-Метки

17 век 18 век 19 век back to ussr bella mafia coles phillips pin-up Давай закурим александр бенуа алла назимова альфонс муха анри матисс арт-деко бал барахолка бренды веер венеция вертинский вкусно и просто врубель все могут короли всемирная выставка генри хатт гимназистки румяные гоголь готишный гламур грета гарбо дамский клуб детский мир дягилев е2-е4 женские судьбы жизнь собачья зигфельд зинаида юсупова зинаиды ида рубинштейн изабель аджани искусство история камеи корсет красный крест кросавчег ксавьер саже лев бакст легенды кино лиля брик лучшие друзья девушек лытдыбр ляльки марлен дитрих маска мода модерн моника белуччи мужской клуб музыка мулен-руж оскар уайльд открытки парфюмерия перенос из дайри ру пиво поздравления прически про это пух и перья пьеро рафаэль кирхнер ренессанс ретро-журналы ретро-плакаты романовы самурайские дамы сара бернар свадьба союз рыжих страсти-мордасти тамара карсавина тройка-семерка-туз тулуз-лотрек туфли тюдоры кинематографа фиалки монмартра фижмы и банты искусства фижмы и банты кинематографа физкультура и спорт царица египта цирк зажигает огни чай по-русски чарли чаплин черно-белый гламур шали шик блеск красота шляпки эпатаж эти прекрасные дамы эх-прокачу

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Arin_Levindor

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.01.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 8912


Советский агитационный фарфор -2

Пятница, 12 Сентября 2008 г. 00:59 + в цитатник

Петроград. Первые послереволюционные годы. Разруха, холод и голод. Естественные потребности человеческой жизни сведены к минимуму. Но всякое утеснение материального начала неизбежно влечет за собой подъем духа, и чем первое сильнее, тем больший простор получает дух. Так случилось и в этот раз. С той лишь разницей, что вышедшая из берегов стихия бушевала так, как, может быть, никогда в истории цивилизаций.
Все было отменено: государство и власть, законы и деньги, традиции и авторитеты, искусство и быт, отношения между мужчинами и женщинами, да что там — царь и сама история!
Сравнить это состояние можно только с духовным прозрением, когда все бывшее прежде вдруг становится ненужным, уводящим от цели, и рождается неистовое желание сбросить его и идти только вперед и вверх.
Любое событие представлялось прежде всего творческим актом, поскольку утверждался новый миропорядок. Ни один способ смотреть на мир не отрицался. Со временем из огромного арсенала опробованных возможностей были выбраны наиболее удобные и экономичные, прямые, как правда, пути, и уж тогда закреплены в качестве обязательных для всех. Но это будет позже.

 (699x466, 238Kb)

В те же годы все казалось чудом. Реальность была фантастичнее самого изощренного вымысла. На Дворцовой площади росла капуста и прыгали кролики, не работал городской водопровод. Те, кто не понял, оплакивали блага цивилизации, для посвященных же было ясно, что честнее начать все с самого начала. При этом — уцелел фарфоровый завод в Петрограде. Еще совсем недавно — Императорский, он состоял в придворном ведомстве, выполняя высочайшие заказы, обеспечивая посудой и предметами роскоши царские резиденции, изготавливая драгоценные подарки, в том числе дипломатические. Изделия выпускались уникальные, они не тиражировались и не предназначались для свободной продажи. Кажется, скомпрометированный таким прошлым, фарфор вообще должен был исчезнуть как некая категория старого мира, как исчезли графы и князья, а с полок — фарфоровые маркизы. Но он не просто выжил, а стал одним из символов наступившего нового времени.
Ни в бронзовом, ни в мраморном, ни в ином варианте эта эпоха не интересна так, как в фарфоровом. Памятники «царям и их слугам» легко заменялись памятниками «вождям революции», даже их места на карте города оставались прежними, — так, новая одежда. Здесь, напротив, все было иначе. Камерный по своей природе, фарфор, создававший уют в будуарах и гостиных, как будто преодолел себя, выйдя из замкнутого круга примет частной жизни, и стал летописью времен, самой хрупкой и самой долговечной.


 (699x466, 251Kb)

Государственный фарфоровый завод — таков был новый статус — оказался под опекой самого «просвещенного» советского наркома Анатолия Луначарского. То, что завод попал в ведомство Народного комиссариата просвещения, красноречиво говорило о его роли в формировании культуры нового общества. Фарфор в новой системе координат стал призывать и агитировать, клеймить и воспевать, он включился в борьбу за будущее.
Новая власть оценила широкие возможности разъяснения задач революции с помощью фарфора, предложив изготавливать фарфоровые бюсты «великих людей в области революции» и «утилитарно-декоративные предметы с революционными лозунгами». Был составлен цитатник из 28 лозунгов, взятых из различных источников: от Библии до изречений вождя пролетариата.

 (699x466, 273Kb)

Художники размещали их на пурпурных лентах по краям тарелок, блюд, чашек и ваз. Эта тезисная программа созидания будущего параллельно шифровалась заново открытым языком символов Французской революции, звучным и ясным: орудия труда, инструменты, колосья, книги… Красные штыки щетинились на старушку с узелком «из бывших», а пастушки с амурами превратились в рабочих и красноармейцев, ведь «Кто не работает, тот не ест!».
Принимая новых «гостей», с отнюдь не аристократическими манерами, фарфор воспитывал их, прививал благородство. Таково исключительное свойство материала.

 (699x466, 265Kb)

Этот первый советский фарфор, названный агитационным, был самым известным сюжетом в истории тех лет, но не единственным. С Государственным фарфоровым заводом в Петрограде оказались связаны самые громкие имена в искусстве эпохи: Петров-Водкин и Кандинский, Малевич и Альтман, Татлин и Кузнецов, Лебедев и Самохвалов. Они принесли в фарфор, традиционно относимый к «отряду» декоративно-прикладных, дыхание большого искусства. Мастеров разных направлений приглашали к сотрудничеству, по их рисункам создавали уникальные произведения. В свою орбиту завод вовлек наиболее яркие явления насыщенной творческой жизни, и не было ни одного сколько-нибудь значительного художественного «изма», который бы не попробовал свои силы в фарфоре.

 (699x466, 256Kb)

Старейший российский фарфоровый завод, основанный при Елизавете Петровне в 1744 году, предмет императорской любви и забот, гордившийся династиями своих мастеров и вековыми традициями, ныне стал площадкой небывалого эксперимента и… очагом подлинной культуры, одним из «сумасшедших кораблей» тех лет.
1923 год связал с именем первого фарфорового завода страны феномен супрематического фарфора — самого необычного явления за всю его историю. Все созданные вещи были наперечет, зато какие вещи! Увы, супрематистов коснулось последовавшее в 1924 году сокращение штатов завода. Но после них нельзя было продолжать работать с материалом так, как будто ничего не произошло. Словно это было новое рождение фарфора, но не в бытовом и предметном его качестве, а как новой сущности. Радикально до бессмысленности звучащее «беспредметный фарфор» — именно об этом, а вовсе не о том, что не было предметов. Они были, причем все те же самые: чашки, блюдца, тарелки, кофейники, даже супницы и полоскательницы. Последний предмет, впрочем, у настоящих советских граждан всегда вызывал недоумение.

 (699x466, 251Kb)

Вот уж кто-кто оказался более всех причастен к реальному освоению нового мира, так это супрематисты. В тот год в мастерских завода трудились Николай Суетин и Илья Чашник, верные ученики Казимира Малевича, его соратники и оппоненты, претворяя и развивая идеи Учителя, обусловившие в свое время появление «Черного квадрата». Сведений о непосредственной работе самого Малевича на фарфоровом заводе — нет, хотя, безусловно, он направлял и координировал «своих», подкидывал идеи. Эта работа была для супрематистов опытом реализации на практике их теорий и проектов новой объемно-пространственной среды, окружающей нового человека.
Такая драгоценная возможность в то время была дарована не многим. Можно вспомнить, например, что 1920-е годы в Петрограде-Ленинграде называют периодом «бумажной» архитектуры. Вот в Москве, там строили, а здесь — проекты, проекты… Сам Малевич говорил о «будущих планитах», то есть домах «землянитов» — людей, о том, что надо «динамо-планировать земные постройки». Как всегда, космически и неподражаемо.

Письменный набор: Обсуждение сталинской конституции 1937 года в узбекском колхозе
 (699x438, 37Kb)

«Supremus» в переводе с латинского значит «наивысший». Эту высшую стадию в искусстве и жизни неожиданно для всех открыл «Черный квадрат». Причем не тогда, когда воплотился в виде картины на холсте, а еще раньше, когда в имперском, уже неблагополучном, но пока довоенном Петербурге футуристы показали оперу «Победа над солнцем». Занавес — черный квадрат, который разрывали перед началом спектакля, был одновременно символическим финалом прошлого и началом будущего.
Новый — совершенный — мир строился из «первоэлементов». Они: круги, кресты, треугольники, диагонали, вслед за квадратом стремительно ворвались в жизнь с супрематических полотен, перечеркнули и заслонили собой суету бесконечно варьируемых природных, подражательных, нетворческих форм. «Беспредметность не есть отсутствие бытия, но обобщение процесса мысли», — констатировал Николай Суетин.
Особая роль отводилась супрематистами белому. Малевич называл его «знаком чистоты человеческой творческой жизни». Это было бесконечное пространство, в котором обитали в динамической подвижности первоэлементы, то приближаясь к нам и тогда становясь отчетливее и крупнее, то удаляясь.

Шахматы:Красные начинаю и выигрывают.
 (699x482, 53Kb)

Белая, глубокая, словно вибрирующая поверхность фарфора предстала удивительно созвучной мыслям супрематистов об энергетическом «бесконечном белом» поле, в котором выявляется интонация как отдельной единицы, так и общее звучание каждого момента бытия. В фарфоре не надо было так, как на холсте, домысливать глубину — он таков по природе — идеальная супрематическая материя.
Единицы, первоэлементы — это облеченный в форму цвет, то есть сгустки энергии, или — заряженные частицы.
Супрематисты активно использовали красный, как «сигнал революции», и черный, как энергию особого рода, в сочетании с белым, «служащим к раскрытию формы действия». Трехцветие — красное - белое-черное, символическая палитра 1920-х, а не было ли оно изначально подарено революции супрематистами?

"Просыпающийся восток"
 (466x699, 22Kb)

Большая часть наследия супрематистов в фарфоре — это живописный декор чашек, тарелок, сервизов тех форм, которые традиционно выпускал завод. На неискушенный взгляд расписанные ими фарфоровые предметы ничем не отличаются от их холстов — подобные же беспредметные композиции. Но трудно не заметить, как бережно супрематисты относятся к белой фарфоровой поверхности. Ей было уделено столько внимания, пожалуй, впервые с XVIII века — эпохи «фарфоровой лихорадки». Тогда все европейские монархи наперебой старались овладеть секретом «белого золота» и завести у себя фарфоровую мануфактуру. Только тогда вожделенный белый цвет вышедших из огня предметов обозначал, что отныне тайна раскрыта. Теперь, спустя два века, супрематисты словно возвращают материалу его тайну. Их фарфор так и назвали «белым».

 (466x699, 24Kb)

Супрематические композиции всегда идеально связаны с формой предметов, буквально надеты на них. Не каждый художник, работающий с фарфором, может сразу достичь этого! В основе почти каждой фарфоровой формы лежит круг. Как тарелка и блюдце, так и объемные предметы: чашка, чайник, ваза, если посмотреть сверху, в плане— круг.
Супрематисты, творившие «в условиях космоса», превращали круги, цилиндры и сферы фарфоровых предметов в орбиты, по которым двигались, то ли утратившие связь друг с другом и уже распадающиеся, то ли собирающиеся для нового единства, частицы бытия. Супрематическая роспись никогда не становится украшением предмета — условной картинкой, орнаментом. Две равнозначных сущности — белая форма и изображение, сливаясь, достигают симфонической полноты звучания. Каждый раз рождается универсальная модель мира, но не застывшего в своей завершенности, а вечно становящегося — как будто в руках художника-творца Вселенной.

 (468x698, 14Kb)

Фарфор — аристократический материал, в котором путь традиции был гораздо более почетен, чем путь эксперимента. Однако он оказался восприимчив и к идеям объемного супрематического формообразования, камня на камне не оставившим от привычного представления об утилитарных предметах.
Подобно «Черному квадрату» в живописи, символом нового фарфора стали чайник и получашки, созданные по проектам Малевича. Классическая полусферическая чашка была рассечена пополам: с одной стороны круглящаяся, с другой — плоская поверхность, вместо завитка-ручки — прямоугольная пластинка.

 (526x698, 27Kb)

Чайник состоял из фрагментов различных геометрических тел, которые как бы накладывались, пересекали и поглощали друг друга. Движение первоэлементов образовало форму нового мира, и было зафиксировано в этот момент. Вариант не на плоскости, а в реальном объеме! Дух захватывало от такой творческой дерзости, полностью игнорировавшей бытовую сторону вопроса. Именно этот шаг открыл широкую дорогу, по которой устремились все новаторы и экспериментаторы в фарфоре прошлого, а теперь и нынешнего века.
Супрематическая Вселенная оказалась знаковым явлением в контексте современной художественной культуры. В фарфоре же за все века его существования не было иного, столь эстетически совершенного и целостного, столь замкнутого и, вместе с тем, столь глобального явления.

 (555x663, 40Kb)


http://test.lfz.ru/ruhistory1920

http://www.iconastas.com/stock.asp?Cat=4


http://parzia.livejournal.com/266652.html#cutid1


http://www.wmos.ru/incultnews/detail.php?ID=5276

Рубрики:  история
искусство
Метки:  

Процитировано 2 раз

carminaboo   обратиться по имени Пятница, 12 Сентября 2008 г. 01:36 (ссылка)
Какая прелесть эта первая тарелочка. Вот оно в чем, щастье-то))
Ответить С цитатой В цитатник
Arin_Levindor   обратиться по имени Пятница, 12 Сентября 2008 г. 01:39 (ссылка)
kovalaris, не так уж неактуально на сегодняшний день :)
Ответить С цитатой В цитатник
carminaboo   обратиться по имени Пятница, 12 Сентября 2008 г. 02:01 (ссылка)
Arin_Levindor, согласна. Безграмотность катастрофическая ( намеренное искажение несчитово), по детям своим сужу((
Ответить С цитатой В цитатник
cdefg   обратиться по имени Пятница, 12 Сентября 2008 г. 09:29 (ссылка)
Это уже история. Нравится нам или нет. Это этап в жизни государства и это тоже надо сохранить. Спасибо за пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Arin_Levindor   обратиться по имени Пятница, 12 Сентября 2008 г. 11:32 (ссылка)
kovalaris, А в интеренте что творится ? Все эти пАдонки ....я даже сама ловлю себя на желании поставить в слове две буквы "Ц".

cdefg, Не за что. Да-это этап нашей истоии, жалко только что так мало сохранилось. И сейчас чего-то подобного не наблюдается в искусстве. Скорее жалкие римейки.
Ответить С цитатой В цитатник
carminaboo   обратиться по имени Пятница, 12 Сентября 2008 г. 11:45 (ссылка)
Исходное сообщение Arin_Levindor
kovalaris, А в интеренте что творится ? Все эти пАдонки ....я даже сама ловлю себя на желании поставить в слове две буквы "Ц".

К сожалению, частенько сама грешу этим делом...стараюсь не злоупотреблять, но когда тон беседы нарочито-шутливый трудно сдержаться...
Ответить С цитатой В цитатник
Arin_Levindor   обратиться по имени Пятница, 12 Сентября 2008 г. 13:23 (ссылка)
kovalaris, когда в шутливом порядке- я тоже могу ввернуть. Но подруга говорила, в прошлом году у ее сына в классе вышла неприятная история с диктантом у детей 4 класса. Были поголовные двойки, именно за вот эти "смеяЦЦО, веселиЦЦО" и пр. Родительское собрание созывали экстренное
Ответить С цитатой В цитатник
songmeili   обратиться по имени Среда, 24 Сентября 2008 г. 00:34 (ссылка)
Письменный набор: Обсуждение сталинской конституции...-шедевр!
Ответить С цитатой В цитатник
Arin_Levindor   обратиться по имени Четверг, 25 Сентября 2008 г. 00:11 (ссылка)
songmeili, я бы тоже от такого в офисе не отказалась :)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку