-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vladimir_Vysotsky

 -Интересы

10 дней которые потрясли мир абдулов авторская песня бард большой каретный василий шукшин вертикаль визбор владимир высоцкий вознесенский волчек высоцкий галилей гамлет гафт гитара говорухин демидова депардье добрый человек из сезуана

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.01.2007
Записей: 1221
Комментариев: 1468
Написано: 4040


Илья Рубинштейн. Дворовый романс. Часть 3

Четверг, 01 Мая 2008 г. 14:50 + в цитатник
Denis-K все записи автора
Толик (привалившись плечом к стенке сарайчика): Звал?
Максим Иванович: Звал.
Толик: Чего?
Максим Иванович: На работу устроился?
Толик: А ты мне что - «тунеядку» пришить желаешь? (улыбнувшись) Так не получится, Иваныч. Тружусь я уже полгода как.
Максим Иванович: И кем же?
Толик (ерничая): Художник я, Иваныч. И в душе и по профессии. Трудовую книжку принести?
Максим Иванович: Ну какой ты художник, я, положим, знаю.
Толик: А вот это ты зря. Народ, между прочим, моими полотнами очень доволен. Еще вопросы будут?   
Максим Иванович: Ты это, Анатолий… Давай по хорошему… Тоньку брось.
 
Толик ухмыляется.
Максим Иванович: Я ж вижу все. Человек ты пустой да рисковый. Месяц-другой, в крайнем случае год – и поедешь ты, Толя на лесосеку…
Толик: Не каркай, мусор. Чистый я по вашему департаменту.
Максим Иванович: Поедешь, Толя, поедешь. Это уж поверь мне. А Тонька малолетка еще, школу ей надо заканчивать. Мать вон сегодня к директору вызывали, сказали, что совсем скурвилась девка, как с тобой завертелась, из комсомола выгонять собираются. 
Толик (усмехнувшись): Кончил? Теперь меня слушай. Томку не оставлю. А матери передай, что вся урла от нее в подворотни прячется и здоровается уважительно. Потому что со мной она. А если б не я – лезли бы да лапали, или еще чего хуже. Так что ты ко мне больше не подходи и не окликай – не позорь перед корешами. А то ведь ночи темные, перья острые – сам же знаешь, не маленький…
 
Оттолкнувшись плечом от стены сарая медленно, вразвалочку, идет в сторону деревянного стола и заждавшихся корешей.
 
Максим Иванович (вслед): Зря ты меня понтуешь, гаденыш…
 
Толик останавливается, разворачивается.
 
Толик (с улыбкой, миролюбиво): Да не понтую я, Максим Иваныч. Чего мне тебя понтовать. Тем более – может, породнимся скоро, ага?
 
Подмигивает.
 
Максим Иванович: Запомни мои слова, падаль. Тюрьмы пересыльной из породы вашей поганой еще никто не миновал. И я, Толя, клянусь тебе - жизни остаток положу чтобы после суда ты в камеру на мой блок загремел.
 
Огромный кулак Максима Ивановича со страшной силой впечатывается в дощатую стену сарайчика. Звук от удара так же силен и страшен.         
 
 
И снова конец шестидесятых. Рабочий поселок Первомайский. Комната Марины. Ночь. Анатолий открывает глаза, услышав гулкий удар о стену. После звука второго удара, ничего не понимая, он садится в кровати. В свете уличного фонаря он видит силуэт Марины. Она стоит у стола и бьется головой о стену. Еще два удара и в комнате зажигается свет. Его, свет, включает одна из пятерых женщин, организованно заполнивших периметр комнаты. Все женщины в стареньких ночных халатиках. Старшая из них, и по возрасту и по поведению, садится за стол. Сонный, одуревший Анатолий остается сидеть в кровати. Марина еще раз ударяется лбом о стену.
 
Старшая: Ну хватит, Марин. А то и вправду сотрясение заработаешь. Покажись.
 
Марина поворачивается лицом к старшей и всем остальным. Лоб ее в меру разбит и окровавлен.
 
Старшая: Нормально. Недели две продержится. (Анатолию) За что ж, вы женщину так, гражданин?
Анатолий (обалдело): А?
 
