-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32881
        Написано: 47781


        ЖЗЛ (АВГУСТИН ФЕРРАНДО. БУЙСТВО КРАСОК АЛЖИРСКОГО ФОВИЗМА.)

        Понедельник, 04 Июня 2012 г. 01:02 + в цитатник
        Во многих энциклопедиях и биографических статьях Августина Фернандо называют французским художником, хотя он родился, жил и умер в Алжире. Конечно, если учесть, что это государство в Северной Африке, большая часть территории которого лежит в пустыне Сахара, с начала XIX века до 1962 года являлось французской колонией, а в 1848 году Алжир был объявлен территорией Франции, то, наверное, такое «приписывание» справедливо.
        Но с другой стороны, зная творческую судьбу художника, можно с уверенностью заявить, что Фернандо является одним из видных представителей именно алжирского изобразительного искусства первой половины ХХ века, много сделавшего для его развития.
        Так же у меня вызывает недоумение то, что в тех же биографических источниках Фернандо называют художником – ориенталистом, так называемой, современной Алжирской школы. Насколько я помню, ориентализм – это в более широком понимании - изучение Востока, увлечение Востоком и его культурой, а в применении к искусству – «использование мотивов и стилистических приемов восточного искусства, истории, быта и сюжетов в европейской культуре». Поэтому, хотя бы, по географическому признаку Фернандо не может быть ориенталистом (хотя он принимал участие в выставках ориенталистов и даже получал награды), ведь он, даже не являясь представителем коренного местного населения, всю жизнь провел в Алжире, где и писал местные пейзажи и сюжеты. А то, что они написаны в европейском авангардном стиле – следствие его учебы в Париже. Может быть, я не прав, поскольку то, что Феррандо – французский художник – ориенталист написано во всех биографических материалах о художнике.
        Но давайте обо всем по порядку!

        Августин Феррандо
        Augustin Ferrando


        15 апреля 1880, Милиана, Алжир – 7 апреля 1957, Оран, Алжир



        Augustin Ferrando Auto-Portait au Chapeau.

        Алжирский художник и педагог итальянского происхождения, представитель фовизма.
        Августин родился в маленьком городке Милиана в 100 км к западу от столицы Алжира, где провел детство и юность. Его родители были выходцами из Италии, приехавшими в Алжир, чтобы развивать здесь промышленность макаронных изделий. Изначально отец Августина пытался наладить свой бизнес в городе Блида в 45 км к юго-западу от столицы, но затем перебрался с женой в Милиану, где открыл небольшую фабрику.
        Дочь художника Паула позже вспоминала, что «этот зеленый цветущий рай на склоне горы Заккар поспособствовал появлению у отца желания стать художником». Не забывайте о темпераменте и эмоциональной восприимчивости, которые в крови у итальянцев.
        Школьный учитель юноши, увидев у Августина художественные способности, убедил его родителей в таланте их сына и уговорил отпустить его учиться в Алжир. Ведь отец мальчика рассчитывал, что он продолжит семейную династию «макаронников» и будет помогать ему на фабрике.




        В 1898 году Феррандо поступил в Школу изящных искусств в Алжире (столица, как и сама страна имеют одинаковое название), где учился в мастерской французского художника, ученика Энгра Ипполита Дюбуа (Henri Pierre Hippolyte Dubois, 1837, Рез -1909, Верхняя Савойя). В 1859 году Дюбуа поступил в Школу изящных искусств в Париже, где он учился у Глейра. С 1885 по 1909 год Дюбуа был директором Школы изящных искусств в Алжире, оказал большое влияние на художественную жизнь в стране и был одним из основателей Общества художников-ориенталистов в Алжире.
        У Дюбуа Феррандо проучился три года, выиграл несколько первых премий в академических конкурсах, после чего в 1901 году поступил в Академию Дрюэ там же в Алжире в мастерскую художника и историка Жоржа Антуана Рошегросса (Georges-Antoine Rochegrosse, 2 августа 1859, Версаль – 1938, Алжир). Работы Феррандо увидел французский коллекционер, доктор Руби, он даже приобрел несколько картин, чем оказал студенту существенную финансовую помощь. Он же представил юношу большому любителю искусства, композитору Камилю Сен-Сансу, который в свободное время «баловался» живописью. Вместе с Рошегроссом они все вместе посоветовали Августину продолжить учебу в Париже. Получив стипендию для обучения, в 1902 году юноша отправился во Францию.

        Париж

        Поселившись в Париже на улице Якоба, дом 26 Феррандо стал готовиться к вступительным экзаменам и в этом же 1902 году без труда поступил в Школу изящных искусств в Париже.
        В 1905 году Августин получил Золотую медаль Общества французских ориенталистов. В этом же году юноша на Осеннем Салоне открыл для себя фовизм (от французского fauve — дикий), лидерами которого считают Анри Матисса и Андре Дерена. Большое впечатление на алжирца произвело творчество Сезанна, Гогена и Ван Гога. Нужно отметить, что студенческие годы Феррандо он сам считал «пиром духа», поскольку кроме многих названных имен художник был знаком с Амедео Модильяни, Морисом Утрилло и Морисом де Вламинком. Последний, кстати, тоже «проповедовал» фовизм.



        Augustin Ferrando Campagne Oranaise au Printemps ou Les Amandiers en Fleurs.



        Augustin Ferrando Femmes arabes en promenade.

        В Париже Августин подружился с французским художником родом из Марселя Шарлем Камуэном (Charles Camoin, 23 сентября 1879 - 20 мая 1965), который был очень дружен с Анри Матиссом, поскольку учился с ним вместе в классе Гюстава Моро в Школе изящных искусств в Париже, и был одним из организаторов группа художников-фовистов. С Камуэном Феррандо тепло общался в течение многих лет.
        Среди парижских знакомых Августина можно назвать также художника, друга Тулуза-Лотрека и ученика Дега, одного из создателей красоток в стиле пин-ап Жана - Габриэля Домерга (4 марта 1889 – 1962).
        В 1906 году Августин по рекомендации своего алжирского педагога Рошегросса перешел учиться в мастерскую к художнику - реалисту Фернану Кормону (Fernand Cormon, 24 декабря 1845 - 20 марта 1924). Педагог приветствовал увлечение своего ученика фовизмом. Кроме того, за короткое время Феррандо заслужил репутацию «талантливого алжирского фовиста», он участвовал в нескольких выставках Общества французских ориенталистов и даже заработал несколько медалей.



        Augustin Ferrando La Conversation.
        Augustin Ferrando Jeune femme voilée.

        Прожив в Париже почти восемь лет, закончив в 1909 году учебу и получив Римскую премию, Августин предпочел «провинциализм» Алжира шуму парижской жизни и вернулся на родину, хотя его родители были убеждены, что сын будет строить свою карьеру во Франции.
        Дочь художника говорила позже, что «только увидев воотчию красоту и яркость местной природы, можно понять, почему отец вернулся в Алжир». Хотя в некоторых источниках пишут, что художника вынудило оставить всех своих друзей в Париже состояние здоровья, и он вынужден был вернуться в более мягкий климат родного Алжира.



        Augustin Ferrando Paysage d'Algérie, Kabylie.



        Augustin Ferrando L'arrivée du Bey I.



        Augustin Ferrando L'arrivée du Bey II.

        Возвращение

        Вернувшись в 1909 году в родной город, художник в этом же году принял участие в XI Салоне алжирских художников и европейских ориенталистов в Алжире, на котором выставил пять портретов.



        Augustin Fernando Autoretratto.



        Augustin Ferrando Femme Arabe Accroupie.
        Augustin Ferrando La Femme Noire.

        Надо отметить, что при большой любви к фовизму, ранние работы Феррандо находились под влиянием группы Наби и, в частности, Мориса Дени. Художник использовал плоский цвет, и только работая над сахельскими пейзажами, увеличил свою палитру, добавив фиолетовый и синий цвет для гор, зеленый - для садов, красный - для земли и осенних расцветок. Для справки сообщу, что сахель (от aрабского берег, граница) это тропическая саванна в Африке, которая является своеобразным переходом между северной Сахарой и южными, более плодородными землями, которые протянулись почти на четыре тысячи километров и расположены почти в десяти странах северной Африки, и в Алжире тоже.



        Augustin Ferrando Scène pastorale.



        Augustin Ferrando Nature morte à la cou.

        Позже, сохраняя яркую цветовую гамму из уважения к фовизму, Феррандо увлекся Сезанном.
        Картины художника были очень разножанровы, он писал и фигурные композиции, и ню, увлекался пейзажами и натюрмортами, выполнял эскизы для мозаик, всё это, естественно на восточные местные темы, что и позволило историком причислить Феррандо к ориенталистам.



        Augustin Ferrando La moisson.



        Augustin Ferrando Composicion.



        Augustin Ferrando Le repos de l'odalisque.

        Как и тот факт, что Августин почти регулярно принимал участие в Салонах алжирских художников и ориенталистов в столице страны. В 1911 году на XIII Салоне было представлено пять новых картин художника, в 1914 году - три новых картины.



        Augustin Ferrando Vase de Roses.



        Augustin Ferrando Portrait D'un Oriental.



        Augustin Ferrando Le Fort A Santa Cruz.

        В начале 1910-х годов художник проводил время между столицей и родным городом. В столице Августин познакомился со своей будущей женой и в 1913 году женился. Его избранницей стала Генриетта Агостини, профессор Школы изящных искусств в Алжире, которая подарила художнику единственную дочь Паулу.



        Augustin Fernando Henriette Augostini.

        В 1914 году началась Первая мировая война, которая коснулась и колониального Алжира. Феррандо был мобилизован в ряды полка зуавов. Зуавы (от арабского зуауа — название одного из кабильских племён в Алжире) – род лёгкой пехоты французских колониальных войск, которые формировались на основе воинской повинности из жителей Северной Африки и добровольцев-французов, проживавших там же. Зуавы носили особую форму: куртка, жилет, шаровары с широким поясом, феска или чалма.
        Художник служил до 1918 года, но, благодаря опять же своему здоровью, местом службы Августина была подстанция в Алжире, что не мешало ему продолжать рисовать.

        «Педагогическая поэма»

        После Первой мировой войны, в 1919 году, художник был назначен директором Школы изящных искусств в Оране, втором по численности населения городе страны.
        Для справки: название «Оран» происходит от искажённого арабского Wahran, что в переводе с древнего языка берберов означает «Два льва». Местная легенда гласит, что приблизительно в 900 до н. э. на месте современного города обитали львы. Два последних остававшихся льва были убиты поселенцами на горе, что к западу от города, и гора была названа «Львиной». А эти два льва стали символом города и даже изображены на гербе.



        Augustin Ferrando Vue de la Baie d'Oran.



        Augustin Ferrando Santa Сruz et le Murdjajo.

        Мэр города Орана, сенатор Жюль Гассер решил создать в городе колледж искусств, он был отцом одного из ближайших друзей Феррандо, поэтому, зная о таланте художника, посчитал его кандидатуру лучшей для руководства этим заведением. Школе изящных искусств Орана художник посвятил десять лет своей жизни, превратив ее в популярное место художественной жизни города. А началось все с двух загроможденных комнат на втором этаже одной из городских школ. Уже в 1925 году Феррандо пригласил архитектора Эрнеста Брунье преподавать новую специальность в своей Школе. «Нам удалось создать художественный центр, достойный большого города. Я уже оповестил журналистов, что мы объявляем прием на новый курс» - говорил Феррандо в одном из интервью.
        Отмечу, что все эти годы художник не забывал и о собственном творчестве, он плодотворно работал и активно выставлялся, произведения Феррандо приобретались музеями крупнейших городов страны – Алжира, Константины и Орана.



        Augustin Ferrando Les danseuses Gouac.



        Augustin Ferrando Cavalier oriental.

