liudmila_leto все записи автора
Художнику Алексею Венецианову сопутствовал успех – хорошая работа, признание коллег, статус академика и придворного живописца. Но вместо этого сын знатных торговцев ягодами предпочёл переехать из Петербурга в деревню, где написал ряд картин по мотивам жизни крестьян, ярко и самобытно описав быт русской провинции. В день рождения знаменитого представителя романтического реализма по картинам Алексея Венецианова вспоминаем его биографию.
Портрет Анны Лукиничны Венециановой, матери Алексея Венецианова, 1801 год
Алексей Венецианов родился в семье торговцев, а сам поначалу служил землемером при лесном департаменте. Живописи Венецианов учился самостоятельно и лишь затем начал учиться у Владимира Боровиковского. Первыми картинами художника были портреты – родственников и друзей.
Автопортрет Алексея Венецианова, 1811 год
В 1807 году Венецианов устроился чиновником в Петербурге. Продолжая совершенствоваться как художник, он стал кандидатом в академики – настолько собственный автопортрет 31-летнего живописца впечатлил Петербургскую академию художеств.
Портрет Кирилла Головачевского работы Алексея Венецианова, 1811 год
Звание академика ему было присуждено за портрет инспектора Воспитательного училища Академии Кирилла Головачевского. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, которые символизировали живопись, скульптуру и архитектуру, «три знатнейших искусства».
«Деятельность француженки в магазине», Алексей Венецианов, 1812 год
В период Отечественной войны 1812 года Венецианов совместно с другими художниками рисовал карикатуры на французов. Параллельно он писал жанровые картины на бытовые сюжеты – как из дворянской, так и из крестьянской жизни.
«На пашне. Весна», Алексей Венецианов, 1820-е годы
Венецианова вдохновляли именно крестьянские сценки. В них он видел возможность для самовыражения, поскольку мог передавать сюжеты искреннее, такими как сам их осознавал, в то время как полотна с участием истеблишмента ставили художника в рамки традиций.
«Жнецы», Алексей Венецианов, 1825 год
Картины, навеянные образами крестьян, получались у Венецианова яркими, насыщенными. Они изображали жизнь в движении. Палитра этих работ разительно отличается от тональности статичных портретов вельмож.
«Спящий пастушок», Алексей Венецианов, 1824 год
«Он много произвёл прекраснейших вещей сухими красками. Его произведения нравятся верностью и приятностью красок и чрезвычайной точностью исполнения света и тени», - писал про Венецианова в 1826 году историк Виктор Григорович.
«Захарка», Алексей Венецианов, 1825 год
Став известным художником, Венецианов оставил службу и вместе с семьей – женой Марфой и двумя дочерьми – переехал в деревню Сафонково Тверской губернии. Там он продолжил развивать «крестьянский» жанр, а также организовал собственную художественную школу, в которой также обучал крепостных.
«Девушка в платке», Алексей Венецианов, 1830 год
В 1829 году Венецианов получил статус придворного живописца Он продолжал писать портреты обеспеченных слоёв общества, но не забывал и о крестьянах. Многие работы художника того времени сейчас находятся в Третьяковской галерее или Государственном Русском музее.
«Представительство Божией матери за воспитанниц Смольного института», Алексей Венецианов, 1835 год
Венецианов также создал образа для Смольного собора и Обуховской градской больницы. В последние годы художник стремился закончить образы для церкви пансиона дворянского юношества в Твери. Он также написал несколько статей о теории искусства: «Нечто о перспективе», «Секрет Липмановских картин» и другие.
Портрет Александры и Фелицаты Венециановых, дочерей Алексея Венецианова, 1841 год
Алексей Венецианов погиб в 1847 году – по пути в Тверь произошёл несчастный случай. Он был похоронен в деревне Дубровское, которую позднее переименовали в Венецианово.
источник