SDK (Psyshot) все записи автора
XS: Когда ты в первый раз познакомился с компом и как дошел до музона? :)
Кита: Длинная и очень печальная история. Первый комп я купил в феврале 1993 года на свой ваучер! Правда, это был всего лишь микрокомпьютер "Электроника МК-85", но на нем я научился Бейсику. Мне 12 лет было. Потом осенью того же 93 я купил себе первый Zx-spectrum. Я жил тогда в городе Кургане. Это далеко от столиц, и там всяких компьютерщиков было немного. И никаких радиорынков тоже не было. И крутых всяких тоже было мало, и я с ними, наверное, в силу возраста (12-14 лет) и природной скромности так ни разу и не пересекся. Я тогда очень хотел стать хакером. Изучил ассемблер Z-80 проца. Мог уже и дампы читать, и просто из дизассемблера писать проги, небольшие, правда. И так я серьезно напрягался, чтобы все это освоить, что в 14 лет здоровье у меня кончилось, и я больше физически не смог думать. Полгода на успокоительных провел. Вот после 3 месяцев на успокоительных препаратах я и решил, что раз уж программистом стать не светит, так хоть музыкантом. Я скопировал себе программу Digital Studio 1.0 на восьми, кажется, 5,25” дискетах. Там была сама прога и библиотеки 8-битных сэмплов, слитых с ibm-pc. Прога эта для 128k spectrum'а была, если кто не понял. Именно в ней я и начал. Никаких трэкеров на PC я тогда не видел ни разу. Что я до этого видел, это, кажется Sound Tracker и ASC, или что-то в этом роде, на speccy, и все.
Еще, забегу вперед, к одному из последних вопросов. Я с 7 до 10, кажется, лет, учился в музыкальной школе, по классу баяна. Уже играл в народном оркестре, когда решил уйти из музыкальной школы. У меня всегда было 5 по сольфеджио, а вот читать с листа я так и не научился. Т.е. знал, конечно, как это делается, но очень медленно получалось. Лентяй. В общем, не доучился ни фига, и забросил.
Так вот это самое неоконченное музобразование мне в мои 15 лет, когда я сел за Digital Studio, практически не помогло, т.к. уже было напрочь забыто. Кроме того, я пытался делать рэйверские какие-то трэки. Сначала просто пытался воспроизводить то, что на кассетах слышал. В Digital Studio было 3 монофонических канала (в общем-то, благодаря аппаратным особенностям музыкального сопроцессора AY-"чего-то там", уже не помню, "8912"?), и при таком богатстве было очень непросто воспроизвести что бы то ни было. Ноты можно было ставить только на шестнадцатые либо тридцать вторые, либо шестьдесят четвертые доли, в зависимости от bpm. Никакого тебе свинга, триолей и пр. Даже громкость ноты нельзя было менять! В общем >censored<, какие скудные были возможности. Вот на этом я и учился. С декабря 1995 до весны 1997. Потом я до декабря 1997 практически ничего в этой области не делал, т.к. очень ждал появления у себя дома, наконец, настоящего PC. Появился он у меня только 19 декабря 1997, на мой день рождения. Я к тому времени уже знал, что такое FastTracker 2.08, и уже даже пару трэков в нем сделал.
Первый PC был P166MMX, 32mb, S3 Virge DX\GX 2mb pci, 1.2Gb Fujitsu, CD-ROM 16x Mitsumi и sound Yamaha 718 Isa. И >censored< помнит, какая мамка. Вот на этом суперкомпьютере я целых три года занимался сочинительством и музицированием, с декабря 1997 до весны 2001. Потом начались мучительные апгрейды. В итоге у меня появился, кроме всего прочего, SbLive какой-то один из первых. Очень старый и без наворотов вообще. У меня в компе он стоит до сих пор. И я до сих пор им и пользуюсь! Правда, очень хочется себе хотя бы Echo Mia прикупить, но до сих пор не могу выделить одновременно достаточно $ для выполнения этой задачи.
XS: Как возникла идея выступать с компом? Что-то я не припомню до вас групп, которые зажигали таким образом.
Кита: Идея возникла весной 1998 года. Тогда группе Психея было 1,5 года. Фео - мой одноклассник на протяжении 10 лет. Мы никогда не общались с ним в школе, но в 1997 году мы выпустились, поступили в один и тот же курганский вуз, только на разные факультеты (он - физмат, я - естественнонаучный, как ни удивительно), и начали общаться понемногу. Я тогда, в 1997 году, решил на электрогитаре научиться играть, а он меня поучил немного. Так вот, вернемся. Весной 1998 года, когда гр. Психея было 1,5 года, ФЕО (тогда его еще, кстати, так никто не звал, да и он сам тоже) решил выгнать барабанщика. А поскольку он наблюдал мои достижения в области компьютерной музыки, решил, что пока барабанщика нет, можно все барабаны на компе сделать, на кассету записать, и под нее репетировать. Что мы и сделали. Потом, через 2 недели, он выгнал бас-гитариста и взял двух моих друзей, АЗ'а и Лефика, в качестве бас-гитариста (АЗ) и барабанщика (Лефик). Почти в таком составе мы и приехали в 2000 году в Питер. Только в 1998 году Лефик на барабанах играть еще не умел. Поэтому некоторое время гр. Психея выступала с барабанами, записанными на аудиокассету. Потом мы сменили репетиционную точку с гаража (откуда все у нас украли) на прядильно-трикотажную фабрику, куда я осмелился привезти компьютер, и где сложился тот симбиоз живых барабанов с электронными. Было это уже в конце 1998 года.
XS: Какими программами ты пользуешься для написания музыки? Какая твоя любимая?
Кита: С конца 1998 до конца 2002 я пользовался только Impulse Tracker 2.15 и Rebirth 2. Теперь я пользуюсь еще FLStudio 4.51. Естественно, я пользовался SoundForge, CoolEdit и CoolEditPro, Cubase, Samplitude, Logic и еще >censored< знает чем. Сотнями DX и VST плагинов.
Еще в 1998 году, летом, записал первый альбом гр. Психея в комп, в CoolEdit 96, причем это был мой первый в жизни опыт звукозаписи!
XS: Что ты думаешь о таких монстрах, как Cubase и Sound Forge?
Кита: Что думаю? Думаю, что SoundForge самая доступная и универсальная программа для редактирования отдельных аудиофайлов. Базовая, которая должна с операционной системой поставляться. Но без CoolEditPro одним Forge'м я обойтись не могу.
Cubase SX, особенно вторая версия SX, программа для многоканальной записи, редактирования, сведения и мастеринга, с самым удобным для меня интерфейсом. Я в Cubase SX сделал альбом Светланы Сургановой "Неужели Не Я", прямо у нее дома. Правда "сделал", по-моему, слишком короткое слово для семи месяцев работы ;).
И еще, на мой (и не только) слух, Samplitude кайфовее звучит, чем Cubase. До сих пор не могу найти время, чтобы осмыслить этот пренеприятнейший феномен.
XS: С каких прог, по-твоему, стоит начать новичку, который хочет писать музыку? С Hip-Hop eJay?
Кита: А я не работал с hip-hop eJay. С любых, где получается. По-моему, стоит начать с изучения музыкальной теории и освоения хотя бы фортепиано. Хотя я ни тем ни другим не владею. И здорово этим недоволен.
XS: Реально ли полноценно имитировать инструменты, например, гитару, барабаны? Может ли комп заменить все инструменты?
Кита: Да, но проще все-таки на них играть, чем имитировать их. Хотя вот барабаны на компе неплохо получаются. Но, опять же, далеко не все элементы игры получается (по крайней мере, у меня) воспроизвести так, чтобы не обламываться, когда слушаешь потом.
XS: Какие преимущества и недостатки у компа перед синтезаторами?
Кита: Ну, в синтезаторах все равно задержка меньше, чем даже 1,5 ms, если надо живьем поиграть, и звук на выходе поприятнее. А вообще-то, все синтезаторы (мне кажется) есть в виртуальном исполнении, и очень даже неплохо звучат.
XS: Сколько времени уходит на написание одной композиции? На что затрачивается больше всего времени?
Кита: Ну, от 4 часов, наверное (причем не подряд 4), до бесконечности. Я обычно не до конца знаю, что хочу сделать. Это все получается у меня в процессе делания. Потом останавливаюсь, слушаю, снова что-нибудь меняю, т.е. добавляю или переделываю. Или оставляю как уже есть.
Зависит от того, что, для чего и для кого я делаю. Иногда ведь срок ограничен. Тогда можно и за 20 минут чего-нибудь сделать. Уже было такое.
Больше всего времени уходит на то, чтобы остановиться, решиться уже оставить как есть. Ну и чтобы зазвучало >censored<, тоже у меня далеко не сразу получается сделать. Мне вообще все, что бы я ни сделал, все равно не нравится!
XS: Сложно ли подбирать сэмплы под всю музыку?
Кита: Что значит "под всю музыку"? Я не понял половину вопроса. Я в последние 2 года стараюсь только звуки синтезаторов и банки барабанов подбирать, а уже из них делать полностью свои "сэмплы", т.е. "образцы" ;) музыки.
Не люблю сэмплы подбирать. Надоело. Хочется играть больше, а не миксы делать, а то самолюбие что-то страдает. Все уже за меня сыграно и придумано, а я просто нарезал и передвинул? Хочу тоже играть, рисовать нотки...
XS: Я имею в виду, трудно ли подобрать нужный сэмпл в нужный момент, чтобы он не портил, а только украшал музыку?
Кита: Это зависит от того, где их ищешь. Если там просто нет того, что встает "само" туда, куда ты хочешь что-нибудь поставить, то трудно. Либо уже знаешь, какой хочешь сэмпл, но не знаешь, где его взять. Тогда тоже трудно. Да, мне, наверное, это всегда трудно.
XS: Где ты в основном берешь сэмплы? Вставлял ли когда-нибудь из кинофильмов, из игр?
Кита: 99% брал из чужих готовых трэкерных модулей.
XS: А оставшийся 1%?
Кита: Из телевизора, cd-трэков других исполнителей, из любых других возможных источников.
XS: На какой платформе ты работаешь (ПК/Мак)? Под какой операционкой?
Кита: Сейчас на PC под WinXP, но мой любимый Impulse Tracker чувствует себя хорошо только под Win98, так что с Психеей живем до сих пор под Win98SE. Хотя у нас акустические концерты были, я там всякие pad'ы, string'и играю с midi-клавиатуркой, вот там я под ХР, в FLStudio и из Cubase на всяких виртуальных синтезаторах играл. Меня под Win98 только Imluse Tracker держит, да и то я все новые песни делаю уже полтора года как в FLStudio (полтора года назад еще был FruityLoops 3.56).
XS: А в клипе у тебя PowerMac (насколько я разглядел - G4) стоит :).
Кита: Из эстетических соображений режиссера, кажется. Не моих - точно. Т.е. Mac конечно эстетически привлекает меня больше, чем любой PC, но инициатива в клипе снимать Mac была не моя.
XS: Расскажи про свою ЭВМ – какай конфигурация, какие музыкальные проги жрут больше всего ресурсов?
Кита: У меня, как я уже сказал, до сих пор старенький SbLive. В остальном - P4 1.7 256k cache, ram 256mb, mb gigabyte ... на sis 645, hdd 40Gb Seagate barracuda, video matrox millenium g450 16mb ddr dualhead, cd-rom teac 540e. В общем, давно пора менять, но опять же, думаю, надо notebook брать, а $$$ не хватает. А вкладываться в очередную настольную машину смысла не вижу. А то, что сейчас у меня такая машина >censored<, это потому что вообще подарок. Так у меня сейчас неизвестно, что вообще за комп был бы. Наверное, до сих пор 633 celeron ;).
Самые требовательные к процу >censored< ревербераторы виртуальные, и синтезаторы тоже жрут до >censored<, сэмплеры до >censored< оперативки едят. Много дорожек, если чего сводить, быстрый винт надо. В общем, сами хост-программы не очень много едят. Едят плагины уже, и их количество.
XS: Необходимо ли музыкальное образование для программирования музыки?
В общем, необходимо, наверное, понимать, что такое ритм-секция, например, и как ее делать. И там до >censored< чего стоит знать.
Ну, это если популярную музыку делать. А если экспериментировать, то лучше вообще не знать ничего. Интереснее получаться будет.
XS: Это правда, что ты писал музыку для нового проекта Куваева 6,5? Расскажи, пожалуйста, подробнее.
Кита: 6.5 это не Куваева проект, а сотрудницы его студии "Мульт.ру" Маши Степановой. Это эксклюзивная серия мультов, заказанная у "Мульт.ру" сетью салонов сотовой связи "Связной". Чисто коммерческие flash-мультики.
Музыка практически в каждой серии эксклюзивная, и серии до сих пор выпускаются по 3 в месяц. Но я там не один музыку делаю, с АЗ'ом из Психеи. Мы вдвоем там все делаем, а он еще и персонажа одного (Локи) озвучивает. Я, честно говоря, стараюсь от него идей заполучить побольше, а потом их немного дорабатываю, и еще в качестве звукооператора всего мульта выступаю каждый раз. Мне проще, когда надо быстро выдать продукт, чьи-то идеи доделывать, чем самому придумывать. Я сам долго очень делаю.
XS: Никогда не пробовал программировать музыку для демосцены?
Кита: Нет.
XS: Бывали ли забавные казусы, вроде зависшего компа, в самый ответственный момент выступления?
Кита: Да. Много раз. Но давно. Сейчас практически никогда. Опыт, наверное, сказывается. И не очень это было забавно. Обломно это.
XS: Сколько за свою жизнь ты разбил на сцене мониторов, системных блоков, клавиатур? :)
Кита: Уже немало. Вероятно, мониторов больше, чем клавиатур. И, наверное, не так много, как сам думал. Штук 20 мониторов и чуть меньше клавиатур.
XS: С кем из наших групп вы дружите или записываете совместные композиции? Какие группы вам близки по стилю?
Кита: Сейчас с гр. Пятница, точнее, только с САНом. С Захаром Маем.
Близки по стилю? Многие из тех, кто нам подражает ;). Без имен.
XS: Кто из личностей или групп близок тебе как электронщику?
Кита: АЗ. гр. Психея.
XS: Какие творческие планы у "Психеи" и у тебя лично на ближайшее будущее?
Кита: Записать третий студийный альбом. Дорого его продать. Стать, благодаря этому альбому, очень известными и популярными. Отъездить в связи с вышеописанными свершениями много гастрольных туров. Строить новые творческие планы, пожав плоды выполнения всех предыдущих. Вот, что-то вроде этого.
А у меня лично еще? На ближайшее будущее? Долги раздать побыстрее. Чтобы второй альбом Сургановой быстрее был выпущен, а то там я принимаю участие в работе. Вот когда альбом выйдет, я надеюсь успокоиться.
Еще, естественно, поработать над альбомом гр. Психея так, чтобы не было "мучительно больно", как за 2 предыдущих альбома (почти целиком).
О группе
Стиль: киберкор
Состав:
ФЕО - гитара, вокал
Кита - PC
АЗ - MC
Слесарь - бас-гитара
Славон - барабаны
Ворон - член группы (занимается околоадминистративной, околомерчендайзинговой и архивной деятельностью, а также работник сцены вроде техника).