Старшая берет со стула горку одежды Анатолия. Сноровисто обшаривает карманы штанов и ватника. Выкладывает на стол остатки лагерной зарплаты и справка об освобождении. Разворачивает справку.
 
Старшая: Да… Контингент все тот же…
 
Достает из кармана халата очки и одевает. 
 
Старшая: Так… (бегло) Коваленко Анатолий Сергеевич… Статья сто сорок шесть… Освобожден по окончании срока заключения… (женщине в зеленом халате стоящей у окна)  Нин, сто сорок шесть, это что такое?
Зеленый халат: Не знаю. Может хулиганка?
Третья женщина: Хулиганка – это двести шестая. Володька мой по ней шарился.
Старшая (сложив справку, Марине): Ничего, Марин. Зек он тоже человек. Зек – это может и лучше. Ну так чего? Хомутаем?
Марина (застенчиво): Не знаю.
Четвертая женщина: Ну глянется он тебе!?
Марина (так же застенчиво): Глянется.
Старшая: Значит хомутаем. ( Анатолию) Подъем, касатик.
Анатолий: А?… Куда?
Старшая: К столу, «куда»… Ну вставай, вставай…
 
Анатолий встает с постели и подходит к столу.
 
Старшая: Садись.
 
Достает из кармана халата тетрадный листок и огрызок химического карандаша. Послюнявив карандаш, кладет его и листок перед Анатолием. Анатолий в полном ступоре. Уже совсем ничего не понимая, он тупо поднимает глаза на старшую. 
 
Старшая: Ну чего смотрим, гражданин? Смотреть не надо. Берем карандашик и быстренько пишем.
Анатолий: Что пишем?
Старшая: Чего продиктую.
 
 
Москва. Ночь. Квартира Леши. На балконе курят Вершинин и хозяин. Из одежды на обоих только трусы и майки.
 
Вершинин: А вот не пишется, понимаешь? Полтора месяца и ничего. Ни строчки. Будто воздух из мозгов откачали. Я может и сорвался поэтому, черт его знает…
Леша: А что последнее было?
Вершинин: Стихотворение. Не поверишь – для младшего школьного возраста. Хоть в «Мурзилку» посылай. К Машке с детьми я тогда вернулся. После больницы. Дверь ключом открываю – в коридоре темно. Во всей квартире ни звука. Думаю – ну нет никого. В комнату захожу, а там на полу Матвейка сидит и в солдатики играет. Один играет, сам с собой. Машка со старшим, оказывается, за мной в больницу поехали, а его оставили. Одного. И такое под глотку подкатило...
 
Бросает окурок за балкон и провожает его глазами. Ударившись об асфальт, красная точка рассыпается на искры.
 
Леша: Почитай.
 
 
Поселок Первомайский. Комната Марины. Старшая, держа тетрадный листочек перед глазами, зачитывает написанное Анатолием под ее диктовку.
 
Старшая: «Я, Коваленко Анатолий Сергеевич, в присутствии свидетелей торжественно обещаю вступить в законный брак с изнасилованной мною гражданкой Королевой Мариной Эдуардовной. В противном случае оставляю за гражданкой Королевой Мариной Эдуардовной право обратиться в отделение милиции № 2 поселка Первомайский Омсукчанского района Магаданской области с целью обвинения меня по соответствующей статье Уголовного кодекса РСФСР и дальнейшего взятия под стражу, как особо опасного преступника. Число. Подпись»… Ну вот. Все по форме. Так что, как говорится - совет да любовь.
 
Складывает листочек вдвое и опускает в карман халата. 
 
Старшая: Давай, Маринка, по рюмахе, что ли, за такое дело.
 
Маринка подходит к старенькому буфетику и достает из него рюмки. Женщины начинают наскоро наводить на столе порядок. Старшая тем временем лихо открывает уцелевшую бутылку водки. Анатолий же в безмолвном отупении даже не пытается встать из-за стола.
 
Голос за кадром: Даже в разгар их романа с Тонькой Анатолий изменял ей с другими женщинами. Натура и плоть брали свое. И он ничего не мог с этим поделать. Правда сама Тонька об этом ничего не знала и даже не догадывалась... Иногда ему даже думалось, что и тюрьма приключилась с ним в наказание за эти измены. Но подобные мысли Анатолий очень быстро от себя отгонял – ведь изменял он Тоньке только телом – к примеру, как сегодня с Мариной, а душой и тем же телом всегда любил только ее одну...
 
Старшая (с рюмкой в руке): Ты не тушуйся, касатик, и у нас жить можно. Мы же вот живем и ничего.
Вторая женщина: А хочешь – забирай Маринку в свою Москву. (Марине) Поедешь в Москву, Маринка?
Марина (все еще застенчиво): Мне техникум закончить надо.
Старшая: Ладно. Это они сами разберутся. Давайте. За любовь.
 
Женщины чокаются, выпивают и закусывают, будто не замечая сидящего за столом Анатолия.
 
Голос за кадром: В голову Анатолия Коваленко влетела, наконец, первая мысль. Первая за последние десять минут. И мысль эта была проста, как женщины, сидящие рядом с ним за столом. Валить. Валить с места, на рывок, вон, хоть в окошко. И хрен с ней, с бумажкой, которую он только что собственноручно подписал… Хотя, конечно, не хрен. Бумажка, понятно, лажовая, но вот вопрос – кому поверит первый же мусор, который завтра задержит его по ориентировке – Маринке, ее разбитому лбу и подписанной ксиве или вчерашнему ЗК. Вчерашнему в буквальном смысле этого слова. Ответ однозначный. А значит снова лагерь, но уже не по лихой сто сорок шестой, а совсем по другой статье – дешевой и позорной...
 
Старшая: Ну все, девочки, на посошок и по домам, а то вон ночь давно на дворе.
 
Разливают, выпивают.
 
Голос за кадром: И опять подумалось Анатолию – а может быть все это ему снова за Тоньку. За то, что завис в этом поселке в ожидании завтрашнего автобуса да еще и завалился в Маринкину кровать. И это вместо того, что по тайге и сопкам, без всякого автобуса рвать туда, где ждет его та единственная, которую он любил и любит до сих пор… Или не ждет уже. Все-таки девять лет прошло. А это срок. Очень большой срок.         
 
Женщины встают из-за стола и идут на выход. У самой двери последняя из них останавливается.
 
Четвертая женщина: Вы очень поете хорошо, Анатолий Сергеевич. Мы с мужем через стенку живем и слушали вас с огромным удовольствием. Так что завтра вечером милости просим к нам на Первомай. С гитарой и Мариной.
 
Выходит из комнаты, закрывает за собой дверь.
Анатолий берет в руку недопитую женщинами бутылку и из горлышка вливает в себя оставшуюся водку. Встает из-за стола, подходит к кровати, ложится на спину, поверх одеяла. Устремляет невидящий взгляд в потолок. 
В ноги Анатолию тихонько присаживается Марина.
 
Марина: Ты не обижайся, Толь. У нас в общаге почти все девчонки так замуж повыходили... Инокентьевна эту штуку еще в пятьдесят третьем придумала, когда амнистия первая была…Умная она, правда?…
 
На часах три раза кукует кукушка.
 
Марина: Ты только не молчи, Толь. Скажи хоть что-нибудь. Ну пожалуйста, не молчи, а?...
Анатолий (не глядя на Марину): Свет погаси.   
 
Марина встает с кровати и подходит к стене. С секунду или две посмотрев на Анатолия, щелкает выключателем. Темнота. Через паузу, в той же темноте, мы слышим шип поиска шкалы транзисторного радиоприемника, а затем позывные одной из западных русскоязычных радиостанций …
 
 
Москва. Утро. Квартира Леши. В большой комнате за журнальным столиком сидят Вершинин, Антонина, Леша и Нателла. Сосредоточенные взоры их устремлены на транзисторный радиоприемник, стоящий по центру столика. Из динамика радиоприемника, прорываясь через ежесекундные помехи, звучит голос диктора.
 
Голос диктора из радиоприемника: Капитан-лейтенант Шпагин родился 25 июля 1938-ого года в крестьянской семье. После окончания средней школы поступил в Ленинградское высшее командное морское училище. В 1961-ом году был принят в члены КПСС. С 1966-ого года первый помощник капитана, а затем командир линкора «Феликс Дзержинский», входящий в одно из подразделений Лешерного флота Советского Союза.     
 
 
Поселок Первомайский. Комната Марины. Утро. В кровати спят хозяйка комнаты и Анатолий. Откуда-то из-за стены, продолжает приглушенно звучать голос диктора русскоязычной радиостанции.
 
Отдаленный женский голос где-то за стеной: Да сколько ж можно! Выходной же у людей! А ну выключай свою шарманку! Слышишь, Кузьмин, я кому сказала – выключай сейчас же!
Отдаленный мужской голос где-то за стеной: Ничего я не выключу. С шести ноль-ноль имею право хоть танцы устраивать!
Голос диктора из радиоприемника: …было подписано очередное коллективное письмо в защиту осужденного поэта Иосифа Бродского. В письме ведущие мастера советской литературы и искусства требуют от Кремля смягчения участи опального поэта и его условно-досрочного освобождения из ссылки. Из Москвы передает наш специальный корреспондент… 
 
Анатолий открывает глаза, блуждает взором по комнате. Аккуратно, чтобы не разбудить спящую Марину встает с кровати и подходит к столу. На столе взгляд его цепляется за бутылку с остатками вчерашней водки.
 
Отдаленный женский голос где-то за стеной: Я, ведь, посажу тебя, Кузьмин! Пойдешь у меня, откуда пришел! Ты слышишь меня, Кузьмин?! А ну, выключай свою шарманку! Дай людям спать! Я ведь знаю, что ты слушаешь!
Отдаленный мужской голос где-то за стеной: А чего я такого слушаю. Ничего я не слушаю. Мелодии джаза сейчас будут передавать.
Отдаленный женский голос где-то за стеной: Я вот напишу, куда следует – они тебе джаз покажут! Лет на пятнадцать они тебе такого джазу сыграют, что после мама родная не узнает!
 
Анатолий берет со стола бутылку и залпом, из горлышка, одним глотком выпивает остатки водки.
 
Голос диктора из радиоприемника: …судебное заседание Московского городского суда. На скамье подсудимых пять правозащитников, которые одиннадцать месяцев назад в знак протеста против оккупации советскими войсками Чехословакии вышли на Красную площадь…
 
Оглянувшись на спящую Марину, Анатолий одной рукой берет гитару, другой сгребает в охапку свою одежду и, не одевшись, как есть, в майке и трусах, на цыпочках выходит из комнаты. 
 
 
Москва. Квартира Леши. Вершинин, Антонина, Леша и Нателла продолжают слушать радиоприемник.
 
Голос диктора из радиоприемника: И в заключение выпуска еще раз о главной новости дня. По приказу командира линкора «Феликс Дзержинский» Анатолия Шпагина на судне был спущен государственный флаг СССР и заменен на триколор времен Российской империи. Главные требования команды линкора переданного в открытый эфир Северного флота – немедленная отставка Генерального секретаря ЦК КПСС и всего состава Политбюро, вывод советских войск из оккупированной Чехословакии и всеобщие демократические выборы на всей территории СССР.
 
В стык с голосом диктора звучат позывные радиостанции. Вслед за позывными в динамике слышится мужской голос.
 
Мужской голос: Добрый день или вечер, господа соотечественники. У микрофона Новгородцев и еженедельная программа «В мире музыки»…
 
Давид выключает радиоприемник.
 
Вершинин: Молодец, парень. Умница.
Леша: Лейтенант Шмидт. Настоящий лейтенант Шмидт.
Нателла: Дурак он ваш Шпагин. Дурак и самоубийца.
Леша: Самоубийца. Но еще один кирпичик из под этого дерьма выбил.
Нателла (вскочив из-за стола): Да что он выбил?! Что он выбил?! Неужели вы не понимаете, что все это на века! На тысячелетия! И не Шпагин ваш, никто другой эту стену никогда не проломит!
Леша: Все равно – умница.
Вершинин (отрешенно): А ведь наш ровесник …  
Нателла (Вершинину, с издевкой): Ты еще песню про него напиши, чтоб на Лубянке в одной камере оказаться!
Вершинин (так же отрешенно): Может и напишу…
 
 
Поселок Первомайский. Задний двор общежития цементного завода. У дровяной поленницы судорожно одевается Анатолий Коваленко. Когда до полного комплекта ему остается натянуть брюки, он слышит за спиной звук открывающегося окна. Вздрогнув, оборачивается. Видит в окне Марину. Замирает со штанами в руках.
Целую вечность смотрят в глаза друг другу Анатолий и Марина. Смотрят до тех пор, пока Марина не кидает под ноги Анатолию скомканный лист бумаги. Кидает и закрывает окно.
Забыв о неодетых штанах, Анатолий поднимает с земли брошенный Мариной скомканный лист, расправляет его и бегло, с пропусками, почти про себя читает.
 
Анатолий: «Я, Коваленко Анатолий Сергеевич… в законный брак с изнасилованной мною… В противном случае… обвинения меня по соответствующей статье Уголовного кодекса РСФСР и дальнейшего взятия под стражу… (не дочитав до конца): Ешкин клеш… Софи Лорен, бляха...
 
Комкает листок, быстро надевает брюки, и достает из кармана спичечный коробок. Присаживается на корточки, опускает бумажный комок на землю и чиркает спичкой.
 
 
Москва. По улице идут Вершинин и Антонина.
 
Голос Вершинина за кадром: Ну кто в наши дни поет -
                                                      Ведь воздух от гари душен,                                                   
                                                      И рвут мне железом рот,
                                                      Окурками тычат в душу…
                                                      Ломает меня палач                                                   
                                                      На страх остальному люду,
                                                      И мне говорят: «Заплачь»!
                                                      А я говорю: «Не буду»…
 
Вершинин и Антонина пьют пиво у ларька.
 
Голос Вершинина за кадром: Пихнут меня в общий строй
                                                      Оденут меня солдатом,
                                                      Навесят медаль – «Герой»!
                                                      Покроют броней и матом…        
                                                      Мне водку дают как чай
                                                      Чтоб храбрым я был повсюду
                                                      И мне говорят: «Стреляй»!
                                                      А я говорю: «Не буду»…       
 
Вершинин и Антонина сидят в большой компании за столиком ресторана ВТО.
 
Голос Вершинина за кадром: А мне говорят: «Ну что ж      
                                                      Свою назови нам цену, -
                                                      Объявим, что ты хорош,
                                                      Поставим тебя на сцену»…
   
 
Москва. Площадь Дзержинского. Кабинет генерала Башкина. За длинным столом в полном составе 10-ый отдел 5-ого Управления КГБ. Во главе стола – генерал Башкин. В руке у него лист бумаги. Он заканчивает стихотворение, звучавшее выше голосом Вершинина.
 
 
Башкин:                                    Врачуют меня врачи,
                                                    Кроят из меня иуду,
                                                    И мне говорят: «Молчи»!
                                                    А я говорю: «Не буду»!                                                  
 
Бросает листок на стол.
 
Башкин: Сегодня это уже читает наизусть вся Москва.
Корюкин: А написано когда?
Башкин: А мне плевать, когда это паскудство написано! Главное, что читают это сегодня, спустя меньше суток, как этот высерок пернул в историю на своем линкоре!
Карташов (шепотом, сидящему рядом Корюкину): А чем там кончилось-то? 
Корюкин (так же шепотом): Да ничем. Ребята из восьмерки сказали - с берега три орудия навели и все.
Караташов: Что все?
Корюкин: Ничего. Обосрался, спустил флаг и сдался со всей командой.
 
В кабинет без стука входит лейтенант-адъютант. Подходит к столу и кладет перед Башкиным сверток запечатанный сургучом с гербом СССР.
 
Лейтенант-адъютант: То, что вы просили, товарищ генерал.
Башкин (еще в эмоции): А?
Лейтенант-адъютант: Личные вещи командира линкора «Феликс Дзержинский» капитана-лейтенанта Шпагина изъятые при аресте.
Башкин (лейтенанту-адьютанту): Свободен.
 
Лейтенант-адъютант выходит из кабинета.
Башкин срывает сургучовую печать и вываливает содержимое доставленного свертка на стол. Взоры офицеров 10-ого отдела 5-ого Управления устремлены на компас времен Великой Отечественной, перевязанную стопку конвертов, офицерское удостоверение, партийный билет, фотографию капитана-лейтенанта Шпагина с симпатичной шатенкой и две магнитофонные катушки. На каждую из катушек приклеено по бумажке. На каждой бумажке чернилами выведено «Владимир Вершинин».   
Башкин берет в руки одну из катушек и вертит в руках.
 
Башкин: Наслушался засранец.
Первый офицер (с дальнего конца стола): А что за записи, товарищ генерал?
Башкин (зло): Что за записи? А это вы мне должны ответить, товарищ Бирюков что за записи!… «Что за записи»… (отшвыривает от себя магнитофонную катушку) Записи, товарищи офицеры, объекта разработки вашего отдела.
Корюкин: А вторая катушка его же?
Башкин: Его же, Корюкин, его же. (с издевкой) Может, хотите взять для ознакомления в исключительно в служебных целях?
Второй офицер: Да в курсе все, товарищ генерал.
Башкин (все так же с издевкой): Ну почему же. Может, новенькое что-нибудь услышите.
 
 
Москва. Ресторан ВТО. За двумя сдвинутыми столами выпивает богемно-рафинированное застолье. Во главе стола – Вершинин с гитарой. Глядя в глаза сидящей рядом Антонине, он поет.
 
В окне электрички струится вода
И ветер гуляет,
Торопится поезд «Москва-Воркута»
И нас догоняет…
 
В высоких широтах дорога крута
Все дальше – на полюс,
И нам на подмогу «Москва-Воркута»
Придумали поезд…
 
И млечные звезды по небу плывут,
И воздух с озоном,
Нас поезд нагнал и известен маршрут,
И крик: «По вагонам»…
 
Вершинин опускает гитару. В это время к пластиночному автомату подходит один из посетителей и опускает в щель пятачок. Ресторан заполняет что-то пахмутово-толкуновское в ритме вальса. К Антонине подходит красавец-актер и даже, не глядя в ее сторону, берет за руку, договаривая фразу проходящему мимо корешку. Антонина невольно приподнимается и растерянно смотрит на Вершинина.
 
Вершинин (сдержанно): Девушка не танцует.
Красавец (дажене глядя на Вершинина, слегка наклонившись к Антонине): Смотря с кем, не правда ли? (затемсклонившись еще ниже иуже на ухо) Зачем он вам, солнышко? (проходящему мимо официанту) Коленька! (кивнув на Вершинина) Сто пятьдесят товарищу за мой счет.
 
Не вставая из-за стола, Вершинин хватает за шкирман Красавца и рывком опускает лицом в салат.
 
 
Туалет ресторана ВТО. У раковины Красавец влажным платочком убирает с лица остатки салата. Здесь же в углу двое корешков Красавца метелят Вершинина.
 
 
У двери туалета ресторана ВТО. Стоя спиной к двери туалета, Антонина барабанит по ней, двери, ногами. Из туалета выходят сначала корешки красавца, а затем и сам Красавец.
 
Красавец (наигранно-печально): Просрала счастье, солнышко. А из-за кого?
Антонина: Что с ним?
Красавец: Жить будет. Но без полета.
Антонина: А вы?
Красавец: Я уже летаю. (неожиданно по быдлячьи) Телевизор почаще включай,         ш а л а в а.
 
Уходит вслед за корешками.
 
 
Туалет. Стоящий у раковины Вершинин с пару секунд смотрит в зеркало в свое окровавленное отражение. Затем, издав звук похожий на рык, двумя кулаками бьет по краям раковины. Раковина срывается со стены, падает на кафельный пол и раскалывается на части…   
Рубрики:  Проза о Высоцком
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку