Очень хорошее видео Антона Кузнецова (Московский центр изучения сознания, видео 4:50 мин), в котором он четко и коротко (что ценно в размытой теме сознания само по себе) сформулировал 4 "затруднения" в решении проблемы сознания-тела. В кавычки слово "затруднение" я поставил именно потому, что ниже хочу опровергнуть их существование.
Первое "затруднение. Отличие субъективного и объективного знания, различный доступ к ним. И вот это самое поразительное "затруднение", из которого следуют следующие два. Хочется задать всем затрудняющимся, а как вы различаете объективное знание и субъективное? Ведь именно в их различение и кроется это главное "затруднение". Вот вы смотрите (от первого лица) на яблоко. Это объективное или субъективное знание о яблоке? Ответ на этот вопрос практически значит снятие "затруднения", так как причина различия между ними и значит причину "майнд-боди-проблем". Для нас всех самоочевидно чувство разницы объективного и субъективного, но нет даже словесного его объяснения. В этом и причина всего. Но не буду уходить тут в объяснения, так как есть еще ...
Второе "затруднение". Разрыв в объяснении субъективного через объективное. Во-первых, такой разрыв существует в науке много где, о чем хорошо говорил Фейнман в своих лекциях. И ученых это не смущает. Антон отмечает это, но говорит о якобы особом статусе этого разрыва в объяснении. Я думаю, что особый статус следует просто из отсутствия объяснения разницы между субъективным и объективным взглядом, описанным мной выше.
Третье ... Познавательная это проблема или онтологическая. Онтологическая - то есть бытийная, а значит "объективная", такая какая есть в реальности. А разве у нас есть доступ к "вещи-в-себе" без познавательного (априорного хотя бы) аппарата? Мы же все равно вынуждены его применять,чтобы как то знать об этом различии. И поэтому в любом случае это познавательная проблема. А "объяснительный разрыв", как показано выше, есть везде. И он не онтологический - это свойство нашего познания, создавать эмерджентный скачок, чтобы избежать информационной перегрузки. Попробуйте свойства яблока определить из квантовых состояний и поймете о какой перегрузке речь (порядок значений).
Четвертое. Мы познаем сознание при помощи сознания, "находимся в границах познания самого сознания". Об этом писал еще Кант как о непознаваемости субъекта, потому что мы для себя тоже являемся "вещью в себе". Но в этом стремлении познать себя нет никакого другого предела кроме существующего для познания каких-либо других сущностей. Например, физических. Мы так же можем познавать свои механизмы мышления и сознания как "вещь в себе" и в науке это не считается "затруднением". Какие еще трудности создают "границы сознания"? Возможно, мы не имеем доступ к такому знанию о сознании, которое "экранируется" самим сознанием. Но пока это только загадки. И скорее всего неверные.
Тогда получается, что ответ на первый вопрос - как различаются субъективное и объективное знание - является снятием всех "затруднений", может быть кроме последнего, с проблемы "сознание-тело".
https://ru-philosophy.livejournal.com/1685420.html