Свет между двух океанов |
Метки: Алисия Викандер американское кино Майкл Фассбендер |
Иноземец |
Метки: фантастика американское кино |
Пьер Безухоф, разврат и наркотики |
Метки: сериалы |
ВОЙНА И МИР ( BBC) |
Метки: ВОЙНА И МИР КИНО всем советую |
"мама!". Впечатления по горячим следам. |
Метки: мама реквием по мечте ной даррен аронофски мишель пфайффер мэттью либатик дженифер лоуренс эд харрис брин глисон донал глисон хавьер бардем кино |
The Last Ship – The Lost Shit |
Метки: фантастика американские сериалы |
ПОСЛАНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ. КОРОТКИЕ. ИГРОВЫЕ. |
Для меня короткий метр - это прежде всего история. Снимающий короткий метр, особенно дебютант, должен, по-моему, прежде всего предъявить и обосновать, что ему есть что сказать - как творцу и как личности. Профессиональное воплощение важно, но вторично, если сказать нечего. Ниже - о паре лучших, на мой взгляд, игровых короткометражек с кинофестиваля "Послание к человеку".
В ОБЪЯТИЯХ МОРЯ (реж. Дмитрий Моисеев, Россия)
Работа внезапная, свежая, легкая, но при том глубокая и зрелая. Авторское кино в лучших традициях 90-х. Главное моё потрясение на кинофестивале!
В последний теплый день лета два товарища решают устроить пикник. Заходят за третьим, Васей. Но Вася... Вася обернулся лососем и летает теперь по воздуху. Ребята озадачены, но, как известно, "русские своих не бросают", а по сему друзья все равно берут Васю с собой. Вот только надо найти ведро...
Взяв за основу трагические события из собственной жизни, найдя для них удачную сюрреалистическую аллегорию, Дмитрий Моисеев выстраивает собственную мифологию "глухой провинции у моря", искусно заставляя её живописными руинами и мистически сплетая между собой мир людей и мир морских обитателей. Бродский и Кустурица, читаемые между кадров, залитая солнцем обшарпанная архитектура и кадры домашнего видео, словно нежный летний бриз навевают теплые воспоминания об ушедшей юности и друзьях - веселых, беспечных, живых.
Предвижу, что режиссера, который за 19 минут успевает дважды(!) удивить и обмануть зрителя, вызвать в нем смех, ностальгию и целый ворох других чувств и мыслей, ждёт большое кинобудущее. Очень хочется пожелать ему успехов. И, конечно... Браво!
ЗВЕРЬ (реж. Саманта Нелл, Михаэль Варманн, ЮАР/Бразилия/Франция)
другой образчик прекрасного, свежего и умного кино. Короткие эпизоды жизни зулусской деревни-музея, снятые в духе скандинавских комедий, с присущим им минимализмом и абсурдными диалогами. Но концовку авторы с южного полушария делают вопреки северным традициям - словно пощёчину, с пафосом и вызовом бросая в зрителя монолог из "Венецианского купца". Внезапно, слова еврея Шейлока приобретают новое, актуальное значение, обнажая самую суть проблемы равенства в современной Африке и подтверждая в очередной раз, что Шекспир - классик на все времена.
Обе работы на мой взгляд гениальны, как минимум по замыслу. И потому я сильно удивлен и расстроен, что ни одна из них не получила даже упоминания на IFF Message to Man / МКФ Послание к Человеку. В то же время, совершенно непонятно решение жюри, выделивших две весьма унылые работы - ТУМАН и ПОСЛЕ ВУЛКАНА. У первой откровенно слабая история, при первом просмотре которой я вообще уснул. Специально посмотрел второй раз, после награждения - нет, история банальная, смотреть уныло. Оригинальное воплощение второй ленты - монтаж разрозненных хроник в единое повествование, - разбивается об абсолютно никакой нарратив за кадром. Мне как зрителю приходится только зеваючи наблюдать, как автор самодовольно играет сам с собою в киномозаику. Подобный киноонанизм мне совсем не близок, да и игровым это кино сложно назвать - куда удачнее смотрелась бы в программе экспериментального кино.
Отдельно упомяну пару удачных и тонких кинопортретов женщин с непростой судьбой и сложным характером - ОЛЬГА (реж. Максим Брюнель) и ОТСТУПЛЕНИЕ (реж. Итонье Гуттомсен). Неплохие заделы для будущих полных метров и повод следить за работами их авторов в будущем.
Метки: послание к человеку кинофестивали короткий метр 2017 |
Киногид извращенца по идеологии / The Pervert's Guide to Ideology (2012) |
|
Еврейка и капитан. (Германия, 1996) |
Метки: документальное кино 1994 |
САМЫЙ ГАРМОНИЧНЫЙ ГРАН-ПРИ |
В тесной питерской квартире, где проживает сухонькая и немощная старушка Нина, случается нашествие вандалов - приезжает внучка, а с ней 4(!) правнука. Дети путаются под ногами, кричат, мусорят, пачкают всё что можно, а то и вовсе могут всю комнату запутать разноцветными нитками. Нина в шоке. Нина сердится. Нина пытается их стыдить и воспитывать. Но видно, что и она сама понимает, как тщетны её попытки. Дети! Что с них взять? Приходится мириться. Единственная отдушина в жизни Нины - старый немецкий рояль, подаренный ей, видимо, давным-давно каким-то поклонником. Нина не музыкант, но "Там вдали за рекой..." наигрывает самозабвенно. Пальцы-то помнят!
Время бежит стремительно, и новая жизнь требует себе место у прошлого. Как ни крути, а дети не могут вечно спать на полу, в то время как целая комната отдана роялю... Нина изо всех сил пытается сохранить памятный подарок, последний бастион привычной, размеренной, наполненной красивыми воспоминаниями жизни...
При этом удивительна даже не та супер-близкая психологическая дистанция, на которой снята вся картина - этого я и у других "разбежкинцев" насмотрелся, за что и люблю: секретами "зоны змеи" выпускники Марины Александровны владеют все как один. Удивительно другое - как это снято физически? В тесной квартире с чехардой из шести человек, не считая режиссера. По кадрам порою кажется, что автор фильма просто бестелесный дух и вообще не занимает места. Моё предположение о скрытых камерах режиссер категорически отверг.
Потрясающе трогательная работа, вызывающая на протяжении просмотра гамму чувств, от сострадания до отторжения и обратно, снятая универсальным киноязыком, с ясным посланием человеку, что живое настоящее куда важнее призраков прошлого.
Заслуженный Гран-При единогласно присужденный интернациональным жюри.
Фильм называется ГАРМОНИЯ, автор - Лидия Шейнина, выпускница Школы Разбежкиной.
* * *
К месту, наверно, будет отметить и другие работы выпускников Школы Разбежкиной, взявших все возможные дипломы национального конкурса, кроме главного приза. Реально нереальные БАБОЧКИ Дмитрия Кубасова, пронзительный НАСКВОЗЬ - вербатим длиной в 9000 км Ольги Привольновой, а также ещё не виденные мной, но уверен, что превосходные работы - МОНОЛОГ Отто Лакоба и ВОЛШЕБНАЯ ТАБЛЕТКА Александра Зубовленко.
Метки: послание к человеку Школа Марины Разбежкиной документальное кино кинофестивали 2017 |
ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ - 2017. КОНКУРС АНИМАЦИИ |
Что такое хорошая анимация? На мой взгляд у неё две главных составляющих - визуальная и смысловая. И нынешний конкурс хорошо показывает это разделение. Есть работы условно красивые, но с хромающим содержанием - их большая часть. Реже - неплохая идея, но так себе реализация. Они, я думаю, чаще отсекаются при отборе. И, наконец, лучшие из лучших - это работы с ярким, интересным стилем и несущие при этом ясное, доступное послание зрителю.
Вот о таких работах я и расскажу для начала.
ПО КАПЛЕ (2017, Португалия)
Авторы картины, Александра Рамирес и Лаура Гонсалвес, нашли очень точную и лиричную графическую метафору для умирания провинции. Сильный осенний ветер сдувает не только листву с деревьев, но и людей из родных мест. Вот ещё дети держались за мамину юбку, и вот - разлетелись кто куда... Оставшихся же заливают дожди, вода поглащает всех и вся. И только странное волшебное существо может спасти некоторых из жителей... Но кто оно? Время? Память? Или Смерть?
РЭЙЛМЕНТ (2016, Япония)
На мой личный взгляд, лучшая работа, совместившая уникальный художественный стиль с глубоким философским взглядом. Режиссер Шунсаку Каяси назвал свою картину Railment, что логично было бы перевести как "рельсовость" или даже "железнодорожность". Железным дорогам, такой важной части японской жизни, автор,использующий разные анимационные техники, даёт местами неожиданную интерпретацию, ловко балансируя между социальными проблемами "общества дорог" и личной экзистенциальной драмой отдельного человека.
ЗЛАЯ ДЕВОЧКА (2017, Франция/Турция)
Незатейливая, лаконичная картинка и такой же закадровый текст. Яркая и остроумная история из серии "как я провел лето" внезапно приходит к чудовищному финалу. Автор картины Аис Карталь явно заслуживает приз "За лучший сюжет".
Неплохие заявки на победу были у работ... АЭРОПОРТ, ЖУКИ и СТРАННЫЙ СЛУЧАЙ. Их все объединяет отличная графика, особенно фантастическая она у последней работы. Но также объединяет их и псевдофилосовствования за кадром. Банальности и заумности, сказанные на фоне красивой картинки, увы так и остаются банальностями и заумностями. Что характерно, это наиболее затянутые по времени работы. Из чего можно вывести незатейливую мораль: не можешь рассказать свою мысль/историю кратко, не растягивай - всё равно не получится.
Тем не менее, работы достойны, чтобы показать по скриншоту из каждой.
Метки: послание к человеку кинофестивали анимация 2017 |
«Стрингер» (2014) или первый фильм о президенте Трампе |
|
ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ - 2017. ДОК vs ИГРОВОГО КИНО |
Случилось оказия попасть в Питер в момент лучшего питерского кинофестиваля - "Послание к человеку". Пользуюсь случаем, смотрю и рассказываю.
Первый день кинофестиваля. Посетив 4 сеанса - 2 документальных и 2 игровых, задался вопросом: зачем вообще собственно смотреть игровое кино? Не то, чтобы разочарован, но док нынче смотрится на порядок убедительнее, интереснее и актуальнее, чем похожее игровое кино.
"НАСКВОЗЬ" - документальная короткометражка Ольги Привольновой, выпускницы школы Разбежкиной. Потрясающая! История о молодых ребятах едущих в главном поезде страны насквозь, от Москвы до Владивостока, и собирающих материал для будущих вербатимов. Сквозь смех, слезы, сомнения...
Инвалид-колясочник, запойный философ и романтик где-то в ночи показывает (как и обещал) режиссеру цветущую вишню, а потом вдруг: "Оля, кто я? Кто я? Кто я, Оля? Я не хочу, знать. Оля, края нет" - и всё, ком в горле, слёзы в глазах. Так это сказано! И подобных сцен не одна, а практически весь фильм. Боль, мечты, будни обычных людей. На необыкновенно близкой дистанции, как умеют снимать только "разбежкинцы". Браво! Посмотрел бы ещё раз.
К слову сказать, смотренные мною на ММКФ и показанные сегодня здесь "БАБОЧКИ" Дмитрия Кубасова, также "разбежкинца", собрали аншлаг. Билетов не было. И я считаю этот фильм весьма вероятным претендентом на победителя в национальном конкурсе. В принципе, по уровню съемок ему бы в международном конкурсе участвовать, но даёт себя знать национальный контекст, который иностранцам может быть и не понятен, и не очень интересен.
В международном конкурсе очень сильно себя заявил "ОДИН ДЕНЬ В АЛЕППО", документальная хроника жизни полуразрушенного города, где то и дело взрываются снаряды, гибнут люди, но при этом жизнь продолжается, дети рисуют на руинах цветы и играют в обгоревшем автобусе. Одна из самых сильных сцен, когда прямо во время съемки в автомобиль съемочной группы попадает осколок. Лобовое стекло вдребезги, водитель ранен... Сразу понимаешь, какой ценой снимался фильм. Особенный контраст происходящему придал предыдущий фильм, "ПОТОМУ ЧТО МИР НЕ ОСТАНОВИШЬ", где в шведских новостях коротко и цинично рассказывают о том, что Швеция поможет Франции с поставками оружия в Сирии. Не исключено, что именно оно и взрывалось в кадре.
Третий фильм международного конкурса "ЧУЖАК В РАЮ" - один большой вопрос. Снятая на стыке игрового и документального кино история мигрантов из Африки и Ближнего Востока в Европу, пропагандирующая ультра-правые, и фактически граничащие с нацистскими идеи. Не очень понятно, как такой "людоедский" фильм мог попасть на гуманистический по своей сути фестиваль. С другой стороны, именно этим он и интересен - не как история о черных, а как портрет современного белого европейца, играющего роль Петра-ключника, пускающего или непускающего бедолаг в европейский рай. К сожалению, в конце фильма выясняется, что главный герой - актер, а потому совершенно не понятно, имеет ли отношение к действительности всё показанное.
Программа Андрея Плахова "Кино сверхреальности" впечатлила не особо. Игровое кино с закосом под док заметно проигрывает доку настоящему. Главный вопрос к такому кино опять же такой - какое отношение имеет показанное к действительности? Развлекательным это кино можно вряд ли назвать, а по уровню актуальности и остроты весьма беззубо.
"ВЕСТЕРН" Валески Гризебах - весьма тягомотное, и потому непростое для зрителя, повествование о немцах-строителях в болгарской деревне. В принципе, не такая уж и плохая история о мужских характерах разбивается о документальный темпоритм. Но то, что позволительно в доке, в игровом кино непростительно уныло. Извините, досидел кое-как.
"120 УДАРОВ В МИНУТУ" Робена Кампийо - самый титулованный фильм программы, обладатель Гран-При, Квир-Пальмы и приза ФИПРЕССИ на последнем Каннском кинофестивале. Неплохой фильм о борьбе французских активистов за права ВИЧ-инфицированных. Два больших "но". Первое, хронометраж фильма на 2 с лишним часа - за гранью добра и зла для подобной ленты. Второе, фильм опоздал со своей актуальностью лет так на 20. Показаны 90-ые, а с тех пор уже всё сильно изменилось. Геи, СПИД, СПИД, геи... а ещё наркоманы, проститутки и заключенные. Эта связка давно уже устарела. СПИД нынче не удел маргиналов, а, говоря медицинским языком, вышел в основную популяцию. Мы давно живем в условиях эпидемии, о которой никто ничего не говорит. В этом плане награда кино, по-прежнему рассуждающего о маргиналах, на весьма консервативном Каннском конкурсе - скорее способ не видеть проблему, чем её поднять.
Опять же, хотя история главных героев красива и до слез трагична - этого не отнять, но не понятно - какое она имеет отношение к реальной жизни. Одно дело, если перед нами история реальных людей, и совсем другое - если это фантазия авторов. Сопереживать кинофантомам на фоне подлинных человеческих судеб кажется если и не аморальным, то уж точно пустым. Тем более, что скрестив байопик об активистах в духе "Харви Милк" Гаса ван Сента с личной драмой об умирании а ля "Время прощания" Франсуа Озона, "120 ударов" не дотянули до упомянутых ни по исторической актуальности, ни по художественной глубине.
Вывод сегодняшнего дня - надо смотреть док! Что кстати подтверждает и публика. На игровых сеансах, вопреки ожиданиям устроителей, было примерно треть, если не четверть зала.
Метки: послание к человеку документальное кино кинофестивали 2017 |
КИНОФЕСТИВАЛЬ "ЦЕНТР" |
В Москве стартовал фестиваль документального кино о городской культуре и жизни современного общества. В программе фильмы со всех стран мира, отобранные с крупнейших международных фестивалей - "Крысы", "Большие перемены", "Дом господина Мориямы", "Бойс" и многие другие. Всем, кому небезразлична городская среда, ее развите и перспективы, посвящается.
"Большие перемены", история успеха датского архитектора Бьярке Ингельса, меня лично очень даже вдохновили.
Метки: урбанистика кинофестивали Центр 2017 |
Чёрная бабочка (Black Butterfly, 2017) |
Метки: триллер 2017 |
Ищу фантастический фильм, предположительно 1975-1985 г. |
Метки: фантастика |
Черная комедия "Смерть Сталина" британского режиссера Армандо Ианнуччи |
|
"Генерал", Бастер Китон, 1926 |
|
"Генерал", Бастер Китон, 1926 |
|
По Млечному Пути |
|