        В 1920 году художник стал членом жюри по присуждению престижной алжирской премии Абд- эль-Тифа. Эта премия была учреждена в 1907 году при содействии генерал-губернатора Алжира Клода Джоннара и куратора музея Люксембурга Леонса Бенедита для того, чтобы дать возможность молодым талантливым художникам провести год или два за счет государства на вилле Абд-эль-Тиф в Алжире. Эта вилла, в отличие от виллы Медичи в Риме не имела дирекции и управляющего, всеми хозяйственно-административными вопросами занимались проживающие художники. Присвоением премий руководило Общество французских художников-ориенталистов.
        Кроме того, Феррандо в этом же 1920 году стал одним из учредителей и создателей Ассоциации землячества африканских художников (АААА), став ее членом уже в 1921 году.
        Уже в 1927 году художник принял участие в открытии Академии искусств и открыл художественную галерею, в которой позволялось выставляться его ученикам.
        Дочь Паула в книге об отце писала: «Мой отец был очень активен и всегда полон новых планов. Он заботился о развитии творческой индивидуальности своих студентов, иногда воздерживаясь от назидательного тона и насаждения своих эстетических взглядов».
        Видимо, творческая активность художника привела к краху семейной жизни. В 1928 году Августин развелся с первой женой, но уже в 1930 году женился вторично, на Берте Висконтини.

        Расцвет творчества

        Историки пишут, что после заключения второго брака художник словно обрел второе дыхание.
        В 1930 году художественная школа Феррандо была переведена в новое, специально построенное в Оране здание музея искусств.
        В 1931 году художник создал три большие аллегорические мозаики. Они украшают городской театр и Дворец правосудия в городе Сиди-Бель-Аббес и здание суда в городе Тлемсен, который алжирцы называют «жемчужиной Магриба».



        Augustin Ferrando Mosaique du tribunal de Tlemcen (esquisse).



        Augustin Ferrando Mosaique du tribunal de Tlemcen.

        Феррандо выполнил также росписи внутренних интерьеров в префектуре Орана, резиденции своего друга и земляка, поэта Марчелло Фабри, а также на некоторых виллах города. Фресками Августин интересовался с раннего возраста, первую, размером 8 х 16 футов, он выполнил, будучи еще студентом. Росписи, выполненные в 1931 году, включали в себе многие сюжетные композиции, среди которых «Паломничество», «Женщины на балконе», «Купающиеся женщины», «Женщины у скал», «Персидские сказки» и «Арабский праздник» (к этой теме художник возвращался неоднократно).



        Augustin Ferrando Au balcon.



        Augustin Ferrando Les baigneuses, scène de hammam.



        Augustin Ferrando Algérienne vendeuse de fruits et légumes, animaux domestiques.

        Для этих работ Феррандо выполнил 200 этюдов, 10 общих эскизов и 3 картонные инсталяции,
        В том же 1931 году художник принял участие во многих национальных и международных выставках, благодаря Ассоциации африканских художников и помощи своего друга Марчелло Фабри.
        Феррандо отсылает свои работы для выставки в Институте Франции в Праге, которую организовывает директор института Эрнест Дени. Одну из работ художника покупает директор автомобильной компании «Шкода» Кристоф Почетте.



        Augustin Ferrando Vase d'arums.



        Augustin Ferrando Femes au Sandouk.

        С творчеством художника знакомятся жители Парижа, Монте-Карло и Виши. Историки пишут, что выставка Феррандо и его учеников, среди которых были Франсуа Харбургер (Francis Harburger, 1905-1998), Эстелла Нахон (Estelle Nahon), Арсильон Андрэ (Ancillon Adre) и Симона Меркадье (Simone Mercadier), должна была состояться во французском музее Rolin d’Autun, но по воспоминаниям куратора этого музея Гюстава Вуйлемо, картины, доставляемые во Францию морем, погибли во время кораблекрушения.
        В 1935 году художник был назначен куратором Музея искусств Demæght в Оране (сейчас этот музей носит имя Ахмеда Забана, участника национально-освободительной борьбы в Алжире, казненного 19 мая 1956 года). В здании музея находилась Школа Феррандо, художник много сделал для того, чтобы музей превратился в настоящий комплекс с библиотекой, конференц-залом и большой выставочной экспозицией.
        В середине 1930-х годов, по воспоминаниям дочери Паулы, частым гостем в студии и доме художника был французский писатель, будущий лауреат Нобелевской премии, а тогда студент философского факультета Алжирского университета Альбер Камю (Albert Camus, 7 ноября 1913 - 4 января 1960). «Альбер Камю часто у нас обедал, и они проводили долгие дискуссии с моим отцом» - писала Паула в своей книге.

        Затворничество и новый всплеск активности

        Но в 1937 году после крупного конфликта с тогдашним мэром Орана Феррандо подал в отставку со всех должностей, ушел из музея, забросил свою Школу и вместе со второй женой уехал в деревню Уэд Тарья к югу от Орана. В этой деревне художник создал большую студию в сарае, где все стены были завешены его эскизами, и сосредоточился на своем творчестве. Историки пишут, что именно этот период повлиял на его «полное обращение» к фовизму, художник нашел контакт с природой, заново отрыл для себя яркость и насыщенные цвета родной земли.



        Augustin Ferrando Route et Automne.
        Augustin Ferrando Les amandiers en fleurs à Miliana 1940 г.



        Augustin Ferrando Marroniers a Valleraugue.

        Жизнь «свободного художника» позволила Августину путешествовать, особенно в летнее время. Он посетил Южную Францию, Альпы и Пиренеи, несколько раз ездил в Испанию, где в то время была в самом разгаре гражданская война. В 1938 году художник стал опекать молодых испанских художников – беженцев из Испании, и при поддержке префекта Жана Руссело даже организовал их выставку в Оране. Среди «подопечных» Феррандо историки называют большого друга Камю – Орландо Пелайо из Фигейраса (Orlando Pelayo, 1920-1990), Диамантино Риера (Diamantino Riera, 1912-1961), Виченцо Соле-Джорба (Vicenç Solé-Jorba, 6 декабря 1904 – 16 августа 1946).
        В этом же 1938 году совместно со своим большим другом и земляком, поэтом, художником, драматургом и искусствоведом Марчелло Фабри (Marcello Fabri, 17 июня 1889 - 28 декабря 1945) Феррандо основал Алжирскую Федерацию профсоюзов (FATI).



        Augustin Ferrando Dame aux Iris.



        Augustin Ferrando La Lecture.

        Вообщем, можно считать, что «затворничество» художника продолжалось всего чуть больше года.
        Уже в начале 1940-х годов Феррандо снова стал активно выставляться. Его выставки прошли в Алжире (1941), Оране и Милиане (1949). В 1942 он принял участие в пятнадцатой выставки Союза художников Северной Африки в Алжире. В 1944 году две свои картины художник выставил на аукцион в Оране, все деньги от продажи пошли в пользу Сопротивления.
        После Второй мировой войны Феррандо выставлялся в Париже и Нью-Йорке, участвовал в Биеннале во французском Ментоне. Снова выставки художника прошли в Алжире, Оране и Сиди-Бель-Аббесе (1951).



        Augustin Ferrando La Barque Jaune.



        Augustin Ferrando Barque a Carnon.

        Журналист французской газеты «Фигаро» в 1949 году, после выставки Феррандо в Париже писал: «Он пишет ясно, он работает только над тем, что любит, воспевает красоту женского тела, природу, Средиземное море и свой народ, и делает это честно. Пусть его соотечественники знают, что среди них живет великий художник, который чтит их и творит под флагом Алжирской школы живописи».



        Augustin Ferrando Fete en musique.



        Augustin Ferrando Femmes au Balcon auc Chat Noir.

        Последние годы

        Все, кто знал Августина Феррандо, вспоминали, что художник обладал стойким характером, был независим и постоянно помогал нуждающимся, при этом, он любил шутить, смеяться, общаться с друзьями в больших компаниях. Марчело Фабри говорил, что видел иногда художника вспыльчивым, но он был чрезвычайно щедр и бескорыстен, просто «до донкихотства».
        В 1953 году большая выставка Феррандо прошла в Академии искусств в Оране, а в 1955 году – в Галерее Чарли в Алжире. Это была последняя выставка художника, с 1956 года он не выставлялся.



        Augustin Ferrando Automne à Miliana.



        Augustin Ferrando Vue de la plaine du chélif à Miliana 1955 г.

        Здоровье художника ухудшилось после проведенной операции, и он перебрался в свой родной город Милиану, где провел последние два года жизни, живя вместе с дочерью. В эти годы Феррандо сделал несколько эскизов и вернулся в Оран, где собирался начать работу над очередной фреской, но 7 апреля 1957 года скоропостижно умер. Художник был похоронен в семейном склепе в Милиане.

        Послесловие

        Историки отмечают, что после смерти художника, из-за начавшейся в Алжире войны за независимость работы Феррандо были в суматохе заброшены и даже растеряны.
        Огромную работу по систематизации творческого наследия художника провела историк искусств Мюриэль Бландинье при помощи его дочери Паулы. Было найдено более пятисот картин Феррандо, которые находились в музеях и частных коллекциях в Алжире, Франции, Испании и Бельгии. Кроме того, Паула Феррандо – Крувеллье написала книгу воспоминаний об отце.
        Отрадно, что картины художника продолжали часто экспонироваться. В 1959 году ретроспектива прошла в Алжире, а в 1977 году – во французском Музее Rolin d'Autun. Кстати, именно этому музею Паула подарила большую коллекцию работ Феррандо.



        Augustin Ferrando Le Cavalier au Cheval bleu.



        Augustin Ferrando Algérienne vendeuse de fruits et légumes, animaux domestiques.

        А еще работы художника участвовали в коллективных выставках «Колонисты» в муниципальном музее Булони в 1990 году, «Счастливый Алжир» в самом Алжире, во Дворце Конгрессов в Версале и в мэрии третьего округа Парижа в 1992 году. И, наконец, в 2003 году картины фовиста Феррандо были выставлены в Национальном музее морской пехоты в Тулоне и в Музее изящных искусств в Бордо. Будем надеяться, что когда-нибудь картины художника доберутся и до России, ведь видеть полотна воотчию – совсем другое дело, чем на репродукциях.



        Augustin Ferrando Oran et la Baie.



        Augustin Ferrando Le Port aux Poules près d'Oran.

        Источники – Википедия, официальный сайт художника, статья Кристиана Гермака, сайты fineoldart и
        orientalisme.

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
        Рубрики:  ЖЗЛ/Другие
        Метки:  

        Процитировано 3 раз
        Понравилось: 5 пользователям

        NADYNROM   обратиться по имени Понедельник, 04 Июня 2012 г. 01:38 (ссылка)
        Анатолий, спасибо большое за очередное новое для меня имя в истории живописи!
        Очень яркие, приятные и органичные работы. Интересный художник.
        Ответить С цитатой В цитатник
        egulumbek   обратиться по имени Понедельник, 04 Июня 2012 г. 08:35 (ссылка)
        Согласен с Вами, что общепринятое приложение к имени Феррандо термина "ориенталист" достаточно натянуто и по сути второстепенно (я усмотрел "восточного" -- "orientalle" в его полотнах лишь женские одежды), так как для художника прежде всего важна та или иная школа (здесь "фовизм", вот уж фовизма в его картинах!), а разве "ориентализм" -- художественная школа?
        Возможно, здесь "сработало" некритичное восприятие стереотипа и приложение родового понятия "ориенталист", а таких примеров "пруд пруди". Скажем, на Руси и в России издавна всех чужеземцев и иноверующих с Запада называли "немцами", а с Востока и с Юга -- "магометанами" и "татарами". Кстати, отсюда идёт и безграмотный штамп "татаро-монгольский" применительно к нашествию монголов в XIII веке. Впрочем, excuse this off top.
        Спасибо Вам за нового художника, для меня это открытие
        Ваш ЭГ
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Понедельник, 04 Июня 2012 г. 12:40 (ссылка)
        egulumbek, спасибо за комментарий!
        Ответить С цитатой В цитатник
        natali_100   обратиться по имени Понедельник, 04 Июня 2012 г. 23:23 (ссылка)
        Парашутов, Интригует уже само сочетание - фовист - алжирский. Спасибо! Очень интересно.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку