-Метки

Animals art digital art fantasy fine art illustrations illustrator impressionism landscape macro nature oil oil on canvas oil/canvas painter painting photo photographer photographers photography photos pictures portrait still life surrealism ЖЗЛ акварель актриса антиквариат арт архитектура афоризмы батик видео винтаж город городской пейзаж горы графика декоративно-прикладное искусство дети женский образ живая природа живопись животные иллюстратор иллюстрации импрессионизм искусство история картины кино коты кошки красота креатив куклы личность любовь макро мода море музыка натюрморт осень памятник пейзаж пейзажи позитив портрет поэзия праздник природа проза птицы путешествие реализм ретро санкт-петербург сказки стекло стихи страна сюрреализм танец фото фотограф фотографии фотография фэнтези художник художник-иллюстратор цветы цитаты цифровая живопись цифровое искусство черно-белое читальный зал ювелирные изделия юмор

 -Приложения

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 74702


Истомина Авдотья Ильинична - Великие любовные истории

Пятница, 14 Мая 2010 г. 12:13 + в цитатник
igorinna все записи автора
 
Русская балерина. С 1816 года ведущая танцовщица петербургской балетной труппы. Первая исполнительница партий в балетах на пушкинские сюжеты.
 
Авдотья Ильинична Истомина
 
Она была спутницей юности А.С. Пушкина, той богемной подругой, талантливой, искромётной, воспоминания о которой согревают в трудные, тоскливые минуты жизненных неудач. По выходе из Лицея молодой поэт становится завсегдатаем театра и страстным поклонником хорошеньких «актёрок». Это было для него беззаботное, весёлое время необязывающих влюблённостей и кутежа, время дружеских пирушек и застолий. И посреди их сумасшедшего мужского круга царила она — Дуня Истомина с огненными чёрными глазами, похожая на черкешенку, гибкая, как тростинка, непосредственная, с ярким, буйным
 

Она была спутницей юности А.С. Пушкина, той богемной подругой, талантливой, искромётной, воспоминания о которой согревают в трудные, тоскливые минуты жизненных неудач. По выходе из Лицея молодой поэт становится завсегдатаем театра и страстным поклонником хорошеньких «актёрок». Это было для него беззаботное, весёлое время необязывающих влюблённостей и кутежа, время дружеских пирушек и застолий. И посреди их сумасшедшего мужского круга царила она — Дуня Истомина с огненными чёрными глазами, похожая на черкешенку, гибкая, как тростинка, непосредственная, с ярким, буйным темпераментом.

В среде блестящей молодёжи XIX века считалось непременным условием воздыхать по балерине, актрисе, певице, дарить цветы, волочиться и попадать в скандальные истории, но по Истоминой страдали многие, ох как многие молодые повесы. Дуня умела привлечь к себе внимание. Лёгкая в общении, обаятельная, что называется, «без комплексов», она запросто сходилась с мужчинами, но главным в ней было всё же то обаяние, талант, которыми безродная Дуня была щедро одарена от матушки природы.


 

В театральное училище её, шестилетнюю девочку, привёл какой то флейтист. Кем он приходился Дуне, отчего решился определить её в «артистки» — неизвестно, но то, что с таинственным музыкантом сама судьба постучалась в двери Истоминой, совершенно ясно. Девочка попала в класс крупнейшего педагога, постановщика, новатора балета Шарля Дидло. С ним русский балет вышел на путь новаций, получил европейское признание. Дидло одним из первых освоил романтические темы и образы в постановке танцев, создал новую балетную технику, привнёс новые сценические приёмы. Он ближе всех из современных ему балетмейстеров подошёл к пальцевой технике танца. Конечно, для осуществления своих творческих замыслов Дидло необходима была балерина, непохожая на прежних танцовщиц. Такой «музой», способной вырваться из канонов, довериться неизведанному, способной претворить на сцене самые дерзкие для того времени новации, и стала Истомина.


 

Дебют Авдотьи Ильиничны состоялся 30 августа 1816 года в балете «Ацис и Галатея». Семнадцать лет — возраст торжествующей юности, необыкновенная лёгкость, прекрасное лицо — такою предстала перед зрителями Галатея в исполнении Истоминой и надолго осталась властительницей дум «золотой» молодёжи того времени. Двенадцать лет эта роль актрисы пользовалась неизменным успехом. С нею в русский театр, в общественную жизнь России врывался свежий ветер перемен. Истомина, не помышляя о том, невольно становилась провозвестницей новой жизни. Уже в этом первом балете в маленькой нимфе жила прекрасная человеческая душа, доброе, готовое к самопожертвованию сердце, презрение к опасности. Пожалуй, здесь и намечалась основная тема, которая столь волновала русское общество и которую до последнего дня своей сценической жизни пронесла великая танцовщица — высокая человечность и героизм.

Это было время, когда ещё не существовало «Лебединого озера», не было «Жизели» и всех тех дежурных партий с их отработанными техническими приёмами, по которым отмечается мастерство танцовщицы. Это было время, когда балет ещё «путался» с пантомимой и когда авторы стремились прежде всего любыми путями рассказать историю. Это было время, когда от балерины обязательно требовался драматический талант, который невозможно было восполнить чисто танцевальными приёмами. Истомина идеально совмещала в себе редкую грациозность и мастерство комедийной и драматической актрисы.


 

Авдотья Ильинична уже в первые годы своей карьеры поражала современников способностью создавать живые и совершенно разные образы богатством мимики, точностью жеста, глубиной проникновения в характер. Виртуозность её танца — лишь одна из сторон большого, многогранного таланта. Превосходная комедийная актриса, она, по свидетельствам современного ей театрального критика, не только «танцует с величайшей живостью и проворством, она отличная балетная актриса для ролей резвых и хитрых девиц».

Нередкими в те времена бывали случаи, когда танцовщицы назначались на роли в драматических спектаклях. Так, крупнейший театральный автор той эпохи — Шаховской — написал специально для Истоминой образы героинь в двух водевилях. Зная блистательные способности Авдотьи Ильиничны в танце, естественно предположить, что автор решил использовать их в своей пьесе. Не тут то было! Мало того, что персонажи Истоминой наделены многоречивым текстом, они ещё и довольно сложны по характерам, попадают в самые разнообразные житейские ситуации. Обе Зефиреты из водевилей Шаховского почти не уходят со сцены, а Зарницкая — путешествующая танцовщица — роль не просто «ведущая» по нынешней терминологии, а заглавная.


 

Хоть Шаховской и создавал Зефирету для Истоминой, где то в глубине его души таилась неуверенность — будет ли она так же прекрасна в водевиле, как и в балете. Умело и предусмотрительно он предназначал ей осторожную, извинительную фразу: «Ах, я привыкла изъясняться пантомимикой и чувствую, что мой язык не так меня слушается, как мои ноги». Предосторожность оказалась излишней. «Роль танцовщицы Зефиреты в комедии водевиле кн. Шаховского „Феникс, или Утро журналиста“ Истомина играла прелестно, как умная и опытная актриса», — восторгается современник.

Балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» навеки соединил имена Пушкина, Истоминой и Дидло. Постановки Дидло всегда были крупными событиями в петербургской жизни. Но этот новый балет приняли особенно горячо и восторженно — для общества он был тесно связан с именем опального Пушкина. А Истомина, казалось, была создана для образа Черкешенки. Легендарной славой овеяна эта роль в творчестве балерины. В «Кавказском пленнике» она была настолько «восточной», так был созвучен национальному колориту её внешний облик, что долгое время ходили слухи, будто она — черкешенка по происхождению: «Может быть, также, образ петербургской актрисы Истоминой, родом черкешенки, за которой Пушкин ухаживал и которую потом так блистательно вывел в „Онегине“, носился в его воображении, когда он писал „Кавказского пленника“».


 

Собственно, поэт и был «виновником» легенды о восточной национальности танцовщицы, именуя её в письмах Черкешенкой. По видимому, отношения Истоминой и Пушкина в своё время были весьма фривольными, но лёгкими и ни к чему не обязывающими. Имя Дуни впервые встречается в озорных стихах, которые поэт писал тотчас по выходе из Лицея. По тону, нецензурности отдельных выражений можно заключить, что Истомина не являлась образцом нравственности. Однако весьма раскованную в поведении, практически неграмотную Авдотью Ильиничну с распростёртыми объятиями принимали в самых рафинированных салонах Петербурга.


 

Особенно охотно Истомина посещала квартиру Шаховского. Александр Александрович в ту пору был одним из самых противоречивых людей театрального мира. Драматург, режиссёр, начальник репертуарной части петербургских императорских театров, он был влиятельным человеком, а обширные познания в области сценического искусства, умение вести оживлённую беседу привлекали к нему множество людей. Жил князь недалеко от театра, квартира его находилась на самом верхнем этаже дома и именовалась «чердаком» Шаховского. После спектакля именно сюда спешили те, кто не хотел расходиться по домам и кружиться в вальсах на великосветских балах.

Атмосфера в доме Шаховского была весьма демократичной. Здесь никто никого не встречал, не провожал и специально не потчевал. Посетители разбивались на отдельные группы, театральным спорам и беседам иногда предшествовал бильярд, по домашнему уютное чаепитие, искусно сервированное гражданской женой князя, актрисой Ежовой. Ни в одном из салонов Петербурга не собиралось такое интеллектуальное общество, каким мог похвастаться «чердак» Шаховского. Здесь обсуждались последние спектакли, дебюты актёров, приёмы сценической педагогики, зарождались планы новых постановок. Однако возвышенные беседы не мешали великосветским волокитам заводить любовные интрижки, нескромно поглядывать (и не только поглядывать) на молодых актрис и воспитанниц Театральной школы, которых нередко приглашал Шаховской.


 

Ещё более вольная обстановка складывалась в доме Никиты Всеволожского, под его знаменитой «зелёной лампой». По субботам, когда в театрах не давали представлений, в квартире Всеволожского бывало особенно многолюдно: молодые офицеры, начинающие литераторы, записные театралы и молодые актрисы. Весёлый говор, звонкий смех, вино рекой, вольные шутки, замысловатые шарады с участием «сильфид» и, наконец, пир в зале, освещённом зелёной лампой.

Истоминой нравились эти шумные, далеко за полночь заканчивавшиеся вечера. Она была «богемной» девушкой и не спешила в свою одинокую квартирку. Но как знать, может быть, больше, чем комплименты, преклонение, влюблённость, увлекали её рассуждения Пушкина о театре, меткие и колкие замечания Баркока о спектаклях и актёрах, отрывистые фразы умного и угрюмого Улыбышева, автора трудов о Моцарте и Бетховене. Эти беседы заменяли ей книги, к которым она так и не приохотилась, давали пищу её неразвитому, но пытливому уму. Ни одна из актрис пушкинской поры чаще Истоминой не бывала в кругу поэтов, ни одна не слыла столь страстной любительницей вечеринок.


 

Порывистая, увлекающаяся и неотразимо увлекательная, она напропалую кокетничала со всеми, она умудрилась вскружить голову многим, и ей нравилось повелевать роем своих многочисленных поклонников, снисходительно взирать на ссоры, возникающие из за одной её ласковой улыбки. Однако легкомыслие кокетливой балерины не осталось безнаказанным, и вскоре Истомина «вляпалась» в некрасивую историю с полицейскими расследованиями и протоколами. В Авдотью Ильиничну имел несчастье влюбиться штаб ротмистр Шереметьев, человек истеричный, жестокий. Своими сценами он измучил не привыкшую к запретам Истомину, и между влюблёнными произошёл разрыв. И тут граф Завадовский, которому наша героиня нравилась, умолил своего близкого друга Грибоедова, жившего с ним в одной квартире, привезти после спектакля на часок очаровательную Авдотью Ильиничну. Надо сказать, что Истомину и Грибоедова связывали долгие, тёплые отношения, по видимому, весьма двусмысленные. Не раз они пивали чай вместе… почему бы не посидеть втроём, мило поболтать и полюбоваться прелестными чёрными глазами танцовщицы.

Интрижка закончилась трагически. Ревнивец, доведённый до безумия и следивший за каждым шагом своей пассии, увидев Истомину в санях с мужчиной, бросился к Якубовичу — приятелю, известному своим бретерством и любовью к дуэлям. На Волковом поле 12 ноября 1817 года состоялась знаменитая «дуэль четверых» — Шереметьев, Якубович и Грибоедов, Завадовский. Шереметьев был смертельно ранен. Графу Завадовскому пришлось покинуть Россию, да и в судьбе Грибоедова дуэль эта сыграла роковую роль: в известной мере она определила его жизненный путь и надломила душу. Долго Грибоедова преследовал образ умирающего Шереметьева, угрызения совести часто не давали покоя.


 

Истомина оказалась, что называется, «роковой» женщиной, но в своих романах она никогда не преследовала корыстных целей, никогда не была содержанкой.

Невозможно взять в толк, почему сегодняшнее время называют стремительным. Современный человек лишь к сорока годам с трудом достигает общественного успеха, а представительницы слабого пола лишь к «полтиннику» познают истинную радость любви. Сегодняшняя культура ориентирована на зрелость и долгожительство — будто у человека впереди ещё бессчётное количество лет и он не торопится реализоваться — актрисы в семьдесят играют Джульетт, богатые мужчины к шестидесяти заводят детей, а балерины ставят рекорды долголетия на подмостках.

Истомина сошла со сцены вместе со сменой эпох. Пушкинский период закончился и вместе с ним закончилась слава нашей героини. Она больше не получала ролей, романтические балеты забылись и даже любимые нежные бело голубые тона сценических костюмов сменились тяжёлыми малиновыми и синими цветами. А ведь Истоминой было всего лишь тридцать семь, когда состоялось её последнее представление…

Она доживала свой век тихо и неприметно, вдали от шумного света, со скромным мужем — безвестным драматическим актёром Павлом Экуниным, а умерла от холеры. «Литературная газета» с грустью известила о кончине «некогда знаменитой танцовщицы» маленькой статейкой, стыдливо притаившейся в неприметном разделе.

Современникам казалось, что Истомина осталась в прошлом, но они не знали, что сквозь эпохи прорвутся к потомкам слова:

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина.

АРТ АРТель

Рубрики:  Ретро
История,статьи,заметки
Метки:  

Процитировано 13 раз

Аноним   обратиться по имени Пятница, 14 Мая 2010 г. 15:18 (ссылка)
Юрий из Москвы!

Дорогая Игорина!

Как Вы мудры!
Как опытны и эрудированы!

Попробуйте начать писать "любовные романы".

Есть спрос!

Вас будут читать в автобусах, метро, самолетах, поездах и др.

Дайте же всем нам понимание, КАК НАДО ЛЮБИТЬ, КАК НАДО УМЕЛО ИЗМЕНЯТЬ, КАК УХОДИТЬ К ДРУГОЙ ИЛИ ДРУГОМУ, и, наконец, как жить, чтобы у окружающих Вас/Нас "закружилась голова от внезапного счастья"!

Конечно скажу: НЕЖНО ЦЕЛУЮ!!!
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Пятница, 14 Мая 2010 г. 23:31 (ссылка)
Я Вас целовать не буду:), но с мнением Юрия из Москвы - "Как Вы мудры! Как опытны и эрудированы! " - очень согласна:).
Читать Вас очень легко и приятно, спасибо:). Rozalija.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Воскресенье, 16 Мая 2010 г. 09:40ссылка
Аноним
Юрий из Москвы!

В наши дни все совсем иначе!
Прежде всего важны "служебные любовные романы"!
Это удобно, красиво, но рисковано!
Экономический кризис внес дополнительныет трудности!

Ниже трогательные истории по теме:


Нина Важдаева
УВОЛЕН ЗА СОБСТВЕННОЕ ЖЕЛАНИЕ
http://www.runewsweek.ru/society/34176/

С кризисом любовные истории в офисах стали источником больших житейских проблем. Увольнения идут одно за другим
В том, что Юрий, корпоративный юрист, остался без семьи и прежней работы, виноват финансовый кризис, хотя у его бывшей жены, наверное, иное мнение. Раньше в фирме, где работал Юрий, никаких корпоративов никогда не было. Но после того как сократили зарплату и народ стал ходить недовольный, начальство на Новый год решило устроить праздник в боулинге. Юрию 43, он ухоженный и скромный мужчина. Ходит в спортзал. Лысеет. Преданный муж, 15 лет в браке. «Народ как с цепи сорвался, - вспоминает он теперь, - первый корпоратив за столько лет. Выпили лишнего, а утром я проснулся в кровати у Юли, нашего финансового консультанта. На телефоне - 20 пропущенных звонков от жены».
Итог: жена ушла, с Юлей он через месяц расстался, на работе все всё узнали, пришлось уволиться. С февраля работает в небольшой консалтинговой фирме, а там платят на 20% меньше. Теперь Юрий ходит к психологу.
Офисные романы не редкость и не обязательно заканчиваются, как у Юрия. По разным оценкам, от 20 до 30% супружеских пар знакомятся на работе. Но кризис добавил этой романтической идиллии драматизма. Люди тут и там пишут заявления об уходе, а психологи подсчитывают доходы от новых клиентов.
«Во-первых, - говорит психотерапевт Марк Сандомирский, - эмоции позволяли снять стресс, в котором жила вся страна. Во-вторых, кризис проверил на прочность семейные отношения, и многие проверки не выдержали». Механизм несложный: муж теряет в зарплате, жена начинает его пилить, он ищет утешения - разумеется, в офисе, там ведь понимают, что происходит. Или наоборот - жена теряет в зарплате. Дома ссоры и напряжение. А тут еще работа допоздна и корпоративы.
Алексей, 33-летний дизайнер, женился три года назад, но, похоже, не очень удачно. И после того как его сократили в октябре 2008 года, он старался раньше полуночи домой не приходить - ждал, пока супруга уснет. Потом он и вовсе от жены ушел, устроился на новую работу и там, в молодом женском коллективе, почувствовал себя человеком. Сначала был роман с секретаршей. Потом с выпускающим редактором. Он бы даже, возможно, снова женился, если бы не привык заниматься сексом в переговорной комнате. Однажды поздно вечером дверь открыла уборщица. Алексей вспоминает ее слова: «Ой, мама!» По издательству поползли слухи, и дизайнер поспешил уйти сам, пока они не дошли до руководства. Теперь сидит без постоянной работы.
32-летней москвичке Ларисе больше повезло, чем корпоративному юристу Юрию: ее муж ничего не узнал. Лариса - маленькая полная женщина, женственная, веселая, душа компании. Недостатка в мужском внимании у нее не было никогда. Месяц назад ей пришлось уйти из престижной строительной компании, где она пять лет проработала начальником отдела дизайна. По строителям кризис ударил сразу и очень сильно, но Ларису, ценную сотрудницу, не уволили - зато ее отдел сократился с десяти человек до трех. Этим троим все чаще приходилось торчать на работе допоздна. «Был теплый майский вечер, а мы с моим подчиненным Алексеем такие голодные и уставшие», - рассказывает Лариса. Решили зайти в кафе. Через несколько недель Лариса поехала к нему ночевать: муж - геолог и часто торчит в экспедициях.
Роман шел хорошо, но тут кризис кончился, штат в компании снова расширили, Алексей переключился на другую сотрудницу, над Ларисой на работе стали подшучивать - сослуживцы всегда все знают, - она не выдержала и уволилась.
У офисных историй есть и экономические мотивы - и с кризисом, разумеется, они стали более существенными. Люди боятся потерять работу. «Страх перед будущим - одна из самых распространенных человеческих фобий, - поясняет Сергей Мадер, корпоративный психолог. - В кризисные времена он усиливается, и люди чаще совершают необдуманные поступки». А потом, бывает, жалеют.
Когда 28-летняя Ирина Зайцева устраивалась в крупную торговую компанию менеджером по привлечению клиентов, она сразу поняла, что понравилась начальнику. Он ухаживал, она отшучивалась, а успехи в работе у нее были так себе: клиенты шли неохотно. С кризисом она стала первым кандидатом на увольнение. Что ей оставалось делать? «Я приехала в Москву из Липецка четыре года назад, - объясняет она, - сбережений сделать не удалось, а квартиру снимать надо». Теперь жалеет о неудачном романе: работу уже пришлось поменять и как бы не пришлось переезжать на другую квартиру - бывший босс не только заваливает ее непристойными эсэмэсками, но и торчит часами у ее дома.
Руководству небольшой фармацевтической компании этой зимой пришлось расстаться сразу с несколькими ценными сотрудницами - после того как в фирме появился новый руководитель отдела закупок, Павел, 30-летний красивый и веселый блондин. Осенью случился скандал: выяснилось, что Павел встречается одновременно с тремя девушками и каждой пообещал жениться. Выяснилось случайно: одна сотрудница выплеснула на другую чашку чая, завязалась потасовка, добрались и до Павла. Потом оказалось, что Павел вообще женат. Девушки все уволились. «Для него флирт с сотрудницами просто хобби, - говорит сотрудница компании Ольга Северянинова. - Мы потеряли ценных специалистов, а с Павла как с гуся вода. Руководство не вмешивалось».
Обычно работодатели не любят, когда сотрудники крутят романы. По данным мартовского опроса портала SuperJob.ru, 55% руководителей считают, что любовные истории в офисе мешают работе. 6% даже готовы увольнять за это, а 4% - объявить строгий выговор. Правда, президент портала Алексей Захаров поясняет: руководители выступают в первую очередь против служебных романов, когда один из участников или оба женаты. «Где же еще знакомиться людям, как не на работе, - говорит Захаров. - Другое дело, что романы женатых и замужних часто напрямую влияют на прибыль компании. Бывает, что жена приходит на работу к мужу или ревнивый муж подкарауливает супругу у офиса. Разумеется, коллеги, ставшие свидетелями семейных сцен, надолго теряют рабочее настроение».
Психологи считают, что в России романы на работе протекают намного болезненнее для коллектива, чем на Западе. На Западе услуги психотерапевта обычно входят в медицинскую страховку, напоминает Ольга Меженина, психолог центра «Мир вашего Я», и всегда есть возможность выговориться. В России все всё обсуждают между своими - больше не с кем. А потом приходится уходить из-за шума и сплетен.
Меженина отмечает, что только с минувшей осени число клиентов с жалобами на неудачные служебные романы выросло примерно на 10%. Причем идут в основном те, кто уволился. «Большинство клиентов жалеют о служебном романе, - поясняет Меженина. - Люди говорят: я был хорошим специалистом, на хорошем счету, а теперь все начинать по новой».
Некоторые российские работодатели даже обратились к западному опыту и стали вводить внутренние распорядки, запрещающие офисный флирт. Сотрудники отвечают требованием сократить рабочий день. Это логичное требование. Британская рекрутинговая компания Monster.co.uk провела исследование: оказалось, что флирту в офисе способствует в первую очередь именно корпоративная культура продолжительного рабочего дня.
Впрочем, никакие запреты над служебными романами не властны. 15 апреля в России впервые отметили День офисной любви. Акцию эту поддержали актеры сериала «Игрушки», который пользуется популярностью у работающих женщин, ведь главная тема этой киноэпопеи - служебный роман. А в России уже двадцать лет женщины стараются подражать героиням сериалов.
И всегда, вне зависимости от финансовых кризисов, будут люди, готовые рисковать и страдать. У 42-летнего москвича Евгения жена довольно консервативная. Евгению не хватало адреналина, и он обратил внимание на кабинет своего шефа, благо охранник оставлял ключи на видном месте. Однажды вечером шеф вернулся на работу и обнаружил Евгения на столе с бухгалтершей. Оба ушли по собственному желанию.
татьяна_магаева   обратиться по имени Суббота, 15 Мая 2010 г. 16:48 (ссылка)
Спасибо!Люблю читать подобные истории
Ответить С цитатой В цитатник
Антонова_Светик   обратиться по имени Суббота, 20 Ноября 2010 г. 15:54 (ссылка)
Cпасибо,очень интересно было читать,на одном дыхании
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку