MurHgauzen все записи автора
Поразительно, но факт: создатели Obscure первыми догадались сделать игру по рецепту популярного в Голливуде жанра "молодежных ужастиков". Пока на серебряном экране балом правили "Scream", "I Know What You Did Last Summer", "The Faculty" (получивший от наших неграмотных прокатчиков прозвище "Факультет") и прочие нетленки B-класса, индустрия развлечений смотрела в совершенно другую сторону.
(Системные требования
Pentium III 800 МГц
256 Мб памяти
3D-ускоритель с 64 Мб памяти
4 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon 1.5 ГГц
512 Мб памяти
3D-ускоритель со 128 Мб памяти
4 Гб на винчестере
За исключением французов из Hydravision.)
Почти по Родригесу
Правда, на "хоррор" Obscure тянет с превеликим трудом - авторы почти не предпринимают попыток нагнать на нас страх и просто подсылают очередные порции врагов. При этом равнялись они на классику - антуражи дряхлеющей школы, насыщенные массой деталей и десятками грязных (в хорошем смысле) текстур, вызывают в памяти Silent Hill. Лишенная модных шейдерных фильтров, картинка держится за счет достойной работы арт-отдела Hydravision, не жалевшего сил на модели, освещение и анимацию.
К чести виртуального оператора, он всегда берет удачные ракурсы. Если в Cold Fear и Silent Hill 4 камера пробуждала глухую ярость, то здесь ни одна битва не будет проиграна из-за дурно поставленной сцены. Дизайнеры игры выбрали практичность, а не художественный выпендреж, но порой подбрасывают нам эффектные моменты. То любимый со времен Alone in the Dark вид "из окна" покажут, то пробегутся по потолку вместе с монстром, то развернут объектив на 30 градусов относительно пола... Называть Hydravision виртуозами еще рано, однако впечатлений хватает, тем более что звукорежиссер, композитор и детский хор парижской Национальной Оперы не зря ели свой хлеб с икрой.
Сюжет, как и положено, собран из дюжины затертых клише. Три подростка решают остаться в школе на ночь и выяснить, куда запропастились двое их друзей. В ходе расследования храбрецам попадаются чудовища, новые товарищи и затянутые паутиной скелеты из директорского чулана. Cold Fear или Alone in the Dark: The New Nightmare видели? То же самое, но про школьников. Obscure незатейлива и скоротечна (максимум 5-6 часов!), так что я не буду лишать удовольствия желающих получить лошадиную дозу отборного "дежа-вю".
Главная находка разработчиков - присутствие на экране сразу двух персонажей. Собственно, этим игра и отличается от конкурентов. Напарника мы подбираем из доступных бойцов; пока парочка разгуливает по этажам в поисках разгадки новой тайны, остальная гвардия прохлаждается в сравнительно безопасной точке сбора (глупо, но необходимо для геймплея). Достаточно нажать одну-единственную кнопку, чтобы вернуться туда и сменить состав команды, избавив себя от утомительного променада по уже "зачищенной" территории. Учись у земляков, DarkWorks!
Они убили Кенни
Наша бравая пятерка не слишком колоритна - на характеры, диалоги и действия героев сценаристы потратили лишь толику усилий. Завзятый спортсмен, капризная дива, "ботаник" с видеокамерой, "трудный подросток" и бесстрашная девушка - каждый из этих ходячих стереотипов вносит легкие изменения в стиль прохождения игры. У Джоша развито чутье на полезные предметы, Шеннон выдает нужные советы и эффективнее других применяет аптечки, Стэн мгновенно ломает замки, Кенни быстро бегает, а Эшли обучена спецприемам. Иными словами, различия - декоративные, но иллюзия свободы все-таки греет сердце. Кроме того, 5 персонажей - все равно что пять "жизней" в аркаде, хотя за гибель подопечного наказывают отлучением от бонусных нарядов и роликов.
Пинать ИИ не придется - он и без нас знает, как поступить, когда ногу обгладывает покрытый слизью зубастик, сверху болтает языком-удавкой жутковатое растение, а за углом беснуется ученик-зомби. Собираетесь вскрыть замок - и товарищ автоматически встает на стражу, картинно размахивая битой или "стволом". Действительно помогает!
Но счастье, пожалуй, не в этом. Если в доме оказались лишняя пара рук и свободный геймпад, можно сыграть вдвоем, оглашая район комментариями вроде "не жадничай и полечи меня", "смотри, в кого, блин, стреляешь" и "эй, а поделиться шотганом?" Веселье не останавливает даже громоздкий интерфейс для обмена вещами.
В дополнение к доморощенному движку и интеллекту Hydravision не поленилась написать свою физику. Правда, вместо "тряпочных" смертей и зрелищных полетов мебели ее заставляют красиво ронять бутылки, склянки и прочую утварь, когда герой нечаянно задевает столик. Интерактивность, увы, задержалась тут лишь на пару минут.
Зато кое-что французы сделали правильно. Взяв клейкую ленту, фонарик и пистолет, паренек на ходу сооружает устройство, до которого так и не додумался морпех из Doom 3. Благодаря собранной конструкции удается бороться не только с темнотой, но и с монстрами; уродцы патологически боятся света, а под солнечными лучами (не забывайте бить окна!) и вовсе обращаются в пыль. Включая режим удвоенной яркости, приходится следить за перегревом батареек: в схватке за игровой баланс разработчики нарушили как минимум дюжину законов электродинамики.
Не упущен из виду и комфорт. Не важно, кого мы вписываем в Красную книгу в очередном "survival horror" - аллигаторов-людоедов, космических зомби-мутантов или фриков с ветками на башке, - удобство управления превыше всего. Obscure буквально лезет из кожи вон, дабы угодить игроку. Автоприцел? Без проблем! Автоматическая карта с пометками, наглядно разъясняющими, куда идти дальше? В любое время дня и ночи! Вменяемая раскладка клавиатуры? Представьте себе, и она тоже есть.
Ложку дегтя следует вылить разве что на систему "сейвов", развивающую традиции Resident Evil, - чтобы сохранить прогресс, необходимо найти и использовать (читай: потратить) компакт-диск. Хотя и здесь не все плохо. Во-первых, записываться разрешено везде. Во-вторых, авторы не скупились, разбрасывая заветные пластинки по локациям, - при экономном подходе можно оставить 5-6 CD на финал.
* * *
Добротный "ужастик" из числа тех, что обещают застращать до смерти, но на самом деле годятся для детей и беременных женщин. Простенький сюжет Obscure не запомнится до гробовой доски, графика не вызовет благоговейное "ах!", скромный набор "бонусов" вряд ли подвигнет на повторное прохождение, и мало кто станет ждать грядущий этой осенью сиквел, но убить вечер-другой на спасение молодежи не жалко. Особенно в хорошей компании.
Прохождение игры.