-JuliettochkA- все записи автора
Вольфганг "Вули" Райтерман запомнился своим коллегам прежде всего как объективный продюсер и режиссер, преданно оберегавший дух Диснея. Любой, кто когда-либо встречался с ним, запомнил его скромным непритязательным человеком с мальчишеским энтузиастом в замечательной области оживающих картинок. Зрителям, возможно, он запомнится как создатель незабываемых сцен погони кита в "Пиноккио", борьбы динозавров в "Фантазии" и сражения принца Филипа с драконом в "Спящей Красавице", доказавших, что анимация - нечто большее, чем просто мультфильм.
Райтерман сам себя называл "полным жизни и имбиря", а свою анимацию "полной жизненной силы и качества". В самом деле, неиссякаемая энергия и личность Вули передалась и его работам. С необычайным умением и ловкостью ему удавалось анимировать и экшн-сцены, и юмористические потуги Гуфи в освоении различных видов спорта. Сочетание несочетаемого - в этом был весь Вольфганг Райтерман.
![1 (587x700, 108Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/537/74537085_1.jpg)
Вольфганг Райтерман родился в Мюнхене, Германия, 26 июня 1909 года. Ребенком был вывезен в США, в город Сьерра Мадре, штат Калифорния, где провел свое детство, увлекаясь моделированием аэропланов и мечтая о полетах. Вули поступил в Колледж Пасадены с целью впоследствии стать бортовым инженером. Получив диплом, он устроился на самолет Douglas. В 1931 году, однако, Вольфганг решил сменить профессию и заняться живописью, памятуя о том, как когда-то в детстве увлекался рисованием комиксов. Именно тогда он поступил в Художественный Институт Шуинар в Лос-Анджелесе, где стал изучать акварель. Во время учебы один преподаватель по имени Дон Грэм, державший образовательные классы на студии Уолта Диснея, пригласил Вули попробовать свои силы в анимации, и в 1933 году его приняли в штат.
Вольфганг вспоминал: "Мне показалось, что Уолту понравились мои наброски, но сам я не был уверен, что мне захочется рисовать одно и тоже много-много раз. Уолт предложил попробовать недели две, и я просто влюбился в анимацию".
Первым мультфильмом Райтермана стала короткометражка "Забавные зайчата" (Funny Little Bunnies) из цикла Silly Symphony о подготовке зверушек к Пасхе.
Далее он продолжил работу над другими короткометражками из того же цикла, а также над мультфильмами с участием Микки Мауса и Гуфи. В "Гавайских каникулах" 1937 года он анимировал сцены с Гуфи, в которых тот пытался осилить серфинг. В то время Уолт Дисней лично присутствовал на съемках и постоянно подгонял и подгонял аниматоров. Те вспоминали об этом с любовью и ностальгией. Именно тогда авиация потеряла в Райтермане бортового инженера, потому что он окончательно решил заняться анимацией.
Во время съемок "Белоснежки" Вули помогал анимировать сцену, в которой гномы устраивали постель для Белоснежки. Однако Уолт подумал, что это слишком затягивает сюжет, и беспощадно вырезал отснятый материал из финальной версии мультфильма. Многим не понравилось подобное решение: например, Уорд Кимбалл, придумавший отвергнутую сцену, даже решил покинуть студию; но в итоге выяснилось, что Дисней поступил верно. Он вообще очень чутко чувствовал, что сработает, а что нет.
Несмотря на то, что сцена с постелью для Белоснежки не нашла поддержки руководства студии, Уолт восхитился работой Райтермана и предложил анимировать одного из самых трудоемких персонажей - Раба в Заколдованном Зеркале.
Впоследствии Вули не раз оправдывал высокое мнение работодателя о своем мастерстве. На съемках "Пиноккио" Дисней поручил ему сцену погони кита за главными героями, и она получилась настолько захватывающей и масштабной, что сам мультфильм, вопреки провальным сборам, стал считаться величайшим анимационным творением того времени.
Несмотря на свой несомненный талант, Вули не считал себя хорошим художником, он также страдал комплексом ученика-переростка, ведь был гораздо старше своих коллег по цеху. Частенько он сравнивал себя с Фредом Муром, начавшим карьеру в 19 лет и стремительно добившимся величайшего признания Диснея. Райтерман же сначала потратил несколько лет на авиацию и лишь спустя какое-то время пришел в анимацию. Эти мысли заставляли его работать усерднее и упорнее всех остальных.
Один из самых комедийных персонажей конца 30-х годов, толстый кузен Дональда Дака по имени Гас, появился именно благодаря Вули Райтерману. Оцените отличную анимацию и чувство юмора в короткометражке "Кузен Дональда Гас".
В новаторском мультфильме "Фантазия" Райтерман продемонстрировал всю мощь анимации, создав сцену боя динозавров. В то время критики бросались на диснеевских художников, обвиняя их в злоупотреблении ротоскопированием для создания иллюзии реальности происходящего (к слову, ротоскопирование - анимационная техника, при которой мультфильм создаётся путём обрисовки кадр за кадром натурного фильма (с реальными актёрами и декорациями)); но Вольфганг, анимировавший доисторических гигантов, не существовавших в наши дни, и, таким образом, не имевший возможности подглядеть за их поведением, создал самую ужасающую и запоминающуюся сцену в истории анимационного фильма, доказав, что аниматоры Диснея - настоящие профессионалы своего дела.
![4 (480x360, 164Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/81/78081799_4.jpg)
В декабре 1941 года, когда Япония напала на Перл-Харбор, в результате чего Америка вступила во Вторую Мировую войну, Вольфганг Райтерман был зачислен в ВВС США. Он стал пилотом высочайшего уровня и был послан на службу в Африку, Индию, Китай, на Тихий океан. К концу войны долужился до звания майора и получил Крест за заслуги перед отечеством. В 1946 году во время полета на Филиппины Вули познакомился с очаровательной стюардессой Джейни Мэри МакМиллен, позже ставшей его женой.
Вернувшись на студию, он принял участие в производстве всех ключевых полнометражных работ Диснея, включавших "Приключения Мистера Икабода и Мистера Тоада" (занимался анимацией погони Всадника без головы за мистером Икабодом в Сонной Лощине), "Золушку", "Алису в стране чудес", "Питера Пэна и "Леди и Бродягу".
В 1950 году Вули создал забавную короткометражку с участием Гуфи - "Как ездить на лошади" (How to Ride a Horse). Уорд Кимбалл сказал, что знал нескольких человек, которые ходили в кинотеатр на этот мини-блокбастер раз пятнадцать и всегда смеялись до слез. В этом был весь Вули, ученик-переросток, старавшийся изо всех сил, но неизменно смахивавший на Гуфи.
В "Спящей Красавице", последнем диснеевском мультфильме с анимацией в стиле барокко, Райтерман блистательно справился со сценой боя принца Филипа со злой Малефисент, превратившейся в дракона. С этого же мультфильма карьера Вольфганга вышла на новый уровень - его назначили режиссером.
Два года спустя увидел свет мультфильм "101 далматинец" Вольфганга Райтермана, Гамильтона Луске и Клайда Джероними, выполненный в
минималистском стиле - сказывались финансовые трудности студии. Аниматоры отказались от многих разработанных техник и художественных украшений кадра, использованных в мультфильмах Диснея, начиная с "Белоснежки", но революционная система Xerox для переноса рисунка аниматора на целлулоид, впервые введенная при производстве "Далматинцев", несла новую энергию и удивительную текучесть линий. Говоря об этом новом стиле анимации, Райтерман пояснил: "Мы захватили линию, которую художник нанес на бумагу, а не какой-то человек, который перевел ее чернилами. Может, это не выглядит столь художественно, но в условиях обязательного очерчивания персонажей мы сделали большой шаг вперед".
В 1963 году Вольфганг Райтерман стал первым аниматором Диснея, кому доверили в одиночку режиссировать полнометражный мультфильм - "Меч в камне". Коллеги сочли это заслугой солидного возраста Вули. Успех картины предопределил выбор режиссера для "Книги джунглей". Райтерман вспоминал слова Диснея: "Слушай, давай избавимся от всех этих приторно-сладких вещей и просто сделаем хороших персонажей. Нам не нужно много истории - ну кто сейчас читает Киплинга? Мы сделаем нашу собственную историю". С этого началось производство "Книги джунглей". Несмотря на то, что конечный результат оказался мало похож на написанное Редьярдом Киплингом, у аниматоров получилось создать отличный мультфильм с забавными персонажами, ставший величайшим достижением режиссера Райтермана. "Книга джунглей" увидела свет в 1967 году, через год после смерти Уолта Диснея.
Остался Дисней, но не было больше Уолта. В образовавшемся после смерти основателя вакууме Райтерману предложили взять на себя ответственность за производство полнометражных мультфильмов. И новоиспеченный продюсер вместе с другими представителями Великой Девятки старейших аниматоров Диснея, стоявших на страже наследия великого анимационного искусства, создал "Котов-аристократов", "Робин Гуда" (это с подачи Райтермана леди Мэрион танцует, как Белоснежка), "Спасателей" и "Лиса и охотничего пса", а также несколько короткометражек о приключениях Винни-Пуха и его друзей, одна из которых, "Винни-Пух и ненастный день", получила премию Оскар.
![9 (500x381, 70Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/81/78081729_9.jpg)
Как вспоминал о нем Фрэнк Томас, "Вули оказался прирожденным лидером, он буквально спас студию, выведя ее из кризиса после смерти Уолта".
Кстати, все три сына Райтермана озвучили в свое время разных диснеевских персонажей: Брюс - Маугли в "Книге Джунглей", Ричард - Кристофера Робина в короткометражках о Винни-Пухе, а Роберт - Уорта в "Мече в камне".
Спустя около 50 лет работы на студии, в 1981 году Вольфганг Райтерман вышел на пенсию. 22 мая 1985 года студия содрогнулась от известия: возле своего дома в Бурбанке Вули был насмерть сбит легковым автомобилем. Великий аниматор скончался в возрасте 75 лет. В 1989 году Вольфганга Райтермана посмертно назвали Легендой Диснея.
Передача "Семейный альбом Диснея", посвященная Вули Райтерману.
![5 (700x525, 212Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/83/78083426_5.jpg)
![1 (525x424, 105Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/83/78083463_1.jpg)
![3 (700x571, 94Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/83/78083679_3.jpg)
![7 (700x550, 79Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/83/78083717_7.jpg)
![6 (500x348, 30Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/83/78083706_6.jpg)
![10 (640x480, 168Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/83/78083861_10.jpg)
![11 (500x377, 82Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/83/78083931_11.jpg)
![12 (700x572, 73Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/83/78083967_12.jpg)
![13 (404x323, 80Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/84/78084002_13.jpg)
![14 (305x700, 69Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/84/78084021_14.jpg)
![15 (402x655, 248Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/84/78084053_15.jpg)
![16 (642x700, 401Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/84/78084067_16.jpg)
![17 (700x551, 163Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/84/78084083_17.jpg)
![18 (700x517, 108Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/84/78084206_18.jpg)
![19 (551x450, 30Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/84/78084354_19.jpg)
![20 (700x497, 119Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/84/78084421_20.jpg)
![21 (700x251, 78Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/84/78084446_21.jpg)
![22 (700x395, 296Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/84/78084493_22.jpg)
![23 (700x189, 131Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/84/78084549_23.jpg)
![24 (700x108, 36Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/84/78084561_24.jpg)
![1 (700x556, 137Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/298/79298567_1.jpg)
![2 (700x552, 120Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/298/79298568_2.jpg)
![3 (700x520, 90Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/298/79298569_3.jpg)
![4 (700x520, 77Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/298/79298570_4.jpg)
![5 (700x586, 59Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/298/79298571_5.jpg)
![6 (700x521, 35Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/298/79298572_6.jpg)
![7 (700x520, 36Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/298/79298573_7.jpg)