-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Клуб_Фотопутешествий

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.07.2005
Записей: 7609
Комментариев: 23382
Написано: 26054


КРУИЗ «СЕВЕРНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ». РЕКА ВОЛХОВ. ЧАСТЬ 9.

Вторник, 02 Июля 2024 г. 06:31 + в цитатник
Аля-Рукодельница все записи автора

 Третий день круиза

река Волхов 

Начало круиза  

1 (700x525, 325Kb)

Белые ночи на Ладожском озере.

2 (700x393, 215Kb)

 Это не голубой квадрат. Это цвет неба над Ладогой в 22 часа 1 июня. А в самый пик белых ночей будет еще светлее.

3 (497x377, 134Kb)

Всю ночь шли по Ладоге на юг. Теплоходы, как правило, идут вдоль берега, когда есть такая возможность. Мы от орехового острова до о. Коневец так шли. Берег всегда был слева. Далеко, но видно. Потом от Коневца до Валаама лавировали между островами, время от времени земля тоже видна. Назад возвращались тем же путем, около пос. Ладожское озеро свернули к устью Волхова и пошли по водному маршруту знаменитой Дороги жизни.

 Во время Великой Отечественной войны Ладожская флотилия базировалась в Новой Ладоге на р.Волхов. 

2Р° (700x525, 303Kb)

На горизонте еле заметно виден о.Сухо, пришлось снимать через бинокль. 

4 (700x396, 191Kb)

Утро. Слева по борту виден маяк. Это остров Сухо, малюсенький, 60 на 90 метров, зато с маяком. 

5 (700x467, 323Kb)

 Существует легенда по поводу названия острова: «Однажды царь Пётр I, проходя Волховскую губу на своём яле, сел на мель и воскликнул: „Тут же сухо!“ и велел основать остров на месте открытой им отмели. Отныне все проходящие по этому пути суда должны были оставлять камни на новом острове, который назвали Сухо. Так и появился рукотворный остров в форме подковы».

Существующий ныне кирпичный маяк был построен в 1891г. В советские времена на острове была метеостанция и постоянно жили метеорологи.

6 (700x535, 243Kb)

Во время Великой Отечественной войны остров был важным опорным пунктом: во-первых, он прикрывал подходы к Новой Ладоге, где базировалась Ладожская флотилия; во-вторых, рядом проходила Дорога Жизни, которая во время войны снабжала Ленинград продовольствием.

Информационная справка

22 октября 1942 года противник предпринял попытку высадить десант и захватить остров Сухо, Гарнизон острова из 70 солдат ничего не подозревал о готовящемся нападении. Этот маленький остров был оборудован маяком, наблюдательным постом и артиллерийской батареей, и являлся одним из важных пунктов обеспечения безопасности перевозок в Ленинград. 

В нападении на о. Сухо участвовало 23 корабля. Около 7 часов утра по острову был нанесён артиллерийский удар, за которым последовала высадка десанта. Противник имел все шансы на успех — первыми же залпами была уничтожена антенна радиостанции, суммарная огневая мощь кораблей значительно превосходила островную батарею, противодесантное оборудование острова находилось не в лучшем состоянии.

С находившегося неподалёку тральщика заметили высадку десанта и сообщили в штаб флотилии. Тральщик и оказавшийся рядом катер-охотник вступили в бой. В 9 часов в бой вступила советская авиация, в 9:30 подошли первые корабли. К полудню нападение на остров было отбито и началось преследование отступающего противника. В результате 16 десантных судов противника были уничтожены, одно - захвачено. Сбито 15 самолётов противника. Наши корабли потерь не имели, в гарнизоне острова Сухо погибло 8 человек, тяжелораненых - 16, легкораненых - 7 человек. Захвачено в плен 6 человек.

Важнейшим итогом этого боя стало то, что противник, не добившись цели, понёс серьёзные потери, и боевые возможности его флотилии и моральный дух существенно снизились, снизилась и опасность для перевозок.

  Память об этом подвиге хранит мемориальная доска на самом острове.

7 (517x700, 468Kb)

«Четвертый час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолеты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побили много фашистов… Командир обороны Гусев И. К. 22 октября 1942 г.». 

8 (700x431, 232Kb)

Входим в Волхов. Ширина устья чуть больше километра, но потом река быстро сужается.

Идем вверх по течению, вернее против течения.

9 (654x424, 217Kb)

Волхов - еще одна река, похожая на Неву.

Обе реки не имеют классического истока по принципу «с голубого ручейка начинается река». Обе просто перетекают из одного водоема в другой водоем: Нева из Ладожского озера в Финский залив, а Волхов из озера Ильмень в Ладожское озеро.

 Переполнилось Ильмень озеро от воды притоков (их около 50) и излишек перетекает по Волхову в Ладогу.

Переполнилась Ладога от воды притоков (их 35) и излишек перетекает по Неве в Балтику.

При длине в 224 км, ширина истока в районе Перынского скита –700 метров, ширина устья в районе д.Глядково – 900 метров.

Получается, что Волхов, как и Нева, тоже протока-перетока.

Практически сразу справа по борту начинается город Новая Ладога. Город небольшой, с населением чуть больше 7 тысяч человек. Но город старый, образован на месте Николо-Медведского монастыря в 1704 году, когда Петр Первый решил создать тут судостроительную верфь, а потом началось строительство Ладожского канала (т.н. старого Петровского).

10 (700x406, 208Kb)

У рек есть исток и устье, а у каналов есть голова и устье.

Новая Ладога находимся на перекрестке водных путей. Тут начинаются Старо- и Ново-Ладожские каналы, которые соединяют Волхов и Неву. Тут у них голова, а устье мы видели в Шлиссельбурге.

 Напротив Новой Ладоги находится деревня Намятово. Тут заканчиваются Старо- и Ново-Свирские каналы, которые соединяют Волхов и Свирь. Тут у них устье, а голову мы увидим завтра в Свирице.

Информационная справка

Ладожский, позднее Петровский или Староладожский канал был построен в начале XVIII веке. Длина – 117 км. Соединяет реки Волхов и Неву. Имел шлюзы в Шлиссельбурге и Новой Ладоге.

Новоладожскийканал (до 1917 года носил имя Императора Александра II) был построен в 1861-1866 годах. Длина – 111 км. Соединяет реки Волхов и Неву. Канал бесшлюзный.

Свирский, иначе Старосвирский канал был построен в 1802-1810 годах. Длина -53 км. Соединяет реки Волхов и Сясь.

Новосвирскийканал (до 1917 года носил имя Императора Александра III) был построен к 1882 году. Соединяет реки Волхов и Свирь через Сясь.

11 (700x448, 223Kb)

Два канала на одной фотографии: слева – канал судостроительного завода, справа – Новоладожский канал.

12 (700x448, 239Kb)

Устье Новосвирского канала в Намятово. Он судоходный для небольших судов, справа и слева белый и красный маяки, а вдали вышка сотовой связи. Она как ориентир.

13 (700x437, 297Kb)

Устье Старосвирского канала в Намятово. Узнаваемо по двум мостам, все берега заросшие. Им только рыбаки пользуются.

14 (700x469, 250Kb)

Слева на фото Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1877г.) и справа Никольский собор (1500г.)

От Николо-Медведского монастыря, который упразднил Петр Первый ради верфи, остался только Никольский собор да ворота кладбища (на фото стоят перед собором).

15 (700x427, 333Kb)

  Памятник Ладожской военной флотилии был открыт в 1982 году, а в 1985 году на площадке установили буксир «Харьков» и тральщик «ТЩ-100».

Буксир «Харьков» принимал участие в прокладке кабеля жизни и топливопровода по дну Ладоги во время блокады Ленинграда.

Кабель жизни - высоковольтный кабель, проложенный по дну Ладожского озера для обеспечения блокадного Ленинграда электричеством с восстановленной Волховской ГЭС. Назван по аналогии с «Дорогой жизни». Прокладывался с августа по ноябрь 1942 года силами Ладожской военной флотилии. Благодаря подводному заложению кабель был недосягаем для авиации и артиллерии немцев. Всего было проложено пять ниток кабеля.

Общая протяжённость пяти фидеров 102,5 км (по 20,5 км каждый), максимальная глубина на трассе 13 м, расстояние между кабелями 200 м, на прибрежном участке 50 м. После полного снятия блокады Ленинграда «кабель жизни» был поднят со дна озера и использован при ремонте городских линий.

Тральщик «ТЩ-100» выполнял функции разминирования дна Ладожского озера. Самым знаменитым его боем стало отражение атаки немецко-финских захватчиков на остров Сухо в октябре 1942 года. Рассказ об острове и бое смотри выше.

16 (557x601, 251Kb)

На окраине Новой Ладоги посередине реки есть остров с громким именем. Сразу возникает вопрос: кому в голову пришло назвать такой клочок земли именем вождя мирового пролетариата? Размер острова 450х120 метров и на нем нет ничего, кроме речных знаков.

А мы плывем дальше, Новая Ладога позади, впереди мост.

17 (700x525, 340Kb)

Автомобильный мост через Волхов на федеральной трассе Р21 «Кола» (М18). Это основная трасса Карелии и Мурманской области, от Санкт-Петербурга через Петрозаводск на Мурманск и дальше до границы с Норвегией.

18 (700x499, 424Kb)

Вот так он выглядит сверху,

19 (700x481, 305Kb)

а так снизу.

После моста слева по борту деревня Иссад. Практически на берегу стоят две церкви.

20 (700x474, 304Kb)

 Слева - церковь Модеста, патриарха Иерусалимского, построенная вместо деревянной в 1867 году.

Справа - Церковь Троицы Живоначальной, построенная в 1864 году.

Они много лет стояли в таком полуразрушенном виде.

20Р° (700x524, 381Kb)

Наконец-то их стали восстанавливать.

 

21 (700x509, 348Kb)

Проходим первый крутой поворот перед Старой Ладогой и справа капище Олега. Эти два кургана так же называют могилой Вещего Олега. Мы позднее сюда придем по суше. 

22 (700x466, 249Kb)

А вот второй крутой поворот делает река, и мы выходим прямо к Старой Ладоге, вернее проплываем мимо, потому что причал выше по течению.

23 (700x526, 422Kb)

Причал в Старой Ладоге.

23Р° (700x525, 349Kb)

Мы пришвартовались и будем здесь стоять до вечера, время нашей стоянки – 10,5 часов.

  Экскурсия в Великий Новгород и экскурсия по Старой Ладоге

23аа (700x415, 321Kb)

Мы подъехали к причалу за полчаса до отправления теплохода. Все уже были на борту, ждали только нашу группу (12 человек).

25Р± (700x525, 379Kb)

Отчалили. Прощаемся со Старой Ладогой.

25РІ (700x525, 375Kb)

Никольский мужской монастырь.

25Р° (700x506, 211Kb)

Вид с реки на староладожскую крепость. Со стороны Волхова крепостной стены нет.  

25Рґ (700x526, 466Kb)

Смотровая площадка и памятник Рюрику и Олегу Вещему.

25Рµ (700x524, 351Kb)

Староладожский Успенский монастырь. Тут 7 лет в заточении провела Евдокия Лопухина, первая жена Петра I.

25Р¶ (700x526, 389Kb)

Проплываем мимо церкви Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе.

25Рё (700x525, 327Kb)

И снова «Олегова могила».

 

Между устьями Волхова и Свири

29 (700x515, 274Kb)

Подходим к Ладоге. Лишь тонкая полоска суши отделяет Новоладожский канал от озера.

30 (700x515, 265Kb)

Последний взгляд на Волхов. Красивая река, мне понравилась.

26 (700x525, 361Kb)

Впереди Ладога.

Юг Ладожского озера мелководный и образован из трех больших заливов со своими «главными» реками.

В левом углу бухта Петрокрепость и Нева, перетекающая из Ладоги в Финский залив.

В центре Волховская губа и две реки: Волхов (224км), перетекающий из Ильмень-озера в Ладогу, и Сясь(260км) – река длинная и извилистая.

В правом углу Свирская губа и Свирь (224км), перетекающая из Онежского озера в Ладогу.

  Свирь мы пройдем от начала до конца и обратно.

26Р° (700x525, 305Kb)

Из Волховской губы мы повернули направо в Свирскую губу.  

Между ними Староженский мыс с маяком.

33 (700x515, 275Kb)

Стороженский маяк – это действующий и четвёртый маяк, который был построен на этом месте.

Это самый высокий озерный маяк в мире - 71 метр. Наверх ведет лестница из 399 ступеней. Попробуй поднимись без лифта.

Информационная справка

  Фокальная плоскость Стороженского маяка находится на высоте 76 м. Используют на маяке линзы Френеля. Дальность видимости в ясную погоду составляет: белый свет — 22 мили, красный свет - 17 миль. По разным источникам построен либо в 1906, либо в 1911 г.

 

Он брат-близнец Осиновецкого маяка, который мы видели, когда шли на о.Коновец.

34 (700x525, 394Kb)

Осиновецкий маяк в поселке Ладожское озеро на метр ниже.

 

Закат на Ладоге – это отдельная песня.

27Р° (700x525, 380Kb)

Закат с солнечной палубы.

27Р± (700x525, 372Kb)

Закат со шлюпочной палубы.

27РІ (700x525, 321Kb)

Закат со средней палубы.

27Рі (700x524, 353Kb)

И очень необычный цвет воды.

  Продолжение круиза  

Рубрики:  Города России
Питер и окрестности

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку