Самым популярным жанром фотографии является пейзаж. Прежде всего, по той причине, что для пейзажной фотографии нет необходимости в каком-либо дополнительном оборудовании (осветительном). А еще не требуется привлекать для этого ассистентов и обладать навыком работы с людьми. Ведь природа кругом – только отыщи подходящий ракурс и нажми кнопку!
Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Поэтому начинающие пейзажисты очень скоро замечают, сколь тусклы и невыразительны их фотоснимки в сравнении с тем, что было представлено их взору и что они желали запечатлеть. На многих
фото природа не так прекрасна, как на самом деле. Что же делать? Каким образом достигнуть созвучности снимка замыслу, чувствам фотографа пейзажиста в момент съемки? Как же все-таки
правильно фотографировать пейзаж? Во-первых, необходимо всегда помнить, что в классическом понимании жанра, пейзаж должен отобразить щедрость и простор находящегося вокруг нас мира. Очевидное решение данной задачи - перспектива линейная. Выраженную линейную перспективу изображения способны обеспечить широкоугольные объективы. Так как при широком угле обзора прослеживается заметная разница угловых размеров объектов близких и удаленных, что в плоскости кадра формирует видимую «глубину». Самыми распространенными для пейзажной фотосъемки считаются объективы со спектром эквивалентных фокусных расстояний 24-35мм.
Телеобъективы дают относительно «плоское» изображение, на котором визуально могут фактически не различаться предметы, отдаленные друг от друга на сотни метров. В подобном случае придать фотоснимку объем способна перспектива тональная – изменение цветовой насыщенности, цветности, контрастности изображений объектов по мере удаления изображаемых объектов от наблюдателя. Самый применимый к пейзажной фотографии частный случай перспективы тональной - воздушная перспектива, то есть некоторое «выбеление» цветов удаленных предметов в силу рассеяния света средой не абсолютно прозрачной: туманом, пеленой, городским смогом, капельками дождя.
Выраженность перспективы тональной находится в непосредственной зависимости от освещения. Рассеяние света, который идет из-за спины фотографа, фактически невидимо. Так же в данном случае (как и в случае, как скоро солнце располагается высоко над горизонтом) не видимы либо малозаметны тени - мощнейший контрастный инструмент придания глубины изображению. Выигрышны будут в этом случае - боковой (либо чуть сзади, из-за плеча) свет и контровой, а особенно удачное время дня для фотосъемок – раннее утро и вечер.
Пейзажная съемка в контровом свете используется для получения на переднем плане выразительного темного силуэта, который создает контраст с теплыми тонами среднего и заднего планов. А особенно часто употребляемое средство разделения планов - линия горизонта, практически всегда находящаяся на пейзажных снимках. Линия горизонта – это натуральная граница заднего плана и среднего, которая располагается приблизительно в 1/3 от верхней либо нижней границы кадра. В этом случае «верхнее» положение горизонта сосредоточивает внимание на плане переднем (поэтому, он должен быть наполнен чем-то существенным), а «нижнее» положение выделяет задний план (передний утрачивает свою важность и информативность, но необходимость в нем сохраняется).
Наконец, для пейзажа свойственна предельная глубина резкости – идентично острое изображение всех предметов в кадре, сообщающее цельность пространству фотоснимка. Это достигается фокусировкой на гиперфокальное расстояние, находящееся в зависимости от фокусного интервала объектива и значения диафрагмы, и особо вычисляемое для любого случая профессиональными фотографами пейзажистами.
В заключение необходимо отметить, что намеренный отказ от следования любому из перечисленных выше правил может привести к довольно занятным результатам. Но это тема для другого разговора. А в рамках этой статьи вопрос
как правильно фотографировать пейзаж считается закрытым.
http://photoside.ru/blog/topic/1811/