-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 183488


Символика сказочных и волшебных существ в искусстве

Воскресенье, 29 Ноября 2009 г. 16:57 + в цитатник
Gabriela_Lizard все записи автора  (395x500, 59Kb)

Воображаемые животные встречаются по всему миру в мифах и фольклоре как символ сверхъестественных сил или плод человеческой фантазии, проекция человеческой психики. Они дают нам возможность четко охарактеризовать явления, обозначить которые иным способом было бы трудно.
Существа, составленные из частей разных животных, представляют собой самую большую группу, среди них: василиск, химера, дракон, грифон, Сфинкс, единорог. Амамет - животное с челюстями крокодила, гривой льва и телом бегемота - терзал проклятые души древних египтян; этим же занимался и греко-римский адский пес Цербер, который имел гриву из змей и множество голов. Оба этих фантастических зверя были персонификацией пугающей неизвестности, которая ждет людей после смерти.
В греч.Гидра - это дракон-змея со множеством голов, она символизировала трудности в борьбе со злом: как только одну из ее голов отрубали, тут же вырастала новая.
Пегас, крылатый конь, на котором герой Беллерофонт победил Химеру, является образом превосходства духовного над материальным.
Наиболее известные "гибриды" человека и животного, как, например, античный человекоконь Кентавр, или человекобык Минотавр, или Сатиры, представляют двойственность человеческой натуры, состоящей из эмоций и разума. Рыбохвостые наяды (русалки) или подобное им существо мужского пола Тритон - морская версия Кентавра. Однако русалка имеет и более позитивный образ в рассказах томимых одиночеством длинного плавания моряков. Намного опаснее мифологические двойники русалок - Сирены, которые искушают людей прекрасным пением, чтобы уничтожить их. Ламия, женщина с телом змеи, - древнегреческая аллегория зависти. Горгона, со змеями вместо волос, зубами вепря, золотыми крыльями и бронзовыми ногами, - наиболее откровенное олицетворение враждебного зла. Мантикор - существо с человеческой головой, телом льва, хвостом скорпиона - иудейский символ разрушения, уничтожения. Некоторые гибриды олицетворяют божественную благодать, например Козерог (с головой козла и телом рыбы), который для шумеров был воплощением бога - создателя мира Эйя.
Стихийные силы природы олицетворялись символическими животными ужасающих размеров. Левиафан, известное громадное морское чудовище, имел более раннюю предшественницу - вавилонскую богиню моря, разрушительницу Тиамат, олицетворявшую хаос.
Менее гигантские воплощения сил моря, грохочущие, многозубые Сцилла и Харибда, - символы рискованного путешествия. Бегемот - похожая на гиппопотама версия левиафана, представляет еще один образец стихии, перед которой человек беспомощен. Гигантские грозные птицы в этом фантастическом зверинце представлены вавилонской птицей Зу и арабской Рок. Феникс и Саламандра принадлежат к еще одной группе, включающей в себя животных в их обычном облике, но со сверхъестественными возможностями. Индуистские змееподобные божества наги - охраняющий символ природных сил, которыми можно управлять с пользой для людей.

 (230x324, 19Kb)
АРХАНГЕЛЫ
Ангельский чин с присущим только ему символизмом. Наиболее часто встречается в искусстве и литературе архангел Гавриил - Божий посланец Благовещения, который держит в руках лилии или же скипетр, увитый лилиями; архангел Михаил - воин-защитник добродетели и вершитель Правосудия, держит в руках меч или весы; архангел Рафаил - защитник детей, путешественников и паломников, держит в руках посох. Еще одним архангелом, по преданиям, является Уриил.
БЛИЗНЕЦЫ
Гармонический дуализм или дуалистическое противостояние. Возможно, наиболее известными неразделимыми близнецами, действующими в гармоническом единстве, были Кастор и Полидевк. В античной мифологии их называют братьями Диоскурами, потому что, как считают некоторые, их отцом был древнегреческий бог Зевс. Другая благодетельная пара - ведические Асвины, дети Солнца и богини облаков. Обе пары представляют позитивные, мощные аспекты символизма близнецов.
Кастор и Поллукс в облике воинов символизируют силу в единстве. Их единство было причиной помещения обоих братьев на небо как созвездия Близнецов, после того как Кастор был убит в сражении. Отсутствие единства у близнецов демонстрирует история Ромула и Рема.
В некоторых ранних обществах, включая Китай и часть Африки, близнецы считались плохим предзнаменованием и одного из них или даже обоих умертвляли. В некот.других местах близнецов боялись, отсюда легенды, согласно которым отцом одного или обоих близнецов было божество. Традиции североамериканск.индейцев включают как близнецов-героев, так и близнецов с радикально противоположными характерами. В мифах ирокезов близнецы олицетворяли добро и зло.
Близнецы могут символизировать и другие случаи двойственного единства - дух-тело, действие-мысль и, возможно наиболее часто, двойственность Света и Тьмы.

БЛУДНИЦА
В Откровении - метафора Вавилона - "великая блудница, сидящая на водах многих". Ненависть иудеев к Вавилону была частично основана на неприятии храмовой проституции, которая, согласно греч.историку Геродоту, была обычной в храмах богини Иштар. Независимо от того, использовали храмы проституцию как источник дохода или по причинам религиозного порядка, символизм этой практики восходил к символизму Великой Матери и ее плодотворной силы.
ВАСИЛИСК
Первоначально в Египте им считалась коронованная ядовитая змея (возможно, кобра); в средн.века этот образ приобрел тело и крылья петуха, василиск стал ужасающим олицетворением таких грехов, как похоть или вожделение, и носителем таких болезней, как сифилис. В соответствии с фольклорными представлениями, василиск появлялся из снесенного старым петухом в навозной куче змеиного яйца, которое высиживала жаба. В отличие от дракона, который представляет зло в обобщенном виде, василиск угрожает беспечным грешникам в обыденной жизни.
ВЕЛИКАН
В западной мифологии неблагоприятный символ, имеющий некоторое сходство с драконом. Вероятно, произошел из воспоминаний о древних врагах племени, которые, по мере того как о них сочиняли легенды, постоянно увеличивались в росте, чтобы произвести впечатление на слушателей.
В мифах их обычно изображали как жестоких, агрессивных, глупых и грубых и побеждали совместными усилиями людей и богов, а иногда с помощью храбрости и хитрости героев. Древн.легенды о великанах могут рассматриваться как аллегория борьбы за социальное и духовное развитие, против варварских сил или против стихийных сил земли. Сканд. великаны, например, прямо олицетворяли власть огня и мороза.
В некот. космогонических теориях уничтожение рода Титанов или Великанов изображалось как первоначальная стадия в процессе творения - жертвенный символизм, который может лежать в основе обряда сжигания плетеных фигур великанов, наполненных животными и человеч. жертвами, что было характерной чертой некоторых языческих ритуалов в середине лета. В психологии великан - символ родительской власти, особенно отцовской.
ГЕРОЙ, ГЕРОИНЯ
В психологии Юнга символ психической силы, праздник человеческого духа. В соответствии с этой интерпретацией испытания для героев означают необходимость самопознания. Появление в литературе и искусстве Др. Греции героич. прототипов, наделенных силами сверхчеловека и полубожества, обусловлено более ранними формами поклонения предкам.
ГРИФОН
Солнечное гибридное существо, соединяющее голову, крылья и когти орла с телом льва. Так как эти животные символизируют власть над воздухом и землей и вместе составляют двойную эмблему солнечной власти, грифон был впечатляющим символом, популярным начиная со второго тысячелетия до н. э. в Зап.Азии, а позднее на Ближ.Востоке, в Греции и в конце концов в Европе. В Иудее он был символом Персии, имел демоническое значение в Ассирии. На Крите его изображениями украшали дворцы, видимо имея в виду его защитную роль. В Греции грифон был посвящен Аполлону, для Афины он олицетворял мудрость, для Немезиды - возмездие; легенда говорила, что грифоны охраняли золото Индии и скифов. В ранней христ. иконографии грифоны символизировали силы мщения или препятствие. Но с XIV столетия он появляется как эмблема дуалистической природы Христа (человеческой и божественной) и отважной бдительности, что было его обычным значением в геральдике.
ДВОЙНИКИ
Животные часто изображаются парами для усиления их символической значимости, но двойники могут также символизировать различные, а часто и противоположные понятия.
Человеческие двойники были плохим предзнаменованием, предвещающим смерть, - суеверие, связанное с идеей о том, что тело и душа - отдельные сущности. Характерные для немецкого фольклора призраки-двойники - символ "альтер эго" в своем крайнем выражении.
ДРАКОН
Рептилия, воплощающая первобытную мощь; создание настолько древнее, что человеческое воображение вынуждено возвращаться на 70 миллионов лет назад, в эпоху динозавров, чтобы понять, что он собой представляет. Так как драконы в основном благоприятные символы на Дальн. Востоке и недоброжелательные на Западе, их символизм не такой прямой, каким мог бы быть. В мифах и легендах дракон и змея были часто синонимами, например в Китае, а также в Греции, где большие змеи назывались draconates, слово, видимо, означающее острое зрение. Ассоциация дракона с бдительностью (персонификацией которой в искусстве он является), нашла выражение во многих сказках, где дракон предстает как страж загробного мира и оракул.
В греч.мифе дракон охранял золотые яблоки Гесперид и золотое руно. Скандинавский герой Сигурд и англосаксонский Беовульф также сражались с драконом, охраняющим сокровища. Эти истории привели к предположениям о том, что в языческих легендах дракон - метафорическое изображение сильного правителя, который расширял свои владения с помощью меча. То, что Кадм посеял драконьи зубы раздора после своей победы, поддерживает эту теорию. Христианство оказало существенное влияние на превращение дракона в обобщающий символ дьявольского зла.
Драконы, которые были побеждены многими христианскими святыми (особенно известно предание о святом Михаиле), символизируют беспорядок и безверие, а также моральное зло и первобытную распущенность. В средневек. представлении дракон - сочетание символов воздуха, огня, воды, земли - огнедышащее рогатое создание с крепкими орлиными когтями, крыльями летучей мыши, чешуйчатым телом и змеиным колючим хвостом.
С другой стороны, он встречается и в виде морского змея, как в некоторых изображениях святого Георгия, что исследователи традиционно соотносят с шумерско-семитскими изображениями богини хаоса Тиамат. Греч. герой Персей также сражался с водным монстром, стремясь спасти царевну Андромеду.
Как воплощение страха дракон был популярной эмблемой воинов, изображаемой на парфянских и римских штандартах, его резные изображения помещали викинги на носах своих кораблей, у кельтов он встречается в качестве символа королевской власти, так же как и на знаменах англосаксов, в Уэльсе красный дракон до сих пор является национальной эмблемой.
В Азии, в Китае, дракон до сих пор считается символом сверхъестественных сил. Вышитый на одежде извивающийся дракон символически изображает созидательные ритмы природных элементов, особенно несущую дождь силу грозы. Отсюда происходит и символизм вызывающих дождь бумажных драконов, которых, среди вспышек фейерверка, несут во время процессий на осеннем празднике на второй день второго месяца китайского календаря.
Бирюзовый дракон с пятью когтями, Лунг, был эмблемой династии Хань, символизировал активный принцип "инь", Восток, восходящее солнце, плодородие, счастье и дар божественного знания и бессмертия. Дракон с тремя когтями - символ микадо в Японии и основной символ дождя, как и в других местах Ю.-В.Азии, повелитель моря и рек, но также божественная крылатая змея, связанная с радугой. Царь-дракон - заметная фигура в японском фольклоре.
ДЬЯВОЛ (ДЕМОНЫ)
Противник совершенства, персонифицирует тьму, обман и зло, особенно в рамках моральных норм христианства и иудаизма. Зло и неудачи с древности символизировались монстрами или гоблинами, а также божествами с противоречивым характером, имевшими, наряду с положительными, и капризные, жестокие, разрушительные и другие демонические черты. Иранский пророк Заратустра предложил свое объяснение недостатков человеч. натуры - существование Аримана, темного созидающего духа, который выбрал сторону зла и стал составляющей и неотъемлемой частью материального мира.
Эта идея оказала влияние на изменение толкования образа сатаны: из ангела, посланного Богом удостовериться в совершенстве созданного Им мира, - в падшего ангела, чья гордыня привела его на сторону зла и сделала врагом Бога. Его исламский двойник носит имя Иблис.
Другие важные концепции дьявола включают манихейское представление о том, что Адам был создан сатаной (использовавшим похищенный у Бога божественный свет), а также идеи гностиков (подвегшихся в этом случае влиянию восточных традиций), что материальный мир создал сатанинский Демиург, а Человек пытается вырваться из этого мира, вернувшись к Господу, частью которого он когда-то был. Другие имена дьявола:
Люцифер (сатана до падения), Вельзевул (имя заимствовано в филистимлянском пантеоне, одного из богов которого иудеи презрительно называли "Повелитель мух") и Мефистофель (который известен в литературе как заключивший дьявольскую сделку с немецким алхимиком Фаустом). Обычно дьявол изображается с рогами, раздвоенными копытами и хвостом (образ, произошедший от языческого бога Пана) и иногда с крыльями летучей мыши. Черти и бесы окружают его, вооруженные вилами и копьями. Идея средневековых христиан относительно греха похоти выразилась в представлении о существовании у дьявола еще одного лица на гениталиях или ягодицах.
Как дух зла, дьявол связан с символизмом дракона в западной традиции и змеи в иудейской и христианской традициях. Он может быть также символом раздора, разобщения и искушения бессмертием.
В большинстве традиций - символ защиты, вероятно, из-за своей привычки усердно трудиться в "материнской заботе" о своем потомстве, устраивая дупло. Подобно некоторым другим шумным птицам, наделялся также пророческой силой.
Он был священной птицей для наиболее сильных античных богов и, согласно легенде, приносил пищу близнецам Ромулу и Рему, легендарным основателям Рима. В Др.Индии и традициях американских индейцев его дробь предупреждала о буре и предотвращала удары молнии. Для других народов она звучала как призыв к битве.
ЕДИНОРОГ
Целомудрие, чистота, сила, добродетель - изысканный символ возвышенного стремления и христианский символ второй составляющей Троицы - Иисуса Христа. Единорог, наиболее неоднозначный и поэтический из всех фантастических животных, обычно изображался в средневековом искусстве как грациозное белое существо, с закрученным спиралью рогом на лбу. У него было тело, грива и голова лошади (иногда козлиная борода), рассеченные копыта антилопы и хвост льва.
Ранние христианские писатели, возможно, связывали эту целебную силу с рогами таких животных, как бледная арабская антилопа бейза. В соответствии с одним теологическим трактатом, единорог может очистить отравленную змеиным ядом воду, размешав ее крестообразным движением рога.
В средневек.христ. искусстве в легендарный символизм единорога были привнесены другие черты, и даже языческая традиция, согласно которой это быстрое и горячее создание могло быть поймано только девственницей. Символизм рога, тождественный символизму фаллоса и копья, в сочетании с волшебной силой очищения, сделал единорога поэтическим символом проникновения, особенно тайны зачатия Христа в девственном чреве Марии. Именно в этом аллегорическое значение готических миниатюр и более поздних гобеленов и картин, на которых изображен единорог, положивший голову на колени женщине, сопровождающий ее в огороженном саду или в беседке из роз, или ведомый охотником навстречу женщине.
У рыцарей единорог символизировал добродетель чистой любви и способность целомудренной женщины смирить и направить на благие цели "рог" сексуального желания.
В зап.искусстве единороги везут колесницу Целомудрия. Хотя зап.символизм единорога уникален, в Китае легендарное создание с похожими чертами - Кай-Линь - плодовитый символ "инь - ян", мудрости, кротости и счастья. Его рог или символизируют интеллект. В алхимии единорог представлял ртуть, наряду со львом - эмблемой серы. Единорог стал эмблемой Шотландии.
ЖЕНЩИНА
Носительница, дающая жизнь, защитница и кормилица. Этот древний символизм преобладает в изображении женщин в искусстве, мифологии и религии во всех ранних традициях и отражается в эмблемах, наиболее часто связанных с ними. Сюда входят символы матки, такие, как пещера, колодец, источник; сосуды - ваза, кувшин, чаша, урна; ножны, корзина, лодка и похожий по очертаниям на лодку лунный полумесяц; углубления, такие, как борозда или долина; символы плодородия - деревья и фрукты; специфически сексуальные образы - раковина, ромб или перевернутый треугольник. Качества, наиболее часто связываемые в традиционной символике с женщинами, - душа, интуиция, эмоции и эмоциональное непостоянство, пассивность и подсознательное, любовь и чистота. В искусстве женщины персонифицируют большинство человеческих недостатков и достоинств. Их также идентифицируют с магическими способностями, особенно предсказанием и пророчеством.
КАРЛИК (ГНОМ)
Символ опеки, защиты, покровительства как в мифологии, так и в фольклоре, где карликам почти повсеместно приписывают сверхъестественные возможности. В индуистской и некоторых других изобразительных традициях карлики иногда выступают как демоническая сила, подтверждая идею, что существует связь между малым ростом и человеческим невежеством или слепым инстинктом. Карлики часто используются вместе с символами дурака в качестве инверсии правителя. Именно эту роль карлики иногда играли в судебных разбирательствах.
В фольклоре они часто предстают вредными, скупыми и злыми существами. Карлики обычно - ревнивые скряги, хранящие сокровища или тайные знания, и большие любители задавать загадки и напускать таинственность. Согласно скандинавской легенде, боги однажды распорядились, чтобы карлики жили под землей по причине того, что они произошли не из растений, как остальные люди, а из тела великана Имира, который сам был сделан из земли.
Карлики имеют прочные ассоциации с подземной жизнью (в психоанализе по этой причине - с подсознанием), а в Ю.Америке - с дождем, лесом и пещерами. Поэтому им приписывают навыки подземных работ, умение обрабатывать камни и металлы. Их характер обычно представляют как воплощение подозрительности и хитрости, однако их весьма легко обмануть. Гномы, согласно преданию, обитающие в садах, считаются добродушными созданиями, владеющими магическими тайнами земли.
КЕНТАВР
Символ человека, захваченного своими первобытными инстинктами, особенно похотью, насилием и пьянством. В раннем древнегреческом искусстве кентавра изображали в виде человека с ногами коня, а затем - в виде лошади с человеческим торсом и головой. Кентавр, возможно, был мифическим воплощением реально существовавших жестоких разбойников в горах Фессалии. Согласно одному из мифов, смертный Иксион, допущенный к пиру, начал ухаживать за Герой, женой Зевса. От соединения Иксиона и Нефелы и родился монстр - Кентавр. Он был отпущен на Землю, и от его связи с обыкновенными кобылами и произошли эти ужасные существа - дикие, вечно пьяные насильники, часто с изуродованными лицами, безуспешно противоборствующие силам добра и порядка.
Как таковые, в христианской иконографии они представляют чувственную страсть, прелюбодеяние и ересь. С другой стороны, существует и версия о морально безупречных кентаврах, которые вели происхождение от Хроноса. Среди них был Хирон, мудрый учитель, врачеватель и друг Геракла. Геракл, пустив отравленную стрелу, случайно ранил Хирона, который пожертвовал своим бессмертием ради освобождения Прометея, заслужив себе место на небе в виде южного созвездия Кентавра.
Кентавры появляются также и в ведических мифах (там они названы гандхарвами), являясь символами физической силы и интеллекта.
КЛОУН
Наследник традиции, включающей в себя дурней (простаков или притворяющихся простаками), шутов (сообразительных проказников) и буффонов (странствующих комедиантов) - категории, которые часто смешивали. Наиболее глубокий и мрачный символизм придавали дуракам в древности. Они были инверсиями королей и правителей, их использовали как замену во время ритуалов жертвоприношения. В более общем смысле, клоуны и дураки изображают человеческие неудачи, то, как достоинство и серьезность могут моментально превращаться в фарс, или то, как мудрость оборачивается идиотизмом (при этом они играют роль козлов отпущения, принимая на себя презрение за недостатки).
КУЗНЕЦ
В большинстве первобытных культур - символ божественных или магических созидательных ремесел, связанных со стихийными силами: громом, молнией, огнем, вулканической активностью и посвященностью в тайны земли. В древнегреческой мифологии кузнец - хромой бог Гефест (в римской мифологии Вулкан). Обычно он или создатель мира, или помощник бога-творца и, несмотря на то, что связан с загробным миром, имеет благоприятную репутацию.
МАТЬ
Природа, земля и ее воды, плодородие, питание, сердечность, забота, защита, преданность, но иногда - образ смертельной любви, трагической судьбы, могилы. Палеолитические статуэтки, которым более 300 000 лет, изображающие женские фигуры с гипертрофированной грудью, считаются самыми ранними символами плодородия. И хотя многие предания о сотворении мира представляют Творца мужчиной или двуполым богом, возможно, что им предшествовали верования в богиню-Мать, олицетворяющую саму животворящую силу природы.
Почитание природы-матери в греко-римской традиции отразилось в культе Деметры и Реи и стало кульминационным в культе фригийской Великой Матери Кибелы, который конкурировал с христианством в первые века нашей эры. Христианский культ Девы Марии уникален не только потому, что Мария была земной женщиной, не богиней, но также потому, что этот культ полностью порвал с вековой традицией почитания природы-матери, которая, в сущности, была традицией поклонения силам природы.
Символика всепоглощающей материнской любви включает земное начало и море. Кали, "Мать-тьма" в индуистской мифологии - наиболее пугающий образ творца-разрушителя. "Ужасная мать" в психологии - символ эгоистической материнской любви, а также опасности инфантилизма и отказа от собственного "я".
Символизм матери-ведьмы может отражать именно такую тиранию, но также и традиционную роль женщины в домашнем хозяйстве.
Психологи связывают понятие матери с эмоциями, инстинктом, чувствами, нежностью, капризностью. В иконографии многоплановость образа матери иногда выражалась тройственными фигурами. Кельтские богини-матери обычно были защитницами, особенно животных, включая диких. Их атрибутами были лодки, рулевые весла или более известные эмблемы плодородия и процветания, такие, как корзины с плодами, снопы, рог изобилия.
Другие символы матери - медведица, корова, голубка, гусыня, куропатка, ласточка и другие животные, дающие большое потомство, и дикие звери, особенно львицы; фонтан, озеро, океан, река, луна; сад, ворота, дом и корабль, корзина и кубок, полумесяц; вензель, известный под названием "мать и дитя"; в графическом изображении - ромб или спираль; "поддерживающие" или "опекающие" объекты (церковь, университет - альма-матер, Родина).
МИНОТАВР
Фантастический монстр с головой быка и телом человека, живущий, согласно мифу, на острове Крит. Символизирует тиранию и, в психологии, - скрытую деструктивность и подавленные желания. В греческих мифах Пасифая, жена царя Миноса, родила Минотавра от связи с белым быком, что было местью бога морей Посейдона за то, что Минос не принес этого быка ему в жертву. Минос спрятал Минотавра в лабиринт и .регулярно кормил его молодыми афинянами, которых посылали в качестве подати, пока афинский герой царевич Тесей не убил чудовище. Бычья голова на человеческом теле символизирует полное преобладание животных инстинктов.
МУЗЫ
Богини - покровительницы эпической поэзии (Каллиопа), лирической поэзии (Эрато), истории (Клио), музыки (Эвтерпа), трагедии (Мельпомена), пантомимы (Полигимния), комедии (Талия), танца (Терпсихора) и астрономии (Урания). Их символика была основана на ассоциации вдохновения и источника. Отсюда и их происхождение - сначала они считались божествами горных рек, ключей, внебрачными дочерьми Зевса и Мнемозины, богини памяти. На картинах художников они обычно сопровождают Аполлона или в одиночку представляют то или иное искусство, держа в руках разнообразные атрибуты: книги, свитки, холсты, скрипки, тамбурины, трубы, лиры, арфы, флейты, короны, лавровые венки (как знак успехов на том или ином поприще), маски или, в случае с Мельпоменой, меч или кинжал.
НЕЗНАКОМЕЦ
В примитивных культурах таинственный символ надвигающегося неизвестного будущего - возможно, пришествия Бога, возможно, опасных противников. В древнегреческой мифологии один из противников Геракла - египетский царь Бусирис - убивал всех чужестранцев, прибывавших в его страну. Причиной тому стало пророчество, согласно которому таким способом можно было избавить страну от голода.
НИЩИЙ
Во многих восточных традициях, в том числе в индуизме и буддизме, - образ благочестивой, добродетельной и отшельнической жизни. В Таиланде и поныне считается нормальным для молодых людей время от времени просить себе на еду. Этот же символизм был принят нищенствующими монашескими орденами в христианской традиции. Нищий, держащий в руках тяжелый камень, - аллегория бедности.
ОБМАНЩИК (ЛОВКАЧ, ТРИКСТЕР)
В мифологии и фольклоре антигерой, который для достижения своих целей полагается не на моральную и физическую силу, а на циничную смекалку, хитрость и обман. Такими ловкачами были: Гермес в Др.Греции, герой Мауи в Океании и многие лукавые животные, такие, как заяц, койот и ворона в Африке, в Азии и Америке. Боги-ловкачи и герои-пройдохи играли важную роль в формировании эгоистической, провокационной, непочтительной и проницательной сторон человеческой натуры.
ОТЕЦ
Владычество, солнечная и небесная сила, духовная, моральная и гражданская власть, рассудок и совесть, закон, элементы воздуха и огня, воинственный дух, гроза - диапазон символов, которые отражают патриархальную природу почти всех традиционных культур. В большинстве мифов и религий, хотя и не во всех, верховные боги считаются отцами.
ПАСТУХ
В скотоводч. обществах - символ духовного лидерства, распространенная персонификация Христа в раннем христ. искусстве. Изображения Христа с бараном или ягненком на плечах основаны на представлениях о древнегреческом боге Гермесе как о защитнике стада. Гермес также пас души мертвых. Другие символы доброго пастыря включают бога Ра и "пастушеский" посох фараонов Древнего Египта; иранского бога-защитника Яму и тибетского духовного и светского лидера далай-ламу.
РЫЦАРЬ
В средневековых легендах - символ мастерства в искусстве верховой езды и владения оружием, воплощение добродетелей преданности и благородного служения; а также сублимация жестоких желаний. Рыцарство дало благородным молодым людям символический идеал и породило огромное количество галантных литературных героев.
В цветовой символике рыцарства Зеленый рыцарь - испытуемый неофит; Белый рыцарь - целомудренный герой-победитель; Красный рыцарь - духовно зрелый воин, проверенный в сражении; Черный рыцарь - двойственная фигура, представляющая как зло, так и анонимного героя, который стал аскетом, чтобы искупить свои грехи.
Странствующий рыцарь блуждает в смутной надежде, что ему представится достойная миссия.
САТИР
Лесной человек-козел - символ мужской похоти и жизни, посвященной чувственным удовольствиям. В античной мифологии сатиры сопровождают богов природы, таких, как римский Сильванус, греч.Дионис и Пан (Фавн). Они развлекаются с нимфами и наядами, постоянно пьяны, играют на свирелях и выплескивают свою необузданную энергию в экстатических танцах. Атрибутами их являются: венки из плюща, гроздья винограда, фрукты, рог изобилия и змеи - напоминание о легенде, согласно которой Фавн превратился в змею, чтобы изнасиловать собственную дочь. Средневек. христиане очень сурово относились к сатирам, связывая их не с Золотым веком, а со злом.
Сатиры стали любимыми персонажами эротич. Искусства, изображаясь в виде получеловека с козлиной бородой, волосатыми ногами и копытами, а иногда и лошадиным хвостом.
СЕРАФИМ
В иуд. и христ. традициях высший из девяти ангельских чинов. Символизирует очищающий огонь духа. Пророк Исайя описывал серафимов как шестикрылые существа, стоящие у трона Бога и поющие Ему славу. Один из них вложил Исайе в уста горящий уголь, чтобы очистить их от греха.
СМЕРТЬ
Аллегорические изображения Смерти как окончательной действительности часто намеренно пугающие. Религиозный символизм изменяет образ смерти, предлагая возможность ее восприятия как неотъемлемой стадии существования личности, во время которой происходит вознесение к бессмертию. Символика страха и надежды иногда проявляется одновременно. В искусстве наиболее распространено изображение Смерти в виде скелета-всадника, закутанного в плащ с капюшоном, вооруженного косой, или трезубцем, или мечом, или луком и стрелами. Иногда Смерть держит в руках песочные часы, символизирующие отмеренное время жизни. Боги загробного мира, которым подчиняется Смерть, использовали этого ужасающего помощника, чтобы доставлять души в свои владения.
В зап. традиции со смертью ассоциируется черный цвет, в восточной - белый. Смерть изображали также и в виде бьющей в барабан или танцующей фигуры. Более приятным символом была женщина в черной накидке или мусульманский Исрафил - ангел Судного дня. Корабли или лодки часто изображают средства передвижения, на которых души перевозятся в загробный мир. Цветы Смерти - мак и нарцисс; деревья Смерти - кипарис и плакучая ива. Множество других символов также могут иметь связь с трауром, погребением, среди них и венок - знак вознаграждения, ожидающего покойного на небесах.
СФИНКС
Первоначально в Египте - монументальное изображение льва с человеческой головой, символизирующее власть. Один из первых, ставший затем образцом, Большой Сфинкс в Гизе изображает фараона Хефрена, лицо которого направлено в ту сторону горизонта, где восходит солнце.
Это древний и спокойный образ, не имеющий ничего общего с более поздней греческой легендой о "загадке Сфинкса".
Египетские надгробные памятники, изображающие сфинксов, позднее на Ближ.Востоке превратились в крылатых существ, также называвшихся сфинксами и имевших защитное значение. В конце концов в греч. мифологии сфинкс стал ужасным зверем с телом льва, женской головой и грудью. Психолог Карл Юнг считал, что сфинкс - символ женской жадности, а также "ужасной матери".
ТЕТРАМОРФЫ
В некоторых культах - четырехголовые охранники четырех сторон света. Во многих традициях символизируют универсальность божественного покровительства и защиту от возвращения первичного хаоса. 4 библейских тетраморфа, описанные в 1-й главе книги Иезекииля имеют головы человека, льва, вола и орла. Впоследствии в христ.традиции эти образы стали отождествляться с евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, а также с воплощением Иисуса Христа, Его воскресением и вознесением.
ФЕНИКС
Наиболее известный из всех символов воскрешения, легендарная птица, которая вновь и вновь возрождается в огне. Легенда о Фениксе возникла в Гелиополисе, древнем египетском центре солнцепоклонников, где приносились жертвы богу Бену, которого изображали с головой цапли. Основываясь на этих огненных обрядах и на описаниях великолепных экзотических птиц (таких, как золотой фазан), греческие писатели и произвели на свет легенды, которые отличаются в деталях, но одинаковы по сути. Согласно этим легендам, феникс (слово, совпадающее с греческим названием пальмы - дерева солнца) - чудесная птица, живущая удивительно долго - пятьсот и более лет. В конце жизни Феникс строил гнездо из ароматных трав, поджигал себя в нем, чтобы возродиться через три дня, после чего нес гнездо и пепел своего предыдущего воплощения на алтарь храма солнца в Гелиополисе.
В средневек. живописи феникс олицетворял божественную природу Иисуса Христа, если изображалась рядом с пеликаном. Феникс может также встречаться в качестве атрибута аллегорических изображений Милосердия.
Феникс - обычный элемент в алхимических аллегориях, где он символизирует очищающий и преобразующий огонь, химический элемент серу и красный цвет. Еврейск. легенды объясняли долголетие птицы тем, что она отказалась вкусить запретный плод в райском саду.
ХЕРУВИМ
Второй чин ангелов. Их крылья образовывали трон Бога Иеговы в еврейском Храме, который был построен по завету Моисея Херувимы - защитники человеческих душ (в известном выражении "ангел-хранитель" подразумеваются именно они).
Эта традиция происходит от более ранних персидских и месопотамских духов опеки, статуи которых устанавливали рядом с храмами. В искусстве херувимы изображаются обычно в виде голов с голубыми крыльями; иногда в виде фигуры с книгой, символизирующей высшее божественное знание, которым они обладают благодаря своей близости к Богу.
ХИМЕРА
В греч. мифах - монстр, знаменитый настолько, что его название стало общепринятым термином, обозначением любой фантазии, а также животных гибридов. Химера имела гриву и огнедышащую голову льва, тело козла (часто химера изображается и с козлиной головой), зазубренный хребет и хвост с головой змеи на конце. Победа древнегреч. мифического героя Беллерофонта над Химерой - пример яркого повествования о противостоянии героя и чудовища, олицетворяющего зло.
В средневек. искусстве химера представляет сатанинские силы. Психоаналитики используют ее образ для обозначения деформаций человеческой психики. Некот. исследователи считают триединую форму химеры воплощением различн. стихийных сил природы, таких, как извержение вулкана, сопровождающееся землетрясением и вспышками природного газа.
ЧЕЛОВЕК
Венец всего живого, в наиболее древних культурах символ того, что способно к совершенствованию, - создан по образу и подобию Бога, сочетает в себе материальное и духовное, небесное и земное. Эта мистич. вера лежит в основе частого представления о человеке как а микрокосме, заключающем в себе, хотя бы и символически, все элементы мироздания. Человеч.тело, изображаемое в пифагорейской традиции как пентаграмма, состоящая из рук, ног, головы, часто бралось за основу строителями храмов. Муж. начало символизируется обычно солнцем, огнем, молнией, а также фаллосоподобными объектами; последние включают стрелу, конус, копье, лингам, обелиск, столб, шест, плуг, прут, лопату, пику, меч, молнию, факел.
ЭЛЬФЫ
Маленькие человечки, обладающие магической силой, - персонификация человеческих желаний. Встречаются во многих народных традициях под различными названиями и символизируют силы природы. Обычно они вполне довольны жизнью и занимаются собственными делами, но иногда вмешиваются в человеческую жизнь.
Их символическое значение особенно велико в устной традиции и литературе. Как и предполагает их имя, произошедшее от латинского "fata" - "судьба", в сущности, они предназначены оправдывать повороты судьбы, ее непредсказуемые подарки и разочарования. Сказки об эльфах исключительно богаты психологическими и социальными символами и изображают проблемы, которые ставит перед людьми жизнь на разных этапах.
Рубрики:  живопись
интересные статьи
Метки:  

Процитировано 8 раз

Тат_Голубкова   обратиться по имени Понедельник, 30 Ноября 2009 г. 23:37 (ссылка)
Спасибо!! Очень интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку