Дирк Боутс |
О детстве, юности и первых годах творчества Дирка Боутса (1415-1475) почти ничего не известно. Лишь в 1447 году он упоминается в документах города Лувена в связи с женитьбой на местной горожанке Катерине ван дер Брюгхен, принесшей ему солидное приданое. С этого времени художник, скорее всего, не покидал Лувена до самой своей смерти. В оценке творчества художника существует немало разночтений.
Некоторые работы приписывали другим мастерам, а потом возвращали их авторство Боутсу. Но существуют подтвержденные документами работы художника, которые позволяют составить мнение об основных чертах творчества Дирка Боутса. Одна из них - ясное построение пространственной перспективы. Фигуры на его картинах готически удлиненны, а тщательное исполнение деталей говорит о связи художника с искусством миниатюры. Его работы элегичны и лишены драматизма, а святые малоподвижны и молитвенно благочестивы. Лица святых у мастера имеют черты конкретных людей, видимо, заказчиков его произведений.
Мадонна с Младенцем на троне со Святыми Петром и Павлом - произведение зрелого периода творчества мастера, но в нем отразились достоинства и недостатки Боутса. В работе точно в соответствии с перспективным сокращением выстроены диагонали - балдахин над троном Мадонны, само кресло трона, его подиум, шашечки пола. Все они сходятся в одной точке в центре картины. Неподвижно и прямо восседает на троне Дева Мария. Тип ее лица напоминает образы Рогира ван дер Вейдена. Но Мадонна у Боутса спокойна и задумчива, она как бы преодолела душевную напряженность. Одной рукой она касается книги, которую держит Святой Петр, а другой придерживает Младенца, тянущего ручки к цветку гвоздики в руках Святого Павла.
Эти детали носят в произведении символический характер. Так, книга в руках Святого Петра - книга судеб, гвоздика - символ вознесения на небо. Апостолы так заняты происходящим, что отложили в сторону свои неизменные атрибуты - ключ Святого Петра и меч Святого Павла. В этом небольшом по размеру полотне Боутс сумел достигнуть полной гармонии з изображении замкнутого пространства и пейзажа, природы и человека.
Картина Мадонна, кормящая Младенца еще меньше по размерам. Она изображает Мадонну, кормящую сидящего перед ней обнаженного Младенца. Тип лица Мадонны характерен для всего творчества Боутса.
Взгляд ее полуприкрытых глаз устремлен на сына. По плечам струятся распущенные каштановые волосы. Прекрасны руки с тонкими изящными пальцами. Свет в комнату струится через открытое окно, за которым тщательно выписан пейзаж со средневековым замком, окутанным голубоватым туманом. Картина пронизана ощущением удивительного покоя.
Рубрики: | Биографии Живопись Кватроченто Нидерланды и Фландрия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |