-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vladimir_Vysotsky

 -Интересы

10 дней которые потрясли мир абдулов авторская песня бард большой каретный василий шукшин вертикаль визбор владимир высоцкий вознесенский волчек высоцкий галилей гамлет гафт гитара говорухин демидова депардье добрый человек из сезуана

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.01.2007
Записей: 1221
Комментариев: 1468
Написано: 4040


Ян Майзельс - статьи о В.Высоцком

Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 17:26 + в цитатник
Max_Redchits все записи автора Ян Майзельс

Лос-Анджелес – Санкт-Петербург
(1990-2002)

Мне кажется, что в приводимых здесь статьях, если не в окончательной, то все же в значительной степени выражена как поэтическая, так и социальная роль Владимира Высоцкого в российской культуре 20-го века. Тем не менее, остается и горечь известного, хотя до конца и не объяснимого, таящегося где-то в темных глубинах людской психологии, его непонимания и неприятия. Известно, что приведение всех вкусов и мнений людей к единому знаменателю – занятие безуспешное и недостойное. Поэтому здесь идет лишь речь о тех недоразумениях, которые возникают среди людей доброжелательных и близких по духу, однако не приемлющим творчество Высоцкого в силу некоторой предвзятости или же вследствие недостаточного с ним знакомства (именно поэтому количество прилагаемых к книге текстов Высоцкого возросло от изначально замышленной дюжины стихотворений до нескольких десятков). Здесь я только вскользь предварю некоторые замечания, которые присутствуют в ряде приводимых статей.

Из частных претензий к Высоцкому можно отметить такие, например, как критиканство (негативизм), однообразие, безголосость… Но ведь из нескольких сотен его песен, песен собственно «критиканских» найдется едва ли несколько десятков, да и тем не присуща какая-либо озлобленность, разрушительность (каковая нередко проявляется в песнях Александра Галича). По поводу «безголосости» можно возразить, что это был голос нестандартный, уникальный, узнаваемый среди сотен других и, конечно, любимый и признанный миллионами слушателей по крайней мере не в меньшей степени, чем голоса Клавдии Шульженко, Александра Вертинского, Вадима Козина, Леонида Утесова… И я не говорю уже о мощи этого голоса, сопоставимой с мощью самого Шаляпина. И, в конце-то концов, на вкус и цвет…

Легче всего, пожалуй, возразить на «однообразие»: просто включите магнитофон и прослушайте любую кассету Высоцкого. А заодно вслушайтесь еще раз в его тексты и вам многое станет понятным.

Но вот пример совершенно предвзятой (но совершенно не случайной в наше «поворотное» время) критики, приводимой в «Дне литературы» за апрель 2001 года. Известный поэт Олег Шестинский пишет: «Либеральные круги сотворили из Владимира Высоцкого своего кумира. Он – «совесть нации». Впрочем по разряду «совесть нации» у нас нынче стали проходить многие – и С. Ковалев, и М. Жванецкий, и Г. Хазанов , и даже, кажется, Виктор Ерофеев… А имеет ли право В. Высоцкий претендовать на это звание? Даже по измельчавшему нынешнему тарифу? Помню, давно, придя домой и услышав, что мой сын-подросток слушает пленки В. Высоцкого, я выключил магнитофон… Высоцкий мне чужд как богохульник, как, пожалуй, ПЕРВЫЙ песенник России, с таким остервенением набросившийся на православие… Он глубоко бесчувственно относился к православию и глумился порой над ним… В сущности, В. Высоцкий своим ерническим антиправославием навредил многим чистым и открытым душам молодых людей, забросив в них семена зла (Вот ведь как! Сатана – да и только! – Я. М.)». И далее, ссылаясь на Н. Переяслова (? – Я. М.) О. Шестинский развивает свою «святомученическую» идею «о глубокой глухоте» (!-Я. М.) барда к тому, что – хотим мы или не хотим – составляет нравственную основу России – к ее православию:

Спасибо вам, святители,
что плюнули да дунули,
что вдруг мои родители
зачать меня задумали

или

...На бога уповали бедного,
потом узнали – нет его...

(Конец цитаты).

Все это сильно напоминает обвинения давно прошедших лет в антикоммунизме путем превращения «антикоммуниста» во врага если не народа, то нации. Политическая заданность этого выпада очевидна. Но дальше применяется и совсем негодный прием («уловка» - по Шопенгауэру), а именно: подстановка имени Высоцкого в ряд имен, заведомо антипатичных читателю «Дня литературы» (автор знает, к кому он обращается). Интересна также и постановка вопроса: «А имеет ли право Высоцкий претендовать…?». Так не говорят об умершем человеке: могут претендовать на это лишь его поклонники, сам же он еще и при жизни таких претензий не высказывал, а теперь – тем более… Ну, хорошо, а сейчас об отношении Владимира Высоцкого к Богу вообще и к православию, в частности. Во-первых, не всем дано родиться православным, а, во-вторых, не каждый православный обязательно хороший человек, а неправославный – обязательно дурной. И все же Высоцкого на зыбком основании этих, взятых вне контекста, строк можно было бы обвинить «всего лишь» в атеизме, а не в «антиправославии». Если же подходить по сути, а не «по букве», то следует вспомнить, что песенное «я» Высоцкого почти всегда, за небольшим исключением, - это «я» его лирического героя, которого нельзя отождествлять с автором. Да это же банальная истина! В приводимом первом отрывке (из «Баллады о детстве») персонаж, от лица которого ведется рассказ, лишь близок к автору, но не тождественен ему, - это один из дворовых московских мальчишек с соответствующим жаргоном и мировосприятием. Еще более очевидно это во втором случае, ибо указанная песня так и называется: «Песня космических негодяев». Оказывается - как следует из названия - негодяями у Высоцкого являются как раз те, которые хулят Господа (и я бы причислил к их лику и тех, кто злоумышленно стремится превратить Владимира Семеновича Высоцкого в некое исчадие зла. А ведь куда «антиправославнее» выражался иногда сам Сергей Есенин – см. ниже мою статью «Знаменосец»).

Я не поленился и произвел приблизительный подсчет количества упоминаний о Боге в одном из сборников песен Высоцкого; там, в 235 песнях, Бог (Господь) упоминается 15-20 раз. Конечно, не так уже много, но не забудем, что все эти песни написаны еще «в эпоху исторического материализма», а не в эпоху крещения самого ЕБН и целого сонма новоявленных «христиан» православного толка.

Господь Бог встречается у Высоцкого в разных ситуациях, но в тех случаях, когда прослеживается его личное к этому отношение, то в ерничанье, бесчувственности и, тем более, в «глумлении над православием» обвинить Высоцкого невозможно. Вот, например, из песни «Дом хрустальный»:

Ведь поможешь ты мне, Господи
И не дашь мне жизнь скомкати!,

А вот из «Песни об одном воздушном бое»:

Мы Бога попросим: впишите нас с другом
В какой-нибудь ангельский полк.
И я попрошу Бога, Духа и Сына,
Чтоб выполнил волю мою:
Пусть вечно мой друг прикрывает мне спину,
Как в этом последнем бою!

И, в конце концов, ведь это он – и явно от своего имени - пел:

Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал!

Но если отойти от очевидно идеологизированных нападок на Высоцкого, то истинному его пониманию, как это ни парадоксально, препятствовали именно его главные достоинства: всенародность, сводимая кое-кем лишь к популярности, и вседоступность, сводимая кое-кем аж к примитиву. Добросовестное прочтение публикуемых здесь статей позволяет легко разрушить недоразумения такого рода, объясняя небывалую всенародную популярность Высоцкого его высочайшим мастерством, тем уровнем профессионализма, который служит уже не форме и даже не содержанию, а некоей высшей, провиденческой цели (смотри статью В. Тростникова «А у нас был Высоцкий»), становясь столь же незаметным и столь же необходимым живому, мыслящему существу, как воздух, как сила всемирного тяготения…

Впрочем, на все эти - либо злопыхательские, либо просто неграмотные или неумные выпады сам Высоцкий отвечал так:

Спасибо вам, мои корреспонденты –
Все те, кому ответить я не смог, -
Рабочие, узбеки и студенты –
Все, кто писал мне письма, - дай вам Бог!
Дай Бог вам жизни две
И друга одного,
И света в голове
И много всего!
Найдя стократно вытертые ленты,
Вы хрип мой разбирали по слогам.
Так дай же Бог, мои корреспонденты
И сил в руках, да и удачи вам!
Вот пишут: голос мой не одинаков:
То хриплый, то надрывный, то глухой.
И просит население бараков:
«Володя, ты не пой за упокой!»
Но что поделать, если я не звонок, -
Звенят другие – я хриплю слова.
Обилие некачественных пленок
Вредят мне даже больше, чем молва.
Вот спрашивают: «Попадал ли в плен ты?»
Нет, не бывал – не воевал ни дня!
Спасибо вам, мои корреспонденты,
Что вы неверно поняли меня!
Друзья мои – жаль, что не боевые –
От моря, от стакана, от сохи, -
Спасибо вам за присланные злые
И даже неудачные стихи.
Вот я читаю: «Вышел ты из моды.
Сгинь, сатана, изыди, хриплый бес!
Как глупо, что не месяцы, а годы
Тебя превозносили до небес!»
Еще письмо: «Вы умерли от водки!»
Да, правда, умер, - но потом воскрес.
«А каковы доходы ваши все-таки?
За песню трешник – вы же просто Крез!
……………………………………….
Сержанты, моряки, интеллигенты, -
Простите – дал не каждому ответ:
Я вам пишу, мои корреспонденты,
Ночами песни - вот уж десять лет.

А в последний год своей жизни Владимир Высоцкий, обращаясь к жене своей, Марине Влади, написал:

Мне меньше полувека – сорок с лишним, -
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.

Нужно ли к этому еще что-то добавлять? Владимир Высоцкий все сказал. (В порядке хронологии первой я привожу напечатанную в Лос-Анджелесской «Панораме» статью, со стилем и перестроечным пафосом которой теперь, спустя более, чем десятилетие, во многом не согласен, однако оставляю её не только памяти ради, но и как знак эволюции собственного мышления. С некоторыми оговорками можно сказать, что я - и не только в приступе ностальгии, - глядя на все происходящее, эволюционировал от либерала-демократа чуть ли не до патриота-государственника (но, само собой разумеется, без националистических крайностей), к каковому типу, хоть и в невыраженной степени, тяготел, пожалуй, всегда. К тому же типу недекларируемого, но зато глубинного патриотизма относится, на мой взгляд, и все творчество Владимира Семеновича Высоцкого, страстным поклонником и пропагандистом которого я был с первой мною услышанной его песни, - кажется, это была «Песня про стукача»).

1. Знаменосец (Статья в «Панораме»)

2. Владимир Высоцкий: 1938-1980 (Статья в...)

3. Гениальность Высоцкого (Статья в «Контакте»)

4. В далеком 80-м (Статьи в «Контакте» и «Роге Борея»)

5. Возвращаясь к ненапечатанному (Статья в НРС)

6. Макаревич - еще не Высоцкий (Письмо в НРС)

7. Вселенная Высоцкого

8. Народный поэт

9. В редакцию газеты «Дуэль»

Рубрики:  Статьи
Метки:  

Процитировано 1 раз

Nikanora   обратиться по имени Вторник, 03 Ноября 2009 г. 08:58 (ссылка)
интересно очень
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку