Без заголовка |
|
Сходили в гости к пожарным |
|
Без заголовка |
|
Пять причин перестать говорить "Молодец!" |
Альфи Кон известный во всем мире специалист по социальной психологии. Он написал ряд книг про заблуждения, относительно воспитания детей, подкрепляя их ссылками на опыты и научные исследования.
Я хотела найти книгу "Punished by Rewards" (Наказание наградой), но её нет на русском. Зато я нашла статью об этом и перевела её для вас.
Пройдитесь вдоль детской площадки, зайдите в школу или появитесь на дне рождения ребенка, и вы можете быть абсолютно уверены в том, что неоднократно услышите "Молодец!". Даже совсем малышей, когда они хлопают в ладоши, хвалят ("Молодцы! Хорошо хлопаете"). Многие из нас говорят детям "Молодец!" такое количество раз, что его можно уже считать словом-паразитом.
Много книг и статей написано о том, что нужно быть против насилия и отказаться от наказания, от порки, от изоляции ("тайм-аут"). Иногда даже будут те, кто попросит нас еще раз подумать, прежде чем использовать наклейки и вкусную еду в качестве подкупа. И вы также увидите, как трудно найти тех, кто сможет сказать хоть слово против того, что для приличия зовется позитивным подкреплением.
Чтобы не было недоразумений, давайте сразу решим, что в статье ни в коем случае не ставится под сомнение важность поддержки и одобрения детей, необходимость их любить, обнимать их и помогать им обрести хорошую самооценку. Похвала, однако, это совершенно другая история. Вот почему.
1. Манипуляция детьми.
Предположим, вы хвалите двухлетку за то, что он не проливает суп, или пятилетку за то, что он убирает свои художества. Кто выиграет от этого? Возможно, слово "Молодец!" больше направлено на наше удобство, чем связано с эмоциональными потребностями детей?
Рита Ди'Райс (Rheta DeVries), профессор педагогики в университете Северной Айовы, называет это "подслащенным контролем". Очень похоже. Заметные награды, как и, впрочем, наказания, являются способом сделать так, чтобы дети соответствовали нашим ожиданиям. Эта тактика может быть эффективно для получения конкретного результата (по крайней мере, на время), но она она сильно отличается от работы с детьми, (например, привлекая их к разговору о том, что облегчает обязанности в классе ( или в семье), или о том, как другие люди страдают от того, что мы сделали, или от того, что мы не сделали. Последний подход является не только более уважительным, но и с большей вероятностью поможет детям стать думающими людьми.
Причиной того, что похвала может работать в краткосрочной перспективе заключается в том, что дети жаждут нашего одобрения. Но перед нами встает ответственность: не использовать эту зависимость для собственного удобства. "Молодец!" как раз пример того, как эта фраза делает нашу жизнь легче, но при этом мы пользуемся зависимостью своих детей от похвалы. Дети также чувствуют, что это манипуляция, хотя не могут объяснить то, как это работает.
2. Создание "похвальных" наркоманов.
Конечно же, не всякая похвала рассчитана на то, чтобы контролировать детское поведение. Иногда мы хвалим детей просто потому, что радуемся их поступкам. Впрочем, несмотря на то, что похвала иногда работает, к ней необходимо очень внимательно присмотреться. Вместо того, чтобы укрепить в ребенке чувство собственного достоинства, похвала может сделать его еще более зависимым от нас. Чем больше мы говорим: "Мне нравится, как ты ...", или "Хорошо сделал ...", тем меньше они учатся формировать собственные суждения, и тем больше дети привыкают полагаться только на наши оценки, на наши мнения о том, что такое хорошо и что такое плохо. Все это приводит к односторонней оценке детьми своих слов. Верными будут считаться лишь те, что вызовут у нас улыбку или получат наше одобрение.
Мэри Бадд Роу (Mary Budd Rowe), ученая из Университета Флориды, обнаружила, что студенты, которых хвалили не скупясь их преподаватели, были менее уверены в своих ответах и более склонны к тому, чтобы использовать вопросительную интонацию в своем голосе ("Эм, семь?"). Они, как правило, быстро отступали от своих идей, как только взрослые не соглашались с ними. Они были менее склонны как к упорству в решении сложных задач, так и в том, чтобы поделиться своими идеями с другими студентами.
Короче говоря, "Молодец!" ни в чем не убеждает детей, и в конечном счете, делает их более уязвимыми. Может даже возникнуть порочный круг: чем больше мы будем хвалить, тем больше это будет детям нужно, поэтому мы будем хвалить их ещё больше. Грустно, но некоторые из этих детей вырастут во взрослых, которые также будут нуждаться в том, чтобы кто-нибудь погладил их по головке, и сказал им, что они все сделали правильно. Конечно, мы не хотим такого будущего для своих дочерей и сыновей.
3. Кража детского удовольвствия.
Вместе с тем, что может возникнуть зависимость, есть еще одна проблема: ребенок заслуживает право получать удовольвствие от собственных достижений, чувствовать гордость за то, что он научился делать. Кроме того, он заслуживает право самостоятельно выбирать, какие чувства испытывать. Ведь каждый раз, как мы произносим "Молодец!", мы говорим ребенку, что он должен считать и как себя чувствовать.
Конечно, бывают случаи, когда наши оценки к месту, и наше управление необходимо (особенно малышам и дошкольникам). Но постоянный поток оценочных суждений не является ни полезным, ни необходимым для детского развития. К сожалению, мы так до конца и не поняли, что "Молодец!" является точно такой же оценкой, как и "Ай-ай-ай, как плохо!". Наиболее характерным признаком позитивного суждения является не то, что оно позитивное, а то, что оно суждение. А люди, в том числе и дети, не любят, когда их судят.
Я нежно люблю моменты, когда у моей дочери что-то получается сделать в первый раз, или она сделала что-то лучше, чем когда-либо делала раньше. Но я стараюсь не поддаваться "безусловному рефлексу", и не говорю "Молодец!", потому что я не хочу уменьшить её радость. Я хочу, чтобы она радовалась вместе со мной, а не смотрела на меня, пытаясь увидеть вынесенный мною вердикт. Я хочу, чтобы она воскликнула "Я сделала это!" (что она часто и делает), вместо того, чтобы неуверенно спрашивать меня "Ну как? Хорошо?".
4. Потеря интереса.
Из "Хорошо нарисовано!" могут получиться дети, которые будут рисовать лишь до тех пор, пока мы будем смотреть (как они рисуют) и хвалить. Как, предупреждает Лилиан Кац, одна из специалисток в области дошкольного образования, "дети будут что-то делать лишь до тех пор, пока мы будем обращать на это внимание." В самом деле, впечатляющий объем научных исследований показал, что чем больше мы будем вознаграждать людей за то, что они делают, тем больше они будут терять интерес к тому, что они должны будут сделать, чтобы получить награду. И сейчас мы говорим не о чтении, рисовании, мышлении и творчестве, сейчас мы говорим о хорошем человеке, и сможет ли мороженое, наклейки или "Молодец!" способствовать его созданию.
Вызывающее беспокойство исследование было проведено Джоан Грусеч в Университете Торонто: меленикие дети, которых часто хвалили за проявления щедрости, как правило, были в повседневной жизни чуть менее щедрыми, чем другие дети. Каждый раз когда они слышали "Молодец, что поменялся" или "Я так горжусь, что ты помогаешь людям", им становилось все менее интересно делиться или помогать. Щедрость стала рассматриваться не как самоценный поступок, а как способ снова добиться внимания взрослого. Она стала средством для достижения цели.
Мотивирует ли похвала детей? Конечно. Она мотивирует детей на то, чтобы получить похвалу. Увы, часто за счет любви к тому действию, которое в итоге и вызвало похвалу.
5. Снижается количество достижений.
"Молодец!" может не только потихоньку разрушать независимость, удовольвствие и интерес, оно може также мешать ребеноку хорошо выполнять свою работу. Ученые обнаружили, что у детей, которых хвалили за выполнение творческого задания, как правило, происходит затык в выполнении следующего тверческого задания. Дети же, которых не хвалили после выполнения первого задания, этих трудностей не испытывали.
Почему же так происходит? Отчасти потому, что создается давление на ребенка "продолжай быть молодцом", которое как раз и мешает выполнению творческой задачи. Следующей причиной становится снижение интереса к тому, что они делают. А также дети перестают идти на риск, обязательный элемент творчества: раз начав думать о том, как бы родители продолжили про них хорошо говорить, они будут и дальше это делать.
Вообще, "Молодец!" - это пережиток направления в психологии, которое сводит всю жизнь человека к видимому и измеряемому поведению. К сожалению, этот подход игнорирует мысли, чувства и ценности, которые лежат в основе поведения. Например, ребенок может поделиться бутербродом с другом по разным причинам: потому что он хочет, чтобы его похвалили, или потому, что он не хочет, чтобы другой ребенок голодал.
Хваля за то, что он поделился, мы игнорируем разнообразие движущих мотивов. Хуже того, это работающий способ когда-нибудь сделать из ребенка, охотника за похвалой.
*
Однажды вы начнете видеть похвалу такой, какая она есть, (и что из-за неё происходит), и если после этого, вы увидите хоть малейшее оценочное ожидание, проклевывающееся у родителей, это произведет на вас такое же впечатление, как и поскребывание ногтями об школьную доску. Вы начнете болеть за ребенка и, чтобы на своей шкуре дать учителям и родителям прочувствовать вкус собственной лести, повернетесь к ним и скажете (таким же сладким голосом), "Молодцы, что похвалили!".
Тем не менее от этой привычки не так то легко избавиться. Прекращение хвалить детей, может показаться непривычным, по крайней мере сначала; может возникнуть мысль, что вы становитесь сухой и чопорной, либо что вы постоянно удерживаете себя от чего-то. Но вскоре до нас доходит: мы начинаем хвалить больше, лишь потому что это у нас есть потребность, в чтобы это говорить, а не потому, что детям это нужно слышать. Всякий раз, когда вы понимаете, что это так, необходимо пересмотреть свои действия.
В чем действительно дети нуждаются, так это в безусловной поддержке и в безусловной любви. Это не просто совсем другое, чем похвала, это противоположность похвале. "Молодец!" - это условие. И мы отказывается от внимания, признания и одобрения ради того, чтобы наши дети прыгали через обруч и стремились делать вещи, приносящие нам удовольвствие.
Эта точка зрения, как вы успели заметить, очень отличается от критики, направленной в сторону людей, много и легко раздающих детям одобрения. Их рекомендации состоят в том, чтобы мы стали более скупы на похвалу и требовали от детей, чтобы они её "заслужили". Но реальная проблема не в том, что дети расчитывают целыми днями получать похвалу за все, что они делают. Проблема в том, что нас провоцируют на то, чтобы мы навешивали ярлыки, управляли детьми с помощью наград, вместо того, чтобы дать им объяснения и помочь развить необходимые навыки и укрепить самооценку.
Так что же является альтернативой? Все зависит от ситуации, но чтобы мы не решили сказать взамен, необходимо предложить что-то связаное с настоящей привязанностью и любовью, именно для ребенка, чем для его дел. Когда безусловная поддержка войдет в нашу жизнь, без "Молодец!" уже можно будет обойтись; а когда её еще нет, "Молодец!" помочь и не сможет.
Если мы расчитываем с помощью похвалы за хороший поступок, сделать так, чтобы ребенок перестал вести себя плохо, то мы должны понимать, что вряд ли это будет работать долго. И даже если это сработает, мы реально не сможем определить: это ребенок сейчас "управляет собой", или было бы точнее сказать, что это похвала управляет его поведением. Альтернатива этому - занятия с ребенком , выяснение возможных причин такого поведения. Возможно нам придется пересмотреть собственные требования, а не просто найти способ, как заставить детей слушаться. (Вместо использования слова "Молодец!", которое заставит четырехлетку сидеть тихо на протяжении всего занятия или семейного ужина, возможно следовало бы спросить себя: разумно ли ожидать такого поведения от ребенка).
Также нам нужно, чтобы дети учавствовали в принятии решений. Если ребенок делает что-то, что мешает остальным, то нужно сесть рядом с ним и спросить: "Как ты думаешь, сможем ли мы найти выход из этой сложной ситуации ?". Вероятно, это будет гораздо эффективнее угроз или взяток. Этот способ также поможет ребенку научиться справляться с проблемами и покажет ему, как нам важны его мысли и чувства. Конечно, этот процесс требует времени, таланта и мужества. Когда ребенок ведет себя, согласно нашим ожиданиям, мы бросаем ему: "Молодец!". И оно не содержит ничего, что помогло бы объяснить причину того, что "делай, чтобы" гораздо более популярная стратегия, чем "поработай над".
И что же мы можем сказать ребенку, когда он сделает что-то действительно впечатляющее? Рассмотрим три возможных варианта:
* Мы не скажем ничего.
Некоторые считают, что хорошее поведение обязательно должно быть "подкреплено", потому что в глубине души они верят, что это могло быть просто удачным стечением обстоятельств. Если в детях изначально заложено зло, тогда да, чтобы стать хорошими, они нуждаются в искусственной причине (а именно, получая словесное вознаграждение). Но если этот цинизм не обоснован, (а многие исследования показывают, что это так), то похвала не так уж и необходима.
* Скажите, что вы видите. Простое, безоценочное высказывание ("Ты сам надел ботинок" или даже "Ты сделал это") покажут ребенку, что вы это заметили. Оно также позволит ему гордиться тем, что он сделал. Также в некоторых случаях имеет смысл более подробно описать увиденное. Если ваш ребенок рисует картину, вы можете дать ему обратную связь (безоценочную) о том, что вы видите: "Какие огромные горы!" "О как ты сегодня много использовал фиолетовой краски!"
Когда ребенок проявит заботу или щедрость, вы можете осторожно обратить его внимание на то, какое впечатление произвели его действия на человека : "Посмотри на лицо Абигейл! Кажется, она очень счастлива, что ты дал ей кусочек своего бутерброда!" Это разительно отличается от похвалы, где акцент ставится на ваших чувствах связанных с этим поступком.
*Говорите меньше, спрашивайте больше.
Вопросы даже предпочтительнее описания того, что вы видите. Почему бы не спросить у ребенка, что он думает о своем рисунке, вместо того, чтобы самим рассказывать о том, какая часть рисунка вас больше всего впечатлила? Спрашивая "Какая часть рисунка далась труднее всего?" или "Как ты догадался, какого размера нарисовать фут?", вы скорее всего подпитаете его интерес к рисованию. Сказав "Молодец!", как мы выяснили, можно получить прямо противоположный эффект.
Это не значит, что вредны все комплименты, все благодарности, все выражения восторга. Мы должны осознавать, что нами движет, когда мы вкладываем тот или иной смысл в наши слова (искреннее выражение восторга предпочтительнее сильного желания управлять будущим поведением своего ребенка) также хорошо, как и то, какого эффекта мы собираемся достигнуть. Помогают ли наши реакции ребенку в том, чтобы он почувствовал контроль над своей жизнью, или он будет постоянно оглядываюся на нас в поисках поддержки? Помогают ли они ему больше радоваться тому знанию, что все что он делает, это именно то, что ему нужно, или превратят его в нечто, что хочет только одного - чтобы его погладили по головке.
Не так важно помнить новую последовательность действий, как важно , хранить в сознании образ того, какими мы хотим видеть своих детей в далеком будущем, и наблюдать за эффектом, которые оказывают наши слова. Плохая новость заключается в том, что использование позитивного подкрепления не так уж и позитивно. Хорошая же новость в том, что вам больше не нужно оценивать своих детей для того, чтобы поощрить их.
Оригинал: http://www.alfiekohn.org/parenting/gj.htm
Posted via LiveJournal app for iPhone.
|
Почтовый коллапс: 500 тонн необработанных посылок скопилось в аэропортах |
Метки: ПР |
Мозг мальчиков. Как помочь мальчикам преуспеть в школе и в жизни. Часть 3. |
Четвертым пунктом идет личная ответственность
Принимать решения и делать выбор - отличная зарядка для мозга.
Хорошую возможность для развития личной ответственности дают семейные ритуалы. Например, можно поручить ребенку накрывать на стол. Сначала показать, а потом сделать это сферой его личной ответственности. Кроме того, это замечательный повод ненавязчиво поучить детей математике, сформировать у них представление о количестве.
В-пятых, проанализируем сенсорный опыт, который получают мальчики
Часто среда, в которой дети проводят много времени, не дает им достаточных сенсорных стимулов.
Гуриан рассказывает историю мальчика, который обращал на себя внимание своей повышенной чувствительностью к шуму, отказывался носить обувь, плохо чувствовал границы своего тела, ему словно постоянно требовались очень интенсивные прикосновения, и он бесконечно налетал на стены, мебель и одноклассников. У мальчика выявили проблемы с сенсорной интеграцией и после прохождения терапии проблемы с поведением и учебой автоматически ушли.
Следует обратить внимание на следующие моменты:
- Т.к. мальчики часто хуже, чем девочки, воспринимают информацию на слух, надо стараться говорить достаточно громко и четко, чтобы они услышали. Не лишним будет попросить мальчика повторить то, о чем вы его просите, чтобы убедиться, что он услышал и понял.
- Т.к. мальчики не особенно чувствительны к легкой тактильной стимуляции, нежного прикосновения к плечу может быть недостаточно для привлечения внимания. Следует добавить сюда еще контакт глаза-в-глаза и слова. Такая "мультисенсорная" коммуникация будет более эффективна при общении с мальчиками.
- Мальчики не расположены к долгому смотрению в глаза, поэтому назойливый контакт глаза-в-глаза может стать для них стрессом. Имейте это в виду.
- Мальчики не так легко, как девочки, переключаются с одного занятия на другое. Масса дисциплинарных проблем возникает только из-за того, что учителя (или родители) не дают им достаточно времени, чтобы переключиться.
- У многих мальчиков сильно развит визуальный канал восприятия, поэтому может быть полезно повесить на стены материалы, которые будут привлекать внимание и стимулировать познавательную активность. Мальчики легко устанавливают связь "картинка-память", и картинки, диаграммы, схемы - очень подходящий для них способ подачи информации.
- Повторение одинаково хорошо работает со всеми детьми. Чтобы помочь мальчикам связать слово и действие, научите их повторять вслух просьбы, с которыми к ним обращаетесь, и сопровождать проговариванием само действие.
В-шестых, не забываем про переменки для мозга
Мозгу любого ребенка необходимы перемены - период отдыха. Как "недогрузка", так и перегрузка отрицательно сказываются на его работе.
Иногда мозг заставляют работать так интенсивно, что у него просто не остается времени на то, чтобы упорядочить новую информацию. А порой ему не хватает стимулов, и ребенок становится скучным и апатичным.
Поэтому переменки для мозга должны стать ритуалом в любом классе. Как только вы видите, что дети начинают ерзать или показывают другие признаки усталости - пора устроить перерыв. Переменка для мозга - это любая двигательная активность: похлопать в ладоши, потопать ногами, потанцевать под музыку, предложить игру, при которой один ребенок показывает, а другие повторяют его движение.
В-седьмых, музыка - наш друг
Итак, бой-френдли среда - это место, где много книг, кубиков, есть возможность подвигаться и устроить небольшую потасовку. Это место хорошо освещено. Здесь есть на что посмотреть. Здесь созданы условия для укрепления привязанности, бондинга, личной ответственности. Здесь сбалансирована крупная и мелкая моторная активность. Дети могут свободно двигаться и выбирать себе занятия. Здесь внимательны к природным ритмам и вовремя дают мозгу отдохнуть.
А еще здесь звучит музыка. Музыку неврологи называют "всемозговым" занятием (whole-brain activity), потому что она задействует одновременно оба полушария мозга. Будет здорово иметь музыкальную библиотеку на все случаи жизни - ритмичную музыку "на попрыгать", музыку для релаксации, музыку-фон для занятий рисованием или какой-то другой мелкомоторной деятельности.
Надо создать для детей возможность самим создавать свою музыку и научить их слушать музыку природы (на прогулке прислушаться к гулу ветра, шуму дождя, шелесту листвы).
Для примера авторы рассказывают историю мальчика 4 с половиной лет, у которого были проблемы с поведением и самоконтролем настолько серьезные, что его собирались выгнать из детского сада. Один из учителей решил попробовать музыкальную терапию в сочетании с природной терапией (nature therapy). Мальчику дали в руки австралийский народный инструмент, имитирующий звуки дождя - rain stick (полая трубка, в которую насыпают рис, палку переворачиваешь - и звук пересыпающегося риса напоминает звуки дождя). Терапия помогла, мальчик остался в саду.
В-восьмых, идем учиться на улицу
Т.к. исконно мужские занятия связаны с жизнью за пределами дома, мозг мальчиков естественным образом тяготеет к исследованию окружающей среды. Они предпочитают манипулировать объектами в пространстве, а не слушать или говорить. Значит, гуляем по максимуму, а в непрогулочные сезоны стараемся привнести в домашнюю жизнь кусочки улицы (можно наблюдать за домашними растениями, выращивать что-то, заботиться о домашнем животном, рассматривать книги о природе, участвовать в волонтерских программах).
И еще один важный момент. Авторы задаются вопросом: а не преувеличено ли значение слов в современном начальном образовании. И отвечают: да, преувеличено.
"Какие же счастливые эти мальчики! Им не нужны все эти слова, которые, по нашему мнению, им следовало бы узнать, чтобы одарить нас своей мудростью, любознательностью и любовью, и у них есть еще и другие таланты и способности, которые остаются незамеченными современным образованием".
Глава 5.
Убираем главные стрессы окружающей среды из жизни мальчиков
"Все, что мы делаем с и рядом с нашими детьми несет потенциально пользу или вред функционированию мозга. Все, что наши дети едят, все, что они пьют, все, что он видят по ТВ, все, чего они касаются, все, что они слышат находит путь в их сознание" (Д. Амен, "Измени свой мозг, изменится и жизнь").
В большинстве книг о мозге очень мало внимания уделяется тому, как позаботиться о здоровье мозга детей. Ключевой компонент этого здоровья - привязанность (basic human attachment) и необходимость защищать детей от насилия (abuse).
Гуриан рекомендует прочесть книгу своего коллеги и единомышленника Дэниэла Амена "Измени свой мозг - изменится и жизнь".
(Книгу нашла на либрусеке (http://lib.rus.ec/a/182992), в лабиринте (Купить книгу Измените свой мозг - изменится и жизнь! ) и на озоне (http://www.ozon.ru/context/detail/id/482
Заботимся о здоровье мозга
В предыдущих главах говорилось о том, что благоприятные условия для развития мозга - это надежная привязанность, отсутствие насилия, бой-френдли развивающая среда и воспитатели, осведомленные о разнице между мужским и женским мозгом.
Сейчас речь пойдет о двух моментах из повседневной жизни, которые влияют на развитие мозга. Это питание и время перед экраном (тв, видеоигры, фильмы, компьютер). Доктор Дэниэл Амен добавил к этому списку третий пункт - травмы мозга.
Травмы мозга (brain injuries)
Доктор Амен сообщил, что сотрудники их клиники были поражены тем, как часто при сканировании мозга мальчиков обнаруживались травмы мозга. "Многие дисциплинарные и академические проблемы, с которыми сталкиваются семьи и школы, связаны с серьезными и незначительными травмами мозга".
Амен добавляет: "Вполне логично, что мальчики чаще получают травмы мозга, чем девочки. Если вы подумаете об этом, вы заметите, что мальчики активнее физически, они чаще попадают в ситуации, где может быть травмирована голова. Агрессивность некоторых мужских видов спорта добавляет пунктов в эту статистику".
Чем может помочь сканирование. Амен рассказывает, что раньше, когда они обследовали детей с неуправляемым поведением, они назначали семейную терапию. Сейчас, когда доступно сканирование мозга, в первую очередь врачи узнают, нет ли травм. Это позволяет не терять время на год-другой терапии, а сразу увидеть причину и работать с семьей в ином направлении: учить их жить с таким ребенком и искать способы компенсации его травмы.
По данным Амена, два миллиона американцев страдают от травм мозга, и большинство даже не знает об этом. Если ваш сын или просто знакомый мальчик начинает вести себя нетипично для него, неожиданно "слетает с катушек" вполне вероятно, что у него травма мозга.
Получить травму несложно. Это может быть падение с качели или дерева, при котором ребенок ударился головой. Кто-то мог ударить его по голове. Он мог попасть в аварию, например, на мотоцикле.
Амен говорит: "Человеческий мозг по консистенции напоминает мягкое масло. Он очень нежный. Самые распространенный вид травмирования мозга - особенно в области височной и лобной доли - это "голова футболиста" (soccer head). И хотя некоторые дети (и мальчики, и девочки) могут без вреда по многу раз принимать мяч в игре головой, для других это не проходит даром".
Важно помнить о том, что хотя мальчики и девочки одинаково уязвимы в этом случае, мальчики часто играют агрессивней и поэтому чаще получают травмы.
В стремительно растущей статистике СДВГ и других мозговых расстройств спортивные травмы, в особенности "головы футболистов" могут быть названы среди причин. Это невозможно подтвердить статистически, но Амен, опираясь на свою 30-летнюю практику, считает, что эти наблюдения надо принимать во внимание.
Советы для родителей:
- в случае возникновения проблем, не пренебрегать такой возможностью, как сканирование мозга;
- сделать защиту головы ребенка одной из приоритетных задач, особенно если ребенок занимается спортом (вроде футбола).
О мерах безопасности в спортивных играх Гуриан советует прочитать на сайте: http://canadasafetycouncil.org/sports-a
Экранное время: ТВ, видео, видеоигры, компьютеры.
Гуриан приводит ряд ссылок на исследования, доказывающих негативное влияние "пассивной, гипермеханической стимуляции" (движущиеся объекты на плоском экране) на развитие мозга, и пугающую статистику, сколько часов проводит американский школьник перед экраном.
Сканирования мозга, которые проводились в клинике Амена, показали, что "когда растущий человеческий мозг перегружен немоторной (nonmotor) мозговой стимуляцией, в мозгу возникают так называемые "мозговые объезды" (brain bypasses) в ключевых зонах, например, в центрах внимания.
Как это работает. Немоторные стимуляторы делают за мозг всю работу, связанную со вниманием, и он не учится делать это сам. Нет движения, нет взаимодействия со средой, рецепторам кожи нечего воспринимать, нет естественной сложности звукового сопровождения и, что самое главное, мозг не задействуется целиком. С одной стороны у нас гиперстимуляция (постоянная визуальная и аудиальная "бомбардировка" мозга информацией), с другой - физическая пассивность. Половину работы за мозг сделало ТВ, следовательно, те связи, которые бы сформировались при естественной активности тела, не формируются полноценно, превращаются в "мозговые объезды".
Особенно это вредит мальчикам, которым физическое движение совершенно необходимо для развития мозга.
Что делать:
- ограничивать время
- контролировать содержание
- смотреть вместе
- Американская ассоциация психиатров рекомендует полностью исключить ТВ из жизни детей до 2 лет
- не превращать ТВ и видеоигры в бэби-ситтера
- не приучать ребенка к компьютеру слишком рано.
Проводилось исследование, влияет ли ранне знакомство с компьютером на последующее владение техникой. Так вот, разницы нет. Дети, которые познакомились с компьютером в подростковом возрасте, через пару месяцев разбирались в нем не хуже, чем те, которые познакомились с ними будучи тоддлерами.
Что мальчик ест и пьет
Чтобы понять, помогает наше питание мозгу ребенка или вредит, институт Гуриана предлагает задать себе следующие вопросы:
1) Мой сын пьет достаточно воды?
Многие напитки могут утолить жажду, но жажду мозга может утолить только вода.
Жажда приводит к проблемам с учебой, потому что повышает уровень кортизола и создает плохой стресс для ученика. Из-за повышения уровня кортизола ребенку труднее сосредоточиться. Уже через пять минут после того, как он выпьет простой воды, уровень кортизола начнет снижаться.
Чем меньше "плохих" напитков и чем больше просто воды - тем лучше успеваемость.
Если организму не хватает воды, регуляторы настроения и поведения в лимбической системе и лобной доле работают не так хорошо, как могли бы.
Значит, дома у ребенка всегда должна быть в доступе простая вода. Если ребенок ходит в сад, надо проинструктировать воспитателей, чтобы у него была возможность пить всегда, когда он захочет, и чтобы ему не давали газированных напитков. Попросите, чтобы ему давали не больше одного пакетика яблочного сока или подобных ему напитков в день (эти пакетированные соки по большей части просто сладкая вода).
2) Мой сын получает достаточно белка?
Булочка и сок на завтрак при всем их удобстве никак не помогут мальчику учиться. Наряду с нехваткой чистой воды, большое количество углеводов в таком завтраке только утомит мозг (makes him "groggy"), и ребенку в течение дня будет трудно сконцентрироваться. Белок гораздо полезнее для мозга.
Белковая пища содержит такие аминокислоты, как тирозин и триптофан, которые поддерживают мозг в состоянии "боевой готовности" и нейтрализуют негативные эффекты излишнего сахара.
3) Не слишком ли много сахара ест мой сын?
Сахар на какое-то время дает мозгу всплеск энергии, но после этого его влияние на учебный потенциал мозга становится негативным. Одна вкусняшка в день - это сюрприз. Больше одной в день - это уже опасная привычка для детского мозга (к тому же увеличивающая риск ожирения).
Употребление сахара непосредственно перед учебой особенно усложняет работу мозга. Сахар не только затрудняет работу учебных центров в мозговой коре, но также стимулирует выработку адреналина, и ребенку становится трудно усидеть на месте.
4) Можно ли назвать здоровым питание в школе и дома?
Здоровый завтрак - это то, что поможет ребенку хорошо провести учебный день. Если расписание не позволяет готовить такой завтрак каждый день, надо постараться устраивать его хотя бы несколько раз в неделю. Для поддержания ритуалов здорового питания может понадобиться участие всех членов "родительской команды".
Дальше речь пойдет о том, как облегчить ребенку пребывание в школе.
|
Мозг мальчиков. Как помочь мальчикам преуспеть в школе и в жизни. Часть 2. |
Часть 2. Благоприятное начало
Глава 3. Помогаем мальчикам учиться до того, как они пойдут в школу
Думать о том, какие навыки помогут мальчикам хорошо учиться, надо задолго до того, как они пойдут в школу. Лучший способ бороться с трудностями - это предупредить их.
Исследования мозга показали, что дети учатся лучше в атмосфере привязанности, которая стимулирует учебу (within an attachment system that emphasizes learning). Человеческий мозг создан для обучения, он может учиться даже в самых неблагоприятных условиях.
Многие люди осознают важность бондинга и привязанности для физического и эмоционального развития, но не представляют, насколько она важна для обучающегося мозга (learning brain).
"Бондинг (bonding) - это мощная эмоциональная связь, которая устанавливается между родителем и ребенком с первого момента, когда они видят друг друга, касаются друг друга, ощущают свою близость. Привязанность (attachment) - это длящаяся, постоянная нежная забота (affectionate caregiving), которая подпитывает инстинктивную связь на протяжении жизни".
"В последние 30 лет исследования привязанности, проводимые в Университете Миннесоты, в Гарварде, Оксфорде и где бы то ни было, показывают, что дети с крепкой привязанностью (well-attached chidren), растущие в атмосфере надежной привязанности (secure attachment system), чаще формируют позитивную самооценку, находят радость в общении с другими людьми, они совестливы (develop a conscience), любознательны и уверены в себе и, главный момент в контексте задач данной книги, - они успешнее в учебе. Учебные преимущества детей с надежной привязанностью обусловлены, вероятно, и биологической причиной: природные механизмы, благодаря которым мозг обучается, требуют надежной привязанности для того, чтобы развиваться в полную силу.
Бондинг и привязанность влияют на саму организацию нервной системы ребенка, стимулируя или подавляя здоровое эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие. При неполноценном бондинге и привязанности наблюдается повреждение в мозолистом теле. В результате у детей могут возникать проблемы с регулированием эмоций, с развитием причинно-следственного мышления, с формированием позитивной самооценки в старших классах школы".
Авторы предлагают создать "план по привязанности" (attachment plan). Подумать, кого из родственников, знакомых и т.п. вы можете подключить для создания атмосферы надежной привязанности в условиях вашей жизни.
Второй важный момент - избегать "провала привязанности" (attachment drop). Если оба родителя работают, убедиться, что все участники ухода за малышом понимают важность бондинга и привязанности и делают все, что нужно (например, воспитатели в яслях знают о важности прикосновений и много носят детей на руках, обеспечивают тактильный контакт).
Мальчики опять оказываются в менее выгодных условиях. Барри Бразелтон (T.Barry Brazelton) установил, что продолжительность контакта глаза в глаза между ребенком и взрослым у мальчиков меньше, чем у девочек, они больше вертятся, постоянно норовят куда-то сбежать. В результате их не так долго, как девочек, держат на руках, с ними меньше взаимодействуют.
10 способов укрепить привязанность
1. Периоды безраздельного внимания в течение дня.
2. Много одобрения.
3. "Словесное зеркало" (verbal mirroring). Описывайте словами действия сына, слушайте, что он говорит и в ответе повторяйте его слова ("ты прав, это большая машина").
4. Подвижные игры каждый день.
5. Лидерство. Позволяйте вашему сыну руководить вами, как и вы руководите им. В игре имитируйте его действия. Позвольте иму имитировать вас.
6. Энтузиазм. Показывайте, что совместное времяпрепровождение доставляет вам удовольствие.
7. Предсказуемость. Создайте постоянные, предсказуемые ритуалы и ясные границы.
8. Самоконтроль. В своих ожиданиях исходите из реальных возможностей ребенка.
9. Выбор. Научите своего сына принимать решения, это развивает учебные центры в лобной зоне.
10. Адекватная дисциплина. Не допускайте запугиваний, обзывательств, физических наказаний. Все эти методы пагубно сказываются на развитии мозга.
Философия выбора
Выбор - это важный элемент человеческой жизни. Умение делать выбор - навык, необходимый для учебы. Особенно важно тренировать это умение у мальчиков, т.к. оно связано с лобной долей мозга, которая у мальчиков развивается медленнее, чем у девочек. Поэтому предлагать мальчикам выбирать что-то - это отличное упражнение для развития лобной доли. Разумеется, это должен быть выбор, сообразный возрасту ребенка. Например, вопрос "что ты хочешь сегодня поесть?" не подходит для четырехлетнего ребенка. Золотое правило здесь: не давайте ребенку выбор, который вы не готовы принять.
Осмысленный, по возрасту выбор - это пример "хорошего", развивающего стресса для мозга.
Еще одна полезная вещь, которая должна стать частью ежедневной жизни - это проговаривание. Таким образом мы связываем слова с личным опытом, умение, очень важное для мальчиков, которые обычно пользуются меньшим количеством слов, чем девочки.
Как помочь вербальному развитию мальчика
Статистика показывает, что по вербальному развитию (чтение, письмо, сложная речь) мальчики-первоклашки отстают от девочек-ровесник примерно на год-полтора. Да, есть мальчики-говоруны и мальчики-чтецы, но в целом дело обстоит именно так.
Авторы предлагают подумать об этом заранее и предпринять ряд шагов для того, чтобы чтение и письмо в школе не стало для детей "плохим" стрессом.
Что конкретно предлагается делать:
1. "Повторенье - мать ученья". Когда вы отвечаете на вопрос ребенка или задаете ему свой вопрос в ответ, слушайте, что именно говорит ребенок и отвечайте ему, используя его собственные слова и фразы. Такой пересказ развивает языковые навыки. Будет здорово, если хотя бы один человек из родительской команды освоит этот метод.
взрослый: Что случилось с булочкой в тостере?
ребенок: Она стала горячей.
взрослый: Да, она стала горячей. А еще?
ребенок: Кое-где она подгорела.
взрослый: Точно, подгорела. А почему что-то подгорает?
2. Задавайте мальчику вопросы о его повседневных делах.
- Сынок, ты хочешь горошек или морковку?
- Морковку.
- О, тебе больше нравится морковка, чем горошек?
- Да нет, я просто хочу морковку.
Чем старше становится ребенок, тем пространнее и сложнее будут становиться такие диалоги.
3. Смотрите в глаза, когда ваш сын говорит с вами, и поощряйте его поступать так же. Мальчики часто испытывают дискомфорт от контакта глаза-в-глаза, поэтому надо практиковать такой взгляд, чтобы они постепенно расширяли свою зону комфорта. Но: к контакту глаза-в-глаза нельзя принуждать, это вызовет в ответ только возмущение и бунт.
4. Играйте в словесные игры. Все любят играть, а многим мальчикам соревновательность дана от природы. Мальчики любят использовать материальные объекты для учебы, поэтому соедините два этих способа для развития языковых навыков. Главная фишка здесь - соединить слова и пространственно-кинестетический опыт (spatial-kinesthetic experience).
Можно играть с разнообразными карточками: рассматривать их, задавать вопросы; искать предметы, изображенные на карточке, в своей квартире/на улице/за окном. Играть с предметами, которые есть дома (например, стоим рядом с холодильником, открываем ненадолго, ребенок смотрит, что там есть, потом закрываем дверь и спрашиваем: "В холодильнике есть то-то и то, а что еще ты успел увидеть?")
5. Баланс между развитием крупной и мелкой моторики. Если сомневаетесь, чего сколько есть, можно завести дневник и понаблюдать. Авторы рекомендуют, чтобы хотя бы 20% всех игр и занятий мальчика были связаны с мелкой моторикой.
Смягчайте стрессы в жизни мальчика. Авторы советуют создать в жизни ритуалы, которые бы играли роль неподвижной оси в круговороте жизни. Это может быть ежевечернее совместное чтение, семейные ужины, прогулки на природе, семейные походы, молитва. Что-то тихое, спокойное и регулярное.
Неважно, чем ваш сын будет заниматься в жизни, атмосфера вашего дома закладывает фундамент для успешной учебы.
Глава 4. Развивающая среда для мальчиков дошкольного возраста
Из чего состоит бой-френдли развивающая среда?
Во-первых, это пространство. Главное, что нужно запомнить - то, что для ребенка игра - это и есть "учеба". Большинству мальчиков требуется для их игр больше места, чем девочкам, мальчикам даже стол нужен большего размера из-за их привычки разбрасывать вещи. В замкнутом тесном пространстве они чувствуют себя подавленными и быстро начинают "ходить по потолку".
Так учится их "пространственный" (spatial) мозг: сначала все разбросать - а потом рассортировать и собрать каким-нибудь иным способом.
Много радости (и пользы) может принести мальчикам особая "доска достижений". Это может быть большой стенд, на котором мальчик сам размещает свои работы или "сокровища", по всякому их сортирует и группирует.
Во-вторых, это "книги, кубики, пинки (Books, Blocks and Karate Kicks)"
Всем детям нужны книги, а мальчикам особенно: хорошо иллюстрированные, с дополнительными возможностями (что-то выдвигается, отгибается, складывается, что-то можно разобрать или собрать), книги о том, как устроены вещи, книги о героях, книги, которые стимулируют креативность и любознательность.
Вторая совершенно необходимая вещь - это конструкторы всех размеров и мастей. Пространственный мозг мальчиков требует деятельности, в ходе которой можно манипулировать объектами в пространстве.
И третье, с чем часто бывают несогласны педагоги, - это возможность физического взаимодействия. Многие педагоги выступают против этого пункта, т.к. не хотят "поощрять жестокость и агрессию". Но: часто мы принимаем за агрессию то, что на самом деле ею не является. Разумеется, в условиях детского коллектива необходимо постоянно следить за детьми и поддерживать дисциплину, пресекать слишком опасные, болезненные и жестокие выходки. Однако часто за тем, что мы считаем агрессивной игрой, скрывается мальчишеская радость от физического контакта.
Для такого рода коммуникации между мальчиками Гуриан вводит термин "заботливая агрессия" (agression nurturance). Для установления контакта мальчики, которые часто не сильны в словесном выражении своих чувств и эмоций, используют действие, жест. Их взаимные пинки, толчки и подзатыльники - это форма близости. Для них настолько же эффективная, как объятия и добрые слова. Таким образом они учатся доверять и принимать свою и чужую слабость и силу в игровой, поддразнивающей манере.
В-третьих, это свет
Всем детям нужно много света, а мальчикам особенно.
|
Без заголовка |
|
Как мальчики учатся и про девочек )) |
|
полезное. а то не все знают |
|
Страницы: [1] Календарь |