Деятели культуры в НовгородеУ Новгорода и новгородцев своя яркая биография, свой след в истории Родины и в развитии русской культуры.
Нигде так остро не ощущается глубина веков, как в Новгороде, Пскове и в подобных им древних городах. Поэт Александр Прокофьев сказал о них:
Нет в России города без славы — Местной, повсеместной, мировой. Слава всех этих трех степеней венчает историю города на Волхове, старшего среди северных русских городов, с его свободолюбивым прошлым, с величественными памятниками зодчества, народными былинами о гусляре, певце, смелом мореходе Садко, о богатыре Василии Буслаеве, с тысячелетними летописями, с берестяными грамотами, с шедеврами фресковой живописи и прикладного искусства. Эта слава привлекала издавна и продолжает привлекать в наше время внимание к Новгороду писателей, художников, композиторов, искусствоведов, множит из года в год потоки туристов.
Новгородские былины, восхищавшие В. Г. Белинского и его современников, породили литературу о них, сделались первоосновой многих произведений, созданных поэтами, художниками, композиторами. Оказался чрезвычайно привлекательным образ Василия Буслаева, наделенного необыкновенной силой, удалью, не верящего «ни в сон, ни в чох». Былина, прославляя молодечество Буслаева, показывает быт средневекового города с картинами братчины, уличных кулачных боев, свидетельствует, что даже в том отдаленном времени в Новгороде существовала школа, ибо матушка Василия Буслаева отдавала его в детстве грамоте учить, и «грамота Васеньке в наук пошла» — то есть умел он читать и писать, как, видимо, и многие его сверстники, иначе откуда было бы взяться письмам на бересте, которые во множестве нашли ученые в слоях городских раскопок, датируя их XIII — XIV веками.
В условиях новгородского средневековья, когда сложилась эта былина, образ Буслаева, мужественного человека, отвергающего суеверия и предрассудки, полагающегося лишь на свою силу, вызывал народную симпатию. Но в то же время народ осуждал этого бесшабашного удальца за то, что сила его направлена не на общее благо, а часто во вред людям. В конце былины безрассудный Буслаев погибает.
Максим Горький, вдохновленный образом Василия Буслаева, намеревался написать пьесу, посвященную этому эпическому герою, но написал только монолог Буслаева. На основе былинного образа создан богатырь-воин Васька Буслаев в кинокартине «Александр Невский».
На былину о Садко первым обратил творческое внимание поэт Алексей Константинович Толстой. Он в 1873 году написал балладу «Садко», которую сам считал «очень удавшейся вещью», но, посылая друзьям, подчеркивал в письме, что в его балладе «есть только картинка, так сказать, несколько аккордов... нет рассказа, а стало быть, нет бесполезного и опасного соревнования с былиной, которая всегда будет выше переделки».
Более 80 лет не сходит со сцен оперных театров, волнуя слушателей богатством музыки, восхищая яркими картинами жизни древнего Новгорода и сказочного подводного царства, всемирно известная опера Н. А. Римского-Корсакова «Садко», написанная в 1896 году. Обаяние оперы не только в ее музыке и яркой декоративности, но и в возвеличении силы искусства народного: Садко играет — бушует море, перестает играть— море успокаивается, гусляр подчиняет своей игрой силы природы. Больше того, под яворчаты гусли Садко пляшет сам царь морской!
Читать дальшеИсточник:
www.vnovgorod.info Место на карте