром с крестом.
Констурктивное решение: Собор построен из валаамских строительных материалов: стены из кирпича, цоколь из серого гранита, колонны входа из красного гранита, крыши куполов и шатра - металлические.
Внешний вид: Объем собора сильно декорирован. Декоративным эффектом обладает сочетание цвета красных кирпичных стен с белыми архитектурными деталями, выполненными их черного, серого и красного гранита. Горизонтальные тяги, украшенные 'сухариками', проходят между первым и вторым этажами собора, и над вторым этажом. Ризалиты собора завершаются уступчатыми пятигранными фронтонами. Лучковые окна первого этажа собора обрамлены наличниками белого цвета. Очень декорированы окна ризалитов, решенные в виде тройных арок, опирающихся на фигурные гранитные колонки. Справа и слева от этих окон размещены большие белые декоративные кресты, выступающие из плоскости кладки стены. Декор первого яруса колокольни совпадает с декором ризалитов собора. Проемы четырехцветных восьмериков решены в виде профилированных арок.
Интерьер: В верхний храм ведут две лестницы, соединяющиеся затем в широкую гранитную лестницу. Внутреннее пространство собора ярко освещено. Стены, потолок, колонны обильно расписаны. Вверху, у купола, - круговой обход, огражденный решеткой, куда можно попасть из колокольни по крыше собора. В соборе устроены вместительные хоры, потолок и стены которых расписаны.
Размеры (длина / ширина / высота):
64,00 / 24,00 / 76,00
Каре наружное центрального монастырского ансамбля
Местоположение: Республика Карелия, г.Сортавала, о.Валаам
Датировка: 1801-1837 гг.
Входит в состав комплекса Монастырь Валаамский Спасо-Преображенский
Статус: Памятник республиканского значения
Функциональное назначение: Смешанное
Характер современного использования: Смешанное использование
Сведения о проектировщике: Первый автор пректа - настоятель монастыря, игумен Назарий. С 1891 года по проекту архитектора А,Силина осуществляется надстройка второго этажа, а 1900 году началось возведение третьего этажа по проекту архитектора Н.И.Баранкевича.
История существования памятника до поступления в музей: Наружное каре строилось длительное время, изменялась этажность и характер составляющих его корпусов. В его проектировании принимали участие многие авторы: профессиональные архитектры и зодчие из монашеской среды. В 1802 г. при игумене Иннокентии начинаются работы по сооружению надвратной церкви Петра и Павла на южной линии каре. В 1809 г. церковь была освящена. В 1807 г. начинается строительство северной линии каре с больницей и церковью, которая в 1814 г. была освящена в часть Живоносного Источника Божьей Матери. В 1835-36 гг. на пожертвования купца Ф.Ф.Набилкова начались работы по надстройке вротого этажа церкви Живоносного Источника, которые были завершены в 1837 г. Новую культовую постройку освятили как храм Живоначальной Троицы. Возведение каре осуществлено преимущественно силами наемных работников-крестьян, выходцев из южной губернии России и Карелии.
Объемно-планировочное решение: В плане каре представляет собой четырехугольник, состоящий из двух- трехэтажных корпусов. Южная линия - прямоугольный в плане трехэтажный объем, в центре которого расположены входные Святые ворота с надвратной церковью апостолов Петра и Павла. Северная линия - прямоугольный в плане двухэтажный объем, в центре которого расположены две больничные церкви. Восточная линия - два прямоуголных в плане трехэтажных объемов, разделенных в центральной части узорной металлической оградой. Четырехугольник каре имеет строго регулярный характер. В корпусах преимещественно располагались братские кельи, но были и помещения с другим функциональным назначением. Планировка келейных корпусов довольно проста: кельи расположены по обеим сторонам коридора и перекрыты крестовыми сводами. Коридоры перекрыты коробовыми сводами.
Констурктивное решение: Каре возведено из кирпича валаамского производства.. Корпуса покрыты металлическими кровлями.
Внешний вид: К декоративным деталям можно отнести полосы поребрика, пилястры, расчленяющие плоскость стен, арочное и килевидное завершения имеют слуховые окна. Но в целом наружное каре не богато декорированными формами и отличается строгостью и простотой. Стены побелены изнутри и снаружи.
Каре внутреннее центрального монастырского ансамбля
Местоположение: Республика Карелия, г.Сортавала, о.Валаам
Датировка: 1785-1801 гг.
Входит в состав комплекса Монастырь Валаамский Спасо-Преображенский
Статус: Памятник республиканского значения
Функциональное назначение: Смешанное
Характер современного использования: Смешанное использование
Сведения о проектировщике: Автор проекта - настоятель Валаамского монастыря, игумен Назарий.
Сведения о строителе: Строительство осуществлено наемными рабочими - ярославцами.
История существования памятника до поступления в музей: К концу 18 века деревянные монастырские постройки обветшали. Было решено заменить их на каменные. Иеромонах Назарий, приехавший из Тамбовской епархии в 1781 г., составил план каменного монастырского комплекса, утвержденный митрополитом Гавриилов в 1785 году. В 1801 г. постройка было окончена. Уже в 1785 г. была освящена церковь Успения Богоматери, а в 1793 г. - церковь Святителя и Чудотворца Николая. В каре размещались настоятельские кельи, монастырская трапезная, братская кухня и другие помещения.
Объемно-планировочное решение: Каре представляет собой в плане П-образную композицию, замкнутую с западной стороны и составленную из трех линий корпусов. Западная линия - двухэтажный, прямоугольный в плане объем с помещениями братских и настоятельских келий. Северная линия - одноэтажный, прямоугольный в плане объем. Северную линию с северо-восточной части замыкает одноглавая церковь Успения Богоматери. Южная линия - прямоугольный в плане двухэтажный объем. В юго-восточной части линию замыкает одноглавая Никольская церковь - небольшой, имеющий форму параллелепипеда объем с полукруглой апсидой. Планировка келейных корпусов идентична. Кельи расположены по обеим сторонам коридора. Кельи и коридоры перекрыты крестовыми сводами.
Констурктивное решение: Каре возведено из кирпича валаамского производства. Корпуса покрыты металлическими кровлями. Боковые объемы имеют односкатную крышу, центральный - крыт на два ската.
Внешний вид: Отсутствуют какие бы то ни было декоративные детали. Однако, ассиметричное положение окон придает корпусам некоторую живописность. Несколько богаче пластика храмов. Окна Никольской церкви имеют наличники простой формы. Вход в Успенскую церковь - в виде выступающего объема с возвышающейся центральной частью. Лучковые окна объема завершены каменными 'бровками', также завершены и арочные входы. Стены побелены изнутри и снаружи.
Источник: Сайт "Музей Карелии" Фото с сайта
http://www.museums.karelia.ru/build/compl4.shtml
Место на карте