-Музыка

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Город с высоты
Город с высоты
20:01 24.05.2008
Фотографий: 15
Посмотреть все фотографии серии Питер без красок
Питер без красок
19:59 24.05.2008
Фотографий: 21
Посмотреть все фотографии серии Питер в деталях
Питер в деталях
19:57 24.05.2008
Фотографий: 8

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Питер

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.12.2004
Записей:
Комментариев:
Написано: 29231


Дом Германского посольства

Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 23:52 + в цитатник
M0ndschein все записи автора petersburg-history.narod.ru
Исаакиевская пл., 11

В 1740-х годах на этом участке был возведён 2-этажный каменный дом, который с 1760-х по 1802 год принадлежал придворному ювелиру Х.Г. Гебельту. В 1815-1820 годах арх. В.П. Стасов перестроил дом в стиле ампир. В 1870-1871 годах фасад был оформлен в стиле эклектики. В 1873-м здание было приобретено для германского посольства, некоторые интерьеры заново отделал арх. Р.Б. Бернгардт.

В начале ХХ века германское посольство располагалось в доме княгини Львовой на углу Большой Морской улицы и Исаакиевской площади. Этот неказистый особняк явно терялся в окружении монументальных соседей и уж конечно никак не мог внешним своим видом олицетворять мощь объединённой Германии. По этой причине было решено возвести на прежнем месте новое здание посольства. Проект был заказан выдающемуся немецкому архитектору Петеру Беренсу, арт-директору компании AEG, к тому времени блестяще зарекомендовавшему себя в области промышленной архитектуры и дизайна.
Один из ведущих мастеров немецкого модерна, он был учителем Ле Корбюзье, В. Гропиуса, Л. Мис ван дер Роэ, чьи имена вошли в историю архитектуры ХХ века. Перед Беренсом стояла сложная задача - с одной стороны, воплотить в проекте идею германской государственности, с другой - вписать свое детище в сложный ансамбль Исаакиевской площади.

 (634x699, 72Kb)
 (700x525, 293Kb)


Строительство началось в 1911 году, и 14.1.1913 новое здание германского посольства было торжественно открыто. С поставленной задачей Беренс справился мастерски. Приемы новой архитектуры сочетались в его проекте с элементами классицизма. Монументальные фасады 3-этажного здания облицованы красным гранитом. Главный фасад на всю высоту обработан прилегающими классическими 14 мощными и гладкими колоннами, как бы заключёнными в огромную раму антаблемента, боковые фасады украшены пилястрами. Пилоны портика напоминают об архаической Греции или Египте. На аттике фасада размещалась массивная бронзовая скульптурная группа Эберхарда Энке Диоскуры - обнажённые молодые люди, ведущие под уздцы коней. Строительством руководил арх. Мис ван дер Роэ.

 (580x387, 57Kb)
Группа "Диоскуры". У ног Диоскуров - рабочие германского завода, отливавшие фигуры.


Интерьеры здания - вестибюль, парадная лестница, приемные залы - были выдержаны в стиле модернизированной классики. С суровым и даже аскетическим видом монументального фасада контрастировали обилие света в самом здании, изящество и роскошь отделки. Чёрные колонны и мощные потолочные балки вестибюля напоминали о творениях древнегреческой архитектуры. Камин сложен из плит и похож скорее на очаг. В парадной анфиладе второго этажа залы разделялись раздвижными дверьми, что позволяло при необходимости легко объединять соседние помещения. В торжественных случаях многостворчатые двери Тронного зала, одетого в мрамор, раздвигались, и тогда за двухколонным дорическим портиком открывался Прусский зал, выходивший на Исаакиевскую площадь. Оба зала мгновенно наполнялись светом, льющимся с обеих сторон. Тронный и Прусский залы декорированы в стиле раннего Средневековья. Видные немецкие мастера оформили парадные залы росписью, скульптурой и резьбой. Предметы убранства по эскизам Беренса изготовлены в Германии.
Художественная общественность Петербурга критически восприняла архитектурное творение Беренса. С критикой "тевтонского стиля", не соответствовавшего архитектуре Санкт-Петербурга, выступили А.Н. Бенуа, Н.Н. Врангель, Г.К. Лукомский. Приверженец модерна, Беренс нарочито упрощал элементы классицизма в облике здания, и этот приём вызвал неодобрение петербургских архитекторов. Одни критики сравнивали антаблемент здания с низким лбом, других раздражала "шеренга толстых гранитных столбов", третьи осуждали брутальную мощь скульптурной группы на крыше: "Мясистые конюхи..., битюги..., непонятно зачем взобравшиеся на крышу...". Даже художник Александр Бенуа, признавая, что здание посольства ничуть не испортило площади, тем не менее писал: "... целесообразность, конструктивность, отсутствие лишнего, - но нигде не проглядывает улыбка подлинной красоты, прелесть подлинного вкуса,.. никакого намека на уют, на поэзию, ... на душу".

Не принятое и не оцененное современниками, здание германского посольства недолго просуществовало в своём изначальном облике. В июле 1914 года, когда Германия объявила войну России, на Исаакиевскую площадь хлынули возмущённые толпы. Утверждали, что между гостиницей «Астория», у которой хозяева были немцами по национальности, и посольством под Исаакиевской площадью прорыт подземный ход. Разгорячённые лавочники, подогреваемые ура-патриотическими лозунгами, начали крушить всё немецкое, что попадалось под руку. Били витрины модных магазинов. Громили булочные. 1-2.8.1914 толпа штурмовала посольство. Был сожжён Тронный зал императора Вильгельма, уничтожены произведения греческого и итальянского искусства, коллекция севрского фарфора. Заключительным актом стал демонтаж и сброс с крыши статуй Диоскуров. С тех пор эта замечательная скульптурная композиция считается безвозвратно утраченной. Правда, до сих пор бытует легенда, что немецкие кони покоятся на дне то ли Невы, то ли Мойки.
Этот акт вандализма потряс всю страну. Антигерманские выступления были запрещены, а около 100 активных участников погрома были арестованы.

В 1922-1939 годах здание использовалось в качестве Германского консульства, во время блокады здесь располагался военный госпиталь, затем здесь последовательно размещались «Интурист», Дойче Банк, районное агентство КУГИ Администрации Санкт-Петербурга. Ныне здание занимают Управление министерства юстиции и Главная техническая комиссия при Президенте РФ по Северо-Западному федеральному округу.
В 2001 году началась реставрация здания.

 (700x525, 280Kb)
Рубрики:  архитектура


Процитировано 2 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку