Успенский Трапезный комплекс |
Успенский трапезный комплекс возводился в 1552–1557 годах, с его сооружения началось каменное строительство в Соловецком монастыре. В его состав входит Трапезная, Келарская палата и церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Трапезная палата принадлежит к числу шедевров древнерусского зодчества. Самая большая одностолпная палата, выстроенная русскими мастерами в XVI веке. Площадь ее составляет 483 кв. метра, что немногим уступает площади Грановитой палаты Московского Кремля. Палата отличается красотой пропорций, высокохудожественным воплощением конструкций, профессиональным мастерством.
Толщина стен Трапезной палаты достигает трех метров, в центре палаты находится центральный столп диаметром около четырех метров. Нижняя часть столпа сложена из белого тесаного камня, а верхняя часть – из кирпича.
Внутреннюю площадь палаты сверху перекрывают цилиндрические своды, они перекрещиваются между собой и опираются на толстые стены и центральный столп. Пол Трапезной палаты изначально был выложен керамической плиткой, которую потом заменили деревянным настилом, а в XIX веке – паркетом.
Для отопления палаты в нижнем ярусе была устроена печь, а в стенах были проведены ходы для теплого воздуха, по которым теплый воздух через специальные отверстия попадал в помещение и обогревал его. Трапезная вмещала 400 человек.
Стены и своды Трапезной палаты внутри были расписаны живописью масляными красками, сюжетами росписи стали сцены из Священного Писания с изображением святых. В XX веке роспись была уничтожена во время пожара.
В Трапезной палате проходили общие трапезы монастырской братии. Столы и лавки размещались по периметру палаты и вокруг столпа, с южной стороны столпа было место для настоятеля. Для решения церковных и хозяйственных вопросов, для выбора настоятелей созывался большой черный Собор – общее собрание всей монастырской братии. Заседания Собора также проходили в Трапезной палате.
Такой была Трапезная палата во 2-ой половине XIX столетия.
Обед богомольцев (из воспоминаний В.И. Немировича-Данченко):
"Стол для богомольцев поставлен отдельно... Богомольцу дают обед и ужин... Перед каждым – оловянная тарелка, деревянная ложка, вилка и нож. На каждые четыре человека подается одна общая миска с варевом. Сначала все, стоя у своих мест, ждут колокола. При первом ударе все молятся и садятся. Лишь при третьем ударе ложки опускаются в миски, и вдоль всех столов послушники разносят небольшие куски благословенного белого хлеба. Каждая перемена блюд возвещается колоколом. Монашки разносят миски с кушаньем. По окончании обеда все строятся у своих столов в два ряда, и поется благодарственная молитва.
При мне на обед было подано: соленая сельдь, окрошка из щуки со свежими огурцами, суп из палтуса, уха из свежих сельдей, пшенная каша с маслом и молоко. Кроме того перед каждым лежал громадный кусок хлеба. Мяса, разумеется, не подается никогда, и монахи быстро привыкают к этому..."
В настоящее время здесь несколько раз в году устраивают праздничные трапезы для гостей и братии.
Поварни, где готовили еду, находились в отдельном здании с востока от трапезы. Готовую еду передавали через Келарскую палату, которая была расположена рядом.
В толще стены Келарской устроены ниши и камеры для хранения имущества. Келарь заведовал хозяйственной стороной жизни монастыря, в том числе управлением вотчинным материковым хозяйством.
В Келарской палате сохранялся рабочий архив келаря, здесь он принимал приказчиков из вотчин, заключались торговые сделки, велась переписка с государственными органами по хозяйственным вопросам.
Особое значение должность приобретает в XVI – XVII веках. В середине XVIII века монастырь практически утратил вотчинные владения на монастыре вследствие государственной реформы.
Круг обязанностей келаря значительно сокращается, отпадает необходимость в большом рабочем помещении. Палата постепенно приобретает значение вспомогательного помещения при трапезной.
Заглянем в церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Красиво, уютно.
Икона Божией Матери "Хлебенная". Была обретена в Соловецком монастыре в 40-х годах XVI века.
Явление иконы связано с именем святителя Филиппа, митрополита Московского. В те времена инок Филипп нес послушание в монастырской пекарне. Как повествует предание, инок Филипп во время молитвы обрел чудотворную икону Пресвятой Богородицы за печью для выпечки хлебов.
Поэтому икона имеет и другое название – Запечная. Он поместил обретенную икону на месте своего послушания, близ хлебопекарной печи, и с тех пор поставлял перед иконой все новоиспеченные просфоры и хлебы, принося их Матери Божией.
Братия обители, приходя за просфорами и хлебами, принимала их как бы из рук Самой Пречистой.
.
Рубрики: | Мир вокруг нас |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |