Сколько Ксения себя помнила, она всегда жила недалеко от станции метро Воздухоплавательный Парк, в одном из тех питерских домов, построенных века этак два назад – с высоченными потолками, лепниной и каминами - в которых обычно обитают либо очень богатые, либо очень бедные люди. Богатые владеют квартирой целиком, бедные довольствуются одной-двумя комнатами в коммуналке.
У Ксении с ее папой комната была одна. Им в общем-то хватало, а потом, когда папа умер, комната оказалась в ее единоличном распоряжении.
Всю свою жизнь Ксения ненавидела этот дом и эту комнату, потому что они делали ее
не как все.
Другие дети могли позвать приятелей по уличным играм к себе домой; там можно было играть в "Монополию" или смотреть "Джуманджи", или, болтая, сидеть на уютной кухне, где мамы этих детей готовили что-нибудь вкусненькое.
К себе в гости она кого-либо звать стеснялась.
В ее доме не было кодового замка, и первое, что видели входившие в дом люди - это грязная обшарпанная парадная с исписанными матом стенами. Лифта тоже не было: в те времена, когда строился этот дом, о таком техническом чуде, как лифт, даже не мечтал никто. Звонок в квартиру был срезан, из дырки в стене жалко торчали два провода. В прихожей всегда царил полумрак - проводка была испорчена, и соседи по квартире отказывались вызывать электрика - и пахло пылью и чем-то кислым, грязным.
Сидеть и болтать с друзьями на кухне тоже не получалось. Тут стояла газовая колонка начала двадцатого века, крайне своевольная, создававшая множество проблем как при нагреве воды, так и при готовке. Еще тут жили тараканы. С проводкой на потолке кухни дела обстояли примерно так же, как в прихожей, и темноту разгоняло лишь голубоватое мерцание телевизора. Иногда включенный телевизор создает эффект уюта, пусть и слабенький, здесь же все было наоборот: он всегда работал неизвестно для кого и неизвестно зачем и только усиливал ощущение безнадеги, разливавшееся по квартире точно застоявшаяся болотная вода.
В их с папой комнате все было не так плохо: например, там имелось большое эркерное окно с широким подоконником, которое Ксении очень нравилось. Но в оконной раме было множество щелей, сквозь которые дуло, и в комнате вечно стоял холод. И обои были старые, некрасивые, и отходили от стен в некоторых местах после того, как их несколько раз залили соседи сверху. Под потолком чернела ажурная плесень.
Были у дома и кое-какие другие особенности, от которых гостям становилось не по себе...
В конце концов Ксении надоели косые взгляды и неловкое молчание, и она перестала приглашать друзей в гости. Возможно, дело было не только в доме: она все чаще ловила себя на том, что не знает, о чем говорить со всеми этими людьми. Она утешалась придумыванием историй про счастливых беззаботных девочек, в основном блондинок, у которых был красивый дом с уютной кухней и много друзей. Выдуманные друзья говорили только то, что ей хотелось слышать, и послушно замолкали, как только она от них уставала - как попугай, чью клетку накрывают покрывалом, - а в жизни все было не так просто. Сначала она стала слишком робкой для уличных игр, потом - слишком странной для дружбы с однокурсниками из института, потом - слишком холодной, чтобы поддерживать отношения с коллегами по работе.
А с квартирой - свыклась.
Может, дело было в усталости, но как-то незаметно для себя она пришла к выводу, что это все-таки
дом, а не застенок. И даже тараканы с кухни со временем куда-то делись.
Однажды у Ксении появился, что называется, любимый человек. Они учились в одном институте (он - курсом старше), потом, не сговариваясь, устроились работать в одну и ту же компанию. Они даже внешне были похожи - северным холодком манер и тоскливыми, истинно ингерманландскими глазами, нездоровой бледностью и привычкой щуриться на слишком ярком свету. В какой-то момент Ксения поняла, что, видимо, придется пригласить его в гости, в ее темное, неуютное обиталище; она была почти уверена, что гость тут же сбежит - но он не сбежал, и вскоре пришел снова, и снова, и снова.
Но неприязни к ее квартире он даже не думал скрывать:
- Мне тут всегда не по себе. Темно, грязно - это полбеды... Гораздо хуже все эти непонятные скрипы и шорохи - как в ужастике. А главное, стены тут как будто
смотрят. Знаешь, в японской мифологии есть такое чудовище - мокумокурэн?.. - Что еще их объединяло, так это эрудированность в довольно неожиданных областях и некоторая чудаковатость. - Он живет в старых домах, которые требуют ремонта. Название переводится как "множество глаз", и именно так он и выглядит - как десятки глаз в стенах... Он глядит, глядит и, в общем, постепенно сводит жителей дома с ума.
- Да уж, в моей квартире точно что-то этакое обитает. Ведь "все мы здесь не в своем уме", - попыталась отшутиться Ксения.
Как-то раз он попросил:
- Может, уберешь это зеркало из прихожей? Только не смейся, но каждый раз, когда я мимо него прохожу, в полутьме там вместо отражения мерещится черт-то что...
Ксения смеяться не стала. В следующий раз, придя в гости, он увидел, что зеркало завешено тканью.
В другой раз спросил:
- А откуда эти царапины от когтей на обоях?
- Кошка, - сказала Ксения.
Он знал, что никакой кошки ни у нее, ни у ее соседей по квартире нет, но решил не задавать вопросов.
Однажды он споткнулся о грязный, осклизлый порог кухни и растянулся на полу. Когда он поднялся, Ксения увидела у него на виске кровь: при падении он ударился головой о латунную ручку древнего, как мамонт, буфета.
- Лучше тебе не приходить больше, - тихо сказала она, вытирая ему кровь смоченной в спирте ваткой. - В следующий раз может быть хуже.
А он вдруг спросил:
- Не хочешь продать эту комнату? У меня есть накопления, можно было бы купить квартиру в новом доме и съехаться... Ты ведь всю жизнь этот склеп ненавидела.
- Надо подумать, - растерялась она. - Вряд ли в этом доме вообще кто-то захочет поселиться...
Как ни удивительно, покупатель нашелся.
В последний вечер в этой квартире Ксения обошла ее всю, то ли желая запомнить все получше, то ли гадая, как скоро сумеет это забыть. Провела пальцами по старым отслаивающимся от стен обоям и по заскорузлой поверхности капризной газовой колонки на кухне, сняла ткань с зеркала в прихожей.
Потом заглянула в кладовку. Там, разумеется, лампочка тоже не включалась: всю ее жизнь это место было средоточием тьмы и тайны. В кладовке должно было пахнуть пылью и старой одеждой, но вместо этого из темноты шел странный влажный запах, напоминающий о перегное и одиночестве.
Ксению это, впрочем, совершенно не удивило.
- Ну... прощай? - тихо сказала она темноте.
Они благополучно переехали в образцово нормальную квартиру в новеньком доме в Девяткино. С работающим звонком и просторной светлой прихожей.
Ксения изо всех сил постаралась стать
как все. Она научилась быть симпатичной и улыбчивой и даже покрасилась в блондинку. Она завела приятелей, с которыми можно было обсуждать книги и кино на новенькой красивой кухне, придумала себе пару умеренно интеллигентных хобби. Словом, делала все то, что делают
обычные люди и что с детства казалось ей залогом счастья.
Скрипы и шорохи, следы когтей на засаленных обоях и темное нутро кладовки снились ей все реже.
Беда в том, что все это почему-то ее не радовало.
Ей не хотелось признаваться в этом даже себе, но она скучала.
Может, в ее старом доме и не жил мокумокурэн, но дом определенно был чудовищем... Разве можно скучать по чудовищу?..
Получается, можно.
Однажды ноги сами привели Ксению к остановке, где можно было сесть на хорошо знакомый ей автобус номер 17. Ксения увидела, что этот автобус тут больше не ходит, но лишь укрепилась в желании побывать в старой квартире. Она дошла до метро, собираясь доехать до станции Воздухоплавательный Парк - ведь оттуда до ее родного Стражницкого переулка было всего несколько минут ходьбы; остановилась перед схемой станций, прикидывая, как быстрее добраться...
...и замерла. Станции, где она прожила почти всю свою жизнь, на схеме не было. Вообще.
"Что за ерунда?.." Ксения открыла карты на мобильном телефоне. Стала тыкать в кнопки, желая найти свой старый дом, переулок и станцию метро.
"Воздухоплавательный Парк"... Результаты поиска: ничего не найдено.
"Стражницкий переулок"... Ничего не найдено.
Тогда она трясущимися пальцами набрала цифры, который не забыла бы, наверное, никогда: свой старый домашний номер телефона.
После нескольких мучительно долгих гудков трубку все-таки взяли.
- Да?..
- Это я, - торопливо сказала она. - Ксения Воронова, девушка, которая жила раньше в вашей квартире... Вы меня помните?
- Помню.
- Вы только не удивляйтесь, но я хочу спросить... Дом ведь стоит в Стражницком переулке?
- Вроде никуда не улетел, - усмехнулся собеседник. - Он все там же, в паре минут ходьбы от Воздухоплавательного Парка.
- Уф. Гора с плеч... Представляете, в метро на схеме теперь почему-то нет моей станции.
- Не в обиду тебе, милая, но -
моей станции. Увы, да, не все схемы отражают действительность.
Ксения не знала, что сказать на это замечание, и робко пожаловалась:
- И семнадцатый автобус больше не ходит... Я ведь не сошла с ума? Я вдруг поняла, что та квартира для меня очень важна. Она никогда не была красивой или уютной, я никогда ее не любила, но, понимаете...
- Понимаю, - согласился собеседник.
- Я не прошу продать мне ее обратно, но так хочется приехать, посмотреть, как там она... Скажите, как дотуда добраться?
- Второй поворот направо, а дальше прямо до самого утра.
- Э-э... Это из "Питера Пэна"?
- Ну, или вот так: перепрыгни через третью клетку, пройди мимо Труляля с Траляля и Шалтая-Болтая...
- Вы издеваетесь?
- Да, - безжалостно сказали на том конце трубки. - Ты сделала свой выбор, и этот дом больше тебя не ждет.
http://amekoplace.diary.ru/p212707184.htm