Перуанка все записи автора
Поющее Дерево можно найти в пустыне. Оно растет на склонах холмов, его бело-желтые цветы покачиваются на ветру над низким кустарником. Поющее Дерево выглядит необычно, некоторые ошибочно считают, что оно живет сто лет. Поэтому его и называют столетником или агавой.
Конечно обычно это растение не издает звуков, разве что когда жгучие сумасшедшие ветра поднимаются летним вечером. Тогда все в пустыне начинает петь по-своему: шумит буйный хор мелких растений и мясистых кактусов, о которые бьется ветер и поднятый песок, раскаты грома отбивают дробь.
Чесли Госейюн Вилсон - человек, вселивший музыку в Поющие Деревья. Вилсон - Апач, родившийся в Аризоне. Он изготовляет однострунные скрипки из ствола агавы, которые Апачи называют tsli'edo'a'tl, что и переводится, как "Поющее Дерево". Другие их называют просто: апачская скрипка.
Апачи делают такие необычные скрипки как минимум уже сто лет, хотя некоторые считают, что намного дольше. К тому времени, как Вилсон занялся этим искусством, оно было уже почти забыто.
Раньше в каждой апачской семье была такая скрипка. Их музыкой развлекались на праздниках, например отмечая дни рождения, и других народных собраниях. Реже такие скрипки делаются для продажи туристам, но эти инструменты уже не послушаешь, ими можно только любоваться. В отличие от мастерски исполненных инструментов Вилсона, такие скрипки не играют.
Вилсон выбирает нужное ему дерево, на пустынных холмах резервации Сан-Карлос в центральной Аризоне. Поле того, как агава выбрасывает свой высокий твердый стебель, она зацветает и умирает. Вилсон ищет стебли, которые умерли, но еще не высохли. Из стебля будет сделано тело скрипки. Он не должен быть ни слишком зеленым, иначе он начнет выделять сок, вызывающий чесотку, ни слишком сухим, чтобы не потрескаться при обработке.
Мастер вырезает из ствола кусок длиной 16 дюймов, затем перочинным ножом вырезает мягкую сердцевину, пока внутри ствол не станет совершенно пустым и гладким. После этого он просверливает в стволе дырочки. "Эти дырочки вообще-то выжигались, но сейчас другие времена, поэтому я использую дрель", - объясняет Вилсон.
Тело скрипки лакируется и снаружи и изнутри, затем натягивается единственная струна, иногда сделанная из конского волоса, иногда из обычной скрипичной струны. Один конец струны крепится к настроечному колку, воткнутому в тело скрипки сбоку, другой - к крошечному штифту наверху инструмента.
И наконец отверстия с обоих сторон закрываются кусками фанеры, и инструмент расписывается - обычно это змеи, геометрические узоры и традиционные апачские мотивы.
На скрипке играют смычком, который делается из гибкого дерева - ивы или осины, и конского волоса. Звук ее мягкий и вкрадчивый, такой инструмент хорошо слушать, сидя у камина в маленькой комнатушке. "Песни, которые я играю - это песни, которые играл мой дед", - рассказывает Вилсон, - "и скрипки я делаю так же, как показали мне мой дед и дядя."
В 1988 другой индеец, флейтист Карлос Накаи (Навахо - Юта) увидел Вилсона, демонстрирующего свои скрипки в лавке народного творчества. Накаи удалось обратить на скрипки Вилсона внимание Национального Фонда Искусств, и в 1989 тот стал одним из 13 американцев, удостоенных премии "Наследие". Это событие вырвало Вилсона из неизвестности. Он засветился в СМИ, и его начали приглашать в Чикаго и другие города США.
Наконец пошли звонки из Голливуда и от рекламных агентов. Вилсон, худощавый, с тонкой костью, плоским лицом и блестящими черными волосами, выглядит тем, кем он и является - Апачем, потомком двух знаменитых вождей - Кочиза и Эскиминцина. Фирма Wrangler сфотографировала его со скрипкой на фоне пустыни для рекламы своих джинсов. Выдающийся художник Ховард Терпенинг использует его как модель для индейских портретов, а голливудские продюсеры дают ему сюжетные роли в фильмах про Апачей.
Большая часть этого внимания к его персоне вызвана премией Национального Фонда. Позднее композитор Брент Дэвис написал для Kronos Quartet 15-минутную партитуру для апачской скрипки.
"Я рад", - сказал Вилсон, - "что помогаю людям познакомиться не столько со своим искусством, сколько с народом Апачей. Мне кажется, большинство, благодаря кино, видят в Апачах, в первую очередь, жестокость. Я рад что люди увидят... и услышат наш народ с другой стороны, более характерной для нас."