-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Клуб_Фотопутешествий

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.07.2005
Записей: 7609
Комментариев: 23382
Написано: 26054


КРУИЗ «СЕВЕРНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ». НЕВА (продолжение). ЧАСТЬ 2.

Понедельник, 01 Июля 2024 г. 07:58 + в цитатник
Аля-Рукодельница все записи автора

Первый день круиза

Нева (продолжение)

Начало круиза  

53 (700x465, 307Kb)

Слева по борту на берегу находится мемориал «Безымянная высота» («Холм Славы»), входящий в «Зеленый пояс Славы». «Зеленый пояс Славы» - это 26 мемориалов и 16 монументов и памятников на рубеже битвы за Ленинград в годы Великой Отечественной войны.

54 (700x393, 282Kb)

Мемориал посвящен воинам-защитникам Ленинграда, участвовавшим в боях у Ивановских порогов и в прорыве блокады Ленинграда на Синявинских болотах в январе 1943 года. У Ивановских порогов в 1941 году проходил передний край обороны Ленинграда и шли ожесточенные бои за город.

К сожалению деревья скоро закроют холм со стороны реки. Но они своими корнями держат берег, который начал осыпаться, холм-то насыпной, вес большой. 

52 (700x525, 450Kb)

Устье реки Тосны и мост через нее (справа).

Мы подошли ко второй крутой излучине Невы на нашем пути (первой была Кривое колено, смотри выше).

56 (700x473, 266Kb)

Тут начинаются Ивановские пороги. Порогов, как таковых, на Неве нет, но есть двухкилометровый участок между устьем р.Тосна и р.Святки напротив г.Отрадное. Посередине этого участка есть мыс Святки. Он выходит почти до середины, сужая реку до 210 метров. Скорость течения тут увеличивалась до 4,0 – 4,5 м/сек. Такой скоростью течения обладают далеко не все горные реки.

Дноуглубительные работы тут проводились и при Петре Первом, и при Екатерине Великой, и в начале ХХ века. Последний раз реку очищали в 70- годы ХХ века, снизив скорость реки и увеличив фарватер в 2 раза, с 85 м до 160 м.

А появились эти Ивановские пороги 4000 лет назад. В интернете об этом написано так.

В конце последнего ледникового периода, примерно 15 тысяч лет назад льды на севере Евразии начали таять. Вода стекала вниз, и между льдом и твёрдой землёй возник слой жидкой грязи. Эта грязь сыграла роль своеобразной смазки, которая позволила льдинам сравнительно легко двигаться по суше. И огромные льдины толщиной более километра двинулись на юг. Их толкала центробежная сила, созданная вращением Земли.

Это явление нетрудно смоделировать. Раскройте зонт и держите его ручку вертикально. Это модель северной части Земли, а ручка зонта – ось вращения Земли. На зонт положите несколько небольших листов бумаги. Это льдины. А теперь вращайте зонт. Листы бумаги начнут скользить по зонту, удаляясь от центра.

Так и льдины начали удаляться от Северного полюса. Только, конечно, гораздо медленнее. Ползущий на юг ледник ломал скальные массивы, и обломки скал тащил с собой. Огромные валуны, так часто встречающиеся в Ленинградской области, именно такого происхождения.

Под огромным весом приползших с севера льдин земная кора немного прогнулась. Прошло ещё несколько тысяч лет, и лёд растаял. В этот момент будущее Ладожское озеро соединялось с Финским заливом проливом или рекой. Водная артерия шла примерно по линии, соединяющей современные города Приозерск и Выборг.

57 (700x403, 70Kb)

Реки на месте Невы 4-5 тысяч лет назад

А на месте теперешней Невы текли две речки, которые теперь называются Мга и Тосна. 

Мга начинается в окрестностях станции Погостье и течёт до городка Павлово, где впадает в Неву. А 5 тысяч лет назад у Павлово Мга круто поворачивала направо и текла по нынешнему руслу Невы, только в противоположном направлении, от Павлово к Шлиссельбургу. Где-то за Шлиссельбургом Мга впадала в Ладожское озеро. Уровень воды в озере был тогда намного ниже, чем теперь и озеро было заметно меньше.

А Тосна начинается у посёлка Радофинниково и впадает в Неву у города Отрадное. А 5 тысяч лет назад у Отрадного Тосна поворачивала налево и по теперешнему руслу Невы впадала в Финский залив. А между реками Мгой и Тосной, между Павлово и Отрадным располагался невысокий перешеек.

58 (700x383, 84Kb)

Современная Нева

Ледник растаял, талая вода стекла в море, и вес льда перестал давить на земную кору. И земная кора начала медленно распрямляться. В результате этого поднятия земной коры на Карельском перешейке пролив между Ладогой и Финским заливом пересох, и Ладожское озеро на какое-то время стало бессточным. А реки (том числе и Мга) продолжали нести воду в озеро, уровень воды в озере стал подниматься и поднялся выше нынешнего. Вода постепенно заполняла русла рек, впадающих в озеро, и поднималась всё выше. Наконец, примерно 4 тысячи лет назад, вода, поднявшаяся по руслу Мги, размыла перешеек между Мгой и Тосной и по руслу Тосны бурным потоком устремилась в Финский залив. Уровень озера упал и течение стало плавным. Так появилась река Нева, а на месте размытого перешейка остались Ивановские пороги.

59 (700x525, 308Kb)

Теорий возникновения Невы много и временные рамки разные, но данная история (на мой непрофессиональный взгляд) самая понятная и логичная.

60 (700x393, 341Kb)

За мысом Святки р.Святка впадает в Неву. Тут расположена старая площадка судостроительного завода «Пелла».

61 (700x444, 336Kb)

Название «Пелла» связано с Екатериной Второй. Императрица выкупила эту землю для своего внука Александра, назвала Пеллой в честь столицы Древней Македонии, и начала строить дворцово-парковый комплекс. Планировалось построить 23 здания, соединенных между собой галереями. Пеллинский дворец должен был стать крупнейшей императорской резиденцией в России.

Первые, и как оказалось, последние 9 строений были роскошны, Екатерина любила здесь бывать и по одной из версий именно здесь состоялся ее тайный брак с Григорием Потемкиным. Но, ненавидевший мать Павел Первый, приказал все разобрать. С мая 1797 по начало 1801 года шесть из девяти зданий были полностью разобраны. Материал был использован на строительстве Михайловского замка и Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Сегодня от Пеллинского дворца остались лишь каретно-конюшенный корпус и флигель почтовой станции.

65 (700x524, 330Kb)

Сохранившиеся до наших дней здания находятся на закрытой территории завода «Пелла», за забором, поэтому к ним близко подойти нельзя.

66 (700x465, 472Kb)

Их через забор не очень-то рассмотришь, а уж с палубы теплохода тем более. 

Многое, о чем рассказываю, не видно с палубы теплохода. Кругом кусты да деревья, но почти за каждым есть своя история. И многим она интересна. Когда я об этом рассказывала на теплоходе, многие подходили и меня слушали.

Если не считать дельту, то на Неве расположено всего три острова: о.Главрыба (около г. Отрадное), о.Фабричный и о.Ореховый (около Шлиссельбурга).

67 (700x525, 357Kb)

Наш теплоход идет вверх по течению и слева по борту о.Главрыба. На нем находится Невский рыбоводный завод, где выращивают молодь атлантического лосося (семгу) до покатной стадии (18 гр.) и выпускают ее в Неву.  

68 (700x525, 443Kb)

А вот за островом находятся развалины замка графа Григория Потемкина.

Многие жители поселка Островки даже не знают об истории развалин на берегу.

70 (700x504, 370Kb)

После того, как Екатерина Вторая начала строить свой дворец в Пелле, ее фаворит Григорий Потемкин на противоположном берегу в Островках построил величественный замок с рощами и аллеями. Рядом были разбиты сады и оранжереи. Кстати, Екатерина в этом замке бывала.

До наших дней дожили только развалины и названия двух деревень: Островки и Оранжерейка.

71 (700x525, 446Kb)

А у нас впереди уже появился Кузьминский железнодорожный мост. Его начали строить вместе с железной дорогой Петроград-Рыбинск в 1916 году, но тут случилась Первая мировая война, потом Гражданская... В итоге строительство моста остановили, признав нецелесообразным.

Мост спешно построили в 1940 году, когда Финляндский мост, единственный железнодорожный мост через Неву, не справлялся с поенными перевозками во время Советско-финляндской войны.

01 (700x634, 302Kb)

В 1941 году, когда немцы подошли к Неве, мост был взорван. И только в 50-е годы его восстановили, а фактически построили заново.

75 (700x496, 329Kb)

Мост однопутный и имеет три пролёта. Центральный пролёт подъёмный, он поднимается вверх на лебёдках.

Мост используется только как железнодорожный, но конструкция позволяет движение через мост колесной и гусеничной техники. Поэтому на обоих берегах к мосту подходят автодороги.

Я как экскурсовод в автобусе: «Посмотрите направо, посмотрите налево, а теперь опять направо». Нева –удивительная река, тут за каждым кустом своя история. Тут и Александр Невский, и Петр Первый, и Екатерина Великая, тут и верфи, и заводы, но самое главное, вернее самое важное – это оборона Ленинграда и все места, где шли бои. Об этом мы должны помнить, потому что память нужна не мертвым, память нужна живым.

76 (700x421, 221Kb)

У нас по курсу слева – поселок Дубровка, а справа – знаменитый Невский пятачок.

 Всего Дубровок было три: на правом берегу Невская Дубровка и Выборгская Дубровка, а на левом – Московская Дубровка. По левому берегу проходила дорога вдоль Невы, но спрямлялась из-за излучены реки. А с другой стороны дороги была труднопроходимая местность с двумя карьерами, поросшими кустарником и лесом. Вот этот участок между дорогой и рекой получил название «Невский пятачок».

С борта теплохода мы видим только кусты, но за ними…целая эпоха

77 (700x392, 201Kb)

8 сентября 1941 года немцы заняли Шлиссельбург и вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады.

78 (700x501, 223Kb)

В ночь на 20 сентября 1941 года передовой батальон 576го стрелкового полка 115 стрелковой дивизии пересек Неву и занял позиции в районе Московской Дубровки.

Прорвать блокаду пытались много раз и во многих местах. Но именно «Невский пятачок» сравнивают с Брестской крепостью и «домом Павлова» в Сталинграде. Даже противник отмечал небывалую стойкость советского солдата. В своих воспоминаниях гитлеровцы отмечали, что до войны с Советским Союзом нигде не встречали такого ожесточенного сопротивления.

В разные периоды войны размеры Невского пятачка варьировались от 2 до 4,5 км по фронту и 300 до 800 метров в глубину. Боевые действия в этом районе велись с целью прорыва блокады Ленинграда.

79 (700x468, 228Kb)

Невский пятачок сыграл свою важную роль. Фашисты в первые дни операции думали, что удар будет отсюда, и стянули к сюда до 70 процентов своих сил. А когда они разобрались, было уже поздно. Наступление началось севернее.

80 (700x466, 406Kb)

После войны многих населенных пунктов не стало, но память о них живет. На месте «Невского пятачка» создали мемориал, который входит в Зеленый пояс Славы.

81 (700x447, 300Kb)

Рубежный камень.

Памятник представляет собой чугунный и гранитный кубы, врезанные друг в друга. На гранях куба расположен горельеф с изображением воинов и высечены слова: «Вы, живые, знайте, что с этой земли мы уйти не хотели и не ушли. Мы стояли насмерть у тёмной Невы, мы погибли, чтоб жили вы». По уточненным данным на этом плацдарме советские войска потеряли 110-120 тысяч человек убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести.

Кстати, на Невском пятачке воевал и отец нашего президента.

На это священное место надо приезжать по автодороге, с воды много не увидишь.

А напротив Невского пятачка та самая Невская Дубровка.

Сюда с разных участков Ленинградского фронта стекались полки, бригады, дивизии.А затем под непрерывным огнем вражеской авиации и артиллерии наспех сколачивались и формировались десантные батальоны и перебрасывались на Невский пятачок.

85 (700x435, 326Kb)

Около устья р. Дубровка стоит Часовня памяти и поклонный крест.

На окраине Дубровки находится Братское кладбище, где на мемориальных досках увековечены имена 6903 бойцов.

88 (700x466, 466Kb)

А недалеко в лесу стоят противотанковые надолбы как напоминание о подвиге наших дедов. Ранней весной и поздней осенью, когда нет зелени, до сих пор видны места окопов, траншей и воронок от взрывов.

89 (700x547, 236Kb)

На берегу Невы на большой площадке стоит памятник «Героям метростроя». Здесь метростроевцы строили танковую переправу через Неву для прорыва к Невскому пятачку.

 Вокруг фигуры метростроевца находятся шесть горельефов, на которых указано то, что сделали метростроевцы за время войны (тут и танковая переправа, и Дорога жизни, и Дорога Победы и ж/д мосты через Неву).

 

Наш теплоход не очень быстро двигается по Неве. Мы идем против течения, поэтому скорость небольшая. Успеваем посмотреть и направо, и налево. А я стою на палубе и разглядываю в бинокль берега, где за каждым кустом своя история.

91 (700x525, 325Kb)

Перед нами Ладожский мост. Обычный, ничего особенного, никакой художественной ценности, но…

92 (700x464, 207Kb)

В левобережном пандусе моста в 1985 году был открыт музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда».

94 (700x281, 179Kb)

На панорамном полотне длиной 40 метров показано форсирование Невы 67-й армией Говорова в ходе операции «Искра», когда прорвали кольцо блокады.

95 (700x443, 333Kb)

В 2018 году рядом с диорамой был открыт музей-панорама «Прорыв».

96 (700x450, 382Kb)

Танк Т-34/85 на постаменте и мемориальная доска с надписью: "Танкистам Ленинградского фронта, форсировавшим Неву и участвовавшим в боях по прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 года". 

Танк хорошо видно с теплохода. Его установили на постамент еще до возникновения обоих музеев.

Чуть дальше на отдельной площадке установлены танки и орудия времен Великой Отечественной войны. Их сюда собрали со всех мест, где шли бои.

97Р° (700x525, 428Kb)

Нева чуть-чуть вильнула вправо, вот и показался Шлиссельбург. Справа по борту о. Фабричный, второй на Неве на нашем пути. Тут находится Невский судоремонтный-судостроительный завод, на котором строят разные суда, в том числе сухогрузы типа «река-море». Завод основан в 1913 году.

Тут восстанавливали и реконструировали танки, которые стоят в музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда».

97Р± (700x525, 453Kb)

Для Минобороны спустили на воду морской танкер «Василий Никитин» (стоит слева). Достроят и перегонят в Севастополь.

98 (700x525, 463Kb)

  шлюзы Староладожск117- километровый канал построили в XVIIIвеке вдоль Ладожского озера, соединив две реки: Неву и Волхов.

В настоящее время Староладожский канал непригоден для судоходства. Его закрыли в 1940 году и с тех пор он практически весь зарос и имеет вид канала только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги.

99 (700x431, 196Kb)

Но раньше в этих 4-х камерах могли шлюзоваться одновременно 4 судна. Фото 1900-1910 г.г.

100--- (471x700, 241Kb)

Рядом на площади стоит памятник Петру Первому на высоком постаменте. Копии этого памятника установлены в разных городах. Он даже изображен на 500-рублевой купюре.

101 (700x379, 251Kb)

На дамбе Новоладожского канала стоит памятник путейцам-речникам России в виде бакенщика с фонарем. 

 

 Шлиссельбург – это не только Петр Первый, а еще и «Дорога Победы». Почему-то, говоря о блокаде, о ней не говорят.

А говорить надо, и знать надо, и помнить надо.

102 (613x700, 349Kb)

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, когда немцы подошли к Ладоге и заняли Шлиссельбург. Почти 17 месяцев Ленинград был отрезан от Большой земли.

12 января 1943 года началась наступательная операция «Искра» с целью прорыва блокады Ленинграда. С правого берега Невы от Невской Дубровки до Шереметьевки войска Ленинградского фронта форсировали Неву и пошли навстречу Волховскому фронту. 18 января фронты соединились на левом берегу Невы.

Немцев оттеснили от южного побережья Ладоги всего на 8-12 км. Блокада была прорвана.

103 (700x525, 258Kb)

На этой полоске суши не было никаких коммуникаций, железнодорожный узел Мга остался под немцами.

Ленинградцы ждали помощи, поэтому прокладывать дорогу решили здесь, прямо на виду у фашистов. Другого выбора не было. Минеры обезвредили около 2 тыс. неразорвавшихся мин и снарядов. Температура воздуха в эти дни опускалась до минус 42 градусов. Кругом были болота, в которые проваливалось дорожное полотно. В таких условиях в январе 1943 года начали прокладывать 33-километровый железный путь от ст. Поляны до Шлиссельбурга.

105 (700x457, 320Kb)

Одновременно на Неве начали возводить переправу.

За 12 (!) дней построили временный низководный мост: полукруглая эстакада с вмороженными в лед опорами, обращенная выгнутой стороной к Ладоге ради большей устойчивости к напору течения. «Временность» этого моста пережила весенний ледоход и следующую зиму. Временный мост стал дублером высоководного моста.

На строительство железной дороги Поляны-Шлиссельбург-Петрокрепость ставка выделила 20 дней, справились за 17, трасса была готова 5 февраля 1943 года.

5 февраля 1943 года, в 17 часов 43 минуты на эту дорогу выехал железнодорожный состав из 40 вагонов с продовольствием и боеприпасами. В пути эшелон был обстрелян.

107 (700x434, 205Kb)

7 февраля 1943 года в 12 часов 10 минут ленинградцы встречали первый поезд с Большой земли на Финляндском вокзале. Этот паровоз Эм 721-83 сегодня стоит на вечной стоянке на станции Петрокрепость.

108 (700x466, 305Kb)

Одновременно ниже по течению строился высоководный свайный мост. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет.

Глубина Невы под мостом была шесть метров, скорость течения - 2 метра в секунду.

Но первый низководный мост не разобрали, из-за постоянных артобстрелов он стал дублером нового моста.

Поезда ходили то по одному мосту, то по другому.

109 (700x330, 187Kb)

Это была «Дорога жизни» по «коридору смерти». Ее постоянно обстреливали и взрывали. Но благодаря ей удалось снять блокаду Ленинграда полностью.

«Дорога Победы»

- По «Дороге Победы»во время войны прошло 4729 поездов, а за всё время работы - более 6000 составов.

- 75% грузов, доставляемых в Ленинград, приходилось на «Дорогу Победы», 25% - на «Дорогу Жизни», проложенную грузовиками (зимой) и баржами (летом) по акватории Ладожского озера.

-  Временная железная дорога Поляны – Шлиссельбург – Петрокрепость действовала до 10 марта 1944 года, потомпоезда пошли через ст. Мга, освобожденную от нацистов.

- За это время дорога повреждалась 1200 раз — по три-четыре раза в сутки, мосты повреждались около 200 раз и трижды разрушались, были разбиты десятки паровозов и вагонов.

- Мосты в Шлиссельбурге разобрали уже после войны.

110 (700x525, 451Kb)

Напротив Шлиссельбурга, прямо напротив входа в канал, установлен монумент «Переправа», посвященный воинам-понтонёрам. На памятнике надпись: «Воинам-понтонёрам, наводившим здесь мосты через Неву из осаждённого Ленинграда на «Большую землю» в 1943 г.».«Монумент воздвигнут бывшим воинам 3-ей понтонно-мостовой бригады РГК — в честь ратных подвигов однополчан». 

111 (466x700, 271Kb)

Рядом находится памятник воинам-железнодорожникам. На памятнике надпись: «Здесь после прорыва блокады под огнем врага были построены переправа и ж.д. линия, связывающая осажденный Ленинград со страной. Первый поезд прошел на Ленинград 7 февраля 1943 года».

112 (700x467, 515Kb)

Точно такой памятник стоит на другом берегу Невы, на Преображенском кладбище Шлиссельбурга.

Чуть-чуть фактов о Неве

- Нева по сути протока из Ладожского озера в Финский залив. Ширина истока в 2 раза больше, чем ширина устья до дельты.

- Нева небольшая (74 км), но по расходу воды она больше, чем Днепр и Дон вместе взятые. 

- У Невы не бывает весеннего подъема воды и паводков, но зато происходят 2 ледохода. Первый - когда река сбрасывает свой лед, второй - когда идет лед из Ладоги в Финский залив.

- Участок со стороны моря называется «Маркизова лужа». В случае прихода нагонной волны с Балтики, дамба и ворота перекрывают Неву. Уровень воды поднимается в «Маркизовой луже», а в Неве нет.

- Нева обеспечивает водой Санкт-Петербург и пригороды на 96%. 

    Продолжение круиза  

Рубрики:  Города России
Питер и окрестности
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку