-Цитатник

Приближается время заготовки папоротника - (3)

Впервые о съедобном папоротнике орляк я узнала, когда служили на Камчатке. В советское время з...

!!! Знать всем ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! - (0)

Вчера сын прислал ссылку на статью с таким комментарием: "Эта статья войдёт в историю журналистики"....

Как сохранить все картинки с WEB-страницы разом в браузере Opera - (0)

Два с половиной года назад я написала шпаргалку "Как сохранить все картинки с WEB-страницы разом в б...

С Новым 2016 Годом!!! - (0)

Вот и закончился 2015 год. Он был трудным, но знаменательным. Наполненным множеством событий как в м...

Предпоследний аккорд - (1)

Ой, девчонки! Вы себе представить не можете, сколько раз мы в этом сезоне "самый последний раз" зака...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Я_ВЕДАЮ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.10.2012
Записей: 760
Комментариев: 2003
Написано: 3055


Дом Пашкова.

Вторник, 28 Мая 2013 г. 11:10 + в цитатник
ПРЕКРАСНАЯ_ЕЛЕНА все записи автора

Дом Пашкова

"На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. (...)
Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг."

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита».

К сожалению, фотографии этого события не сохранились, а из немногочисленных изображений мне нравится это. Поза правильная, одежда та, вот только сидит не на той крыше.

К сожалению, фотографии этого события не сохранились, а из немногочисленных изображений мне нравится это. Поза правильная, одежда та, вот только сидит не на той крыше.

"Правильная" крыша нарисована в 1896 году Николаем Матвеевым на картине "Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства". 

Картина нарисована на основе реальных событий: В 1818 г. Прусский король Фридрих Вильгельм III, отец супруги будущего императора Николая I, посетив Москву, пожелал увидеть панораму Первопрестольной столицы с крыши какого-нибудь высокого дома. 



Проводили короля с двумя его сыновьями на бельведер Пашкова дома. Король посмотрел на погорелые дома и крыши, встал с сыновьями на колени, отдал три земных поклона Москве и со слезами несколько раз повторил: "Вот она — наша спасительница".

Именно с балкона этого дома, царь тьмы, в сопровождении своих тёмных рыцарей — Мастера и Маргариты, покинул Москву и продолжил своё странствие...

Именно с балкона этого дома, царь тьмы, в сопровождении своих тёмных рыцарей — Мастера и Маргариты, покинул Москву и продолжил своё странствие...

Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова.    На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову — это устная традиция и архитектурная баженовская манера.

Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова.

На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову — это устная традиция и архитектурная баженовская манера.

Говорят, что обидевшись на Екатерину Великую (она "зарубила" его Царицыно, а потом — отказалась строить монументальный Большой Кремлевский Дворец размером в 2/3 Кремля, хотя вся Кремлевская стена со стороны Москва-реки уже была разобрана) Баженов поставил дом "спиной" к Кремлю, а главный фасад оборотил в глухой переулок.    Кстати,изящная лестница со стороны Моховой построена в 1930-е, а до этого там был забор, через который зеваки могли наблюдать сад со всевозможными диковинками.     Внизу, на склоне холма, в то время был разбит сад с двумя каменными бассейнами и фонтанами. По саду гуляли редкие птицы: павлины, попугаи, китайские гуси. Некоторые из них находились в дорогих клетках.    В праздничные дни в саду зажигалась иллюминация, приводившая в восторг многочисленных зрителей, собиравшихся перед садом. Позднее.     Когда примыкавший к Пашкову дому участок Моховой улицы расширяли, прилегающая территория дома ограничилась одним склоном.

Говорят, что обидевшись на Екатерину Великую (она "зарубила" его Царицыно, а потом — отказалась строить монументальный Большой Кремлевский Дворец размером в 2/3 Кремля, хотя вся Кремлевская стена со стороны Москва-реки уже была разобрана) Баженов поставил дом "спиной" к Кремлю, а главный фасад оборотил в глухой переулок.

Кстати,изящная лестница со стороны Моховой построена в 1930-е, а до этого там был забор, через который зеваки могли наблюдать сад со всевозможными диковинками. 

Внизу, на склоне холма, в то время был разбит сад с двумя каменными бассейнами и фонтанами. По саду гуляли редкие птицы: павлины, попугаи, китайские гуси. Некоторые из них находились в дорогих клетках. 
В праздничные дни в саду зажигалась иллюминация, приводившая в восторг многочисленных зрителей, собиравшихся перед садом. Позднее. 

Когда примыкавший к Пашкову дому участок Моховой улицы расширяли, прилегающая территория дома ограничилась одним склоном.

Благодаря такому расположению кажется, что дом "летит" — и когда смотришь на него, подняв голову, с Моховой и когда идешь к нему по узкому двору со стороны Староваганьковского переулка..     По отношению к Староваганьковсому переулку и Моховой улице, дом расположен под небольшим углом, поэтому — красивее он смотрится с отдаленных боковых точек.     В центральном корпусе располагались парадные комнаты, а во флигелях были устроены жилые и служебные помещения.     Если верить некоторым источникам, то вначале стены дома были выкрашены в оранжевый цвет.

Благодаря такому расположению кажется, что дом "летит" — и когда смотришь на него, подняв голову, с Моховой и когда идешь к нему по узкому двору со стороны Староваганьковского переулка.. 

По отношению к Староваганьковсому переулку и Моховой улице, дом расположен под небольшим углом, поэтому — красивее он смотрится с отдаленных боковых точек. 

В центральном корпусе располагались парадные комнаты, а во флигелях были устроены жилые и служебные помещения. 

Если верить некоторым источникам, то вначале стены дома были выкрашены в оранжевый цвет.

После своей постройки Пашков дом стал достопримечательностью Москвы и на протяжении многих лет вызывал удивление и считался одним из самых красивых зданий столицы.

После своей постройки Пашков дом стал достопримечательностью Москвы и на протяжении многих лет вызывал удивление и считался одним из самых красивых зданий столицы.

Дом Пашкова

Дом Пашкова

Дом Пашкова

Дом Пашкова

Дом Пашкова

Дом Пашкова

Дом Пашкова

Первым владельцем дома был — П. Е. Пашков, по фамилии которого особняк получил свое прозвище.

В начале XIX века здание находилось в запустении.

В 1839 году дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета. В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже институт был преобразован в 4-ю городскую гимназию (с 1852 года).

В 1861 году здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.

В 1921 году, в связи с поступлением в музей после революции более четырёхсот личных библиотек, реквизированных властью, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нём осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Публичную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей. 

В настоящее время, Пашков дом входит в комплекс зданий библиотеки, но несколько десятилетий не использовался, так как там постоянно производился ремонт, который начался в 1988 году и закончился в 2007 году.

В данный момент, в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом — нотно-музыкальный отдел, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.

Балкон вокруг бельведера виден только со стороны Кремля и то — если отойти достаточно далеко. Именно поэтому многие считают, что можно гулять по всей крыше, которую ограничивают только балюстрада с вазами

Виды из окон просто замечательны.

Виды из окон просто замечательны.

В 1812 году, в дни оккупации Москвы наполеоновской армией дом Пашкова был частично разрушен, а великолепные баженовские интерьеры выгорели. Некоторое время дом пустовал.

В 1812 году, в дни оккупации Москвы наполеоновской армией дом Пашкова был частично разрушен, а великолепные баженовские интерьеры выгорели. Некоторое время дом пустовал.

В 1815-1818 годах архитекторы О.И. Бове, И.Т. Таманский, С.И. Мельников, входившие в состав "Комиссии для строения Москвы" отстроили разрушенные части здания.

Интересно, что, несмотря на то, что здание находилось в частном владении, средства на его восстановление выделили из казны – такое важное значение Пашков дом играл для архитектурного облика Москвы.

После смерти Пашковых дом перешел к двоюродному брату хозяина – А.И. Пашкову, так как детей у супружеской четы не было. Последней из рода Пашковых, кто владел домом, была внучка А.И. Пашкова (Полтавцева по мужу).

В 1839 году дом Пашкова был выкуплен у Пашковой для Московского Университета. 

Затем, здесь, поочередно, находились Дворянский институт и Московская 4-я гимназия, а в 1861 году Пашков дом передали Румянцевскому музею, и здесь начали работать два музея: Румянцевский и Публичный. 

В соответствии с новым статусом, здание реконструировали и перепланировали несколько раз. 

Так, к 1870 году здание значительно обветшало, и директор музея В.А. Дашков обратился с письмом к министру народного просвещения. В этом письме Дашков указывал, что выделенных министерством 7 226 рублей 50 копеек для ремонта музея недостаточно, и он будет вынужден обратиться за материальной помощью к купцу А. Захарову.

В результате, Захаров не только выделил недостающие средства, но и выстроил помещение канцелярии, а также квартиру для проживания смотрителя музея, и казарму для служащих, за что был награжден императором медалью "За усердие".

Дом Пашкова

Дом Пашкова

Дом Пашкова

Дом Пашкова

Дом Пашкова

Дом Пашкова

Дом Пашкова

В 1914 году рядом с Пашковым домом архитектор Н.Л. Шевяков построил двусветный Ивановский зал. Это здание предназначалось специально для огромной картины А. Иванова "Явление Христа народу", подаренной музею императором Александром II.

Полководец Румянцев-Задунайский имел трех сыновей — Сергея, Михаила и Николая. Последний достиг важных государственных постов (канцлера, председателя Государственного совета), отличался высокой образованностью и стал основателем знаменитого "Румянцевского музея", открытого в 1831 г. в Петербурге, а в 1861 г. перевезенного в Москву, в дом Пашкова.

Герб Румянцевых-Задунайских

Герб Румянцевых-Задунайских

В 1921 году музейные отделы из здания вывели, оставив здесь лишь музейную библиотеку, известную сейчас как Публичная библиотека СССР им. В. И. Ленина.    Такое преобразование было вызвано тем, что в музей, после революции 1917 года, поступили собрания более, чем четырехсот личных библиотек, которые реквизировала у владельцев новая власть.     Долгое время старинные рукописи, хранившиеся в библиотеке, находились в разных помещениях.    В 1961 году, после реконструкции левого флигеля, к нему пристроили книгохранилище, а затем, эту часть здания передали отделу рукописей.    В разные годы над архитектурным обликом и интерьерами дома Пашкова работали такие архитекторы и художники как: Л.В. Даль, сын известного автора "Толкового живого великого русского языка" В.И. Даля, Н.Л. Шевяков, Марков, С.П. Лавров, Г.В. Мейендорф, А.В. Щусев, И.П. Машков, И.И. Рерберг, Е.В. Шервинский.

В 1921 году музейные отделы из здания вывели, оставив здесь лишь музейную библиотеку, известную сейчас как Публичная библиотека СССР им. В. И. Ленина. 
Такое преобразование было вызвано тем, что в музей, после революции 1917 года, поступили собрания более, чем четырехсот личных библиотек, которые реквизировала у владельцев новая власть. 

Долгое время старинные рукописи, хранившиеся в библиотеке, находились в разных помещениях. 
В 1961 году, после реконструкции левого флигеля, к нему пристроили книгохранилище, а затем, эту часть здания передали отделу рукописей.

В разные годы над архитектурным обликом и интерьерами дома Пашкова работали такие архитекторы и художники как: Л.В. Даль, сын известного автора "Толкового живого великого русского языка" В.И. Даля, Н.Л. Шевяков, Марков, С.П. Лавров, Г.В. Мейендорф, А.В. Щусев, И.П. Машков, И.И. Рерберг, Е.В. Шервинский.

Пашков дом

Пашков дом

Пашков дом

Особенно крупные изменения в облике здания произошли в 30-е годы XX-го столетия. Именно тогда снесли ограду, окружавшую сад. 
Ограда была не столько ограничителем пространства, сколько частью общей композиции. Зритель начинал воспринимать архитектурный комплекс с подножия холма, ограниченного белыми колоннами ограды, устремляясь взглядом по склону, к колоннам портика. 
Теперь же — холм со зданием перестали восприниматься, как единое целое. 

В это же время — была построена и лестница со стороны Моховой улицы (архитектор М. Долганов), а на фасаде, вместо герба Пашкова, был установлен герб СССР. 

Внутренние интерьеры здания изменялись настолько радикально, что от первоначального их вида практически ничего не сохранилось.

В 1980 году с главного фасада дома Пашкова убрали герб СССР – это произошло вовремя очередного текущего ремонта.    В 1986 году, когда поблизости строили станцию метро Боровицкую — фундамент дома просел, а перекрытия потрескались. Над зданием нависла угроза исчезновения. В таком состоянии Пашков дом простоял до 1988 года.

В 1980 году с главного фасада дома Пашкова убрали герб СССР – это произошло вовремя очередного текущего ремонта.

В 1986 году, когда поблизости строили станцию метро Боровицкую — фундамент дома просел, а перекрытия потрескались. Над зданием нависла угроза исчезновения. В таком состоянии Пашков дом простоял до 1988 года.

Затем, библиотечные отделы разместили в другие помещения, а дом закрыли на реконструкцию, которая продолжалась вплоть до 2007 года.    ***    На выходе попался замечательный дом моего любимого Шехтеля: Доходный дом Л.В.Шамшиной на углу Знаменки и Староваганьковского переулка (1909)

Затем, библиотечные отделы разместили в другие помещения, а дом закрыли на реконструкцию, которая продолжалась вплоть до 2007 года.

На выходе попался замечательный дом моего любимого Шехтеля: Доходный дом Л.В.Шамшиной на углу Знаменки и Староваганьковского переулка (1909)

Парадный подъезд, расположенный в Староваганьковском переулке, обрамляет плодовая гирлянда.

Парадный подъезд, расположенный в Староваганьковском переулке, обрамляет плодовая гирлянда.

Угловой эркер несет легкую башенную надстройку-бельведер. И снова — бельведер.

Угловой эркер несет легкую башенную надстройку-бельведер. И снова — бельведер.

Пашков дом

 

http://slavyanskaya-kultura.ru



Серия сообщений "ВИДЕО":
Часть 1 - Почти афоризмы -Часть-2 Хит-парад крылатых фраз
Часть 2 - Интервью с Богом (interview with God )
...
Часть 11 - Григорий Лепс - Что может человек...
Часть 12 - Осенняя скрипка рыдает и плачет, и кружится в вальсе со мной...
Часть 13 - Дом Пашкова.
Часть 14 - Evora
Часть 15 - Невероятно красиво
Часть 16 - Асадов - стихи.
Часть 17 - 10 интересных лекций TED с русской озвучкой

Серия сообщений "ГАЛЕРЕЯ":
ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА СКУЛЬПТУРА И АРХИТЕКТУРА ФОТОГРАФИЯ
Часть 1 - Художник Анатолий Куршин. Графика.
Часть 2 - Художник Анатолий Куршин. Живопись.
...
Часть 27 - Красота живописи. Sara Golish
Часть 28 - Пенный латте-арт.
Часть 29 - Дом Пашкова.
Часть 30 - Памятники деревянного зодчества.
Часть 31 - Осенние цветы – нам в дар приносит осень.
Часть 32 - Резьба по дереву. Мастер Наташа - Natanika, Кабардино-Балкария, Прохладный.
Часть 33 - Борьба иллюстратора со своим детищем

Рубрики:  Обо ВСЁМ на Свете!/История
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку