Вместо стриптиза - в оперу? |
Вместо стриптиза - в оперу?
Вместо стриптиза – в оперу?
Мои впечатления от посещения спектакля Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко.
На повисший в воздухе вопрос «Можно ли испортить гениальную оперу Верди?» режиссер-постановщик Александр Титель и художник-постановщик Владимир Арефьев своим «шедевром» дали однозначный ответ: можно.
Увертюра. Ожидание волшебства от слушания и созерцания давно знакомой и по сути своей вечной истории – привычки и любовь, лёгкая жизнь и тяжелая смерть, вечная проблема выбора. Занавес раскрывается и мы видим нечто, напоминающее улицу красных фонарей – стеклянные тумбы к вертящимися в них светящимися красными лепестками. Образ грубоватый, но вполне приемлемый и логичный, если учесть обстоятельства и образ жизни главной героини. Однако появление у этих светящихся столбов артистов хора в черных одеждах дает нам понять, что имелось в виду всё же нечто иное, только вот что?
Сценография откровенно страдает. Понятно, что постановщики неплохо знакомы с современными версиями оперных спектаклей Франко Дзеффирелли, но пытаясь, видимо, подражать, сделал это плохо и безвкусно.
Общий уровень музыкального исполнения был весьма достойный и это давало возможность радоваться музыки хотя бы с закрытыми глазами. Хибла Герзмава (Виолетта) обладает очень сильным красивым голосом, однако в последнем акте и она слегка киксанула, что, впрочем, слушателю неискушенному могло показаться частью создаваемого образа – ведь девушка-то уже была при смерти. Неудавшийся финал арии певица удачно завершила кашлем, что как бы ещё раз подчеркивало: сорвавшаяся нота не случайна, а продумана.
Образ Альфреда (Сергей Балашов) получился очень непривычным и странным. Истерично забивающийся в подушки и одеяла, постоянно куда-то бегущий, неадекватно реагирующий на ситуации. Однако тенор неплохой и музыку не испортил ни разу. За что отдельное большое спасибо, так как и это нынче редкость. Баритон Евгений Поликанин (Жорж Жермон) был в меру холоден, в меру убедителен; партия впета многими годами, это чувствуется и это радует. Хорошее владение материалом оперным артистом и понимание этого материала не может не радовать.
Чрезвычайно порадовал тот факт, что спектакль шел без купюр, столь часто принятых во многих постановках (в частности, в постановках Мариинского театра и театра оперы и балета имени Мусоргского в Санкт-Петербурге). Музыкальный руководитель постановки и дирижер Феликс Коробов.
А теперь внимание – кульминация. Второе действие, вторая картина, бал у Флоры. Все, кто бывал на «Травиате», должны помнить, что в этой сцене помимо хора присутствует полноценный балет – гадание цыганок и танец тореадоров. Сцена эта настолько интересна и красива, что отдельные номера из неё даже исполняются в концертах. Великие Васильев и Максимова исполняли танец из «Травиаты» в фильме Франко Дзеффирелли. И что же мы видим? Первая мысль, приходящая в голову на вчерашнем спектакле: интересно, это своих балетных подвергли творческому изнасилованию или артистов из стрип-шоу пригласили? Вышагивающие в сапогах на высоченных каблучищах блондинки, сбросившие с себя практически всю одежду и откровенно любующиеся своими телами мускулистые юноши в стрингах. Где балет, где пластика, где чувство вкуса? Вот так и стирается грань между пошлостью и высоким искусством. Хореография не хромала – её попросту не было. Впрочем, для девушек из недорогого пип-шоу с садо-мазо уклоном было, наверно, не слишком плохо. Как чуть позже выяснилось, это действительно были артисты из эротического шоу. Девушек не виню и не ругаю – они выполняли свою работу так, как умеют и, судя по всему, исключительно с одобрения хореографа, прости Господи, за это слово в таком контексте.
Я не против стриптиза. Но я (и я абсолютно уверена, что не только я ) не пойду за этим в оперный театр – для этого жанра есть гораздо более подходящие места с соответствующей публикой, антуражем и настроением.
Я не против современных постановок. Я прекрасно помню перенесенную в двадцатый век «Травиату» Александрова в театре «Санкт-Петербург Опера» и она мне чрезвычайно понравилась, несмотря на некоторые вольности, допущенные режиссером. И смешно, и грустно, но со вкусом и чувством меры. Тот спектакль заставлял переживать и задумываться о том, что происходит на этой сцене и в этой жизни. Так же мне близки и интересны творческие эксперименты музыкального режиссера Александра Лебедева – очень смелые эксперименты, но их целью не является эпатаж.
Оперная версия Александра Тителя вызывает неприязнь и недоумение. Если это пиар-ход, то нужен ли театру и самому режиссеру такой пиар? Если это стремление эпатировать, то зачем же в угоду этому приносить в жертву оперу – величайший и красивейший жанр искусства?? Удивительно, что режиссер вовсе не является едва оперившимся юнцом, стремящимся всеми правдами и неправдами. Шестидесятилетний человек, имеющий огромный опыт и прекрасное образование, звания и премии – зачем ему это? Если вдруг на просторах Интернета ему попадется эта рецензия, то я была бы очень рада получить ответы на свои вопросы.
Для меня «Травиата» всегда была и будет идеальным и любимейшим образцом оперного искусства. Мне нравятся все 26 опер Джузеппе Верди, но к этой я испытываю особый трепет. То, что я увидела вчера, вызывает желание ругаться матом. Что ж, не удивлюсь, если в скором времени мы и это на оперной сцене увидим.
Qvo vadis?...
Ещё на эту тему у других авторов можно прочитать, пройдя по следующим ссылкам:
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=35009
http://www.smotr.ru/2006/2006_stnd_traviata.htm
Рубрики: | Творчество талантов В мире музыки |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |