Толпились люди возле входа в рай... Толпились люди возле входа в рай И верили, что есть места ...
4 декабря православные верующие отмечают один из важнейших церковных праздников – Введение во храм Пресвятой Богородицы. - (0)4 декабря православные верующие отмечают один из важнейших церковных праздников – Введение во храм П...
Поделиться ГДЕ ТЕПЕРЬ ЗАСТРАХОВАНЫ ПО ОМС 1,6 млн КЛИЕНТОВ АО «СГ «СПАССКИЕ ВОРОТА-М»? - (0)ГДЕ ТЕПЕРЬ ЗАСТРАХОВАНЫ ПО ОМС 1,6 млн КЛИЕНТОВ АО «СГ «СПАССКИЕ ВОРОТА-М»? ...
Прощенное Воскресенье: как просить прощение. - (0)Прощенное Воскресенье: как просить прощение. Последний день Сыропустной недели называется...
Как правильно располагать иконы в доме. - (0)Как правильно располагать иконы в доме. Иконы есть почти в каждом доме, за исключением сем...
1. Православное сообщество открыто для чтения всем зарегистрированным пользователям liveinternet и тем, кто на этом сервисе не зарегистрирован.
2. В православное сообщество оставлять сообщения могут только те пользователи liveinternet, которые добавлены в друзья сообщества. Чтобы стать другом сообщества, необходимо написать письмо модератору сообщества dabu (используйте для этого, пожалуйста, сервис личных сообщений этого сообщества).
3. При написании сообщения или комментария будьте вежливы. Недопускаются брань, ненормативная лексика, оскорбления в адрес участников сообщества и иных лиц. Кроме того, запрещается публиковать посты, в которых тем или иным образом происходит поругание православных святынь и которые содержат оскорбительные высказывания о Вере и Православной Церкви. Запрещается публиковать посты, которые носят раскольнический и сектантский характер. Запрещается публиковать посты, призывающие к межнациональной и межрелигиозной розни. Запрещаеся публиковать посты, несвязанные с тематикой данного сообщества. Все подобного рода посты будут удаляться без предупреждения.
4. В сообществе запрещается публикация рекламных сообщений, за исключением анонсов публикаций на православных порталах. Допускаются сообщения с предложением безвозмездной помощи.
5. Публикуя просьбу о молитве, пожалуйста, обязательно указывайте имена, данные при Крещении. В случае, если человек не крещен, обязательно делайте об этом явную пометку.
6. В случае нарушения пользователем правил поведения в православном сообществе ему может быть запрещено добавлять новые посты с сохранением возможности комментировать уже добавленные посты. При повторном нарушении пользователь будет исключаться из списка друзей.
7. По всем вопросам, связанным с деятельностью этого сообщества, пишите в личную почту сообщества.
Обращаем Ваше внимание на то, что вопросы священникам православной церкви можно задавать в специальном сообществе Вопросы_Батюшке.
"Я очень доволен, ибо страдаю за веру" |
Метки: святые новомученики и исповедники российские ссылки цитата история церковь СССР |
Чтобы помнили. Крестный ход в честь 700-летия преподобного Сергия |
Метки: крестный ход преподобный Сергий Лавра история церковь фото Фома |
Загадка Звенигородского чина... |
Метки: святые иконы святыни история |
Молитва о спасении мира от разорения |
Вчерашний Синод. Покаянная молитва о спасении мира от разорения (“О сохранении творения Божия”) ...
Господи, Боже Вседержителю, Содетелю и Творче всяческих, покрываяй водами превыспренняя Своя, всю землю древесы многовидными и животными различными наполнивый, и животворяяй ю, да вся тварь благодарит Тя, Изряднохудожника.
Ты еси Иже и человека сотворивый по образу и подобию Твоему, и в мире сем поставивый, во еже возделывати и хранити его.
Не отврати лица Твоего и ныне, Господи Человеколюбче, зря мир Твой расхищаемь от беззаконий и страстей наших. Яко сетует земля, древеса и былие исчезают, зверие и скоти, и птицы небесныя погибают за нечестие сынов человеческих.
Молимся Ти, Всемилосердый Боже, помилуй ны, исполни сердца наша светом Твоего богоразумия и приими покаяние наше, да возделываем мир Твой во благо душам и телесем нашим и во славу Пресвятаго Имени Твоего, Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Отсюда: http://www.patriarchia.ru/db/text/4158823.html
Метки: молитва ссылки цитата синод церковь экология |
Где нет епископа, там нет Церкви |
Метки: епископ интервью церковь ссылки цитата |
С Праздником!!! |
Метки: апостолы праздники церковь ссылки цитата |
Алексей Белов: как я искал святого |
Метки: Николай Гурьянов старцы вера святые ссылки православие пресса |
Онлайн-карта храмов и монастырей |
Созвонились и поговорили с одним из создателей проекта "Единая карта храмов и монастырей" Павлом Клочковым:
http://foma.ru/edinaya-karta-hramov-i-monastyirey-sovetyi-pervyim-polzovatelyam.html
Павел говорит, что для дальнейшей работы над Картой создателям необходима помощь Интернет-пользователей, которые являются сотрудниками или прихожанами того или иного храма и которые могут исправить, дополнить информацию о храме или уточнить его расположение.
«Если вы не нашли свой храм, вы можете перейти по ссылке «Не нашли свой храм». Если вы являетесь представителем храма (то есть работаете в храме по благословению его настоятеля), вы можете пройти регистрацию и внести храм на карту самостоятельно. Если вы прихожанин – вы указываете всю необходимую информацию в заявке. Эта информация сперва будет проверена в епархии или в самом храме – и только после этого опубликована.
А если вы обнаружили ту или иную ошибку, на карточке храма есть опция «Сообщить об ошибке».
Также, если представитель храма нашел свой храм и хочет получить управление его страничкой, он может оставить заявку и, получив подтверждение, дополнять страничку храма более подробной информацией.
Проверить информацию от наших пользователей самостоятельно мы не можем, поэтому, возможно, придется подождать некоторое время, пока та или иная информация не обновится. И мы просим быть снисходительными, терпеливыми и, по возможности, подключаться к работе».
Метки: Дела церковные храмы монастыри |
Великорецкий крестный ход. Трансляция |
Сайт Rublev.com ведет текстовую и фото-трансляцию с Великорецкого крестного хода: http://rublev.com/news/442.
Метки: Великорецкий крестный ход крестный ход |
Просьба о молитве по соглашению |
Метки: просьба о молитве |
Просьба о помощи и распространении объявления. |
Метки: помощь семье |
Православная стенгазета № 7 (269) |
|
Православная стенгазета № 6 (268) |
|
ПРОСЬБА О МОЛИТВЕ. |
|
Православная стенгазета № 5 (267) |
|
Православная стенгазета № 4 (266) |
|
Православная стенгазета № 3 (265) |
|
Православная стенгазета № 2 (264) |
|
ИСИХАЗМ В ТРАДИЦИИ РУССКОЙ СВЯТОСТИ ОТ КРЕЩЕНИЯ РУСИ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ (II) |
Автор статьи - студентка 4 курса заочного отделения ВБК при МПДА Краюшкина Наталья Алексеевна
Вы познали Сущего от начала
(1 Пет. 2,12)
Преподобный старец Паисий Величковский,
архимандрит молдовлахийской Нямецкой обители (1722†1794)
В истории православного монашества старец иеросхимонах Паисий Величковский, архимандрит нямецкого монастыря, занимает особое место. Им, благодаря выдающимся способностям к устроению монашеского общежительного братства, создана школа православного духовного подвижничества. Личная святость и дарования помогли исправить и перевести всю святоотеческую аскетическую литературу.
Его книжные занятия переводами достигли расцвета в Нямце, он работает не только в кругу единомышленных друзей, но и создал школу переводчиков и справщиков. Свои рукописи исправленных святоотеческих книг он распространил далеко за пределы монастыря, особенно в Русской земле, сделав Нямецкий монастырь центром православного монашества. Появилось множество переводов и списков. По свидетельству А.И. Яцимирского, из рукописей (1000) библиотеки Нямецкого монастыря на молдавском, греческом, латинском, итальянском, немецком, еврейском, арабском, турецком, сирийском, болгарском, польском, французском и славянском, 276 относятся ко времени старчества Паисия, 40 с лишним принадлежат старцу.
Блаженный старец поднял интерес монашествующих и мирян к книжным занятиям по изучению Свщ. Писания, к чтению святоотеческой литературы и духовным беседам. Старец письменно общался с подвижниками и архипастырями Афона, Царьграда, России по различным вопросам духовной жизни1. Под его руководством воспиталось не одно поколение подвижников, которые постоянным вниманием к себе, непрестанной молитвой, внутренней борьбой с помыслами, соблюдением заповедей, послушанием и смирением, откровением помыслов достигли высоты духовного устроения. И не только монахи, но и миряне. Движение это продолжилось до 1917 года. Нямецкий монастырь имеет тоже значение, что и Троице - Сергиева Лавра или Киево-Печерский монастырь.
Особенно сильно сказалось влияние старца на Афоне, его предание и уставы и сейчас сохраняются во многих обителях, не только в Ильинском скиту.
Сильное влияние испытало молдовлахийское монашество2, ученики его и ученики учеников были настоятелями монастырей, как это было и в русских монастырях. Движение исихазма захватило мирян, многие приняли монашество. Образовалось три течения. Северное - Валаам, Соловецкий монастырь, Александро-Невская Лавра и Александро-Свирский монастырь. Центральное - в Оптиной3, в Рославльских лесах Смоленской епархии, в Орловской губернии. К Южному относится Глинская пустынь в Курской епархии, Площанская пустынь. Влияние распространилось на 35 епархий, имевших учеников старца Паисия4. Это свидетельство того, что в мире действует неоскудевающая благодать Духа, и для тех, кто следует за Христом, становится даром самопознания, чистоты сердца, познанием Живого Бога.
Свидетель трудов Старца, его ученик и келейник схимонах Митрофан, составил житие прп. Паисия, в котором пишет: «Коликія же труды подъявъ блаженный... в сія бѣдная и лютая времена, монашеству до конца ослабѣвшу и точію внѣшний образ зрим бѣ... благодатію Божіею вразумляемый
1 См.: Житие и писания старца Паисия Величковского. Изд. Козельской Оптиной пустыни, 1847
См.: Сергий (Четвериков), прот.Указ. соч С. 224,305-307.
3 Выдающаяся роль Оптиной пустыни будет рассмотрена ниже.
4 Там же. С. 342-346. Прот. Сергием Четвериковым сделан список лавр, пустыней, монастырей, испытавших влияние старца.
трудився... и обрѣте студенец в сердцѣ своем воды живы, от неяже сам напився изобилно, и всѣм подаяше независтно,... весь вбожен и облагодатьствованъ бяше велікий сей муж, ум его всегда соединенъ бѣ любовію со Богомъ...»1
Блаженный старец схимонах Паисий об умной молитве2
Оплакав зломудрие хулящих Иисусову молитву, священнодействуему в сердце, слыша хульные речи глаголящих лжу (Пс. 57,4), и к тому же, убеждаемый делателями молитвы, старец Паисий пишет, что во многих пустынных местах и многие святые в последние времена благодатию Божиию стали хранителями заповедей Божиих, очистив сердца, сделались сосудами Духа. Чтобы люди не спасались, враг воздвиг Варлаама Калабрийского, который не способный по гордости понять слова: непрестаннно молитесь(1Сол.5,17), помолюся духом, помолюся же и умом (1Кор14,15); хощу пять словес умом моим глаголати, нежели тьмы словес языком (1Кор.14,19) отверг благодать. Отверг призывание имени, которое есть исповедание Петра: Ты еси Христос, Сын Бога живого (Мф.16,16).
Кто хулит молитву и восстает на умное делание, приобщается еретику. Какая этому причина? Призывание имени? Но другого нет, нет возможности спастись, только призыванием имени Спасающего. Ум? Но ум непорочен, создан по образу и подобию3. И сердце – дело рук Божиих. Или мысль, что Бог совершенный не слышит тайной молитвы: Ты же когда молишься, войди в клеть твою, и, затворив двери твоя, помолись Отцу твоему, Иже втайне; и Отец твой, видя втайне, воздаст тебе яве (Мф.6,6). Иоанн Златоуст приводит свидетельство – Божественное Писание, где Моисей, болезнуя сердцем молился, и Господь сказал: Что вопиешь ко Мне? (Исх. 14,15).
См.: Житие преподобного Паисия Величковского, сост. схимонахом Митрофаном. С. 193-196.
2 См.: Паисий Величковский, прп. Об умной молитве. - Репринт.- М., 1902. Свиток этот написан старцем Паисием по творениям свв. отцов Григория Синаита, Григория Паламы, Василия Великого, Марка Эфесского.
3 Ср.: Блж. Диадох: « Ум наш, когда памятью Божиею затворим ему все всходы, имеет нужду, чтоб ему дано было какое – нибудь обязательное для него дело для утоления его приснодвижности. Ему должно дать только священное имя Господа Иисуса...» См.: Добротолюбие. – СТСЛ, 1993. Т. 5. С.371.
Необходимо возопить в сердце. Из глубины воззвать ко Господу, сделать молитву таинством, истинною, каков и Господь. Это тайная, безгласная молитва. Священная, тайная молитва очищает от страстей, хранит ум и вдохновляет на хранение заповедей.
Если кто живет самочинно, и надменен, страстен, не спрашивает совета старших, такой впадает непременно в прелесть. Причина прелести не духовный меч молитвы, а гордость. Причины злохуления же: 1) не с испытанием, т. е. без делания заповедей чтение Священного Писания; 2) недоверие учению свв. отцов; 3) неразумие и невежество, незнание писаний свв. отцов.
Зная это делание, вы бы душу свою положили за него. И Господь разжег бы вас Своею любовью. Ум есть зрение, и делание умное у свв. называется зрением. Поэтому, кто очистит свой ум, того благодать Божия возводит в духовные видения и тайны, которые есть зрительная чистая молитва, куда никто не может взойти, если не введет Господь. Если дерзнет сам входит в видения, не очистившись, то он мечтает мечтательным духом1. Молитва умная дана человеку в раю, чтобы он пребывал в священнодействии, т.е. в видении Бога2.
Умною молитвою Пресвятая Дева вместила Бога Слово. «От нежных ногтей …она взыскала сущую выше онаго и воистину духовную жизнь и не смешанную с дольним жизнь, чудесным образом стремясь к Богу и сверхмирному единению с ним. Она проложила новый и неизреченный путь в небеса…умозрительное молчание. И предав сему ум, взлетает выше всякой твари и больше, чем это было по отношению к Моисею, видит славу Божию, и посвящается в божественную благодать…»3 Так Богородица Дева взошла на высоту … Боговидения безмолвием ума. Из Священного Писания мы знаем Моисея, Анну, мать пророка Самуила, праведного Авеля, которые,
См.: Григорий Синаит, прп. «Наставления безмолвствующим» //Добротолюбие. Т.5. Гл. 130.
2 См.: Паисий Величковский, прп. «Об умной или внутренней молитве».- М,1902.с.7-18.
3 См.: Григорий Палама, свт. Омилии.Т.3.- М.: Паломник.1993. С.129-134
не сказав ни одного слова, были услышаны Богом. Св. Василий Великий говорит об умном действии и умных устах словами Писания: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих (Пс.33,1). Ведь не может быть во устах хваления всегда, например, когда человек спит, ест и пьет. Но есть мысленные уста: уста моя отверзох и привлекох Дух (Пс.118,31), - говорит Пророк. Мысль о Боге может всегда находиться в душе и всякое слово умное имеет в разуме Бога: Аз сплю, а сердце мое бдит (Пс.5,20). То есть кроме телесных уст есть еще уста умные, умное действие. Свв. отцы, слыша, что от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы, и та суть сквернят человека (Мф. 15, 19, 20), оставили другое и умным деланием хранили сердце1. Уста и язык, и дух, и глас - одно: дух мой помолится, а ум мой без плода есть, помолюся убо духом, помолюся же и умом (1 Кор.14,14). Многие отстраняют себя от Царства Божия, как не пребывающие при «умном жертвеннике»2, живущие по плоти. А от непрестанной памяти о Христе бывает «неизреченное просвещение»3. Те, кто имеет страх Божий и разум, признают, что это Божественное дело и перед всеми подвигами важнейшее. Не только в пустыне, но и в городах было много делателей. Так патриарх Фотий не был монахом, но преуспел в этом, что сиял лицом как Моисей. Патриархи Игнатий и Каллист, который обучился молитве, проходя службу на поварне4.
Для занятий этой молитвой нужно приготовление. Здесь нельзя без научения. Очень редкие без научения болезненностью делания приняли ее от Бога. Необходимо истинным послушанием освободиться от молвы5, чтоб стать свободным от попечений. Смирение, которое рождается от послушания, поможет избежать прелести и козней дьявольских. По качеству
См.: Паисий Величковский, прп.Указ. соч. С.21-27.
2 Там же С. 32.
3 Там же.
4 См.: Паисий Величковский, прп. Житие и писания. С. 108-109.
5 Молва - тревога, шум, мятеж. См.: Григорий Дьяченко, прот. Полный церковнославянский словарь. С.314. От молвы - многословие, от многословия - празднословие, от празднословия –праздность, лишение добрых дел…всякое зло. См.: Старец Паисий. Крины сельные или Цветы прекрасные .- Мн.: БПЦ, 2012.С.69.
эта молитва – единение и примирение с Богом, по действию - очищение грехов, уничтожение браней, Ангельское дело, показание состояния, пища души, будущее веселье1. «Возлюбившие эту добродетель, - пишет Исихий Иерусалимский,- грешные, непотребные, мерзкие и неправедные могут сделаться праведными, благопотребными, святыми и разумными о Христе Иисусе». И не только это, но и зреть Божественные таинства и богословствовать2.
Нужно, собрав ум, понудить его войти в сердце с дыханием. Вначале, привыкнув скитаться, он ощущает тесноту. Но войдя в сердечное место, держаться его постоянно. Чтоб не молчать, говорить: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Это сохраняет от нападений прилогов. Держать внимание надо внутри груди, где мы говорим и рассуждаем и произносим молитвы. После некоторого времени откроется сердечный вход. Можно молитву переменять на другую половину: «Сыне Божий, помилуй мя», как пишет Григорий Синаит. Иногда ум изнемогает. Тогда говорим устами. Когда ум преуспеет, не может уже говорить устами.
Тот, кто хочет соединиться со Христом, ничего не захочет больше и, презрев все красоты мира, будут искать соединения со Христом в постоянстве делания3.
1 Иоанн Синайский, прп. Указ. соч. Сл. 28. С. 232.
2 О молитве и трезвении // Добротолюбие. Т.2. С.195.
3 Паисий Величковский, прп. Указ. соч. С.32-48.
Метки: исихазм |
ИСИХАЗМ В ТРАДИЦИИ РУССКОЙ СВЯТОСТИ ОТ КРЕЩЕНИЯ РУСИ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ (I) |
Автор статьи - студентка 4 курса заочного отделения ВБК при МПДА Краюшкина Наталья Алексеевна
Вы познали Сущего от начала
(1 Пет. 2,12)
Святость Руси и расцвет монашества в XIV- XVвв. обусловлены и пропитаны исихастским влиянием. Исихазм приходит вместе с христианством. Перевод богослужебных книг свв. Кириллом и Мефодием совершен именно по благословению Константинопольской Церкви. Этот перевод оказал сильное влияние на дух славян, особенно русских. Русский народ получил на славянском языке богатую литературу. Свв. братья перевели практически весь богословский запас Византии, а также все, что было в области аскетики, патристики, философии, географии, астрономии, лингвистике, церковной поэзии.
После этого начинается непрерывный процесс переводов. Были переведены жития святых, писания свв. отцов, грамматика, философия, руководства для училищ, «Богословие» св. Иоанна Дамаскина, церковно-гражданская история, патерики, все двенадцать книг Четьих-Миней2. Т.е. были готовы пособия образования и это объясняет как мог появиться митр. Иларион, высокопреосвященный Нестор и Кирилл Туровский3. Книги незаметно перетекали на Русь.
В обителях иноческих воспитались многие иерархи Церкви. Из Греции пришли первые иноки и правила греческие стали духом русского монашества. Это было то же монашество, имевшее целью искание Царства Небесного. Монастыри появились сразу после Крещения Руси. Уже Киевский архиепископ встречал Болеслава Храброго в монастыре Св. Софии. Ярославом построены Ирининский и Гергиевский монастыри4.
Гора Афон многих привлекала как училище подвижников. Славяне рано начали путешествовать. Таким был Антипа, принявший на Афоне постриг с именем Антоний и принесший благословение в Киев. Существует предание, что князья Владимир и Ярослав положили на Афоне основание для русского монастыря (в честь Успения Пресвятой Богородицы), к нему позже был присоединен монастырь св. Пантелеимона, Руссик. Вообще передвижение в ту и другую сторону было обычным делом. Митр. Феогност вызывает в Москву византийских мастеров. Митр. Алексий и брат прп. Сергея Стефан, игумен Богоявленского монастыря, с которыми он любил беседовать, подолгу жили в Константинополе. Все греческие митрополиты были паламитами. Руси предавалось, то, что знала, чем жила Византия, что имела в богословии, в опыте монашества и просвещенности. Книги произвели переворот и были восприняты как откровение; отличительная черта русских монахов - любовь к книгам. Митр. Киприан заботился об умножении церковных книг, привез книги из Сербии . Друг митр. Киприана прп. Федор, племянник прп. Сергия, игумен Симонова монастыря, часто ездил в Константинополь. Общение с Византией, начавшееся до Крещения Руси, стало чрезвычайно прочным.
Постриженник прп. Сергия Афанасий Высоцкий жил в Константинополе. Из Греции он присылал иконы и переводы творений прпп. Григория Синаита и Симеона Нового Богослова, трактат которого «Метод священной молитвы и внимания» (о трех способах молитвы) был хорошо известен в обители прп. Сергия, как и творения древних отцов-исихастов. Рукописи южнославянских и русских библиотек свидетельствуют об интересе к духовно-аскетическим произведениям исихастов. Традиция «умного делания» и жажда святости, желание обрести Бога, лишение всего и ведение жестокой жизни свидетельствует о никогда не умиравшей на Руси мистической традиции, и, что «священное безмолвие» было известно задолго до того, как свт. Григорий Палама вышел из кельи в ихастерии св. Саввы в жар богословской борьбы5. И что важно: если святость – стяжание Духа, то святой не может не быть мистиком. Святой получает Духа, принимая непосредственно свет благодати. Возжегшись Духом Святым, следуя жертвенности литургической жизни, он оставляет все, уходит за Христом, «смывая слезами» приобретенное в миру, творя в себе нового человека. Русское монашество, как и греческое, ставит внутренний подвиг выше епископского сана. В своем послании епископ Симон заявляет: « Кто не знает меня, грешного епископа Симона, и этой соборной церкви, красы Владимира, и другой, суздальской церкви, которую я создал? Сколько они имеют городов и сел!<…>И всем этим владеет наше смирение.<…>Но ведает Господь тайное, - истинно говорю тебе: всю эту славу и честь за ничто вменил бы, лишь бы колом торчать за воротами, валяться сором в Печерском монастыре…»1. Не то же ли думал свт. Феофан Затворник, уходя в монастырь ради безмолвия простым иноком?
История святости - это выход на битву за свою душу, стремление души ко встрече с Богом, искание Его одного.
Это опыт связи Промысла Божия и свойств духа человеческого, чтобы быть нам не исследователями любопытными, но подражателями их2. Святость может многое объяснить. Житие святого – «не от мира» раздвигает перспективу земного, временного, объясняет причину оскудения святости последующих столетий и времен3. Это приводит к пониманию, что самый главный опыт Древней Руси - исихазм, что и делает ее святой.
1 «Изборник». БВЛ,- М.: 1969. С.293
2 Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. – М.: В типографии Александра Семена, 1855.С.5-10
3 Федотов Г.П. Святые Древней руси. – М.: «АСТ», 2003. С.16
Метки: исихазм |