-Метки

Animals art digital art fantasy fine art illustrations illustrator impressionism landscape macro nature oil oil on canvas oil/canvas painter painting photo photographer photographers photography photos pictures portrait still life surrealism ЖЗЛ акварель актриса антиквариат арт архитектура афоризмы батик видео винтаж город городской пейзаж горы графика декоративно-прикладное искусство дети женский образ живая природа живопись животные иллюстратор иллюстрации импрессионизм искусство история картины кино коты кошки красота креатив куклы личность любовь макро мода море музыка натюрморт осень памятник пейзаж пейзажи позитив портрет поэзия праздник природа проза птицы путешествие реализм ретро санкт-петербург сказки стекло стихи страна сюрреализм танец фото фотограф фотографии фотография фэнтези художник художник-иллюстратор цветы цитаты цифровая живопись цифровое искусство черно-белое читальный зал ювелирные изделия юмор

 -Приложения

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 74702


Жизнь и творчество К. В. Лебедева

Четверг, 29 Мая 2008 г. 13:10 + в цитатник
NADYNROM все записи автора Имя Клавдия Васильевича Лебедева, художника-передвижника, мастера жанровых картин и исторических композиций, представителя русской реалистической школы живописи рубежа XIX-XX веков, сегодня мало кому известно. О нем знают в основном только те, кто хорошо знаком с творчеством архитектора Константина Тона, ибо возведенный по проекту последнего Вознесенский собор в Ельце расписывал именно Лебедев. Единственная небольшая книжечка, посвященная ему, вышла в 1948 году.
Родился Клавдий Васильевич 16 октября 1852 года в крестьянской семье. Занятия отца церковной живописью, как думается, определенным образом повлияли на выбор мальчиком жизненного пути, и это, пожалуй, все, что можно сказать достоверного о детской и юношеской поре будущего художника. В начале 1870-х годов он поступил в Строгановское училище, в 1875 году перешел в Училище живописи, ваяния и зодчества, где в то время преподавали И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, В. Г. Перов, В. Е. Маковский. Любимым учителем Клавдия Лебедева стал Перов, а ближайшим другом и сподвижником – Маковский. Огромную роль в его творческой судьбе сыграл представитель академической школы рисования Е. С. Сорокин, уроки которого заложили основы последующей славы Лебедева как одного из лучших рисовальщиков своего времени и великолепного книжного графика.
Годы учебы совпали с началом проведения по инициативе В. Г. Перова регулярных ученических выставок. Выставка 1877 года, первая среди них, стала первой и в жизни Клавдия Васильевича.
70 – 80-е годы XIX века в русском искусстве ознаменовались всплеском интереса к отечественной истории, стремлением осмыслить ее в художественных образах. Исторический жанр становится преобладающим и в творчестве К. В. Лебедева. Его привлекает яркий колорит древнерусской жизни, красочность нарядов, архитектура наших старинных городов, эпические характеры людей далекого прошлого. Созданная в 1880 году, то есть еще в ученические годы, картина "Молодой боярин за столом" никоим образом не свидетельствует о желании молодого автора противопоставить что-либо оригинальное установкам небезызвестного В. Г. Шварца, призывавшего с буквальной точностью копировать поддающиеся изучению реалии воспроизводимой эпохи. Но уже за картину "Выход боярышни из церкви", отмеченную куда большей самостоятельностью видения, художник получил большую серебряную медаль.
Особый интерес вызывали у Лебедева XVI-XVII века. Ими навеяна "Боярская свадьба" – первое его большое историческое полотно, демонстрировавшееся в 1884 году на XII выставке передвижников.

 (690x497, 73Kb)

Критика оценила картину неоднозначно. "Санкт-Петербургские ведомости" писали, что представленные здесь "типы невозможны, безобразны до крайности, на них противно смотреть". В. В. Стасов, напротив, посчитал самым привлекательным в "Боярской свадьбе" именно "типы и характеры, превосходно понятые и выраженные". По мнению О. Сопоцинского, художник "предстал в этой картине как законченный мастер исторической жанровой сцены". Имя Лебедева приобретает известность. В 1888 году Константин Савицкий в письме В. М. Васнецову, размышляя о развитии исторического жанра, отметил, что "москвичи будто главенствуют в этом; говорят, что большие вещи можно ждать от Лебедева".
Такой "большой вещью" стало полотно "Уничтожение новгородского веча", впервые показанное публике в 1891 году на XIX выставке передвижников.

 (690x422, 67Kb)

Затем, в 1894 году, появилась картина "Полонянник", исполненная по мотивам рассказа Н. А. Полевого "Русский полонянник" из времен монголо-татарского ига. В этом же ряду стоят "Угощение шута" (1892), "Дурка" (1892), "В Московском приказе XVII в." (1898), "Отдохнул" (1900), "К боярину с наветом" (1903).
Среди произведений К. В. Лебедева, посвященных крупным событиям и деятелям русской истории, особо выделяется "Смерть царя Федора Алексеевича", за которое автор в 1897 году удостоился звания академика. Далее последовал живописный цикл, изображающий Петровскую эпоху: "Царевич Петр Алексеевич и дьяк Зотов" (1903), "Прощание царицы Н. К. Нарышкиной с братом Иваном перед тем, как выдать его стрельцам" (1908), "Петр I в Саардаме" (1908).

Лебедев К (640x700, 80Kb)

Лебедев К. В. Ассамблея при дворе Петра I

В 1911 году исторические работы Клавдия Васильевича были литографированы и изданы в виде альбома.
О. Сопоцинский отмечает, что "картины К. В. Лебедева "обладают одним очень ценным качеством – возможностью быстро прочесть композицию. Зритель, даже не зная заглавия, легко улавливает нить рассказа. Малейшая деталь является в картине необходимой и не становится лишней"; Лебедев, по словам исследователя, "непревзойденный и увлекательный рассказчик".
Будучи членом Товарищества передвижных выставок, Клавдий Васильевич не остался в стороне от известного пристрастия художников этого круга к жанровой живописи, ограничившись здесь, правда, весьма скромными по замыслу и формальным приемам работами, что, однако, не помешало ему достичь в них весьма широкого социально-бытового обобщения. Таковы полотна "К сыну" (1894)

 (526x700, 79Kb)


, "На родине" (1897), "Что-то случилось", "В церкви", "Иконописец" и другие.
Главным событием в творческой биографии К. В. Лебедева стала роспись Вознесенского собора в городе Ельце (совместно с товарищем по передвижническому цеху академиком Алексеем Ивановичем Корзухиным). Над реализацией елецкого проекта Константина Тона, известного авторством храма Христа Спасителя в Москве, трудился с 1845 года архитектор Александр Каминский. В 1877 году начались штукатурные работы, а потом за дело взялись художники. Поистине титаническая работа длилась шесть лет.
Своеобразным продолжением этой работы можно назвать создание К. В. Лебедевым иллюстраций к библейским книгам. В итоге появился целый цикл произведений, отлитографированных и изданных в начале XX века.
Со временем иллюстрирование книг начинает занимать все более заметное место в творчестве художника. Среди первых известных его опытов в данной области – иллюстрации к ряду рассказов из "Записок охотника" И. С. Тургенева, датированные 1883-1884 годами. Выполненные с большим мастерством и глубоким пониманием поэтичности тургеневской прозы, они вызвали столь широкий интерес у читающей публики, что почти сразу же были изданы в виде отдельного альбома, обложку которого весьма оригинально оформил сам Клавдий Васильевич. До сих пор иллюстрации Лебедева к "Запискам охотника" признаются непревзойденными.
В оформлении знаменитого многотомного издания Н. И. Кутепова "Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси" наряду с такими прославленными мастерами, как И. Е. Репин, В. А. Серов, А. П. Рябушкин, принимал достойное участие и К. В. Лебедев.. Второй том открывался выполненным им фронтисписом "Выезд Царя Алексея Михайловича (…) из Спасских ворот г. Москвы". Замечательны и другие его произведения, помещенные в "Царской охоте": "Отведывание" соколов под селом Коломенским стольником и московским ловчим А. И. Матюшкиным послу Римского императора Леопольда барону Маейербергу", "Пожалование из рядовых сокольников в начальные в присутствии Царя Алексея Михайловича", "Вечер на Измайловском потешном дворе г. Москвы в начале XVIII столетия", "Привоз и сдача подсокольничему соколов на Семеновском потешном дворе г. Москвы холмогорскими помытчиками в конце XVII столетия", "Обучение соколов. "Выноска и справка" на Семеновском потешном дворе г. Москвы кречетниками и сокольниками".

 (690x530, 69Kb)

Сострунка медведя в лесу

Глубокое знание отечественной старины и книжных традиций Древней Руси позволило К. В. Лебедеву талантливо проиллюстрировать ряд произведений известного русского писателя Н. А. Полевого. В конце 1890-х годов Клавдий Васильевич иллюстрирует и оформляет исторические произведения Общедоступной библиотеки А. Д. Ступина. Тогда же он становится преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а затем профессором натурного класса Высшего художественного училища при Санкт-петербургской академии художеств, действительным членом которой был избран в 1906 года.
Умер Клавдий Васильевич Лебедев 21 сентября 1916 года. Последняя его работа – картина "Иван Грозный" – осталась неоконченной.

Ну и еще несколько работ Лебедева, репродукции которых удалось найти:

 (424x600, 45Kb)

"Портрет мальчика"


 (524x600, 88Kb)

"Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная"

 (690x488, 99Kb)

"Крещение киевлян"

 (629x700, 105Kb)

"Ночь на Ивана-Купалу"

 (625x700, 116Kb)

"Освоение русскими новых земель"


 (690x577, 94Kb)

"Пляска"

 (690x616, 76Kb)

"Размолвка на террасе"

 (690x512, 66Kb)

"Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла (Кирилло-Белозерского монастыря) благословить его в монахи"

Источник
Рубрики:  Живопись
Жизнь Замечательных Людей
Метки:  

Процитировано 6 раз

Shuurey   обратиться по имени Четверг, 29 Мая 2008 г. 15:17 (ссылка)
Безумно интересно.В цитатник.Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Йоган_Голобрюхов   обратиться по имени Четверг, 29 Мая 2008 г. 20:51 (ссылка)
С недавних пор открыл для себя Лебедева и удивляюсь, что это произошло так поздно.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Пятница, 30 Мая 2008 г. 09:11 (ссылка)
К сожалению, не очень много доступных в сети репродукций с его работами. Мне бы самой хотелось посмотреть на другие работы художника=)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку