-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Клуб_Фотопутешествий

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.07.2005
Записей: 7612
Комментариев: 23389
Написано: 26068


КРУИЗ «СЕВЕРНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ». АЛЕКСАНДРО-СВИРСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ЧАСТЬ 13.

Среда, 03 Июля 2024 г. 03:49 + в цитатник
Аля-Рукодельница все записи автора

 Четвертый день круиза

Александро-Свирский монастырь

Начало круиза  

Александро-Свирский монастырь находится в деревне Старая Слобода, в 38 км от Свирьстроя.

1 (700x525, 235Kb)

Подъезжаем к подъемному Лодейнопольскому мосту, мы только недавно прошли под ним на теплоходе. Справа от нас параллельно автомобильной дороге на мост идет железная дорога.

Когда по реке идут суда выше 15 метров, авто и ж/д дороги перекрывают. Средняя часть моста вместе с асфальтом и рельсами поднимается вверх.

Мы на четырехпалубном теплоходе прошли спокойно, для нас мост не поднимали.

2 (611x700, 399Kb)

Лестница на подъемную часть моста.

3 (700x496, 406Kb)

Вид с моста в сторону Ладоги.

4 (700x492, 530Kb)

На развилке Мурманского шоссе установлен часовенный столб, указывающий дорогу к монастырю.

5 (700x495, 497Kb)

Деревня Новая Слобода.

В самой деревне ничего примечательного нет. Дома как дома, как во всех деревнях. А вот в конце деревни стоит несколько двухэтажных домов. Такие дома строили в старину на северо-западе нашей страны. В них обычно жила семья из нескольких поколений: родители, дети с семьями и внуки с семьями, до 30-40 человек под одной крышей.

6 (700x431, 379Kb)

Деревня стоит на берегу озера Долгое. В старину слово «долгое» обозначало что-то длинное. Озеро действительно очень длинное и узкое, больше 2 км при средней ширине 200 метров.

7 (700x525, 333Kb)

Рядом с Новой Слободой находится деревня Старая Слобода. Когда она появилась - не известно, но в конце XIX века о ней уже знали.

Жителей тут сегодня не много, всего 180 человек. Зато есть довольно большой гостиничный комплекс, паломников и туристов тут много.

8 (700x314, 177Kb)

На окраине деревни между озерами Святое и Рощинское находится Александро-Свирский мужской монастырь.

История монастыря (начало)

Монастырь был основан святым Александром Свирским в конце XV века в малолюдном лесном Олонецком крае среди поселений языческих народов — карелов, вепсов, чуди. Вскоре у Александра Свирского появились ученики. Ещё при жизни основателя обитель складывалась как два связанных друг с другом, но независимо расположенных комплекса (отделения): Троицкого с братскими кельями и Преображенского - рядом с кладбищем. Их связывает дорога, идущая вдоль озера.

За 500-летний период существования жизнь монастыря внешне мало отличалась от жизни других монастырей на Руси: расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления, вновь восстановление храмов и строгая монастырская жизнь, неусыпные молитвы и труд. В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края.

И сегодня монастырь имеет две, удаленные друг от друга, территории, называемые комплексами.

9 (700x392, 321Kb)

Преображенский комплекс на месте бывшего монашеского кладбища.

Его вернули РПЦ в 1997 году и сразу началось восстановление монашеской жизни.

10 (700x392, 345Kb)

Троицкий комплекс с братскими кельями.

Его вернули РПЦ только в 2009 году. Никак не могли убрать «психушку», которая тут располагалась.

11 (467x700, 311Kb)

Александр Свирский - это уникальный святой. Это человек, которому явилась Святая Троица. Таких людей в мировой истории человечества всего два. Это пророк Авраам, которому явился Бог под Мамврийским дубом в виде трёх ангелов. И Александр Свирский – монах, основавший на Свири обитель.

Его канонизировали через 14 лет после кончины, редчайший случай в истории православии.

Житие преподобного Александра было написано «по горячим следам».  Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому «Житие» отличается особой достоверностью.

Житие Александра Свирского

15 июня 1448 года в семье небогатых православных крестьян-вепсов Стефана и Вассы родился мальчик. Назвали его Амос в честь ветхозаветного пророка.Когда ребенок подрос его отправили в церковно-приходскую школу, учиться грамоте. Науки давались Амосу тяжело, только «Закон Божий» вызывал живой интерес. Вопреки воле родителей 19-летний юноша отправился в Валаамский монастырь.

На Валааме Александр выбирает себе путь безмолвия в одиноком житии на Святом острове, спасаясь и совершенствуя свою молитву. Через 7 лет послушничества принял постриг с именем Александр.

 На острове по сей день сохранилась пещера с узким извилистым входом и могила, которая заблаговременно была вырыта преподобным для себя самого.

12 (700x463, 428Kb)

Пещера Александра Свирского на о.Святой (на северо-востоке от Валаама).

В 1485 году валаамский монах с благословения игумена ушел на Рощинское (Святое) озеро. Срубил деревянную келью и первые 7 лет прожил в одиночестве, питаясь дарами природы. Жизнь аскета негативно сказалась на здоровье Александра, но вера в Господа и молитва помогали пережить трудности, искушения, болезни.

Однажды отшельнику повстречался боярин Андрей Завалишин, который охотился в здешнем лесу. Завязалась беседа… Разговор потряс Завалишина. Вернувшись домой, он рассказал всем знакомым о смиренном подвижнике с берегов Свири. К скиту потянулись желающие посвятить себя монашеству. Началось строительство обители со строгим скромным укладом.

Место возведения деревянной церкви Пресвятой Троицы выбрали неслучайно. Согласно легенде, здесь Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух (в образе ангелов) напутствовали Свирского. Храм положил начало комплексу Троицкого монастыря (в первозданном виде не сохранился).

В 1508 году после долгих уговоров братии Александр согласился принять сан игумена.
Высокое назначение не изменило образ жизни праведника. Он по-прежнему выполнял самую тяжелую работу, постоянно постился, спал на голом полу, часто уединялся в «Отходной пустыньке» (сейчас это территория Преображенского комплекса).

По преданию, перед смертью он попросил учеников связать свое тело по ногам, бросить в болото, прикрыть мхом, притоптать ногами. Иноки ослушались. Старца похоронили.

Наша экскурсия началась с Троицкого комплекса.

13 (700x525, 460Kb)

Вход на территорию Троицкого комплекса.

Когда-то тут была церковь Николая Чудотворца (крестовая).

14 (700x525, 382Kb)

Над входными воротами икона явления Святой Троицы преподобному Александру.

15 (700x503, 304Kb)

 Троицкий собор (1695-1698). Он четвертый по счету на этом месте.

Первую церковь во имя Святой Троицы преподобный Александр построил после того, как увидел Троицу во время молебна в «отходной пустыни».

16 (525x700, 562Kb)

Иконостас Троицкого собора.

17 (700x506, 514Kb)

Троицкий храм внутри расписан удивительными фресками, покрыт ими буквально от пола до потолка.

Троицкий комплекс вернули РПЦ в 2009 году. Но с 1998 года, когда мощи Александра Свирского вернулись в родную обитель, сами собой стали обновляться фрески Троицкого собора. Особенно сильно заметно обновление синего цвета фресок.

 Как это происходит, объяснить четко не могут. Реставраторы ссылаются на влажность в помещении, верующие на чудо.

Но все констатируют факт – фрески самообновляются. (Кстати, такое явление происходит и в других местах).

18 (700x464, 435Kb)

Купол Троицкого собора. Экскурсовод утверждает, что это изображение Бога.

 19 (700x525, 331Kb)

Сюжет явления Святой Троицы.

Изображений Святой Троицы с коленопреклоненным Александром в монастыре много.

 20 (700x535, 315Kb)

Галерея второго этажа Троицкого собора.

21 (700x524, 310Kb)

Покровская церковь (церковь Покрова Пресвятой Богородицы) с трапезной (1533-1536).

  В своей земной жизни Преподобный был удостоен еще одной великой чести – ему явилась Пресвятая Богородица, на своих руках держащая младенца Иисуса Христа, со множеством предстоящих Ангельских чинов. Преподобный пал перед нею ниц и услышал утешительное обещание, что не оскудеет покров Ее над созданной обителью и после его преставления.

За год до смерти Преподобный начал строить каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Это самое старое здание на территории монастыря. В 1618 году церковь была разрушена шведами и поляками, и ее практически заново отстроили на старом фундаменте.

Удивительно, но и тут часы наверху.

21Р° (700x525, 392Kb)

Очень незаметный вход за углом Покровской церкви. Кто-то из знающих туристов предложил туда сходить (экскурсовод согласилась, но сама инициативу не проявила).

22 (515x700, 310Kb)

В нижней части Покровской церкви находится молитвенная келия Александра Свирского, маленькое помещения, примерно 1,5х2,5 метра.

 

23 (700x660, 281Kb)

Келия Пр. Александра Свирского в Покровской церкви. Фото С. М. Прокудин-Горский. 1909 год. 

 

24 (700x365, 243Kb)

Место в храме, где преподобному Александру явилась Пресвятая Богородица.

 

25Р° (700x465, 241Kb)

Трехшатровая звонница (1646)

Слева – современный вид, справа – фото 1900-1915 годов, разница существенная. Когда она стала трехшатровой – неизвестно.

26 (700x292, 189Kb)

Церковь Преподобного Иоанна Дамаскина (1716-1718)

Слева – современный вид, справа - фото С. М. Прокудина-Горского, 1909 год

За 100 с лишним лет ничего не изменилось.

Монастырь в годы Советской власти

В годы советской власти обитель использовали под исправительно-трудовой лагерь Свирьлаг в системе ГУЛАГа. Лагерь состоял из десятков лагерных пунктов, разбросанных вдоль реки Свирь. Один из лагерных пунктов находился на территории Александро-Свирского монастыря.

Позже на территории монастыря был детский и инвалидный дома, некоторое время располагался техникум, а с 1953 по 2009 год в Троицком подворье находилась Свирская психиатрическая больница.

Покидаем Троицкий комплекс и по дороге, что проходит вдоль озера, идем в Преображенский комплекс.

27 (700x523, 412Kb)

Оглянулись назад. Вид на Троицкий комплекс со стороны Преображенского комплекса.

28 (700x466, 312Kb)

Вид на Преображенский комплекс со стороны Троицкого комплекса.

 Преображенский комплекс стоит на месте «отходной пустыни», кладбища, где издревле хоронили монахов. На этом месте сейчас стоит Преображенский храм, в левом пределе которого, освещенного в честь Александра Свирского, стоит рака с его мощами, нетленными и поныне.

29 (436x595, 188Kb)

На берегу озера еще сохранились руины монастырской квасоварни, тут же находился водный насос, снабжавший водопроводной водой монастырь.

Внизу фото С.М. Прокудина-Горского,1909 год. 

30Р° (700x525, 418Kb)

Перед входом на территорию Преображенского комплекса слева находится Надкладезная часовня.

Она построена на месте колодца, который своими руками вырыл Александр Свирский в дни своего уединенного жития.
В данный момент эта часовня - скорее символ. Сам колодец давно не функционирует, во времена, когда монастырь был закрыт, колодец засорили основательно, да еще рядом была бензоколонка. Сейчас в часовню из монастыря по водопроводу подается освященная вода.

 

Мы дошли до Преображенского комплекса.

Он образовался на месте Отходной пустыньки, в которой жил преподобный Александр после возвращения с Валаама. 23 года он прожил тут в одиночестве. Однажды во время молитвы ему явилась Пресвятая Троица и повелела построить храм и организовать обитель.

31 (700x398, 243Kb)

Святые ворота Преображенского комплекса с одной и с другой стороны.

Над вратами Никольская надвратная церковь. А на фронтонах не иконы, а часы. Как-то странно.

33 (700x624, 292Kb)

Святые ворота на фото С. М. Прокудина-Горского в 1909 году.

Никаких часов раньше не было, только иконы, даже на фронтоне.

34 (700x525, 382Kb)

Первый взгляд из Святых ворот. Перед нами Преображенский собор. Вокруг газон, поэтому все, как на ладошке.

35 (700x687, 304Kb)

Аллея перед входом в Преображенский собор. С. М. Прокудин-Горский. 1909 год.

Тот же ракурс, только более 100 лет назад. Раньше от ворот к собору вела аллея. С одной стороны – красиво, с другой – деревья закрывали красоту собора.

36 (700x625, 316Kb)

Вид с колокольни Преображенского монастыря. С. М. Прокудин-Горский. 1909 год

Сейчас на территории монастыря деревьев нет, только газоны. 

38 (700x466, 209Kb)

Рядом находится Троицкая часовня, она построена на месте, где Александру Свирскому явилась Святая Троица.

В истории человечества Святая Троица являлась лишь двум людям: Аврааму, библейскому пророку, родоначальнику еврейского народа, и монаху Александру из дремучих лесов на реке Свирь.

39 (700x538, 422Kb)

В «Житие» это описывается так: «На 23 году поселения Преподобного, в 1507 году, в пустыни большой свет явился в его храмине, и он увидел трех мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною «паче солнца». Из уст их святой услышал повеление: «Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына, и Святого Духа, Единосущной Троицы... Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти"."

По благословению Святой Троицы преподобный Александр Свирский построил Троицкий собор, а затем основал и сам Свято-Троицкий монастырь.  После явления Пресвятой Троицы, когда Александру было указано возвести Троицкую церковь, собрать братию и устроить обитель, Александр понял, что, посылая в его пастырство множество людей, Господь больше не желает его одиночества в пустыне.

Из «Жития» следует, что Александр родился в 1448 году, в 19 лет ушел на Валаам (это 1467 год), 7 лет был послушником и в 26 лет принял постриг (это 1474 год), провел на о. Святой в одиночестве 10 лет (это 1484 год), пришел на Свирь, построил хижину и жил в одиночестве еще 23 года (это 1507 год).

Явление Пресвятой Троице случилось на 23-м году затворничества, значит в 1507 году. После этого появились насельники и началось строительство Троицкого храма, образовался монастырь. Преподобный Александр стал игуменом в 60 лет и строил, строил и строил.

40 (700x466, 404Kb)

Вид внутри часовни и песочек, который можно взять с собой, даже лопаточка приготовлена.

40Р° (525x700, 417Kb)

Колокольня (1903-1904 г.г.).

Это последнее здание, построенное до 1917 года. Дальше уже не строили, а уничтожали.

В советское время колокольня выполняла роль водонапорной башни для нужд поселка, резервуар для воды по-прежнему стоит на своем месте, а над ним висят монастырские колокола, звон которых разносится на многие километры.

41Р± (700x525, 414Kb) 

Троицкая часовня (середина XIX в.), где Александру Свирскому явилась Троица, надвратная Никольская церковь (1791), настоятельский (1789) и братский корпуса (1857–1898).

42Р° (700x525, 422Kb)

Преображенский собор и несколько могил перед ним.

  В соборе покоятся мощи святого в приделе Александра Свирского, специально устроенном в 1716 году.

42Р± (700x524, 420Kb)

Фрески на алтарной стене Преображенского собора: слева «Явление святой Троицы Преподобному Александру Свирскому», в центре «Преображение Господне» и справа икона Божией Матери «Знамение».

43 (700x417, 184Kb)

В начале ХХ века кладбище перед Преображенским собором было намного больше, фото 1905-1917 г.г.

44 (490x700, 303Kb)

Вид Преображенского собора в разное время (2020г. и 1910г.)

И шатровый купол был и вход оформлен по-другому.

45 (508x583, 314Kb)

Преображенский собор внутри.

46 (700x623, 517Kb)

Рака преподобного Александра Свирского. Фото 1909 года.

 Скончался преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-ти лет от рождения и погребен был в отходной пустыни, близ церкви Преображения Господня, по правую сторону алтаря.

Первое обретение мощей

По прошествии 107 лет и 7 месяцев со дня кончины прп. Александра, а именно в апреле 1641 г., игумен Свирского монастыря Авраамий с братией, намереваясь строить над его могилой каменную церковь согласно царскому повелению, разобрали ветхую церковь, где находилась гробница, поставленная над его телом. Когда копали ров для восточной стороны церкви, лопата одного из монахов неожиданно ударилась о крышку гроба. О находке доложили игумену, и он, собрав всю братию, поспешил осмотреть гроб. Лишь только открыли верхнюю доску гроба, как вдруг по воздуху разлилось благоухание; одежды на лежащем в гробе - мантия и схима - были целы, тут же лежал и деревянный посох. Тело оказалось не истлевшим, и из-под покрывавшей лицо материи была видна часть бороды. Это были мощи прп. Александра. Игумен тотчас же велел сделать новый гроб и после переложения в него святых мощей перенес их в храм.

Вскоре игумен послал монахов с донесением об этом событии митрополиту Новгородскому Афонию, а тот в свою очередь сообщил известие царю Михаилу Федоровичу. В 1644 г. святые мощи были переложены в драгоценную раку, пожертвованную монастырю по личному распоряжению царя.

В 1644 году царь Михаил Федорович подарил монастырю серебряную раку для обретенных мощей Александра Свирского, а царица Евдокия собственноручно вышила покров на раку.

С 1644 года до революции 1917 года нетленные мощи Александра Свирского хранились в серебряной раке в Преображенском соборе монастыря.

Тело преподобного Александра Свирского не подвержено тлению уже пять веков, а у его гроба и по сей день совершаются великие чудеса — исцеляются даже больные раком. По воле Божией и лицо преподобного Александра пребывает до сих пор в такой сохранности, что дало возможность провести иконографическое исследование и выявить сходство с ранними изображениями святого.

Мощи святого постоянно мироточат, а в канун церковных праздников истечение мира только усиливается. Замечено также, что его интенсивность меняется в зависимости от того, кто служит, как молится народ, заполнен ли храм молящимися или любопытствующими людьми.

46Р° (550x374, 150Kb)

Надругательство над мощами

Налет на обитель осуществил отдельный батальон войск ВЧК во главе с латышом Августом Вагнером. 22 октября 1918 года он не только конфисковал более 650 килограммов церковного серебра, но и отобрал у монахов продовольствие, одежду, обувь, церковное вино. При этом серебряная рака со святыми мощами преподобного Александра Свирского (пожертвованная царем Михаилом Федоровичем Романовым в 1641 г.) оказалась вскрыта и изъята.

В том же месяце в советской печати появились сообщения о том, что при приеме на учет богослужебного имуще­ства Александро-Свирского монастыря Олонецкой губернии «в литой раке, весящей более 20 пудов серебра, вместо нетленных мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла».

Чтобы утихомирить и припугнуть возмущенных монахов и богомольцев, 1 ноября во дворе Олонецкой тюрьмы чекисты расстреляли четырех насельников, в том числе настоятеля архимандрита Евгения (Трофимова), казначея иеромонаха Варсонофия, священника Перова.

Изъятые ценности общим весом более 60 пудов серебра были отправлены в двух вагонах в Петрозаводск, но в музей попало всего 74 предмета. Драгоценные вещи (раку, серебряные ризы, оклады, кресты, священные сосуды XVI-XVII веков) чекисты присвоили или переплавили в слитки.

Не решившись выставить мощи на общее обозрение, чекисты 20 декабря перевезли их из монастыря в Лодейное Поле. Несколько разных комиссий рассматривали и изучали мощи (не все были там специалистами-экспертами).

 21 февраля 1919 года археологической комиссией при Наркомате просвещения, где работали известные ученые, в том числе несколько академиков (Покрышкин, Марр, Золотарев, Орбели, Ольденбург, Удаленков) было сделано заключение о ценности мощей: «Признавая мощи преподобного Александра Свирского безусловно исторической реликвией, местонахождение которой должно быть в храме <…>, просит принять меры по охранению этой народной исторической ценности».

 Однако 31 января 1919 года мощи были увезены из Лодейного Поля в Петроград, в анатомический музей Военно-медицинской академии.

 

Сокрытие мощей

В то время руководителем кафедры нормальной анатомии Военно-Медицинской академии был генерал-лейтенант медицинской службы, профессор Владимир Николаевич Тонков.

После первичного осмотра мощей он вынес вердикт: «Престарелый мужчина. На вид – лет восемьдесят. Судя по всему, смерть наступила… два или три дня назад. Следов насилия не наблюдаю. Скорее всего, этот человек умер по естественным причинам».

Узнав, что перед ним останки Александра Свирского, скончавшегося в 1533 году, ученый решил сохранить святого для будущих поколений.

Академик Тонков специально не сделал никаких записей в регистрационных документах для того, чтобы враги православия просто забыли о мощах преподобного Александра Свирского.

Тем не менее реликвия беспокоила власти. Ее неоднократно пытались уничтожить, особенно в разгар антирелигиозной кампании 1930-х годов. Когда в академию приходили люди из НКВД забрать мощи, Владимир Николаевич с санитаркой прятали «экспонат» между шкафом и стеной.

После смерти Тонкова в 1954 году сохранность мощей обеспечили его ученики. В публикациях на эту тему отмечают, что на этой кафедре не был арестован ни один сотрудник, тогда как аресты в то время были обыденным явлением.

48 (220x301, 21Kb)

Владимир Николаевич Тонков, академик Военно-Медицинской Академии.

Второе обретение мощей

В 1997 году организатором поисков мощей преподобного стала инокиня Леонида (Сафонова). После окончания Ленинградского государственного университета на протяжении 30 лет она занималась исследовательской работой в области биологии клеток и тканей человеческого организма, работала в НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера. Автор более 60 научных работ, кандидат биологических наук, она поменяла научное поприще на монастырь за полгода до защиты докторской диссертации.

Поиски привели ее в музей при Военно-медицинской академии — к 1990-м никто уже не помнил, что "куклу" большевики перевезли именно туда. В запасниках нашли ящик для хранения экспонатов — без номера и архивной карточки. Только с надписью: "мумифицированное тело неизвестного мужчины".

«Сотрудники в один голос твердили: «Случай исключительный. Чтобы в академии, где все подробно описано и каталогизировано, хранилось нечто неучтенное!» — писала инокиня Леонида.

Из академии тело передали в Городскую судебно-медицинскую службу на экспертизу.

Более полугода мощи изучали рентгенологи, антропологи, судебные эксперты, анатомы. Специалисты признали: тело подходит под оставленные хронистами описания мощей Александра Свирского. Таким образом верующие во второй раз обрели святыню, и в 1998 году она вернулась в родную обитель.

49 (700x634, 467Kb)

Инокиня Леонида (Сафонова) у раки мощей прп. Александра Свирского в Преображенском храме Александро-Свирского монастыря.

Несколько раз в году нетленное тело Крестным ходом переносят из Собора Преображения Господня в Троицкий собор.

Наша экскурсия по монастырю закончилась, возвращаемся на теплоход.

50 (700x469, 372Kb)

Оглянулись, чтоб запомнить.

51 (700x524, 377Kb)

От Преображенского комплекса дорожка спускается к берегу Рощинского озера, там пристань и купель с иорданью.

52 (700x464, 332Kb)

На противоположном берегу Рощинского озера виден Пантелеймоновский скит.

Каждый год 9 августа, в день памяти великомученика и целителя Пантелеймона, в этом скиту проходит служба. Воды Рощинского озера освящаются. Проходит служба, за ней следует исповедь. Затем каждый желающий может совершить омовение в озере. На берегу в этот день собирают много палаток для переодевания купающихся.

Чудотворную икону Пантелеймона после службы в скиту на несколько часов переносят в Свято-Троицкий собор монастыря.

 

Постскриптум.

53 (572x700, 345Kb)

Когда юный Амос (так звали Александра в детстве) был на Валааме, к нему приезжал отец, чтоб уговорить сына вернуться домой. До этого Стефан с Вассой долго искали своего единственного сына. О чем они разговаривали, никто не знает (писаря рядом не было и микрофона тоже). Но, вернувшись домой, Стефан с женой Вассой удалились в Введенский монастырь, приняв постриг и новые имена: Сергий и Варвара.

54 (700x409, 437Kb)

Во времена Александра Свирского это был Введенский Островский мужской монастырь, сейчас Введено-Оятский женский монастырь.

Часть туристов с нашего теплохода отправились на экскурсию именно туда.

   Продолжение круиза

Рубрики:  Города России

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку