-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vladimir_Vysotsky

 -Интересы

10 дней которые потрясли мир абдулов авторская песня бард большой каретный василий шукшин вертикаль визбор владимир высоцкий вознесенский волчек высоцкий галилей гамлет гафт гитара говорухин демидова депардье добрый человек из сезуана

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.01.2007
Записей: 1221
Комментариев: 1468
Написано: 4040


Илья Рубинштейн. Французский сон. Интервью Ивана Дыховичного. Часть 1

Пятница, 11 Апреля 2008 г. 00:08 + в цитатник
Denis-K все записи автора
В 2003-ем году по заказу Российского телевидения мной к 65-летию Высоцкого был сделан телевизионный фильм «Французский сон». Тема была заказная – Владимир Высоцкий и Марина Влади. Материала было отснято много – я имею в виду интервью. С Дыховичным, Карапетяном, Янкловичем, Миттой, Абдуловой. Фильм был сделан и вышел. Пленки же с интервью, почти как всегда в таких случаях, были «задействованы» в съемках новых фильмов. И понятно, что все эти интервью были затерты. А ведь в фильм попало лишь 10-20 процентов отснятого материала. Я, конечно, горевал. Как горевали тогда в подобных обстоятельствах почти все режиссеры ТВ. Ведь в 2003-ем еще не было ДВД с большими объемами памяти, на которые можно было согнать неиспользованный материал. И вдруг минувшей осенью, «ревизуя» старые дискеты на двух из них случайно обнаружил пословесную расшифровку трех из пяти, казалось навеки пропавших интервью. Такие расшифровки делают ассистенты режиссера для сценаристов. Чтоб те не на слух, а на глаз отбирали в сценарий будущего фильма нужные куски «синхронов». Ну, а поскольку сценаристом фильма был тоже я, то и отбором «синхронов» пришлось заниматься мне. Вот только все четыре года я был уверен, что дискеты с расшифровкой я вернул на студию и их уже не существует в природе. А оказалось… Я «перерыл» все остальные свои дискеты в надежде найти интервью Давида Карапетяна и Абдуловой, но… Эти дискеты мной, видимо, на студию были возвращены. А интервью Дыховичного, Янкловича и Митты я имею честь представить вниманию тех, кого они заинтересуют.

Илья Рубинштейн
 
 
Интервью первое

ИВАН ДЫХОВИЧНЫЙ

кинорежиссер, сценарист, актер;
в семидесятые годы двадцатого столетия
один из близких друзей Владимира Высоцког
о

Иван, когда Вы первый раз увидели Марину Влади именно как актрису, на экране? Сколько Вам было лет? Какие ассоциации у вас возникли?

Ну, лет мне, было видимо, совсем мало – одиннадцать или двенадцать. И был, по-моему, 59-й год. Тогда вышла картина, она называлась «Колдунья». Ну, а 12 лет - это самый эротический возраст. И поэтому было невероятное впечатление, потому что на голое тело одетое платье и... Вдобавок ко всему это была запретная картина. Ее же нельзя было смотреть детям до 16-ти лет. Это немаловажный момент. Ведь запретный плод он сладок и, кроме всего прочего, у Марины, как у актрисы удивительный образ. Есть лишь несколько персонажей в кино, которые создали моду. И одним из них была Влади. С неё после «Колдуньи» просто лепили образы и в России все девушки ходили колдуньями. Это было впечатление невероятное, потому что это - в общем, был очень свободный образ, очень близкий, кстати говоря, русскому стилю, поскольку героиня Марины была полудикарка такая, и, видимо, эта вот русскость, которая в Марине есть, и ее совершенная такая законченная, что по-французски называется «соваж», или другими словами - натуральность, скажем, и дикость одновременно… Но дикость не вульгарная, а такая настоящая, откровенная, естественная… И все это произвело на меня невероятное впечатление. плюс к этому, вообще, все французское в России, всегда имело образ такого, ну, как сказать... (сейчас может быть в меньшей степени, поскольку нам теперь все доступно и мы сами можем теперь сказать, что хотим)… ну, в общем, Франция для нас была больше, чем Америка для сегодняшнего молодого поколения. Франция была страной удивительной эстетики, красоты, изящества. Какая-то была удивительная тогдашняя французская жизнь... Ну, вот, наверное… Так я ее увидел и запомнил навсегда в образе Колдуньи.

Вы тогда могли предположить, что как-то столкнетесь уже в жизни вот с этой женщиной из сказки?

Ну, нет, конечно, нет. Упаси Бог, не то, что столкнуться... Вы знаете, это, вообще, счастливое чувство, когда ты знаешь, что к этому нельзя прикоснуться. Мне кажется, что вот, например, в Америке в звездах есть такой некий... космос что ли. То есть - это где-то там, очень высоко. И в таком положении вещей есть своя прелесть, пусть даже это антидемократично. Но в искусстве есть, вообще, некая антидемократичность, как ни странно. И вот для меня не то, что невозможно было к этому прикоснуться, познакомиться или узнать… Марина для меня была образом в высшем понимании данного слова. Марина – это было что-то такое загадочно-эротичное, что нельзя выразить словами, и в то же время не вульгарное, очень тонкое. И ты мог всю жизнь любить такую женщину, но никогда в жизни ее не встретить. И у меня даже не было таких мыслей, а уж тем более - намерений.

А когда вы впервые услышали Высоцкого или узнали о Высоцком - какое у вас было ощущение?

Когда я узнал Володю? Так это понятно, что я узнал его сначала в звуке. Я сначала его услышал, а потом увидел.

И какое было впечатление первое?

Как самолет, который сначала прогудел, а потом появился, понимаете. Но у меня было ощущение, как раз, что при этом был он очень реальный человек. И мне было довольно сложно совместить его визуальный образ с тем, что он пел. И надо сказать – это ощущение по отношению к нему сохранилось, в общем-то, до сегодняшнего дня.

И, всё-таки, давайте пока разделим нереальность его голоса и реальность человеческую. Поскольку ведь был же какой-то разрыв между временными точками, когда вы его услышали и когда вы его увидели.

Вы знаете, даже когда мы уже с ним были близки - в моем сознании как-то всегда разделялось чувство абсолютного признания того, что этот человек делает с тем, что он из себя представляет в обыденной жизни. Я никогда не соединял двух этих Высоцких воедино. Вот, например, ну не знаю, был, такой актер Локтев, сыгравший главные роли в фильмах «Летите, голуби» и «Я шагаю по Москве». И отчетливо помню, что мне этот человек в кино был глубоко симпатичен. В нем была простота, он был очень народным героем. И мне это было очень приятно. Я таких типажей знал в жизни. Потом случайно я с ним, с Локтевым, встретился в драке. Просто в ресторанной драке. И вел он себя ужасно, был пьян. И я ему в лицо произнес какие-то слова типа: что никогда от тебя такого не ожидал. Но на самом деле это скорей страсти, эмоции, но никак не моя голова. Я прекрасно понимаю, что искусство и жизнь очень часто не сопоставимы. Так и Володя был очень не похож в жизни на то, что он писал и пел. Часто. И в этом, мне кажется, ничего такого нет удивительного. То есть, в нем все это песенное безусловно было, но было и другое. Он был очень объемный человек, очень живой. Вот. И когда Маяковский сказал «они любить умеют только в мертвых», он имел в виду не просто мертвых, а тот момент, когда человек становится памятником, когда из него делают что-то такое конфетное, нелепое, глупое, мраморное, которое ничего общего с этим человек не имеет. Думаю и сам Владимир Владимирович Маяковский тоже был не совсем тем человеком, которым его представляли себе завучи в школе – те, что преподавали и преподают литературу. И случай Володи такой же. Он не был персонажем из своих песен и стихов. Мое человеческое впечатление от него - это маленький, коренастый, крепкий, хулиган. Именно - хулиган. И тем он мне был более близок и приятен. А Володю сюсюкающий интеллигент с интонацией заезжего критика я себе не представляю. Он человек очень жизненный и очень, как бы, бытовой.

А как получилось, что вы сблизились с ним?

В 70-м году я пришел на «Таганку» и тут же с ним познакомился. И возникли такие с первого взгляда какие-то отношения, хотя он был уже очень популярен. Вот. И он, в общем, держал уже дистанцию с людьми достаточную, потому что очень многие лезли к нему выпить и напрашивались на дружбу. Мной же, вчерашним студентом, Володя, не взирая на нашу разницу в возрасте и в статусе актерском, заинтересовался. И случилось это на показе худсовету. В этом театре, как вы знаете, все пели и все играли на гитаре. И я был не исключением. Я пришел, мне тут же дали в руки гитару и сказали: «Спой чего-нибудь». И я спел романсы Дениса Давыдова. И Володя сразу просто и ясно проявил себя. Он сказал: «А вот это мне нравится». Из этого «а вот это мне нравится» я понял, что другое ему явно не нравится. Он не любил, в общем, как мне кажется, ни Визбора (я имею в виду не самого Визбора – его лично он любил, но песни его не любил), как не любил прочие туристские песни. Он любил песни с таким флером поэтическим, интеллигентным, а жеманного и пафосного он терпеть не мог. При этом, однако, он очень осторожно относился к Галичу. Вот. И вообще был ревнив по отношению к кому-то другому с гитарой в руках. Но при этом очень ясно ориентировался, где домашнее пение у печки, или там, на кухне, и где то, что делали такие как он. Он это очень ясно чувствовал. Однако никогда этого не комментировал, а просто говорил: «Это не люблю, а это люблю»… Так вот – после окончания прослушивания он тут же предложил мне вместе с ним поехать и спеть на концерте. И я был тогда этим просто потрясен, потому что, во-первых - никогда не собирался гитарой зарабатывать деньги, а во-вторых - совершенно не понимал, какое имею право, вообще, со своим умением выходить играть и что-то там петь. Да, я обожал Дениса Давыдова. Да, я написал несколько песен на его стихи. Но был твердо уверен, что сие не может стать предметом общественного какого-то прослушивания. Володя же меня очень быстро убедил в обратном. И так вот начались наши отношения. Кроме песен ему было что-то еще, видимо, симпатично во мне. Но я не хочу о себе много говорить, потому что себя всегда очень любишь и всегда комментируешь с очень к себе большой любовью. Тем не менее - именно так возникли наши отношения. И они были каждодневными. Дружба у нас была абсолютно «светловская» такая... Помните как у Светлова: дружба это понятие ежесекундное. Так и мы с Володей не расставались практически все время.

На протяжении скольких лет это длилось?

Это длилось? Ну в общей сложности лет восемь.

А когда вы первый раз услышали о романе русского артиста Владимира Высоцкого с французской актрисой Мариной Влади?

До того, как я узнал его лично. Мне казалась эта история какой-то занятной очень, но я не представлял себе ее, историю эту, в реальности... Я не очень, вообще, люблю интригу как таковую – в бытовом смысле этого слова. И никогда не интересуюсь сплетнями. У меня почему-то они совершенно не вызывают никакого интереса. А насчёт Володи и Марины - мне просто приятно было, что есть наш человек, которого может любить женщина бывшей для меня, если не сказать, иконой, то образом замечательным и недоступным.

Вы поверили сразу?

Поверил сразу, хотя очень много по этому поводу мерзких было разговоров. Я их даже плохо их помню. Ну, типа того, что... вот охмурил Марину, а Марина дура. Все жалели Марину. Все очень сочувствовали ей, и все понимали, что Володе это зачем-то надо. Марина же, думаю, как никто понимала, что, может, это в большей степени было нужно ей, чем Володе. Хотя и для Володи его роман с Мариной был невероятным самоутверждением, конечно, и в этом нет ничего плохого, кроме любви, в которую я абсолютно верю. Вот вы спросили меня в начале нашего разговора - могли я себе представить рядом с Мариной. Так вот Володя, как и я точно, даже, может быть, в меньшей степени, мог себе представить, что в его жизни такое может произойти. И если бы он дожил до перестройки, или сидел бы рядом с Клинтоном, или обнимал за плечо Эйзенхауэра, то это было для него совершенно более понятным, чем спать в одной постели вместе с Мариной. Я имею в виду не просто спать, а заниматься с ней любовью, видеть, как она причесывается. Не знаю, пить с ней утром кофе, ну и так далее.

То есть, можно сказать, что мечты каретнорядской шпаны, какие-то совершенно заоблачные, вдруг совершенно неожиданно обернулись явью?

Мне кажется, что даже в большей степени, чем мы с вами представляем себе. Поскольку явно, что для него Марина, как и для нас всех, была мечтой, таким журавлем в небе. Но Володя на то и Володя, что взял и пробил эту мечту своей жизни.

А когда Высоцкий впервые с вами заговорил о Марине, когда впервые в ваших отношения возникла эта тема? Как он рассказывал вам о ней, что говорил?

Я очень боюсь одной вещи - что за давностью лет я могу начать сейчас что-то рассказывать так, как мне хочется. Я, примерно, помню это таким образом, что Володя, видимо, я так подозреваю, был очень удивлен, что я ни разу (а Марины не было в Москве, когда мы подружились) с ним на эту тему не заговорил. Хотя, думаю, что многие люди и близкие ему и не очень каким-то образом пытались выяснить или выспросить у него: как это, что это, где будут они жить - во Франции или в Союзе, ну и так далее. То же что я ни разу не проявил к этому формального интереса, у Володя вызывало доверительность и уважение по отношению ко мне. И поэтому в один день он сказал: «Завтра Марина приезжает, пойдем вместе обедать». А я просто сказал: «С удовольствием». И я помню, что обед был в «Арагви». А потом с тем же «Арагви» произошел очень смешной случай. Ведь ресторан этот был в то время чуть ли не единственным местом в Москве, где можно было вкусно поесть. Там была настоящая грузинская кухня, и туда было очень трудно попасть. И вот я попал туда первый раз с Володей и Мариной, мы вместе сидели, общались. А вскоре когда Марина снова прилетела Москву, Володя был занят то ли на съемке, то ли на концерте, и он попросил меня ее встретить и повести пообедать в «Арагви». Но я понимал, что, если нас с Володей в ресторан пустили, хотя даже он там как-то с кем-то там заискивал - потому что попасть тогда в ресторан было же проблемой невероятной - так вот в моем случае я не мог выполнить эту функцию, потому что был человеком неузнаваемым. А просто дать деньги и пройти – так в «Арагви» не всегда их и брали. И я помню, что в тот день просто случилось чудо – меня метрдотель спутал с одним футболистом, потом с ним же меня спутали официанты… И Марина страшно поразилась, поскольку же уже понимала наш тогдашний общепитовский контекст... И помню, она сказала: «Меня даже с Володей так не принимают в этом ресторане». А перепутали меня, как я позже узнал, с динамовским нападающим Гершковичем. И поэтому нам с ней носили все лучшее, выносили какие-то карские блюда, которых никогда не было в меню, какую-то шейку курицы, которую тоже не давали. И Марина была потрясена. Она воскликнула: «Боже, я никогда не знала, что здесь такая еда». Потом мне долго жали руки. Правда проблема все-таки потом возникла - когда мне вынесли какую-то бумажку и попросили дать автограф. И я расписался своей фамилией. Бумажку унесли на кухню. Потом принесли назад, долго смотрели на меня и поняли, наконец, что я – не футболист Гершкович. Но было поздно – мы с Мариной уже всё съели. Вот такая была история.

А какое было первое впечатление от Марины Влади, как от хрустального предмета детских эротических фантазий?

Вы знаете, на меня очень сильное впечатление производит запах человека всегда. Я имею в виду не только духи или что-то подобное, а духи вместе с естественным запахом человека. Так вот у Марины был удивительно прозрачный и чистый запах. Это был даже не запах духов, это был запах какого-то мыла. И я помню, что ее воспринял как женщину, от которой исходила вот такая вот аура запахов. Ну а потом уже мне стало ясно, что она - очень сильная женщина, что она - человек воли, что она - человек неожиданного поступка. И, главное - в ней не было никакого снобизма. При том, что она все-таки была узнаваемая, звезда. Но сказать, что для нее, например, шофер отличался чем-то от директора ресторана или от хозяина автосервиса (а тогда это были главные люди) – нет. Более того, я точно знал, что она всегда склоняется в сторону шофера, в сторону человека на улице, в сторону естественного простого человека. Склоняется больше, чем в сторону какого-то чиновника, босса или какого-то функционера. Вот это было очень важным моментом, потому что тогда интеллигентные люди – это были люди, которые принимали человека по уму и по чувствам, а не интеллигентные люди – те которые принимали человека по званию и деньгам.

А вы заметили какие-то метаморфозы с Владимиром Семеновичем, когда впервые при вас он оказался вместе с Мариной? Он вообще при ней менялся?

Да, он менялся. И, знаете, это естественно. Все-таки авторитет Марины, ее положение, ее звездность, конечно, производила на него впечатление. Во всяком случае, в первые годы их романа было так. С одной стороны он робел, чувствовал себя немного сковано, а с другой – светился больше, чем обычно. И, вообще, он был человек достаточно, как вам сказать. – он никогда не изображал из себя камень, глыбу. Потому что являлся очень живым человеком. В нем ведь очень много было детского. А другим я его просто не видел. Я ведь знал Володю абсолютно трезвым человеком. И, в общем-то, я с ним таким и попрощался. Почти с таким. А трезвый он был прелестным человеком совершенно, я не говорю и не комментирую его другое состояние, потому что оно мне не интересно. И еще он был человек промытый, очень чистый во всех смыслах. Но это не был человек, которому, например, все равно как он выглядит. Хотя никогда не числился в денди. В общем, больше он исповедовал реальную жизнь – жизнь двора, подъезда, улицы. Он не был ресторанным человеком. Он не был человеком тусовки, в принципе. А Марина была звездой, умеющей вести себя и в тусовке. И часто - в тусовке самого высокого полета. Поэтому, конечно, Володя перед ней был все-таки мальчиком. Смущенным, удивляющимся, стеснительным, восторженным, влюбленным мальчиком.

А когда вы в последний раз увидели их вместе?

В последний раз я их увидел вместе на похоронах Володи. А в жизни их вместе в последний раз увидел, когда Марина прилетала, чтобы вытаскивать Володю из очередного запоя. Зима, по-моему, стояла. И помню, что на ней была очень теплая шуба, она была очень уставшая, она уже от всего от этого сошла с ума. Она очень устала. Вот это, мне кажется, было в последний раз. По моему в восьмидесятом году. Или… Да нет, точно – в восьмидесятом. Но мы с Володей уже не были близки.

Как Высоцкий относился к тому, что даже после свадьбы с Мариной Влади несколько лет продолжал оставаться невыездным?

Вы знаете, в нем жила все-таки очень долго эта пушкинская идея, в нем был все-таки страх невыезда. Он очень боялся не выехать. Вообще, мне кажется - Володя очень точно ощущал силу власти. Другой разговор, что был при этом бунтарь, и человек, который нарушал границы, отмеренные для него властью. Известно ведь, что самая большая сила – это тогда, когда сжато. Не тогда, когда человек вообще ничего не чувствует, а вот тогда, когда, он, боясь их, сжимался после чего, разжавшись, делал страшное движение. При том, что Володя очень боялся, что его никогда никуда не выпустят. Но он скрывал свою ненависть к ним, пытался даже с ними дружить. Инстинкт самосохранения в нем был очень развит. Высоцкий, в общем, дружил и с чиновниками. И он умел с ними дружить - умел с ними хихикать, он умел с ними пить водку (во всяком случае, делать вид, что с ними пьет), умел дарить им пластинки, общаться, спрашивать «как дела?», заботиться. С его помощью можно было пробить ведь довольно много даже чиновникам. И, вообще, им было приятно посадить его рядом с собой за стол, пригласить его куда-нибудь на дачу. При этом, правда, Володя уровень их прекрасно понимал и довольно часто не шел туда, где ему казалось, собираются уж совсем злодеи. Даже из этих людей он пытался выбрать каких-то относительно более достойных. Но все-таки он с чиновничеством заискивал, потому что очень сильно от них зависел.

Поскольку страх невызда у него был постоянный?

Постоянный и жуткий. Он скрывал этот страх, но его колотило от всего этого. Колотило от ненависти к ним, от того, что он зависим от них. Потому что был Володя, все-таки, человек-бунтарь. Но он, как вам сказать, он не махал просто так шашкой. Он уже, когда только совсем был доведен до края, тогда он мог на отчаянии сказать что-то... И был в этих вопросах значительно более осторожен, даже чем я.

Но вот, наконец, кингстоны открылись….

Вы знаете, у него была дикая радость от того, что он поехал. И была дикая радость от того, что он приехал обратно, потому что все-таки был, конечно, местный фрукт. И Володя ясно, быстро, как абсолютно талантливый, душевно интуитивный человек, понял, что там, конечно, ну, это не его жизнь. И он был счастлив тем, что никогда там не приживется. Но при этом все время хотел доказать, что и там он тоже может чего-то достигнуть. Ему очень хотелось и там себя показать. И когда Высоцкий понял, что он там не узнаваем, а я помню даже, как это случилось... Он рассказал мне замечательный случай. Был такой актер, кумир нашей юности, он играл во всех боевиках – Чарльз Бронксон. Володя даже ему немножко, мне кажется, подражал каким-то образом. Потому что как образ, как человек силы, молчаливый, мало говорящий, тот ему был очень симпатичен. И вдруг, когда его Марина привезла в Америку, он его встретил на улице. И Володя рассказал мне страшную такую для него историю. Он же привык к тому, что каждый человек на улице его узнает. Каждый человек говорит: «О, Володя, можно взять у вас автограф или проходите, пожалуйста, или сядьте тут»... Вобщем этого Бронксона он увидел стоящим у надземного перехода в Лос-Анжелосе. Подошел к нему и сказал - а Володя по-английски не говорил – «Хай, привет, я - Высоцкий, я - артист, как и вы». Тот в ответ: «Гоу вэй». Володя ничего не понял и продолжает: «Я - русский артист, понимаешь, я тебя люблю, уважаю». Он снова ему: «Гоу вэй». И Володя мне рассказал: «Представляешь - я понял в тот момент, как же часто веду себя так же по отношению к людям». И, в конце концов, он Бронксону сказал: «Извиняюсь». Тот снова в ответ: «Гоу вэй». И они расстались. Вот такой был момент, в который Володя вдруг очень быстро понял, что нужно и там добиться чего-то, чтобы тебя узнавали хотя бы коллеги. И что там ему не стать таким же узнаваемым, как здесь. Но, тем не менее, он все равно пытался и там чего-то добиться. Отсюда возникли мысли о пластинках, и Марина на это его толкала всячески. И надо отдать Володе должное - ведь нас тогда там было мало, я имею в виду в Европе, за границей, во Франции - в общем, он возбудил глубокий интерес к себе, как к русскому чуду, как к этакому белому медведю. Потому что очень подходил под этот стандарт: с его голосом, с его энергией, с его темпераментом. Ну, и плюс, конечно, Марина делала ему соответствующий фон всегда и везде.

Америка и Бронксон - это был где-то год семьдесят девятый. А вот самую первую его загранпоездку помните?

Ну, поездка первая была во Францию. Он приехал...

Дальше

Рубрики:  Воспоминания
Метки:  

Аноним   обратиться по имени Пятница, 16 Октября 2009 г. 02:49 (ссылка)
История уходит на глазах. Вместе с людьми, имевшими к ней то или иное отношение. Я много раз ловил себя на этой мысли.
Являясь давним почитателем творчества В.В. и осознавая ценность ЛЮБОГО воспоминания об этом человеке, я всегда болезненно реагирую на уход из жизни очевидцев и свидетелей жизни и творчества этого таланта. Поэтому когда недавно умер Иван Дыховичный, я, кроме большой горечи по поводу самой этой утраты, испытал немалое сожаление и по поводу упущенных, а точнее сказать, до конца нереализованных возможностей опросить его более подробно о Высоцком. И вот сейчас, почти случайно натолкнувшись на эту полную публикацию интервью с Дыховичным, я чуть было уже не поверил, что и правда - иногда рукописи действительно не горят! Остались всё-таки драгоценные воспоминания!
Обращаясь к автору публикации, выражаю Вам свою искреннюю благодарность за то, что не дали Вы всё-таки частичке истории уйти навсегда в небытие. Спасибо Вам за проведённую работу - как за первую её часть, когда брали интервью, так и за вторую - за расшифровку и публикацию.
И, конечно, светлая память Ивану Дыховичному...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку