-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vladimir_Vysotsky

 -Интересы

10 дней которые потрясли мир абдулов авторская песня бард большой каретный василий шукшин вертикаль визбор владимир высоцкий вознесенский волчек высоцкий галилей гамлет гафт гитара говорухин демидова депардье добрый человек из сезуана

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.01.2007
Записей: 1221
Комментариев: 1468
Написано: 4040


Марк Цыбульский - Владимир Высоцкий в Одессе. Часть 5.

Четверг, 19 Апреля 2007 г. 15:09 + в цитатник
Denis-K все записи автора

Марк Цыбульский (США)
(Copyright © 2007)

Владимир Высоцкий в Одессе
(продолжение)

"Внимание, цунами!"
(1969 г.)

        У этой картины не вполне обычная судьба: её начинал снимать один режиссёр, а заканчивал другой. Фильм, хоть и относится к приключенческому жанру (вот как описывается его содержание на интернет-сайте "Наше кино": "Отдалённый пост оповещения в Тихом океане. Семеро моряков несут свою службу, мирное течение которой прерывает обрушившийся на остров цунами. Есть жертвы – теперь необходимо предупредить материк о надвигающейся стихии..."),*107 и снимались там отличные актёры Г.Юматов и В.Зубков, но вышел не очень зрелищным, поэтому его мало кто видел.

        В фильме звучит песня Высоцкого "Долго же шёл ты в конверте, листок..."; ещё одна песня, написанная для него, – "Пословица звучит витиевато...", – в фильм не вошла.

        Планировалось ли в картине участие Высоцкого? С этим вопросом я обратился к В.Мальцеву, весьма известному человеку на Одесской киностудии, в качестве ассистента режиссёра и директора картины причастному к созданию многих фильмов. Директор Одесской киностудии Геннадий Збандут и режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич            во время съёмок к/ф ''Внимание, цунами!''. Владивосток, 1969 г.

        М.Ц. – В фильм "Внимание, цунами!" Высоцкий изначально не планировался? Насколько я знаю, он туда только песни писал?
        В.М. – Он планировался. То есть, ну как... Они очень дружили с Юрой Хилькевичем, и тот очень хотел его снять, но не удалось. Его даже из титров фильма как автора песни хотели вырезать.
        Там было так: ещё и проб не было, Юра только предложил, так ему сразу сказали: "Закроем картину, если там будет Высоцкий". А с картиной получилась такая история... Сдача картины должна была быть 31 декабря. Её начинал снимать Игорь Старков, автор сценария. И он её снимал. Три месяца проснимал, не снял ни одного кадра. Вот так вот... Он сценарист хороший, а режиссёром быть не мог. 

Источник - http://v-vysotsky.narod.ru/

        Оставалось до сдачи три месяца, до Нового года, до сдачи картины, нужно было выручать. А Хил (Юнгвальд-Хилькевич, – М.Ц.) был на высоте тогда. Он только что снял "Опасные гастроли". Эту картину хоть пресса и ругала, но ажиотаж был просто невиданный, поэтому Хилу предложили спасать картину. Причём, предложила не только студия, но и Госкино Украины, и Госкино СССР.
        Получалось так, что если этой картины не будет, то её нечем заменить было. Туда были брошены все силы. Хил только заикнулся о Высоцком – куда там! Сказали: "Надо сдать картину, чтобы мы все получили премии". Поэтому идею участия в фильме Высоцкого зарубили просто на корню. Но песню Высоцкого использовать разрешили.
        Пригласили посниматься любимую Высоцкого – Таню Иваненко. Так что она снималась, а он приезжал".
*108

        Последняя фраза не совсем точна: эпизод, в котором участвовала Т.Иваненко, снимался не в Одессе, а во Владивостоке, – на Одесской студии шло озвучивание фильма.

"Белый взрыв"
(1969 г.)

        На эту картину, снимавшуюся на Одесской киностудии С.Говорухиным, Высоцкий попал исключительно благодаря стечению обстоятельств. Съёмки первоначально планировались на Кавказе, примерно в тех местах, где снималась "Вертикаль". Случилось, однако, непредвиденное: режиссёр С.Говорухин, полетевший на вертолёте к месту, где предполагалось снимать начало восхождения, попал в аварию. Это произошло 26 июля 1969 г. Как писал консультант картины Л.Елисеев, "в Тырныаузской больнице нас обследовали, сделали рентгеноскопию. У Славы была повреждена ключица, сломаны два ребра и разорван мениск левой ноги; у меня нашли компрессионный перелом позвоночника.
        Вот этот случай и стал тем обстоятельством, которое привело Высоцкого в картину "Белый взрыв".
        Из-за полученных травм мы со Славой в течение месяца не могли участвовать в дальнейшей работе в горах Кавказа, и было решено (чтобы не терять время и деньги) переместить экспедицию в Крым, где я хорошо знал все скальные объекты, пригодные для съёмок, не требующие больших и трудных подходов".
*109

        "В августе 69-го – я как раз валялся в постели после вертолётной аварии, – вспоминал позднее С.Говорухин, – от него (Высоцкого, – М.Ц.) пришло звуковое письмо. На магнитофонной ленте были записаны две песни. Первая показалась мне несколько иллюстративной.
                
И когда шёл бой за перевал, –
                Чтобы не был ты врагом замечен, –
                Каждый камень грудью прикрывал,
                Скалы сами подставляли плечи.

        Вторая же понравилась безусловно. И простотой мысли, и простотой формы, и запоминающейся мелодией.
                
И пусть пройдёт немалый срок –
                Мне не забыть,
                Что здесь сомнения я смог
                В себе убить.

        Почему-то ни одну из этих песен я в картину не вставил. Сейчас жалею. Но тогда мне показалось, что песни не могут органично войти в фильм, и вообще снижают драматизм происходящего на экране.
        Володя крепко обиделся. До этого обычно его песни выкидывало из фильмов кинематографическое начальство. А тут – режиссёр, товарищ... Помню наш разговор:
        – Я знаю, почему ты не вставил мои песни.
        – Почему?
        – Хотел посмотреть, получится ли у тебя без меня.
        Не уверен, имел бы фильм успех, будь там песни Высоцкого. Но без них он прошёл по экранам незаметно, никто его не помнит, кроме альпинистов..."
*110

        Высоцкий и Влади были в круизе на пароходе "Грузия" в сентябре 1969 г., и оказались в Алуште, где проходили съёмки "Белого взрыва". С.Говорухин предложил Высоцкому сняться в эпизодической роли политрука.

        "Меня поразило, как правдиво, легко, уверенно работал Высоцкий, – продолжает Л.Елисеев. – Это был актёр, совершенно не похожий на того, каким я его видел в "Вертикали". С.Никоненко, А.Джигарханян и В.Высоцкий в х/ф ''Белый взрыв''
        ...Он играл своего комбата (здесь неточность: роль Высоцкого – политрук, – М.Ц.) естественно и просто, играл, как жил – комбат был таким, каким он, Володя, его себе вообразил. Когда заработала съёмочная камера, Володя делал всё естественно, без перебора, с внутренней уверенностью и знанием образа".
*111

        Возникает логичный вопрос: а кто, собственно, должен быть сыграть ту роль, что сыграл Высоцкий? Его ведь никто не ждал. Ответ содержится в воспоминаниях второго режиссёра картины В.Сенаткина:
        "Доснимали фильм в Алуште. Сюда на огонёк к Говорухину и заехал Высоцкий. По дружбе тот предложил ему крохотную роль политрука, на которую перед тем уже без проб был утверждён директор картины Галкин (военная форма сидела на Галкине, как влитая)".
*112

        После этого Высоцкий приезжал в Одессу на озвучивание фильма. По всей вероятности, это было вскоре после самих съёмок, поскольку фильм был снят быстро и вышел на экраны уже в конце 1969 г.

"Ильф и Петров"
(сентябрь 1969 г.)

        Этот документальный фильм, снятый на Одесской студии кинохроники, в котором Высоцкий читал закадровый текст, является для исследователей полной загадкой. Несмотря на все попытки (в том числе, обращение к В.Костроменко, директору музея при Одесской киностудии), я не смог ничего узнать об этой работе. О ней упоминает лишь один источник:

        "Была у Высоцкого ещё одна киноработа, связанная с дорогим ему черноморским городом, киноработа, так и оставшаяся анонимной, – почти одновременно с "Опасными гастролями" Высоцкий обратился к высокой литературе, к "одесской" классике. Он принял участие в создании документального фильма "Ильф и Петров", прочитав в этой короткометражке закадровый текст. Фамилия его не была указана в титрах, и зрители узнавали его по голосу".
*113

        Кто пригласил Высоцкого читать текст в этом фильме, кто снимал его, пока так и остаётся невыясненным.

"Дерзость"
(1971 г.)

        В этом фильме Высоцкому сыграть не довелось, хоть режиссёр и хотел видеть его в главной роли. "Я попробовал Володю на роль разведчика в военно-патриотическом фильме, постановкой которого директор Одесской киностудии надеялся реабилитировать своё доброе имя после "Опасных гастролей", – вспоминал постановщик фильма Г.Юнгвальд-Хилькевич. –
        ... В Госкино о моём выборе даже разговаривать не стали: "Мы Вам дали снять Высоцкого в "Опасных гастролях", потому что он поёт. А что этому ужасному артисту делать в "Дерзости"?" (Был утверждён Коля Олялин – белокожий блондин с водянистыми глазами, актёр из первого состава Красноярского ТЮЗа)".
*114

        Справедливости ради надо сказать, что Н.Олялин был вовсе не таким плохим актёром, как представляет его Г.Юнгвальд-Хилькевич, и на его счету немало отличных киноролей. Но в одном режиссёр прав: "Дерзость", получившая приз на международном фестивале в Праге за лучшую режиссуру в номинации приключенческих фильмов, могла бы выиграть от участия в ней Высоцкого. Не сложилось...

"Контрабанда"
(1974 г.)

        Для этого фильма Высоцкий написал две песни, обе они звучат в картине, где их поют сам Высоцкий и актриса Театра на Таганке Н.Шацкая.

        "В съёмках говорухинского фильма "Контрабанда" поначалу участвовали я и Володя, – вспоминала Н.Шацкая. – Там должна была звучать песня на его стихи. И вдруг он предложил мне спеть эту песню дуэтом. Сначала мы поехали к композитору, и где-то часик я посидела, поучила слова. И после этого уже была поездка в Дом звукозаписи на улице Качалова. (Очень важная подробность: долгие годы среди коллекционеров считалось, что фонограмма делалась на Одесской киностудии, – М.Ц.)
        Всего было записано три варианта. В первом пел один Володя. Во втором – одна я. И в третьем – вместе. А он был очень деликатен. Он говорит: "Надо Нину поставить поближе к микрофону!" И получилось, что я прозвучала громче, а он ушёл на второй план. Мы спели красивое танго о любви двух океанских лайнеров, которое начиналось строчкой: "Жили-были на море". А это было в дни, когда в Театре на Таганке случился один из юбилеев (23 апреля считается днём рождения Театра на Таганке, –М.Ц.). Мы готовили, накрывали столы, потом гуляли всю ночь. А утром надо было лететь на самолёте как раз на съёмку в другой город, где мы с Володей по сценарию поём на палубе это танго. Хорошо, мы молодыми были, здоровыми, утром я прилетела и только попросила режиссёра дать мне поспать два часика. А у Володи в это время был роман с Мариной Влади, и он уехал как раз на океанском лайнере с ней. И снялась только я. И в фильме я стою одна и пою двумя голосами. А кое-где только его голос. Нина Шацкая в х/ф ''Контрабанда''            (опубл. в кн.: Г.Лазарева, В.Миненко. ''Имена Одесской киностудии. Владимир Высоцкий'')
        Кстати, Володе очень понравился наш дуэт. И он тут же, при записи первой песни, предложил мне записать вторую – "Сначала было слово". И мы её действительно сходу записали".
*115

        Как говорится, коротко и ясно, но всё же оставалось у меня два вопроса, которые я и задал Н.Шацкой.

        "М.Ц. – Почему Высоцкий предложил Вам петь с ним дуэтом в этом фильме?
        Н.Ш. – Ну, мы же работали в одном театре. Он знал, что я окончила факультет музыкальной комедии в ГИТИСе. Он слышал, как я пою, напеваю в театре. Вот и предложил. У нас очень сливались голоса, и он даже хотел записать со мной целую пластинку его песен. Это у меня в дневнике записано.
        М.Ц. – Вы говорили, что в "Контрабанде" предполагалось, что Вы и Высоцкий стоите на палубе и поёте. То есть, это были не закадровые песни, а вы с ним должны были исполнять роли?
        Н.Ш. – Ну, наверное, можно сказать, что это были роли эстрадных певцов. Поскольку Володя на съёмку не прилетел, то я одна хожу по палубе и пою, но при этом голос его звучит за кадром".
*116

        Итак, выяснилась крайне важная подробность: Высоцкий не просто писал в фильм песни и не просто записал фонограмму, которая звучит в картине, но должен был и исполнять в ней роль. До сих пор этот момент не был отражён ни в одной из монографий о работах Высоцкого в кино. Даже режиссёр картины С.Говорухин не упоминает об этом!

        "Я ему во всех картинах что-нибудь предлагал сыграть. – "Хочешь что-нибудь?" На этот раз он не захотел. Надо сказать, что сценарий "Контрабанды" мы задумали вместе. Даже начинали сочинять в Болшево, а потом бросили. А потом я однажды взял, написал его сам...
        Песни написаны по очень чёткому заказу. Я даже ему какие-то образы заказывал. Ну, например, я сказал, что корабль – это такой остров, как бы оторвавшийся от суши. Это ему понравилось, и он очень долго калякал, написал мне однажды письмо, что он сочиняет".
*117

        Приводимые выше короткие воспоминания Н.Шацкой важны тем, что дают указание на предполагаемую роль Высоцкого в кинофильме. Однако датировка событий неверна – и запись песен, и съёмка явно проводились не в те сроки, которые указывает актриса. Доказательством тому служат упомянутые С.Говорухиным письма Высоцкого.

        "20 июня 1974 года.
        
Дорогой мой, печальный мой друг Слава!
        Если тебе это по душе – то лучше было бы, если бы это спел я сам с маленьким струнным сопровождением. Мелодия есть. Постараюсь на реке Кама придумать что-нибудь про острова-корабли и зарифмовать тектонически-титанически".
*118

        Таким образом, не только в конце апреля 1974 года не было сделано фонограммы, но в конце июня, перед началом гастролей "Таганки" в Набережных Челнах (потому и упоминает Высоцкий реку Каму) ещё и песни не были написаны!

        "4 июля 1974 года.
        
Дорогой мой Слава!
        Сегодня я вернулся с КАМАЗа с гастролей. Устал и сразу влез в дела московские. Это я тебе посылаю подписанные договора.
        А получил ли ты мою песню и что скажешь? Пока ничего путного я не придумал насчёт островов-кораблей, но думаю, что мы это осилим через недельку. Я до 7 – в Москве, потом уйду в разъезды, а 17-го отбываю в Будапешт для съёмок и гульбы".
*119

        Вот так, сопоставляя документы и воспоминания, мы выяснили, что первая предназначенная для "Контрабанды" песня ("Жили-были на море...") была написана в промежутке между 20 июня и 4 июля 1974 года, вторая же – "Сначала было слово..." – видимо, незадолго до отъезда Высоцкого в Будапешт на съёмки "Бегства мистера Мак-Кинли". Запись же фонограммы и съёмка эпизодов, в которых звучат песни, очевидно, проходили уже осенью.

"Рейс первый, рейс последний"
(1974 г.)

        Эта картина была первой самостоятельной работой режиссёра С.Гаспарова. Картина снималась на Одесской киностудии летом 1974 года.

        "М.Ц. – Как Вы познакомились с Высоцким?
        С.Г. – Познакомились в Одессе. Слава Говорухин снимал свой фильм, а я – свой. Говорухин нас с Высоцким и представил друг другу".
*120

        Как оказалось, дату знакомства С.Гаспарова с Высоцким можно определить довольно точно. 4 июля Высоцкий, собираясь в Венгрию на съёмки "Бегства мистера Мак-Кинли", писал в Одессу С.Говорухину: "Из Венгрии вернусь 25-го, если не будет путча. А если будет, то 30-го. А там и к тебе".
*121

        Итак, 25-го июля 1974 г. Высоцкий вернулся в Москву, а в середине августа улетел в Ужгород на съёмки "Единственной дороги". Таким образом, мы устанавливаем промежуток времени, в который состоялась его поездка в Одессу.

        Начинающий режиссёр предложил Высоцкому дать в картину песню. О том, что такое предложение было, хорошо известно. Во всех собраниях сочинений Высоцкого указывается, что песня "Я вышел ростом и лицом..." предлагалась в фильм "Рейс первый, рейс последний", но не вошла. Более никакие детали до сих пор известны не были. Почему же песня не попала в картину?

        "С.Г. – Павлёнок был против. Борис Владимирович Павлёнок был заместителем председателя Госкино, и он был категорически против. Мы долго с ним боролись, но ничего не вышло. Я был молодым режиссёром и фактически не имел права голоса.
        М.Ц. – А как Вы хотели использовать эту песню в картине? Она должна была ложиться на титры или с ней был связан какой-то эпизод в фильме?
        С.Г. – Да нет, какие там титры! В самом фильме, конечно. Там есть эпизод на перевале, где встречаются дальнобойщики, их играли Закариадзе и Плотников. Они разговаривают о том, что у одного из них жена больна раком, и он хочет последние её годы провести рядом с ней. Грузины там у костра поют грузинскую песню, молодые пьют-гуляют, а старики разговаривают о жизни. Потом они прощаются, машина уходит в рейс. За рулём Плотников, рядом с ним сидит стажёр, и вот в это время должна была звучать песня Высоцкого".
*122

        Деталь небольшая, но весьма важная для исследователей. Песня хорошо ложилась на канву повествования, но, увы, не режиссёр решал, каким быть его фильму...

"Забудьте слово "смерть""
(1979 г.)

        К этому фильму Высоцкий написал одну из самых известных – и, на мой взгляд, – одну из лучших своих песен – "Пожары". Специалисты знают о существовании фонограммы этой песни, сделанной в Одессе с оркестром. В фильме, тем не менее, её нет. Почему? На этот счёт существуют три мнения.

        Первое принадлежит актёру Е.Леонову-Гладышеву, снимавшемуся в картине "Забудьте слово "смерть"":
        "В фильм песня не вошла по разным причинам. Основная, на мой взгляд, заключалась в том, что драматургия и стилистика картины не соответствовали напряжению песни, и она выглядела несколько чужеродной".
*123

        Второе высказывание принадлежит самого Высоцкому:
        "Эта песня из нового фильма Одесской киностудии. У меня перед ними было обязательство, чтобы я до выхода фильма эту песню не пел. Но так как эта песня не попала в картину, они для неё места не нашли, значит, они свои обязательства не выполнили. Я тоже считаю себя вправе эту песню исполнять на зрителях".
*124

        О причинах невключения песни в картину Высоцкий, как мы видим, ничего не сообщил, но сказано с явной обидой на режиссёра.

        В другой раз Высоцкий высказался более определённо:
        "Я начал с песни, которая называется "Пожары". Эта песня написана для картины "Забудьте слово "смерть"" Одесской киностудии. Они долго ко мне приставали, говорили: "Володя, напиши, мы тебе... Вот ты представляешь, как будет звучать. Там всё время будут..." Это грузин, режиссёр этой картины был, мой товарищ. Он, значит, сорок бочек арестантов наобещал, как она будет здорово туда вставлена. Мы её записали с оркестром. Лёша Зубов написал прекрасную оркестровку к этой музыке. Я посмотрел... А потом оказалось, что её там нету."
*125

        Сам же режиссёр С.Гаспаров, с которым мне довелось беседовать, во всём обвиняет заместителя председателя Госкино СССР Б.Павлёнка, решительно возражавшего против использования в фильме песни Высоцкого. В разговоре выяснилось, что С.Гаспаров присутствовал при рождении этой песни.

        "Песню Высоцкий написал на моих глазах буквально за пятнадцать минут. За пятнадцать минут – клянусь честью! Володя был тогда в завязке. Он сидел и ел шоколад. Он съел, наверное, килограмм шоколада, пока я ему рассказывал сценарий. Он сценарий не читал вообще! Я к нему пришёл со сценарием, думал, что мы сейчас сядем, будем это всё обсуждать. А он говорит: "Расскажи мне сценарий". Я бегал по всей квартире полтора часа, рассказывал ему, прыгал, падал – и он завёлся.
        Тут же он взял гитару. Как будто его сверху озарило! И слово за слово он начал придумывать песню. Я ему рассказал свою задумку: "Мне надо, чтоб там были ребята на лошадях без сёдел, бешено скачущие. Русские кудри красиво развеваются. Всё горит, земля горит, всё чёрное". И он тут же – тут же! – начал выдавать мне фразы:
                
Пожары над страной, всё выше, жарче, веселей –
                Их отблески плясали в два притопа, в три прихлопа,
                Но вот Судьба и Время пересели на коней...

        Вы знаете, я непьющий человек, но после того, как я услышал эту песню, написанную на моих глазах, я выпил бутылку водки, как холодную воду. Я прикоснулся к Гению. Это было просто потрясение, я такого не видел никогда в жизни, меня колотило, когда я от него ушёл".
*126

        Тут надо, видимо, внести уточнение. Существуют восемь листов авторских рукописей работы над песней "Пожары". Все они записаны разными чернилами, то есть, работал над ними Высоцкий в разное время – с августа 1977 года по январь 1978 года, когда на Одесской студии песня была записана с оркестром. Таким образом, явно мемуарист несколько преувеличил. Вполне возможно, что Высоцкий в присутствии Гаспарова записал одну-две строфы, но не более. Работа над песней продолжалась и позднее.

Продолжение следует.

  1. См.: http://www.nashekino.ru/data.movies?id=799
  2. Цит. по фонограмме беседы от 22.05.2005 г.
  3. Цит. по: Л.Елисеев. "Володя на взлёте" в кн. "О Владимире Высоцком", сост. И.Роговой, Москва, 1995 г., стр.127.
  4. Цит. по: С.Говорухин. "Такую жизнь нельзя считать короткой" в кн. "Четыре четверти пути", Москва, 1988 г., стр.96-97.
  5. Цит. по: Л.Елисеев. "Володя на взлёте" в кн. "О Владимире Высоцком", сост. И.Роговой, Москва, 1995 г., стр.130 и 131.
  6. Цит. по кн. "Имена Одесской киностудии. Владимир Высоцкий", Одесса, 2006 г.
  7. Цит. по кн.: Г.Островский. "Одесса – море – кино", Одесса, 1989 г., стр.173.
  8. Г.Юнгвальд-Хилькевич. "Вся наша жизнь была матерной!" Цит. по ж. "Экран недели", Киев, № 29, 14-20.07.2003 г., стр.11.
  9. Цит. по газ. "Московский комсомолец", 25.01.2003 г., № 16 (23196), стр.5.
  10. Цит. по фонограмме беседы от 20.12.2006 г.
  11. Цит. по сб. "Белорусские страницы", вып. 42, Минск, 2006 г., стр.40.
  12. Цит. по ж. "Советская библиография", Москва, 1989 г., № 4. Датировка дана по штемпелю на конверте.
  13. Там же. Датировка дана по штемпелю на конверте.
  14. Цит. по фонограмме беседы от 9.12.2006 г.
  15. Цит. по ж. "Советская библиография", Москва, 1989 г., № 4.
  16. Цит. по фонограмме беседы от 9.12.2006 г.
  17. Из письма В.Тучину, 19 мая 1987 г. Опубл. в сб. "Белорусские страницы", вып. 41, Минск, 2006 г., стр.100.
  18. Цит. по фонограмме выступления: Дубна, Московская обл., ДК "Мир", 10 февраля 1979 г., 19 час.
  19. Цит. по фонограмме выступления: Москва, МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 г. (второе выступление).
  20. Цит. по фонограмме беседы от 9.12.2006 г.
Рубрики:  Статьи
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку