Весной 2012 года в аукционном доме Stahl был выставлена на продажу картина немецкого художника Шиестля Ардинга с не совсем понятным осеннее-весенним пейзажем. Каково же было удивление экспертов, когда на оборотной стороне холста они обнаружили автопортрет самого художника. Интересно, что после этого картина была выставлена на торги, как «два в одном».
Albert Schiestl-Arding Houses in Worpswede.
Albert Schiestl-Arding Selbstbildnis with Palette.
В атрибуции указывались обе работы художника. Этот факт, встреченный мною на сайте этого аукционного дома, послужил причиной узнать побольше о самом художнике и выяснить – писал ли он еще автопортреты. Узнал и выяснил, поэтому и предлагаю вам этот материал.
В названии поста я использовал имя персонажа пьесы «Вишневый сад» Семёна Епиходова, которого в шутку называют «двадцать два несчастья», потому что с ним вечно случаются какие-нибудь неприятности. Конечно, героя сегодняшнего поста нельзя назвать, как чеховского конторщика, неудачником, его неприятности драматичны и даже трагичны, но жизнь этого художника полна неожиданных казусов и поворотов. О таких обычно говорят: невезучий, но безумно талантливый человек. Предлагаю вам познакомиться с его биографией. А эпиграфом хочу взять слова самого художника о себе.
«Когда у меня нет красок,
я рисую грязью,
потому что я не могу не рисовать».
Альберт Шиестль-Ардинг
Альберт Шиестль-Ардинг
Albert Schiestl-Arding
27 апреля 1883, Эрдинг под Мюнхеном – 14 февраля 1937, Бремен
Albert Schiestl-Arding Selbstbildnis with Palette.
Немецкий художник.
Альберт родился в Баварии в семье бакалейщика. После окончания школы и получения аттестата зрелости юноша в 1897 году поступил в Институт технологии и дизайна тканей в Аугсбурге. Скорей всего, не закончив учебу, Альберт переехал в столицу Баварии и поступил в Мюнхенскую Академии искусств, в которой проучился с 1901 по 1903 год. Преподавателем Шиестля был известный представитель мюнхенской школы живописи, профессор Людвиг фон Хертерих (Ludwig von Herterich, 13 октября 1856, Ансбах - 25 декабря 1932, Этзенхаузен, сейчас – Дахау).
Ludwig von Herterich Selbstbildnis. 1927 г.
Людвиг был сыном скульптора и реставратора Франца Хертериха и младшим братом художника Иоганна Каспара Хертериха. Он преподавал сначала в Школе искусств в Штутгарте, а с 1898 года в качестве профессора в Академии художеств Мюнхена. Хертерих известен, прежде всего, как исторический живописец и портретист. За заслуги в искусстве художник в 1908 году был награжден орденом Максимилиана и получил пожизненный титул дворянина.
Альберт и это учебное заведение не окончил, он покинул Академию, чтобы брать в Мюнхене частные уроки у художников Виктора Эхеманна (Victor Ehemann) и Карла Вайнхольда (Carl Weinhold). Учеба таким частным образом продолжалась в течение двух лет. Примерно в это же время Альберт добавил к своей фамилии измененное название родного города, и стал Шиестлем-Ардингом, чтобы, как говорил он сам, «иметь уникальное имя в искусстве».
В 1905 году художник дебютировал на известной выставке в Мюнхене, но в этом же году переехал в Бремен с желанием эмигрировать в Америку. Он нанялся в качестве кочегара на грузовое судно, увы!, из-за слабой физической подготовки Альберту пришлось сойти на берег в порту голландского города Хук ванн Голланд (Hoek van Holland) и своим ходом добираться обратно в Бремен. Там художник устроился работать в качестве декоратора и фоторетушера, а вскоре женился на художнице Анне-Марии Холлёндер.
В 1914 году, когда началась Первая мировая война, Альберт записался добровольцем на военную службу, но его просьба была отклонена по состоянию здоровья. Тогда художник пошел на курсы фельдшеров, и в 1915 году был направлен в качестве санитара на Западный фронт. Он участвовал в битве на реке Сомме во Франции (с 24 июня по середину ноября 1916 г.) и в боевых действиях во Фландрии.
Жена с дочерью во время войны переехали жить в город Ворпсведе (Worpswede) в Нижней Саксонии. Ворпсведе получил известность еще в 1889 году, когда здесь стали селиться и работать художники так называемой «Ворпсведской колонии художников». Туда и вернулся после войны в 1918 году Альберт Шиестль-Ардинг.
С 1918 года художник полностью посвятил себя живописи и был счастлив. Историки пишут, что Альберт писал свои пейзажи, натюрморты и портреты в стиле экспрессивного реализма. В 1922 году художник выставил большое количество своих работ на городской выставке.
Albert Schiestl-Arding Selbstbildnis. 1930 г.
А вот с семейной жизнью не сложилось. В том же 1922 году брак потерпел неудачу, и супруги развелись.
А в следующем году случилась беда. Во время пожара в доме художника в его студии были уничтожены почти все картины и рисунки. Едва оправившись от такого потрясения, Шиестль-Ардинг переехал в маленький горный городишко Альтенау, там же в Нижней Саксонии, где устроился работать вновь художником-декоратором и оформителем. Несмотря на трудности, появившиеся болезни и кризис личной жизни, Альберт продолжал рисовать. Почему художник не осел в Альтенау – неизвестно, но уже спустя год он возвращается в Бремен. Неудачи, накатившие на него в течение последних двух лет, привели к нервному срыву, и в 1925 году Шиестль-Ардинг был помещен в психиатрическую больницу. Период реабилитации художник провел в доме доктора Засса в Лилиентале, именно там он начал вновь интенсивно заниматься живописью.
Albert Schiestl-Arding Selbstbildnis. 1930 г.
Мало того, Альберт решил вернуться в Ворпсведе и отремонтировать свой дом. В 1926 году он снова переехал в Ворпсведе, где вскоре прошла его первая персональная выставка. За ней последовали и перемены в личной жизни, в том же 1926 году художник женился во второй раз на актрисе Ирмгард Шотт (Irmgard Schott). Он стал активно творить и регулярно показывать свои картины на выставках. Только в 1927 году с творчеством художника познакомились на традиционной ежегодной выставке в Ворпсведе, на выставке Мюнхенского Сецессиона и на выставке «Juryfreien Kunstschau» в Берлине. В следующем году художник уже принимал заказы на портреты в Дюссельдорфе и провел выставку в муниципальной галерее Бохума.
Историки отмечают, что 1930-е годы можно считать началом зрелого периода творчества Шиестля-Ардинга, хотя в его работе и стали доминировать натюрморты. Художник в течение последующих пяти лет плодотворно творил и экспонировался.
Albert Schiestl-Arding Selbstbildnis. 1932 г. Kunsthalle, Schweinfurt
В 1936 году у Альберта обнаружили туберкулез, он пытался лечиться, прошел курс лечения, но 14 февраля 1937 года скоропостижно скончался в Бремене.
О творческом наследии Альберта Шиестля-Ардинга и в каких музеях находятся его работы, я не нашел информации. Несколько картин художника «выудил» с аукционных сайтов. Вот они:
![](//s019.radikal.ru/i606/1301/18/ec64523c2bf4.jpg)
Albert Schiestl-Arding Fliederstrauß. 1930 г.
![](//s020.radikal.ru/i710/1301/dc/ecbbcd017621.jpg)
Albert Schiestl-Arding Blumenstillleben.
![](//s018.radikal.ru/i506/1301/d6/6518417030bf.jpg)
Albert Schiestl-Arding Porträt Claire Sasse.
![](//s005.radikal.ru/i209/1301/e9/69bbccdde4b4.jpg)
Albert Schiestl-Arding Tisch mit Flaschen, Gläsern und Topfblume. 1920 г.
![](//s018.radikal.ru/i518/1301/e9/47b7d7837327.jpg)
Albert Schiestl-Arding Dame in blauem Mantel. 1925 г.
Источники: 1, 2 и 3.