Адреса А.А. Ахматовой в Петербурге |
А начиналось все так:
В Ленинграде, на Кронштадтской, 15, в здании ПТУ-84, появился первый народный музей Ахматовой. Училище готовит кадры для судостроительной промышленности, но как-то в классе прозвучали стихи Ахматовой и решено было посетить могилу Ахматовой в Комарове. После этого возникла идея создать в училище музей Ахматовой. Дело возглавила учительница В. А. Биличенко. Вокруг нее объединились Андрей Жуков, Сергей Павлушин, Андрей Ольшевский, Лена Горбатовская, Нина Азарченко и многие другие. Ребят поддержали директор училища В. И. Сергеенко, замполит Н. И. Басипов, а в самые трудные дни им всем протянул руку помощи Балтийский завод во главе с директором В. А. Емельяновым.
И вот со всего города, из пригородов Ленинграда потянулись на Кронштадтскую все, кто хочет больше узнать об Ахматовой. Им рассказывают о ней не только уже довольно многочисленные экспонаты, здесь выступают писатели Москвы, Ленинграда, других городов, которые считают своим долгом принять участие в проводимых Ахматовских чтениях, вечерах, посвященных ее творчеству.
Огонек на Кронштадтской давно уже разгорелся, и свет его виден издалека. А энтузиасты не успокаиваются. В повестку дня становится вопрос о создании в Ленинграде настоящего музея Анны Ахматовой, и, конечно, быть ему не где-нибудь, а в Фонтанном доме, где свыше четверти века прожила Ахматова. Начался сбор средств на него. Первый взнос сделал от своего творческого вечера Виктор Конецкий.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (открыт в 1989 году) расположен в садовом флигеле Шереметевского дворца (Фонтанного Дома), принадлежавшего старинной семье графов Шереметевых. С историей дворца связаны многие страницы истории русской культуры. В конце ХVIII века здесь был прославленный домашний крепостной театр, на сцене которого выступала Параша Жемчугова. Несколькими десятилетиями позже именно здесь, в мастерской художника Ореста Кипренского А. С. Пушкин позировал для своего ставшего знаменитым портрета. В 70-е годы ХIХ века в Фонтанном Доме, где был собран огромный семейный архив, под эгидой графа С. Д. Шереметева развернулась деятельность нескольких исторических обществ, в том числе Общества любителей древней письменности, Русского генеалогического общества и т.п.
Общим пространством, соединявшим дворец и флигель в саду, был парадный двор со стороны Фонтанки, украшенный аркой с изображением герба Шереметевых с их девизом «Бог хранит все» - «Deus conservat omnia». Не случайно Анна Ахматова выбрала этот девиз эпиграфом к своей «Поэме без героя»: он очень точно выражал ее отношение к памяти о прошлом, к исторической памяти поэта. Именно Фонтанный Дом стал местом жизни Ахматовой на протяжении трех десятилетий, с 1927 по 1952 годы.
Музей, расположенный в квартире третьего этажа садового флигеля (здесь жил Николай Николаевич Пунин, известный историк искусств, муж Ахматовой), рассказывает о ее литературной судьбе - от первого сборника «Вечер» 1912 года - через написанные, сожженные и сохраненные только в ее памяти стихи «Реквиема», до работы над «Поэмой без героя», вобравшей 25 лет жизни, с 1940-го до середины 1960-х годов.
В экспозиции находятся портреты Ахматовой работы О.Л.Делла-Вос-Кардовской, З.Серебряковой, К.Петрова-Водкина (эскиз), Н.Тырсы, А.Тышлера, ее подлинные вещи (том числе гребень, подаренный Н.С.Гумилевым, веер, привезенный Н.Пуниным из Японии, флаконы венецианского стекла), книги с автографами, рукописи. Вместе с тем музей дает представление о жизни целого поколения - поэтов, художников, людей эпохи серебряного века, жизнь которых пришлась на годы сталинских репрессий.
Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме открыт в 1989 г. к столетию со дня рождения поэта в южном садовом флигеле Шереметевского дворца (Фонтанного Дома).
Вход в музей с Литейного пр., 53, тел. 272-22-11, выходной - понедельник). В конференц-зале довольно часто проходят различные выставки и вечера, см. афишу. Кроме того, в музее есть небольшой книжный магазинчик, где можно купить книги об Анне Ахматовой и о других поэтах Серебряного Века.
Сайт музея
Проехать в музей можно с Витебского вокзала (ст. м. Пушкинская) до станции Детское Село (Пушкин), затем автобусы 370, 383, 382 до ост. Гостиный двор, адрес: Леонтьевская ул., д. 17.
Время работы: с 11 до 18, воскресенье - выходной.
Об экспозиции в Царском селе
Фонтанка, 18 - это напоминание о любовном увлечении Ахматовой Артуром Лурье - адресатом нескольких ее стихов.
Но в своих записных книжках рядом с этим адресом Ахматова указывает написанное здесь стихотворение "Страх", которое она включает в свой пятый поэтический сборник "Anno Domini". Состояние страха было связано для нее с переживанием смерти самых духовно близких ей людей - Александра Блока, Николая Гумилева и брата - Андрея Горенко.
См. статью В. Недошивина "Четвертый двор..."
Это был самый центр Петербурга, пронизанный ощущением зыбкости, непрочности, окруженный водой со всех сторон:
...Я тихая, веселая, жила
На низком острове, который, словно плот,
Остановился в пышной невской дельте.
("Эпические мотивы")
Комнату свою супруги шутливо именовали "Тучкой", по названию переулка. В противовес более-менее размеренной жизни в Царском селе, где рос у бабушки А.И. Гумилевой маленький Лев, где периодически устраивались заседания "Цеха поэтов", жизнь на "Тучке" носила более чем "игривый" характер. Об обстановке комнаты вскользь упоминает Ахматова в "Листках из дневника" ("О Мандельштаме"): "Это была просто студенческая комната Николая Степановича, где и сидеть-то было не на чем". Подробнее
Район, где Ахматова жила в эти годы, был связан с разными периодами ее жизни. Рядом, на Таврической - "башня" Вячеслава Иванова, его квартира, где Ахматова бывала в молодости. Недалеко, на Шпалерной - Большой Дом, заключавший в себе первого ее мужа, ее сына, последнего ее мужа...
В квартире было 5 комнат. Ахматова занимала небольшую светлую комнату. Из окна было видно старинное, типа казарм XIX века, здание - Николаевский госпиталь, где умер Мусоргский.
Вот как описывает дом Ахматовой Сильвия Гитович: "Переехала она на улицу Красной Конницы, 4, где когда-то в незапамятные времена, по ее словам, помещался постоялый двор, а весь второй этаж занимал ямщицкий трактир. Сейчас ничто не напоминало о былых временах. Квартира коммунальная, из пяти комнат. Здесь как-то заметнее стало, что вся мебель в квартире ветхая. Но, как всегда, в углу висели иконки, а над изголовьем - знаменитый портрет Модильяни. У окна стоял низкий резной ларь, "сундук флорентийской невесты"*, как его называла Анна Андреевна, в нем лежали папки и рукописи".
В этом доме было написано много стихотворений: "Последнее стихотворение", "Седьмая" из "Северных элегий", "Конец демона", "Наследница", "В ту ночь мы сошли друг от друга с ума...", и др. Как и всегда, вопреки слабому здоровью, бытовой неустроенности и отголоскам деятельности Большого дома, звучал голос поэта:
А я говорю, вероятно, за многих:
Юродивых, скорбных, немых и убогих,
И силу свою мне они отдают,
И помощи скорой и действенной ждут.
30 марта 1961
Красная Конница
Квартира находилась на втором этаже. Окна самой маленькой в квартире комнаты, которую занимала Ахматова, выходили на улицу Ленина, в скверик во дворе дома. Натан Готхарт, статья "Двенадцать встреч с Анной Ахматовой": "В комнате Анны Андреевны (это и кабинет, и спальня) против входа стоит деревянная кровать. В изголовье небольшая иконка. Рядом с кроватью шкаф для одежды. В правом углу у окна горка со статуэтками (там стоит и фарфоровая головка - скульптурный портрет Ахматовой работы Данько). Узкий деревянный сундук старинного вида. На стене у кровати висит известный рисунок Модильяни. Книжная полка. Небольшой письменный стол, на нем книги".
Московский поэт Людмила Клементьева , жившая несколько лет в доме 34, сообщила нам, что дом этот имеет п-образную форму, по два подъезда в каждом крыле. Окна комнаты Ахматовой выходили на север, солнца не много, но за окнами - сквер, где растут сирень, шиповник и жасмин, а за ними и за тополями - уже сама улица, люди, трамвай... Сквер хорош и цветущ до глубокой осени. А если пройти в одну из двух сквозных арок этого дома - попадаешь сразу на солнечную сторону, на улицу Лахтинскую - далее легко идти на Большой проспект П.С. и через мосты, и мимо Биржи и Ростров - к Эрмитажу, на Невский, Фонтанку... А с улицы Ленина путь ведет скорее к Финляндскому вокзалу и к Крестам.
Ахматова называла Петроградскую сторону Франкфуртом-на-Одере, недолюбливая этот район за периферийность и отсутствие пушкинских или воспетых Пушкиным мест, что являлось немаловажным для нее.
Как и предыдущие дома, квартира на улице Ленина не была постоянным пристанищем Ахматовой. В одном из писем к Анатолию Найману она упоминает о своем "доме" - слово "дом" взято в кавычки. Ахматова часто гостила у друзей в Москве, подолгу жила в "Будке" и в Доме творчества в Комарове, продолжая работать, несмотря на преклонный возраст и трудную кочевую жизнь.
10 марта 1966 года траурная процессия, провожающая поэта в последний путь, остановилась у дома № 34 по улице Ленина - дома, в котором жила и творила Анна Ахматова.
Анна Ахматова смотрит на бывшую тюрьму, а ныне знаменитый петербургский следственный изолятор "Кресты". Сюда в 1939 году попал как "враг народа" сын Ахматовой Лев Гумилев, Ахматова носила ему передачи. С "Крестами" связана ее поэма "Реквием". На основании строк из произведения и было выбрано место для памятника:
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне...
... здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Как поясняют авторы монумента, образ "уходящей" и обернувшейся в сторону "Крестов" фигуры подсказало и стихотворение Ахматовой на библейский сюжет - "Лотовой жене". Как пояснила скульптор Додонова: "Внутреннее, скрытое от посторонних глаз страдание я пыталась выразить в ее хрупкой и тонкой фигуре, в напряженном повороте головы".
Сайт "РОссийской газеты"
Рубрики: | история личности интересные места музеи и выставки |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Алина_Бриз
Анна Ахматова не любила слово "поэт" и всегда называла себя поэтессойКомментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |