Г.Полока - Судьбой дарованная встреча |
СУДЬБОЙ ДАРОВАННАЯ ВСТРЕЧА.
Сьёмочная группа.
День рождения Высоцкого
25 января 1968 г
А начиналось это так. В январе 1967 года после громкого успеха "Республики ШКИД" мне поручили снять картину по пьесе Льва Славина "Интервенция". И я, ожесточенный штампами, накопленными нашим "официозным кинематографом" в фильмах о гражданской войне, дал обширное интервью, нечто вроде манифеста, в котором призвал возродить традиции театра и кино первых лет революции, традиции балаганных, уличных, скоморошеских представлений. Ко мне зачастили артисты, желающие принять участие в этом эксперименте.
Так в моем доме появился молодой актер Сева Абдулов. Он с места в карьер начал рассказывать о Высоцком. Я почти два года не был в Москве и слушал его с интересом. Больше всего Сева говорил о его песнях. А вскоре появился и сам Высоцкий. Он был молчалив, сдержан. Но в том, как он нервно слушал, ощущалась скрытая энергия. То, что он будет играть в" "Интервенции", для меня стало ясно сразу. Но кого? Когда же он запел, я подумал о Бродском. Действительно, одесский агитатор-подпольщик, непрерывно, без передышки кем-то прикидывающийся - то офицером-интервентом, то гувернером, то моряком, то соблазнительным бульвардье, то белогвардейцем он только в финале, в тюрьме, на пороге смерти может наконец стать самим собой и обрести желанный отдых. Трагикомический каскад лицедейства, являющийся сущностью роли Бродского, как нельзя лучше соответствовал творческой личности Высоцкого- актера, поэта, создателя и исполнителя песен, своеобразных эстрадных миниатюр. Не случайно эта роль так интересовала Аркадия Райкина. Началось многоэтапное сражение за утверждение Высоцкого. Опасения художественного совета студии сводились к специфической внешности Высоцкого, не соответствовавшей утвердившемуся представлению о социальном кино герое, и к его исполнительской манере, слишком "театральной" в их понимании. Пришлось напомнить об условности стиля будущей картины- я заявил, что актерская манера Высоцкого является в данном случае эталоном для других исполнителей.
Однако чем дальше, чем выше по чиновно-иерархической лестнице продвигались мои кинопробы, тем проблематичнее становилась вероятность его утверждения. Для руководства Высоцкий в это время прежде всего был автором известного цикла песен (назовем его условно "На Большом Каретном"). И все-таки Высоцкого удалось утвердить, прежде всего потому, что его кандидатуру поддержал крупнейший художественный авторитет тогдашнего "Ленфильма" - Григорий Михайлович Козинцев.А Высоцкий начал работать, не дожидаясь официального утверждения. И как работать! Обычно актер на студии ощущает себя временным жильцом, его постоянным домом является театр. Высоцкий принес с собой в нашу группу такую страстную, всеобъемлющую заинтересованность, которая свойственна разве что молодым студийцам, создающим театр. Однажды он пришел темнее тучи - редактор картины сказала ему, что у Севы Абдулова неудачная кино - проба на роль Женьки Ксидиас. Он попросил у меня разрешения посмотреть материал. Посмотрел и стал еще мрачнее: он очень любил Севу. |
- Сева хороший артист! - вздохнул он. Но это не его роль. Положение у него было сложное, ведь именно Абдулов привел его ко мне. Однако Высоцкий уже "влез" в картину, уже полюбил ее и в горячую минуту готов был пожертвовать собственной ролью, лишь бы состоялась картина.
- Это должен быть Гамлет! - горячился он Гротесковый, конечно. Трагикомическая карикатура на Гамлета.
И он привел совсем еще молодого Валерия Золотухина.
Валерочка то, что надо вкрадчиво рокотал он мне в ухо.
Высоцкий приезжал к нам в Ленинград при первой возможности, даже если не был занят в съемках. 'Он появлялся, улыбаясь, ощущая себя "прекрасным сюрпризом" для всех присутствующих. Потом шел обряд обниманий, похлопываний, поцелуев: от переполнявшей его доброжелательности доставалось всем, в том числе всеобщей любимице, осветительнице Тоне. Затем Высоцкий шел смотреть отснятый материал. Возвращался раскрасневшийся, счастливый и растроганно, молча обнимал меня и художника Михаила Щеглова, с которым очень сблизился на "Интервенции".
Повторяю, он старался присутствовать на всех съемках, даже если это были не его сцены. Правда, на "Интервенции" такое отношение к работе было нормой для всех исполнителей. Как я уже говорил, в картине в основном снимались исполнители-добровольцы, прочитавшие в газете мое интервью-обращение и самостоятельно, без специального приглашения пришедшие на студию. Так, кроме Высоцкого, в группе появились Юрий Толубеев, Ефим Копелян, Владимир Татосов и многие другие замечательные актеры. Но даже в этой могучей компании Высоцкий выделялся прежде всего естественностью существования в условной стихии фильма, а еще - творческой щедростью в работе с партнерами. Сколько предложений по ходу съемок он сделал Золотухину, Татосову, Аросевой и даже Толубееву! Как бескорыстно', неутомимо помогал он Копеляну!
Ах, как мне. с моим пристрастием к чеканной, выразительной форме не |хватало такого актера в прежних моих картинах!
Рабочий момент |
Тогда, в 67-м, начиная "Интервенцию", мы - с ним думали о мюзикле, в котором почти не будет традиционных вокальных и хореографических номеров, привычно чередующихся с разговорными кусками; наш фильм должен был быть пропитан ритмом и музыкой изнутри. И только ближе к финалу, в кульминационной сцене в тюрьме, мог возникнуть развернутый вокальный номер. Так у нас с Высоцким созрел замысел "Баллады о деревянных костюмах".
У нас было много общих планов и надежд. Тогда, в 67-м, впереди у нас были еще годы! Потом была работа над песнями к другим моим фильмам, нечастые общие премьеры; дни и ночи замечательного общения- в Ленинграде, в Одессе, в Москве в доме моей матери, а затем целое на лето у него и Нины Максимовны на улице Телевидения, где он приютил меня в трудную минуту. Было пятилетие Театра на Таганке с последующим многочасовым ночным спором о музыке в доме артиста В. Смехова. Была подготовка к его режиссерскому дебюту, в котором я должен был быть худруком было многое... Но никогда больше не пришлось мне снимать его в своих картинах. Не внушали мы с ним доверия товарищам, от которых до недавнего времени зависело наше
кино.
Он очень любил нашу "Интервенцию" и делал большую ставку на роль Бродского, поэтому весть о том, что картину положили на полку, была для него тяжким ударом. В числе основных обвинений в адрес "Интервенции" было "изображение большевика Бродского в непозволительной эксцентрической форме".
Трудные наступали времена...
Г.Полока.
Из книги ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ Кинематографические воспоминания 1989г
Рубрики: | Воспоминания |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |