Artnews все записи автора
Александр Дмитриевич Литовченко (укр.
Олександр Дмитрович Литовченко; 1835, Кременчуг, Российская империя — 16 (28) июня 1890, Санкт-Петербург, Российская империя) — российский исторический и религиозный живописец украинского происхождения.
Литовченко, Александр Дмитриевич, родился в Кременчуге в 1835 г., в бедной мещанской семье. «По собственным рассказам А. Д., неохотно, впрочем, обращавшегося к своему раннему детству, он почувствовал влечение к живописи очень рано и, несмотря на неблагоприятные условия жизни в глухом провинциальном городке, скоро приобрел навык в рисованье и постоянно возился с красками.
Прибыв в Петербург, он поступил в Академию Художеств, едва выдержав экзамен из наук». В Академии его занятия пошли весьма успешно: в 1855, 1857 и 1858 гг. он получил 2 малые и 2 большие серебряные медали за рисунок и этюд, а в 1861 г. за картину «Харон перевозит души умерших» малую золотую медаль. Жизнь же не улыбалась художнику — для снискания средств к жизни он должен был даже служить ретушёром в одной фотографии.
Знаменитое 9 ноября 1863 г. застало Литовченко еще в Академии; он присоединился к 12 конкурентам, отказавшимся от данной академическим советом программы на первую золотую медаль, и, вместе с остальными, покинул Академию, получив от нее диплом классного художника второй степени, вместе с присоединенным к нему свидетельством, что художник имеет превосходные способности и «может писать образа».
Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича
По выходе из Академии Литовченко примкнул к «Петербургской художественной артели», а по распадении её вошел в «Товарищество передвижных выставок», имевших столь серьезное влияние на ход русского искусства, на которых он и выставлял с 1878 г. свои произведения.
В 1868 г. за картину «Сокольничий» он получил звание академика; после этого Литовченко решил добиваться профессорства; Академия предоставила ему мастерскую, и художник в течение 4-х лет работал над картиной «Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища Английскому послу Горсею»; однако представленная в 1874 г. в совет для получения звания профессора картина была найдена неудовлетворительной в историческом и, в особенности, археологическом отношениях. Художник был не согласен с определением совета и просил более определенных указаний и объяснений, но получил ответ, что совет не находит нужным входить с ним по поводу этого в переписку. С этого времени художник совершенно отошел от Академии и до самой смерти относился к ней очень желчно и резко. Скончался Литовченко 16 июня 1890 г.
Литовченко не внес в русскую школу живописи ничего нового ни в смысле направления, ни в смысле художественных приемов. Рисунок его был правилен и даже несколько академичен, колорит приятен, манера, что называется, сочная, композиция суха и неразнообразна. Но, не оставив в русской живописи крупного следа после себя, Литовченко, тем не менее, не будете забыт, благодаря именно той роли, которую он играл при основании товарищества передвижных выставок. За последние тридцать лет это основание товарищества является самым выдающимся событием истории живописи в России. Товарищество несомненно оживило русскую школу, открыло новые пути и, не придавая товариществу того исключительного значения, которое ему придает г-н Стасов, можно, однако же, сказать, что товарищество было полезным учреждением не только для своих членов, но и вообще для русской живописи. Литовченко служил этому делу искренно и горячо; хотя из его протеста, в смысле личной художественной деятельности, не вышло ничего, — он был, как основатель товарищества, одним из «главных пионеров русского искусства»
— «Всемирная Иллюстрация», 1890 г.
Царь Алексей Михайлович и Никон у гроба святого Филиппа
Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею
Солнечная тропинка в лесу
Седло, украшенное драгоценностями 1875 (эскиз к картине "Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею")
Боярыня
Шут
Портрет Дамы
http://ru.wikipedia.org/