Поиск сообщений в Клуб_Фотопутешествий

Создан: 05.07.2005

КРУИЗ «СЕВЕРНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ». ОСТРОВ ВАЛААМ (НАЧАЛО). ЧАСТЬ 7.

Вторник, 02 Июля 2024 г. 06:29 + в цитатник
Аля-Рукодельница все записи автора

Второй день круиза

Валаам (начало)

Начало круиза

Мы ушли с Коневца в 11:00, ровно по расписанию. Прибыли на Валаам в 15:00. За 4 часа мы пришли около 60-ти км.

1 (700x489, 274Kb)

Мне не нравятся переходы по морю или озеру, во время которых берега исчезают из виду. Любой водой можно любоваться, бушующей или спокойной.  Но когда перед взором очень долго только одна картина - вода и небо, то рано или поздно это начинает надоедать. Вернее, от этого устаешь.

Но пока отплывали и прощались с Коневцом, пока обедали (а это около часа), пока вдали рассматривали острова (а они иногда встречались) – время и пролетело.

2 (700x524, 346Kb)

Матрос сказал, что погода на Ладоге удивляет всегда. Нам обещали дождь, но ни одна капля не упала, было жарко, 25-27 градусов.

А на борту появилось новое развлечение: выглядываешь за борт и видишь себя с радужным нимбом над головой.

3 (576x700, 242Kb)

Почти на подходе к Валааму мы прошли мимо о. Малый, на котором находится маяк. Официально остров называется Ханхипаси, что в переводе значит Малый, вот россияне по-русски его и называют.

Остров очень любопытный. Он небольшой, всего 450 метров, но если сильно приблизить карту, то в центре видно два прямоугольника. Скорее всего когда-то тут жил смотритель маяка.

Маяк старый, установлен в 1879 году. Его высота - 24,8 метров, высота огня - 30 метров над водой.

Информационная справка

Финский краевед Юха Таскинен, автор книги "Семь морей Ладоги" высаживался на остров с дозиметром в руках (им, как известно, всегда очень интересно, что там делается на "их" бывших территориях). По его замерам на самом берегу уровень радиоактивности соответствует фоновому (10 мкР/час), но при приближении к маяку, уровень радиоактивности резко возрастает. Около маяка – 76 мкР/час, а около стальной двери достигает 90 мкР/час. Безопасной считается доза до 50 мкР/час.

В "застойные" времена прогрессивно было устанавливать на удалённых маяках изотопные источники энергии. Вероятно, был он и здесь. Во времена "перестройки", жители тех мест, где они стояли, разворовывали их и сдавали на цветмет. Сколько из них потом умерло - история умалчивает.

Кстати, любопытных любителей маяков тут бывает много и сейчас, стоит только заглянуть в интернет.

Теплоходы проходят мимо этого острова то справа, то слева, но достаточно далеко.

4 (700x344, 268Kb)

Информационная справка

Валаамский архипелаг находится в северной части Ладожского озера и состоит из более 50 островов. Самый большой – остров Валаам, он занимает 2/3 всей площади – 27,8 кв. км., его размеры 9,6 х 7,8 км.  Некоторые острова соединены между собой мостами.

Расстояние до ближайшего берега – 22 км, а до ближайшего города Сортавалы – 42 км.

Ваалам неоднократно переходил из рук в руки, изначально был русским, потом шведским, с 1721 года стал российским, с 1917 – финским, с 1944 - советским.

На подходе к Валааму вдруг стало быстро холодать, и мы нырнули в густой туман.

5 (700x525, 282Kb)

А потом поплыли льдины, большие и маленькие.

6 (700x525, 386Kb)

Сегодня 1 июня, вот так тут начинается лето.

Между островами мы зашли в Большую Никоновскую бухту, в которой причаливают все большие круизные теплоходы.

7 (700x403, 175Kb)

Раньше пристань была почти на берегу Ладоги. Строили ее финны, им так было удобно. Некоторое время после войны круизные компании тоже ее использовали, но отсюда далеко идти до монастыря и скитов.

Поэтому причал перенесли на другой берег бухты, и в 2007 году его реконструировали.

8 (700x524, 290Kb)

Сквозь туман чуть заметны купола Воскресенского скита, а на причале уже стоят три теплохода, мы встали четвертым бортом.

9 (700x382, 228Kb)

В летний сезон на острове бывает и такое.

10 (700x466, 435Kb)

На Валаам приезжают паломники и обычные туристы. Верующих интересует религиозная история острова: Валаамский мужской монастырь (известен с XVвека) и скиты (их 12).

11 (700x525, 542Kb)

Туристов привлекает потрясающе красивая природа: живописные бухты со скалистыми берегами, сосновые рощи и обзорные площадки с видом на Ладогу.

12 (700x465, 480Kb)

Поэтому, чтобы увидеть и то, и другое, мы решили разделиться и пойти на разные экскурсии.

13 (700x525, 368Kb)

Первый маршрут пешеходный: 3 скита, ферма, смотровые площадки на озерах и бухтах.

Второй маршрут водный: главная усадьба и водный путь до нее между островками.

Я мечтала пойти по первому маршруту, но компания заменила ее на «Скалистый берег Валаама». Жаль, я мечтала о другом, пришлось идти на главную усадьбу.

До начала экскурсии у нас был целый час, поэтому мы решили посетить хотя бы один скит, благо, он рядом находится.

14 (700x471, 417Kb)

От теплохода по широкой дороге поднялись наверх.

На площадке установлен поклонный крест в память о древнем предании о посещении острова апостолом Андреем Первозванным, который является небесным покровителем России.

Информационная справка

По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный, проповедуя Евангелие, после Черноморского побережья Кавказа, пройдя Крым, Днепр и Волхов, вошёл в «бурные воды озера Нево (Ладожского озера)» и установил на «горах Валаамских» каменный крест.

Никаких документальных сведений об этом в летописях нет.

В X веке на Валаам прибыли преподобные монахи Сергей и Герман из Новгорода. Из-за того, что большой остров был заселен язычниками, монахи поселились на маленьком, пустынном острове в одной из пещер. Некоторое время они прожили в затворничестве, постепенно собирая вокруг себя братию. Позже они обратились к митрополиту с просьбой благословить основание монастыря.

Мы постояли на площадке и повернули налево, в сторону Воскресенского скита.

В начале ХХ века игумен монастыря Маврикий, побывавший в Иерусалиме, решил создать на острове Валаамскую Палестину и Новый Иерусалим. По возвращении домой он выбрал подходящий ландшафт, переименовал Никоновскую гору в Сион, Лещёвое озеро в Мертвое море, речки рядом с ним — в Кедрон и Иордан, а скалистую гряду у берега Малой Никоновской бухты — в Елеонскую гору.

По преданию апостол Андрей Первозванный воздвиг каменный крест на территории нынешнего Воскресенского скита, а в конце XVIII в пещере неподалёку, подвизался иеромонах Никон, по имени которого получили название Большая и Малая Никоновские бухты.

15 (700x526, 568Kb)

По дороге нам встретилась вот такая сосна. Остров состоит из габбро-диабаза (вулканическая горная порода, близкая к базальту), покрытого тонким слоем почвы (15-25см). Местами почвы нет совсем, один камень. А сосны все равно растут.

Дорога постоянно идет вверх. Мы идем на гору Сион.

16 (700x438, 354Kb)

Вид сверху на Воскресенский скит. А у причала стоят круизные теплоходы.

Этот скит еще называют Красный, потому что все здания скита и ограда вокруг него сделаны из красного кирпича. Есть еще третье название – Новоиерусалимский, потому что нижний храм сделан по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

17 (479x700, 376Kb)

Подошли к скиту на горе Сион, к нему ведет лестница. Снизу видно только колокольню.

18 (700x462, 400Kb)

Поднявшись наверх видишь всю громаду собора, один фундамент выше человеческого роста.

19 (700x451, 311Kb)

В 1846 году была построена деревянная часовня во имя святого апостола Андрея, в 1906 году вместо нее построили двухэтажное храмовое здание.

20 (700x575, 557Kb)

Верхний храм освящён в честь Воскресения Христова.

Белоснежный фаянсовый иконостас, изготовленный в Екатеринбурге и украшенный благородной позолотой.

21 (700x385, 207Kb)

Нижний храм освящён во имя святого апостола Андрея Первозванного. Помещение сделано по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме.

22 (700x462, 323Kb)

В месте, где обычно бывает алтарь, располагается копия кувуклии (часовня-склеп, в котором стоит гроб Господень). Снаружи вход отделан колоннами из серого мрамора.

Внутри кувуклии практически всегда темно, и в начале вы оказываетесь в «притворе Ангела» - здесь при входе находится символ камня (по аналогии с тем, что был у входа в пещеру, где покоилось тело Иисуса Христа и куда пришли жены мироносицы и увидели ангела, сидящего на этом камне, возвестившего им о том, что Спаситель воскрес).

23 (499x700, 335Kb)

Рядом вход в святилище, где стоит копия лавицы (каменное ложе, на котором лежало тело Иисуса Христа в Иерусалиме). Тут хранится частичка Гроба Господня; подлинная, привезенная со Святой земли. Над этим сооружением висит семь лампад и одна из них - неугасимая.

Кувуклия в Воскресенском ските по размерам такая же, как в Иерусалиме.

24 (700x464, 346Kb)

У восточных ворот Воскресенского скита начинается Главная монастырская дорога (это официальное название). Петляя по лесу почти 6 км, она заканчивается у главной усадьбы монастыря.

25 (700x463, 379Kb)

Очень интересное занятие – найти кирпич с датой. На любом кирпичном здании можно найти такие кирпичи и с точностью определить год постройки. Кирпичи монахи делали на месте и на каждом 1000-ом ставили клеймо.

26 (700x451, 409Kb)

На мостах, канавах и дорогах тоже встречается такая историческая информация.

27 (700x368, 248Kb)

Зеленый купол в центре снимка – это Воскресенский скит. Слева Никоновская бухта и причал, а справа – форелевая ферма. Их тут несколько. Рыбу коптят и продают туристам.

Информационная справка

Ещё в 1880-е годы на Валааме начали разводить рыбу. Выращивание мальков палии и сига производилось осенью и зимой. В наши дни монастырь возобновил эту традицию. Организовано рыбное хозяйство для обеспечения питания братии, паломников и работников. Для разведения выбрана радужная форель, хорошо адаптированная к здешнему климату. Икра проходит инкубирование в специальном оборудовании в проточной чистой воде. Затем мальки помещаются в садки в Малой Никоновской бухте на участке площадью около 4,5 га. Глубины на участках в расположении форелевого хозяйства составляют от 18 до 23 метров. При изучении бухты силами приглашённых специалистов, акватории получили высокие оценки по таким параметрам, как смена водной массы в бухте (не менее одного раза в сутки), высокое насыщение кислородом, подходящие температуры в летний период, отсутствие сильного прогрева. Кормление рыбы осуществляется по специально разработанной схеме в зависимости от температуры воды.

28 (525x700, 299Kb)

Час ожидания прошел, и мы пошли на соседний причал, где стоят маломерные суда.

В одну сторону мы плыли на «Валааме», а обратно возвращались на «Северном Афоне».

29 (700x594, 384Kb)

Главная усадьба монастыря находится в Монастырской бухте, но большие круизные теплоходы туда не ходят, там им мелко и тесно. Туристов возят «Метеоры» и 2-х палубные теплоходы ОМики (озерные москвичи). Они ходят туда-обратно по расписанию, как рейсовые автобусы.

Красной чертой показан водный путь из одной бухты в другую.

30 (700x525, 362Kb)

Вот возвращается «Валаам». Сейчас развернется и причалит.

31 (700x525, 429Kb)

А рядом встает «Северный Афон». Все туристы нашей «Симфонии» поплывут на этих двух теплоходах.

32 (700x560, 373Kb)

Метеоры, конечно, плывут быстро, у них скорость до 70км/час, это плюс. ОМик плывет со скоростью 20-23 км/час, медленнее в три раза. Зато успеваешь все детально рассмотреть и сфотографировать. Тут в этом плюс.

33 (700x525, 409Kb)

Мы обошли счаленную четверку и отправились в путь.

«Леонид Собинов», «Юрий Андропов» (Водоходъ), «Николай Карамзин» (МТФ) и «Симфония севера» (Созвездие) остались у причала.

Всю дорогу экскурсовод рассказывала нам о тех местах, мимо которых проплываем.

34 (700x522, 315Kb)

Купол Воскресенского скита. Мы только что там были.

35 (700x492, 432Kb)

Александро-Невская часовня около Серафимовского скита на Порфирьевском острове. До войны 22 года здесь жил схиигумен Федор, во время войны тут были финские укрепления, потом остров пустовал, а в XXIвеке Серафимовский скит возродился.

Современная часовня в честь святого благоверного князя Александра Невского, поставленная в 2018 году - это точная копия утраченной часовни преподобного Серафима Саровского, стоявшей на Порфирьевском острове во времена жизни на нём схимонаха Феодора.

36 (456x581, 239Kb)

Поклонный крест на Предтеченском острове.

37 (700x454, 409Kb)

Обошли архипелаг с севера, подошли к Монастырской бухте, теперь надо пролавировать между островами. А монастырь уже близко, вон на горизонте колокольня возвышается.

38 (700x489, 255Kb)

На входе в Монастырскую бухту слева Никольский скит на одноименном острове и храм во имя Николая Чудотворца.

39 (700x519, 385Kb)

Раньше он назывался Крестовый, на нем стояла часовня Николая Чудотворца с окнами на все стороны. В темные ночи часовня использовалась как маяк.

Храм Николая Чудотворца построили в 1833 (или 1853) году, после этого изменили название острова.

40 (700x525, 402Kb)

На краю острова рядом с поклонным крестом стоит избушка. Это бывшая таможня. Игумен Дамаскин в свое время запретил употребление табака и алкоголя на острове, создал таможню, которая проверяла все входящие суда. Если добровольно сдавали запрещенное, то на обратном пути все возвращали, если находили что-то утаенное, то топили в воде.

41 (700x525, 413Kb)

Черно-белая яхта рядом с бывшей таможней - это «Паллада», яхта патриарха Кирилла. Причал Никольского острова – место ее постоянной стоянки.

42 (700x337, 222Kb)

Следующий слева остров Иоанна Кронштадтского с часовней всех Валаамских святых.

Почти все острова на Валааме соединены мостами.

Над водой на каменных столбах находится площадка для отдыха, соединенная крытым переходом с часовней.

43 (700x525, 428Kb)

Вид с этой площадки на Никольский остров и яхту патриарха.

44 (700x468, 435Kb)

А справа на острове Светлом стоит часовня Валаамской иконы Божьей Матери. Она новая, построена в 2010 году.

Монастырская бухта длинная (больше 2 км) и узкая (100-250м), и в этом «узком коридоре» прямо посередине находятся два острова, сначала Рыбачий, а потом Рыбный, который как раз напротив причала.

45 (700x466, 323Kb)

Остров Рыбачий пустынный, только в самом начале стоит Поклонный крест, который установили в 2020 году.

46 (700x525, 399Kb)

Причал для топливных танкеров.

47 (700x450, 437Kb)

В глубь острова к резервуарам тянется трубопровод.

48 (700x450, 300Kb)

4 резервуара обеспечивают все нужды монастыря. Много техники разъезжает по всему острову, плюс флот, плюс техника на ферме.

49 (700x466, 470Kb)

Здание насосной станции.

Сарайчик над водой справа – это волномерная будка гидрометеопоста Валаама. Под ней находятся рейки, по которым отмечается уровень Ладожского озера - лесенка для удобства наблюдателя.

50 (700x466, 447Kb)

В 1858 году в Монастырской бухте на одной из отвесных скал был высечен футшток для наблюдения за уровнем воды в озере.

Самая ранняя дата отметки уровня воды в Ладоге обозначена 1859-м годом. С того времени на Валааме постоянно ведутся наблюдения за уровнем воды в озере.

Водопровод на острове построили в 1863 году при игумене Дамаскине, он вообще очень много сделал для Валаама: дороги, скиты, водопровод, питомник деревьев, таможню…

51 (700x278, 168Kb)

Монастырский водопровод, фото 1896г. и 1944г.

В скале пробили туннель длиной 142 м, высотой 2 м и шириной 5 м. По всей длине тоннеля вырубили 172-ступенчатую лестницу для прохода к берегу, а сам туннель выложили кирпичом. В насосной вырыт колодец глубиной около 5 м. Здесь стояли насосы, приводимые в движение паровой машиной, которые поднимали воду с пятиметровой глубины и подавали ее по трубам, уложенным в туннеле, в распределительные баки Водопроводного дома.

52 (700x422, 239Kb)

Водопроводный дом, расположенный наверху.

Тут были распределительные баки (их было три: два рабочих и один резервный). Из баков вода самотеком, по принципу сообщающихся сосудов, подавалась в корпуса жилой зоны, к Зимней гостинице, в Работный дом.

53 (700x339, 324Kb)

Пролавировали между островами и подошли к причалу Усадьбы, так сокращенно на Валааме называют центральную усадьбу Спасо-Преображенского монастыря.