-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в SacredDance

 -Интересы

гурджиевские танцы духовные танцы йога денс магический танец мистические танцы молитва в танце молитвенный танец обрядовые танцы ритуальные танцы сакральные круговые танцы сакральные танцы сакральный танец священные танцы суфийские вращения танец танец молитва танец шивы танцы всеобщего мира танцы солара трансовые танцы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 101


Танцы нового времени: объединяющие и творческие

Четверг, 23 Октября 2008 г. 22:12 + в цитатник
ibeaver все записи автора

 Дефицита в танцевальных площадках, где можно размять косточки и стряхнуть накопившийся за неделю стресс, вроде бы нет. Это и танцевальные студии, и дискотеки в ночных клубах. Однако не все так просто. Заучивать движения живота или сложные балетные па у многих терпения не хватает, а топтание в клубной толпе под громкую «кислоту» или «технохаус» тоже не всем по душе. На счастье, в Новосибирске есть достойная альтернатива. О старых и новых танцевальных проектах в культурной жизни города рассказывают Ольга Тарнопольская и Арина Подчасова


Хороводы, сиртаки и не только
Задорный болгарский хоро и веселый чардаш, мужественный греческий погонозиос и чарующий македонский хоровод, румынский танец дровосеков, индийский медитативный «Шива Шамбу» и английская «Долина Эльфов»… Кружатся цветные платки и юбки, светятся искренние улыбки, то и дело раздаются радостные возгласы и смех. Я попала на занятия Ольги Тарнопольской, которая проводит круговые сакральные танцы (Sacred Circle Dances).
— Ольга, мы танцуем здесь в кругу, а что в этом такого сакрального?
— Слово «sacred» можно перевести по-разному. Применительно к танцам его лучше перевести как «исконный», то есть идущий из глубины народной культуры.
— А русские народные танцы вы тоже танцуете? Хороводы водите?
— А как же! В моей коллекции, которую я собирала 13 лет, около 200 танцев разных народов мира. Я единственная в России с такой большой коллекцией. Славянскими танцами мы тоже увлекаемся. Но в Сибири лучше всего идет Южная Америка: там больше движений, гибкости, экспрессии. Правда, начинается занятие со спокойных танцев. Учась и впоследствии проводя круговые танцы в Латвии и в России, я заметила, что если в Европе надо сначала раскрепостить, расшевелить народ, то русских нужно сначала успокаивать. Сейчас высокая скорость жизни, поэтому, встав в круг, мы сначала выравниваем ритмы. 
— Насколько я знаю, движение круговых танцев —  международное. Когда и где все началось? И как вы стали лидером этого движения?
— Движение круговых танцев по всем континентам началось с 1981 года. С тех пор танцы стали не только способом общения людей — это уже общение культур. До знакомства с круговыми танцами я увлекалась этнической музыкой, и на первом танцевальном занятии меня просто потрясла музыка греческого танца мизерлу. Кстати, он гораздо старше, чем сиртаки. Переписывая эту страстную песню, я, по совету моей учительницы, записала легенду и шаги этого танца. А дальше началась большая творческая работа по созданию коллекции. Свои первые группы я вела в Риге. Затем была Москва, Калуга, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ и, наконец, Новосибирск, где я веду танцы уже десять лет. 
— Насколько я могу судить, в России это движение не слишком распространенное… 
— Да. Я знаю, что в Питере во время этнических фестивалей проводятся короткие мастер-классы латышских, русских и ирланд-ских танцев, но все они привязаны к выступлениям каких-то музыкальных коллективов. Зато по всему миру люди охотно танцуют в кругу. В Европе больше 500 танцевальных групп, только в Англии их 250, танцуют везде: и в Новой Зеландии, и в Африке…
— Ольга, вот мы потанцевали, и у меня на душе стало так легко. Ощущаю себя не закрытой, отгороженной от других, а частью чего-то гораздо большего и мудрого, чем я сама. Пришло чувство целостности, слияния с существованием.
— А по-другому и быть не может, ведь мы танцуем в кругу. Являясь одним из первых символов архетипической азбуки, круг всегда олицетворял порядок, силу и общность. Затем пришло время городов, и круг танца был сломан, но необходимость в нем осталась глубоко в нашей психике — там, где мы помним нашу целостность. Даже новеньким у нас легко, потому что круг держит, не дает отстать или сбиться с ритма. С каждым танцем связаны свои истории и легенды, поэтому иногда танцующие видят воображаемые картины природы — армянской, греческой, чувствуют запахи океана, переживают какие-то яркие ощущения. После двух часов занятий у людей меняется настрой, они по-другому начинают  дышать, ощущать свои движения, воздух вокруг. Не было ни одного человека, которому бы наши танцы не понравились. 
— Мне особенно пришелся по душе армянский танец момбар (его танцуют в кругу, держась за мизинчики и смотря на свечу в центре круга). А какой танец можно назвать самым экзотичным?  
— Пожалуй, африканский. Причем он не очень старый — это танец независимости ЮАР, то есть начало прошлого века. Но в Африке живые традиции, стиль танцевать с упором на пятки тот же самый… Все танцы — маленькие мистерии. «Белая птица» — южноамериканский танец индейского происхождения. Его исполняли в день полнолуния на холме, где сходились четыре ветра. Смысл танца заключен в самом его названии: в индейской мифологии птица символизирует ту часть нашей души, которая олицетворяет свободу, легкость и уверенность в выборе пути. Это танец-медитация. 
— В документальном фильме о ваших танцах «Miserlou» вы танцуете и в городе, среди стекла и бетона, и на зеленой траве ботанического сада Академгородка, и на песке Обского моря. Наверное, к вам приходят очень раскрепощенные люди…
—  Это люди, которые любят жизнь. Говорят, когда-то мы танцевали всю жизнь напролет — пока работали, играли, ели, спали, воевали и любили. Мы танцевали, чтобы сохранить мир на своей земле, чтобы умилостивить богов и стихии, чтобы солнце всходило, реки текли, деревья росли и цвели. В танце мы понимали нашу силу, нашу мощь, наше место во Вселенной. Жить значило танцевать. К нам в круг приходят самые разные люди: учителя, врачи, бухгалтеры, таможенники, музыканты и поэты... В круге все равны. А знаете, что главное в этих танцах? Простота. Нужно только научиться доверять кругу — тогда все легко. Причем вы обретаете уверенность не только в танцах, но и вообще в жизни.

Танцформация души
Арина Подчасова, психолог и танцевальный терапевт, стала широко известна в Новосибирске после авторского проекта «Иные танцы». Четыре раза на разных площадках города собиралось до 160 человек. Проходящие в формате антиникотиновой и безалкогольной вечеринки «Иные танцы» представляли собой трехчасовой танцевальный нон-стоп, где и хороводы водили, и импровизировали, и танцевали самую настоящую сказку. Пока сказочник рассказывал миф о сотворении планеты, а на экране шел соответствующий видеоряд, в зале разворачивалась большая коллективная импровизация.
— Арина, почему проект закрылся? Ведь очень многим он пришелся по душе. Но еще больше тех, которые о нем ничего не слышали, но обязательно захотели бы попробовать!
— Оказалось, что владельцам залов это экономически невыгодно. Основная выручка заведений с хорошим танцполом идет от продажи алкоголя, а мы его полностью исключили. По принципу аренды маленьких залов, например в фитнес-клубах, мы не пошли — там все это теряется, такого красивого эффекта уже нет. А антураж очень важен. Нам был нужен хороший звук, видеосопровождение, много пространства. Вообще, чтобы продвинуть такой проект, надо хотя бы полгода хорошего финансирования. Нужна реклама, нужно найти заинтересованных людей. Ведь для многих танцы без выпивки — вещь совершенно невероятная.
— Как часто в нашем городе проходят танцевальные тренинги? Много ли квалифицированных терапевтов?
— У нас есть люди, которые этим занимаются, но их мало. Сказать, что у нас в городе часто проходят танцевальные тренинги, нельзя. Вообще, направление танцтерапии очень разное, оно академичное во многом, о нем много книг, много прописано упражнений. Обычно танцевальный тренинг начинается со знакомства, оглашения правил и разогрева тела. Тело нужно подготовить, перевести внимание из внешнего круга во внутренний, сосредоточиться на себе, своих ощущениях. Потом идет основная часть, когда упражнение вытекает из упражнения. Апофеоз тренинга — индивидуальная импровизация. 
— Какие внутренние проблемы помогает решать танцевальная терапия? 
— Во-первых, у многих есть проблемы с выступлением на публике, и здесь они решаются. Лично я во время танцевальной сессии исследую себя, причем дело не в том, как это выглядит, а в том, что я переживаю. Если у меня есть вопрос или проблема, то я начинаю танцевать и думать всем телом. Сначала выбираю музыку, которая эмоционально во мне отзывается, меня волнует. Хотя можно танцевать и без музыки, например, вчера на пляже танцевала с ветром… Было очень пустынно, и я никого не смущала (смеется). Так вот. Перед началом танцевальной сессии я ставлю перед собой какую-то проблему, но не думаю о ней. У меня нет задачи танцевать, а есть задача двигаться, тело само ищет, как ему хорошо. Во время сессии я отслеживаю навязчивые движения, начинаю с ними экспериментировать: усиливать или, наоборот, замедлять. Находясь в позиции наблюдателя, улавливаю какие-то воображаемые картины, мысли, ассоциации. После сессии или ряда сессий приходит откровение. Кстати, на танцевальных тренингах решаются не только проблемы личного характера, но и восполняется наша культурная невостребованность в прикосновениях. Люди, как дети, тоскуют по дружеским прикосновениям. А в Сибири особенно хочется тепла.
— Как вы относитесь к популярным нынче восточным танцам, фламенко? Можно ли считать их изучение своеобразным курсом танцтерапии? 
— Мне нравятся эти танцы, но люди, которые надолго в них «застревают», это люди с определенным эмоциональным и физическим складом, со своей историей. Если человек долгое время увлечен одним видом танца, значит, в его жизни есть какая-то потребность, которая по-другому не может быть удовлетворена. Что касается меня, то я не могу танцевать заученные танцы, у меня при этом ощущение мертвой реальности, я чувствую себя роботом. Реальность изменилась, чувства уже другие, а нужно повторять все тот же танец снова и снова — не интересно. Поэтому я за импровизацию, которая, конечно, может включать в себя разные стилистические элементы. Кстати, когда ты импровизируешь и больше концентрируешься на внутреннем ощущении, то это и внешне смотрится красиво.

Беседовала Ирина ФЕДОСЬКИНА,
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Источник: http://www.chslovo.com/include/output_articles.asp?id=43322

Рубрики:  Сакральные танцы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку