Понятие "Мученики" в СРедневековье |
М. Ю. Парамонова Мученики // Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 331-336
Мученики - категория средневековых святых, объединяющая как жертв римских гонений первых столетий существования христианской церкви, так и мученически погибших христианских подвижников последующего времени. Мученики относились к числу наиболее почитаемых святых, а мученичество воспринималось как одно из бесспорных свидетельств религиозной избранности.
Ранняя история христианской церкви была отмечена более или менее откровенной — хотя и явно преувеличенной последующими христианами - враждебностью со стороны властей Римской империи. Периодически онапринимала формы прямых преследований игонений на членов христианских общин в различных провинциях империи. В целом в течение первых столетий истории христианствапреследования продолжались ок. 129 лет. Члены христианских общин (как уже принявшие крещение, так и подготавливаемыек этому катехумены), которые отказывались в ходе следствия и зачастую сопутствующих этому истязаний отречься от христианства и выполнить официальные религиозные ритуалы (поклонения императору или римским богам), подвергались казни. Именно эти жертвы преследований составили категорию раннехристианских мучеников, почитание которых в качестве бесспорных божественных избранников сформировалось уже в эпоху гонений и стало одним из центральных элементов религиозной и церковной жизни в период поздней античности и средневековья.
Л. Кранах Старший, Распятие. 1500
Метки: мученики святые церковь апостол религия смерть жертва культ теология паломник |
Фортуна в мире западного Средневековья |
В.И. Уколова
Фортуна в мире западного Средневековья
Вестник истории, литературы, искусства. Отд-ние ист.-филол. наук РАН. -
М.: Собрание; Наука. Т. 1, 2005, с. 174-184.
Во второй половине XVI в., когда последние отсветы заката Средневековья, казалось, были полностью поглощены блеском Ренессанса, великий нидерландский художник Питер Брейгель Старший написал картину «Несение креста». На ней он странным образом поместил шествие на Голгофу между двумя символами Фортуны — мельницей с вращающимися крыльями и деревянным столбом, увенчанным колесом, в котором угадывается виселица. У подножия холма, за которым установлен этот столб, изображены традиционные для сцены Распятия фигуры — Богоматерь, потерявшая сознание в скорби, рыдающие Мария Магдалина и Мария, жена Клеопы; поддерживающий Богоматерь апостол Иоанн.
Питер Брейгель Старший, "Несение креста" 1564 г.
Метки: фортуна удача средневековье везение культ счастье Божий Промысел Святой Августин |
Индульгенция |
Опубликовано: А.Д. Щеглов Индульгенция // Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 187-189
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (лат. indulgentia, «милость», «прощение»), в римско-католической церкви — частичное или полное освобождение (разрешение) церковью верующего от наказания за грехи, и на этом основании — от соответствующего искупительного действия, покаяния, налагаемого на грешника священником. Основанием для индульгенции в средние века были совершение верующим какого-либо деяния (например, паломничества к святым местам) или приравненная к нему уплата определенной денежной суммы в пользу церкви.
Manuscript Illumination of Nicholas V Granting Indulgence 15th с
В раннее средневековье, период перехода от публичного покаяния к частному (VI-Х вв.) формируются предпосылки будущей практики индульгенции. Систематизация исповедально-покаянного цикла, а также попытки, в условиях учащения исповеди, сократить чрезмерно длинные и тяжелые покаянные циклы,вели на практике к коммутации покаяния.Различные виды покаяния становятся, таким образом, взаимозаменяемыми, что в свою очередь вело к определенному изменению отношения к покаянию как таковому. Другой предпосылкой возникновения индульгенции было то, что в процессе покаяния грешника важная роль отводилась заступничеству (посредничеству)церкви. В результате развития и взаимодействия этих элементов церковной практики и появляются первые индульгенции (впервые — в XI в. во Франции). В них церковь (папы, епископы) официально, юридическим актом, заверяла верующих в своем заступничестве и на этом основании прощала часть или все покаяние отдельному лицу. В отношении этих, «ранних», индульгенций считалось, что они действенны благодаря особой заступнической молитве за прегрешившего. Эффект индульгенции, таким образом,был, как предполагалось, равносилен результату того или иного покаяния, как если бы оно имело место. Вместе с тем переход к практике индульгенций был медленным, и в течение долгого времени они рассматривались зачастую какуступка несовершенству людей, не способных на трудную искупительную работу. Историческим поворотным пунктом в развитии практики индульгенций было начало крестовых походов, всем участникам которых даровалось полное отпущение грехов — т.н. indulgentia plenaria.
|
10 мучительных способов исцеления в Средние века. Не для слабонервных. |
1. Хирургия: негигиенично, грубо и ужасно болезненно
Не секрет, что в Средние века лекари имели очень скудное представление об анатомии человеческого тела, и больным приходилось терпеть ужасную боль. Ведь об обезболивающих и антисептических средствах знали мало. Словом, не лучшее время, чтобы стать пациентом, но... если Вы цените свою жизнь, выбор был не велик...
Чтобы облегчить боль, Вам пришлось бы сделать себе что-нибудь еще более болезненное и, если Вам повезет, Вам станет лучше. Хирургами в раннее Средневековье были монахи, ведь у них был доступ к лучшей на то время медицинской литературе — чаще всего написанной арабскими учеными. Но в 1215 г. папа римский запретил монашеству практиковать медицину. Монахам пришлось учить крестьян выполнять не особо сложные операции самостоятельно. Фермерам, чьи познания в практической медицине ранее сводились максимум к кастрации домашних животных, пришлось учиться выполнять кучу различных операций — от вырывания больных зубов до операций с катарактой глаз.
|
Вергилианский миф в Средневековье |
Особое место творчества Вергилия в рецепции последующих эпох, формулируемое в последнее время как его «обращенность в будущее» (М.Л. Гаспаров), — одна из постоянных тем вергилианы. Относительно меньшее внимание уделяется тому, что Вергилий — вместе со своей поэзией и независимо от нее — продолжает свое земное существование в средневековье (и вплоть до XVI в.) как маг, мудрец, vir doctus, едва ли не демиург, изобретатель чудесных предметов, астроном, алхимик и т.д. (заниженный, шванковый вариант — «Вергилий в корзине»). Не касаясь здесь параллелей и аналогий с другими персонажами, превращенными в средневековье в магов, перечислим основной «вергилианский набор», выбрав из громадной вергилианы как основу книгу Д. Компаретти [Comparetti 1872], полвека спустя дополненную Дж. Спарго [Spargo 1934].
Virgil from 6th century Roman Codex in the Vatican
Метки: Вергилий Вергилианский миф миф средневековье астроном алхимик маг мудрец |
Метафоры средневекового общества: тело, здание, шахматы |
"На меже меж Голосом и Эхом". Сб. статей в честь Т.В. Цивьян. -
М.: Новое издательство, 2007, с. 269-275
Мир - это как бы шахматная доска: одна клетка
белая, а другая черная; так сменяют друг
друга жизнь и смерть, счастье и несчастье.
Из средневекового трактата
Современная лингвистика рассматривает метафору как основную ментальную операцию, как способ познания, структурирования и объяснения мира. Человек не только выражает свои мысли при помощи метафор, но и мыслит метафорами, создает при помощи метафор тот мир, в котором он живет. В более широком смысле метафора является одним из важных элементов того «символического арсенала», который мы используем для описания реальности, в том числе социальной. Не случайно средневековые моралисты широко использовали метафоры в целях объяснения устройства современного им общества. Потому изучение средневековых метафор может стать методом исследования принципов конструирования социума. Вообще социальное, как и историческое воображение строится на метафорах, и для Средневековья особенно характерно метафоричное мышление с присущей ему развитой системой символических образов. В средневековой культурной традиции в разные периоды использовались метафорические образы здания, тела, дерева и пр.
Painting of Queen Nefertari Playing Senet
A wall painting in the tomb of Queen Nefertari, the wife of the 19th dynasty pharoah Ramses II, depicts the queen playing senet, an ancient board game similar to chess. Valley of the Queens, Egypt
Метки: шахматы средневековье церковь рыцарь общество культура традиция священство шахматная доска фигура монах |
Средневековый головной убор: Каль |
Эта малопонятная большинству современных людей деталь долгое время составляла неотъемлемую часть быта средневековых людей. «Нижнее белье» для головы имело отнюдь не «статусное» , но вполне практическое назначение: у крестьян оно позволяло спрятать под него волосы, чтобы не мешали во время работы, для защиты головы от солнца, а также чтобы исключить контакт верхнего головного убора (шапки) с волосами и кожей головы, что позволяло дольше сохранять чистой подкладку таких нелегко поддающихся стирке вещей.
Носили каль также люди военные, в том числе и рыцари: имея, как правило, длинные и средние волосы, тщательно ухоженные, они должны были защищать их от воздействия подкладки шлемов, а таже фиксировать волосы подальше от лица, чтобы выбившиеся пряди во время боя не закрыли обзор.
Метки: каль средневековье головной убор полотно |
Внешность в средние века. Некоторые общие тенденции. |
Средневековье - эпоха символов, поэтому тогда довольно большое значение предавалось внешности. Статус, положение в обществе, обеспеченность и личные предпочтения предопределяли внешний вид человека, к примеру, в раннем периоде V-VIII вв. В Европе (среди германцев и кельтов) длинные волосы считались признаком свободного происхождения (поскольку рабов брили из санитарных соображений) и их старались по возможности не стричь (особенно кельты). При этом воинам (например) неудобно, а часто даже опасно носить длинные распущенные волосы. От этого, видимо, сложилась традиция заплетать их в косы либо завязывать разными узлами, иногда это становилось отличительным признаком народа, племени (например: свевский узел).
В Риме же, напротив - довольно короткая ухоженная прическа считалась соответствующей облику богатого человека и уважаемого гражданина. Из-за этого в раннем европейском средневековье, когда объединенное королевство франков стало претендовать на звание империи, прическа римского типа снова стала актуальной, как символ наследия славы Рима (предшествовавшая Каролингам династия – Меровинги - имели традиционные германские волосы, олицетворявшие силу, свободу и красоту, а также следование древним обычаям в быту и на войне). Каролинги же резко изменили существовавшие традиции, многое позаимствовав из Рима. Своеобразным символом окончания эпохи древних германцев стало демонстративное острижение первым Каролингом последнего Меровинга ( по легенде основателя династии в свое время выбрали вождем франков именно за красивые волосы). Прическа Каролингов оказалась довольно удобной для военного сословия: коротко подстриженная челка, аккуратная прическа с волосами, почти открывающими уши, видимо, поэтому продержалась она очень долго - с некоторыми изменениями подобную прическу носили Нормандцы в XI веке. Затем под влиянием ослабления централизованной власти, возрождение идеалов личной независимости, а так же «культом прекрасной дамы» в моду начали вновь входить волосы (на это раз средней длины, немного не достающие плеч, тщательно ухоженные, а часто и завитые).
Развитие моды на «куртуазность» обусловило дальнейшее «оженоподобливание» облика феодалов (низшие слои населения в ту эпоху мало менялись от столетия к столетию, изменения же, главным образом, объяснялись стремлением подражать знати). В высшей же среде стала практически неприемлемой любая растительность на лице (борода, усы), хотя, учитывая общую независимость нравов феодалов, случались и исключения.
Метки: средневековье внешность утонченность идеал внешний вид волосы одежда символика атрибутика |
Подкладка в костюме Позднего Средневековья. |
Реконструкция костюмов, имеющих датировку ранее второй трети 15 века – задача сама по себе весьма трудоемкая. Точность и реалистичность изображений, позволяющие при анализе одной картины получить данные об интересующем предмете гардероба (будь то состав ткани, или специфика кроя) придут в изобразительное искусство лишь с началом Ренессанса. Миниатюры же более ранних периодов – крайне шаткая опора для такого рода выводов. Конечно же, не стоит упускать из внимания два других вида источников.
Но дело в том, что на данный период археологических предметов одежды сохранилось не много, и большинство из них могут рассматриваться только при учете их специфичности. Так, к примеру, артефакты Херйолфснеса (Гренландия, 13-15 вв.) скорее добавляют вопросы, чем дают ответы на них. Пропорции котт довольно нестандартные (так, к примеру, Н. 38: длина окружности талии 98 см, подола 342 см, в то время как длина изделия спереди всего 125см). При этом износ нитей по линии швов говорит о том, что платье было плотно подогнано по фигуре. Однако останки людей в захоронении по строению скелетов отличаются от предполагаемых параметров, что позволило ученым сделать вывод о передаче обнаруженной одежды этим людям прежними ее хозяевами. Ни на одной из найденных предметов одежды подкладки обнаружено не было, на основании чего были выдвинуты две теории:
– подкладка была из материала, более подверженного разрушению, чем шерсть, из которой изготовлены сами котты. Так процесс разложения льняной ткани составляет крайне малый срок, поскольку материал изготовлен из растительного сырья, более подверженного разрушению, чем шерстяные материи.
– подкладка была изготовлена из более ценного материала (меха) и к моменту износа платья была удалена и использована при изготовлении другого предмета одежды. Вторая теория является более популярно среди исследователей, поскольку соответствует климатическим условиям острова и объясняет столь нестандартные параметры своих владельцев.
Ничуть не проще обстоит ситуация и с другим сохранившимся артефактом – Золотым платьем королевы Маргариты (Queen Margareta’s Golden Gown (Дания, ок. 1410г.)).
Специфика швов и износа ткани позволяет говорить о том, что платье будущей королевы впоследствии не перешивалось. Само платье сделано из золототканой парчи с грунтом из красного шелка. Верх платья от талии подшит грубым льном. Ниже талии подкладки нет. Ворот платья дополнительно подшит тем же льном. Наиболее интересным здесь является то, что какое сочетание тканей опровергает требование об отказе ото льна в дворянском комплекте, как слишком «бедного» материала. Однако существует предположение о том, что столь необычный (частичный) подбой платья возник вследствие того, что тонкую парчу необходимо было укрепить в особо «проблемных» местах, чтобы в дальнейшем была возможность подбоя платья мехом. Однако, как уже было сказано выше, платье впоследствии не изменяли.Более благодатным в этом плане является платье (бриаль) донны Терезии (Испания (Замора), 1307г.)
Метки: средневековье костюм мода реконструкция подкладка деталь ткань шов |
Средневековые школы и университеты |
...Небольшая комната с низким сводчатым потолком. Сквозь узкие окна пробиваются редкие лучи солнечного света. За длинным столом сидят мальчишки разных возрастов. Справная одежда выдаёт детей обеспеченных родителей — бедняков здесь явно нет. Во главе стола — священник. Перед ним большая рукописная книга, неподалёку лежит пучок розог. Священник бубнит молитвы на латинском языке. Дети механически повторяют вслед за ним непонятные слова. Идёт занятие в средневековой церковной школе...
Раннее средневековье иногда называют «тёмными веками». Переход от античности к средневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры.
Не только варварские вторжения, добившие Западную Римскую империю, привели к гибели культурных ценностей древности. Не менее разрушительным, чем удары вестготов, вандалов и лангобардов, стало для античного культурного наследия враждебное отношение со стороны церкви. Открытую войну против античной культуры вёл Папа Григорий I (см.ст. «Папство»), Он запретил чтение книг древних авторов и изучение математики, обвинив последнюю в связях с волшебством. Важнейшая область культуры, образование переживало особенно тяжёлые времена. Григорий I однажды провозгласил: «Невежество — мать истинного благочестия». Поистине невежество царило в Западной Европе в V—X вв. Грамотных людей почти невозможно было сыскать не только среди крестьян, но и среди знати. Многие рыцари ставили вместо подписи крест. До конца жизни так и не смог научиться писать основатель франкского государства знаменитый Карл Великий (см.ст. «Карл I Великий»). Но император был явно неравнодушен к знаниям. Уже в зрелом возрасте он прибегал к услугам учителей. Начав незадолго до смерти изучать искусство письма, Карл бережно хранил под подушкой навощённые дощечки и листы пергамента и в свободное время учился выводить буквы. К тому же государь покровительствовал ученым. Его двор в Аахене стал центром образования. В специально созданной школе знаменитый учёный и писатель, выходец из Британии, Алкуин обучал основам наук сыновей самого Карла и детей его приближённых. В Аахен приезжали немногочисленные образованные люди со всех концов неграмотной Европы. По примеру древности общество учёных, собравшихся при дворе Карла Великого, стали называть Академией. В последние годы жизни Алкуин стал аббатом богатейшего монастыря Св. Мартина в городе Туре, где также основал школу, ученики которой позднее стали известными учителями монастырских и церковных школ Франции.
Метки: средние века школа университет папство рыцарь знания Европа монастырь аббатство церковь латынь ученик учитель |
Казни и пытки в Средние века |
Вступление
Казни были обычным делом на протяжении всех Средних веков и применялись для большого количества преступлений, включая мелкие нарушения.
Сваривание заживо (Boling Alive)
Это был весьма болезненный и медленный вид казни. Он был не так широко распространен, как другие методы, но использовался как в Европе, так и в Азии на протяжении 2000 лет. В хрониках описано три вида этой казни: во время первого – обреченного бросали в котел кипящей воды, смолы, масла. Так поступали по законам Ганзы с фальшивомонетчиками. Эти законы не делали скидок и женщинам – в 1456 в Любеке 17-летняя Маргарита Гримм была брошена живой в кипящую смолу за сбыт трёх фальшивых талеров. Такой способ был максимально милосердным – человек практически мгновенно терял сознание от болевого шока при массивном ожоге почти всей поверхности тела.
Во время второго вида казни, предварительно связанный осужденный помещался в гигантский котел с холодной водой. Палач разжигал огонь под котлом, чтобы вода медленно закипала. При такой казни осужденный оставался в сознании и страдал до полутора часов.
Метки: казнь пытка средние века преступление |
Замечательный немецкий замок – Бург Эльц |
Замок между Кобленцом и Триром некогда лежал на богатом торговом пути. Возвели замысловатую постройку с XII по XVI век сообща три процветающие семейства. Точнее, три ветви одной семьи: Рюбенахи, Родендорфы и Кемпенихи. Половина Кемпенихов была построена позже остальных, примерно к 1530 году. В этой части замка зато отапливались почти все комнаты, тогда как в более ранних – только единицы.
Метки: Бург Эльц замок Мозель Германия |
К вопросу о средневековом западноевропейском летоисчислении |
Сергей Морозов (Эстония)
К вопросу о средневековом западноевропейском летоисчислении
Данная статья является продолжением исследований, начатых автором в работе (1), где делалась попытка отождествить библейского царя Соломона с русским царём Алексеем Михайловичем Романовым. И в частности, в ней доказывалось, что Храм Соломона списан с Успенского собора Московского Кремля.
Обратимся к началу шестой главы третей Книги Царств (3Ц6-1).
"В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвёртый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу".
Вспомним, что цифровая запись дат в Европе вплоть до XVIII века записывалась с латинской буквой i (j) в начале числа, которая означает единицу, что формально верно. Например, год начала строительства Успенского Собора выглядит так: i472. Анатолий Фоменко и Глеб Носовский предполагают, что буква i в таких случаях означает слово ИИСУС (ХРИСТОС), а сами даты читаются, как – от Иисуса такой-то год (2). А теперь вчитаемся внимательно ещё раз в библейский текст: "...в четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской..." Итак, здесь точкой отсчёта летоисчисления Библия ставит ИСХОД евреев из Египта. В ряде европейских языков "исход" – это ISSUE! Тогда дата начала строительства Храма Соломона может быть записана от исхода, как i480 год. А сегодня её бы интерпретировали, как 1480 год. Но ведь это почти дата окончания строительства Успенского Собора по традиционной версии! В рамках этой работы можно предположить, что существовавшая до XVII века западноевропейская система летоисчисления вела свой отсчёт так же от ИСХОДА. Но между библейской хронологией и традиционной получается сдвиг примерно в 170 лет (i649 – i480=169). И это половина от известного хронологического сдвига в 337 лет, найденного А.Верёвкиным (3). Несколько иным будет сдвиг, если сравним традиционную дату начала строительства Успенского собора (1472 г.) и расчётную (1649 г.), то разница будет 177 лет.
Дата "480 лет" из синодальной Библии не является фиксированной. Так, вариант до синодальной Библии называет дату в 440 лет: "и бысть в четыредесятное и в четверосотное лето исхода сынов Израилевых из Египта, в лето четвёртое, в месяц вторый, царствующу царю Соломону над Израилем и созда храм Господеви" (4). Тогда сдвиг будет в 209 лет. А вот Иосиф Флавий даёт цифру – 592 года! Это означает сдвиг в 57 лет.
Метки: средневековье летоисчисление Европа Книга Царств Соломон искусство Библия Средние века Давид царица Савская статистика |
Средневековая система летосчисления в Испании, известная как ERA |
Уве Топпер (Uwe Topper, Португалия-Германия)
Средневековая система летосчисления в Испании, известная как ERA
Согласно историкам, до того как стало использоваться современное христианское летосчисление, известное как Anno Domini (AD), или "годы боговоплощения", в эпоху средневековья широко применялась языческая форма летосчисления – т.н. испанская система ERA. Её также называли летосчислением вестготов (западных готов).
Что такое ERA?
Юлианское, или провинциальное летосчисление, известное как ERA, широко использовалось в Европе в Средние века с V по XV столетия задолго до того, как было принято современное летосчисление, за исходную точку которого принят год рождения Христа (AD). Само слово ERA, вероятно, взято из языка вандалов и означает то же, что и нем."Jahr" (год). Оно также имеет смысл "крутиться в круге", как это делают бойцовые животные на площадке для схватки (которая до сих пор в Испании называется "era"). Поскольку этот способ летосчисления в некоторых документах звался "провинциальной эрой", считалось, что он зародился, когда Испания стала провинцией Римской империи. Затем эта точка зрения была отвергнута, и уже в энциклопедии античности Паули-Виссова (1893, I, 606) приводились веские возражения. Чтобы соотнести годы по системе ERA с современным летосчислением, следовало вычесть 38 лет, и именно поэтому начало ERA относили к 38 году до н.э. Однако никто пока не определил причину, почему в качестве исходной точки был выбран именно этот год.
Существует несколько сотен надписей на камне и ещё больше на пергаменте с датами по системе ERA, особенно в географическом районе обитания т.н. "визигодов", т.е. вестготов. Этнический термин "визигоды" в большинстве случаев переводится как "западные готы", однако этот перевод ошибочен, так как скорее это слово означает "wise godes", или судьи (как и другой этнический термин "ostrogodos" значит вовсе не "восточные готы", а "shining Godes", т.е. "сияющие боги", даже если этот корень ближе по значению).
Метки: era летоисчисление средневековье Испания Европа столетие год термин реформа эра |
Ножны для бытового ножа 13-14 века |
Картинки кликабельны.
Нож в ножнах за поясом
Небольшой нож в ножнах был важной деталью средневекового костюма, как мужского, так и женского. В основном такие ножи использовали при еде или как универсальный инструмент. Формы как ножей, так и ножен были весьма разнообразны, но одной из самых интересных на мой взгляд являются формованный ножны 13-14 века, закрывавшие часть рукояти ножа. Много таких ножен было найдено при раскопках в Лондоне.
Вот как описывает Джейн Ковджил (Jane Cowgill) технологию изготовления ножен в книге «Knives and Scabbards» («Ножи и Ножны») из серии «Археология среденевекового Лондона». Хотя именно эта книга использовалася как основной источник, в ходе работы стало понятно, что автор приведенного отрывка не провел ни одного натурного эксперимента, а технологический процесс реконструирован не совсем правильно.
«Ножны делались из выделаной кожи. Внешняя сторона кожи называлась лицевой, или лицом, внутреняя – мездрой. Все ножны пошиты лицевой стороной кожи наружу, поскольку эта сторона более прочная и водостойкая. Для усиления водооталкивающих свойств на кожу могли наносить защитное покрытие из жиров или масел.
Ножны обычно делали из одного куска телячей кожи толщиной примерно в 2 миллиметра. Похоже, что это была стандартная кожа для ножен, поскольку в 1350 году Гильдия Ремонтников (Furbishers), которые занимались ремонтом и восстановлением доспехов, оружия и одежды) запретила использование какой-либо другой кожи для ножен. Только двое ножен из лондонских находок были сделаны из другой кожи, одни из воловьей, другие из козлиной или овечьей. В Лейчестере большинство средневековых ножен тоже были сделаны из телячей кожи, но попадались и сделаные из овечьей.
Форма ножен отражает их назначение. Они часто делались асимитричными, выгнутая сторона повторяла форму лезвия. При этом верхняя часть, охватывающая рукоять, была примерно одинаковой по длине, менялся размер только чехла для самого клинка. Эта форма оставалась неизменной с конца 12 по 15 век.
Шестнадцать ножен сделаны с подкладкой, в четырех вшиты дополнительные внутренние ножны (для маленького ножа), а в двух случаях у ножен присутствуют как подкладка, так и дополнительные ножны. Самые рание примеры примеры таких комбинированых ножен датируются концом 13го века. Для их пошива использовалась или телячья кожа плохого качества (например, с живота), или тонкая овечья/козья кожа.
Метки: ножны нож быт лезвие реконструкция материал прототип рукоять выкройка шов формовка заготовка пропитка украшение кожа воск орнамент |
Легенды средневековых замков: Замок Чешский Штернберг |
Метки: Замок Чешский Штернберг Штернберг Чехия легенда клад |
Легенды средневековых замков: Замок Литомышль. Чехия. |
Метки: легенда Литомышль замок Чехия комната проклятие |
Средневековье: григорианская реформа - причина падения нравственности |
«Катары были истинными христианами, которых Римская Церковь, в своем ортодоксальном наступлении, объявила еретиками», – утверждает Бенуа Байе-де-Рик (Benoit Beyer de Ryke), историк и философ из Брюссельского университета (FNRS / ULB). И тут же замечает: катаризм стал ответной реакцией европейцев на григорианскую реформу, проведенную Римской Церковью.
Итак, чтобы понять катаров, рассмотрим их главного врага – Рим, и осознаем ту ужасную мировоззренческую бездну, в которую ввергла Европу церковная реформа папы Григория VII.
Реформа родилась не на пустом месте. Ее причиной стала охватившая католиков религиозная фрустрация, которую требовалось преодолеть. Если человек в массе своей неспособен вести святую жизнь даже в монастыре, то спрашивается: как же вообще тогда можно спастись от геенны огненной?
Для римских богословов существовал только один ответ. «Человеку невозможно, но не Богу; ибо Богу все возможно». Бог и спасет. Каким образом? Христос оправдает тех, кто принадлежит к Римской церкви.
Ссылались при этом на Евангелие: «Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).
Вот скрытый мотив церковной реформы, предпринятой клюнийскими аббатами во главе с Гильдебрандом (впоследствии ставшим папой Григорием VII, от чего и реформа получила название григорианской). Рим распрощался с надеждой (к тому времени уже совершенно идеалистической и свойственной лишь наиболее прекраснодушным из кардиналов) вернуть святость в христианскую жизнь. Основной доктриной окончательно была избрана тотальная экспансия церковного института – чтобы как можно больше людей оказалось под его юрисдикцией «ради своего же блага».
Как учит нас история, самое большое зло причиняют человеку как раз «ради его же блага».
Метки: григорианская реформа реформа нравственность церковь Римский папа святость катар католик средневековье |
Военные турниры XIV века |
И.И. Басов
В ходе Столетней войны появилась особая форма рыцарских турниров, когда заключалось перемирие или накал военных действий ослабевал, с обеих сторон поодиночке и группами устремлялись навстречу друг другу рыцари. В "Хрониках" Ж. Фруассара и других источниках подобные мероприятия назывались "формальными подвигами оружия".
***
Такие "подвиги оружия" могли напоминать настоящие сражения, или могли быть более дружественными конфликтами. Мы будем говорить о более дружественных, но необходимо подчеркнуть, что разница между дружественным и серьезным сражениями один на один, была не четкой. Если поединок планировался быть дружественным, были формальные элементы, которые заранее оговаривали некоторые вопросы. Время и место назначались заранее. Обычным было присутствие знатного человека, который мог остановить борьбу, сказав, просто, "Вы сделали достаточно" другими словами, достаточно чтобы поддержать вашу честь. Также, были пределы тому, как долго будет продолжаться борьба. Наконец, если соперничание происходило верхом, можно было выбрать затупленные копья, вместо острых [13]. С другой стороны, было два элемента, которые сближали эти поединки с реальной войной. Большинство используемого оружия было боевым и, весьма часто, столкнувшиеся друг с другом противники-рыцари был фактически врагами в реальной жизни. Жан Фруассар уделял особенное внимание таким конфликтам. Все формальные подвиги оружия, о которых он писал, были предприняты во время перемирия – не мира, перемирия между рыцарями, сражавшимися на стороне англичан и рыцарями, которые поддерживали французского короля.
Существовали так же и другие отличия. Во-первых, нет ни одного свидетельства, что, как и в прежние времена, лошади, броня или снаряжение могли стать добычей. Тогда как документы, относящиеся к началу XIV столетия, считали для сражающихся рыцарей само собой разумеющимся, бороться за лошадей друг-друга [13]. Нет никакого намека в сообщениях Фруассара, что так все еще поступали в конце XIV века. Во-вторых, военные турниры, не напоминали и спортивные состязания с систематическим подсчетом очков, подобно большинству схваток XV – XVI веков. В грандиозных схватках устроенных королями в Лондоне и Париже, призы давались лучшему сопернику на каждой стороне; но в других случаях нет никакого приза вообще [9, р. 398-405; 12, р. 47-50].
Какие же цели преследовали участники этих "военных турниров"? Во-первых, любой индивидуум, который выезжал между враждующими армиями, чтобы бросить вызов, или кто договорился с бывшим противником, чтобы встретиться для "формального подвига", утверждал свою принадлежать к высокому рыцарскому ордену, быть одним из храбрых, защитником общества. Он подтверждал это требование своим собственным телом. В формальном деле, риск мог быть более ограничен, чем в других случаях, но полностью он не исключался. Во-вторых, когда вооруженная знать и их ближайшее окружение собирались вместе, чтобы участвовать в этом опасном спорте, они тем самым заявляли о коллективной власти, и демонстрировали некую солидарность против остальной части мира. Конец четырнадцатого столетия был временем, когда знать должна была защитить свои привилегии против непокорных крестьян и горожан.
Турнир в Сен-Энглевере |
||
Жан Фруассар. «Хроники». Брюгге, Фландрия, 1470-1472 гг. British Library, London, ms Harley 4379, fol. 43 |
Метки: столетняя война рыцарский турнир рыцарство сражение борьба лошадь броня состязание победа перемирие подвиг |
Тевтонский Орден. Часть 2. |
© Guy Stair Sainty
© Перевод с английского и добавления Ю.Веремеев
Правление пятого магистра было недолгим, но, его преемник Heinrich von Hohenlohe (1244-1253) управлял Орденом очень успешно, получив подтверждение от императора Священной Римской империи в 1245 году о владении Livonia (Ливонией), Courland (Курляндией) и Samogitia (Самогитией) . При магистре Hohenlohe рыцари получили ряд привилегий, регулирующих правление и монопольное использование владений в Пруссии.
Он также построил Орденский замок Мариенбург (Malbork, Mergentheim, Marienthal) столицу ордена в Западной Пруссии, которую он и его коллега завоевали для Ордена в 1219 году. В соответствии с жалованной грамотой от 20 августа 1250 года , Святой Луи IX король Франции предоставил четыре золотых "fleurs lys" для размещения в каждой крайней точке Креста Магистра.
При восьмом магистре Popon von Osterna (1253-1262) Орден значительно укрепил свое правление в Пруссии, установив правление над Самбией (Sambia). Процесс переселения крестьян из Германии в Пруссию ускорился после того, как Орден создал более стройное административное деление своих земель и назначил феодальных управителей из числа рыцарей для каждой административной единицы.
При следущем магистре Annon von Sangershausen (1262-1274), привилегии Ордена были подтверждены императором Рудольфом Габсбургом (Habsburg), и кроме того, рыцарям Римским папой было разрешено сохранять за собой свои владения, имущество и после окончания службы. Это была важная привилегия, потому что она обеспечивала пополнение земель оседлыми рыцарями, которые раньше не могли отчуждать себе имущество из-за своих обетов. Им также разрешали участвовать непосредственно в торговле, ранее запрещенной их обетом бедности. Другой привилегией 1263 года им была обеспечена ценная монополия торговли зерна в Пруссии.
Метки: Тевтонский Орден католики религия магистр христианство |
Тевтонский Орден. Часть 1. |
© Guy Stair Sainty
© Перевод с английского и добавления Ю.Веремеев
От переводчика. Для нас в России Тевтонский Орден однозначно ассоциируется с немецкими рыцарями, крестоносцами, Германией, германской экспансией на восток, битвой князя Александра Невского на Чудском озере с псами-рыцарями, агрессивными устремлениями пруссаков против России. Тевтонский Орден для нас своего рода синоним Германии. Однако это не вполне так. Орден и Германия - это далеко не одно и то же. В предлагаемом читателю историческом очерке Гая Штайра Санти в переводе с английского с добавлениями, сделанными переводчиком, отслеживается история Тевтонского Ордена с момента его возникновения по наши дни. Да-да! Орден существует и сегодня.
Переводчик в некоторых местах дает пояснения о моментах мало известных русскому читателю, снабдил текст иллюстрациями, добавлениями и исправлениями из других исторических источников.
Некоторые пояснения и справки даются до начала текста очерка. Кроме того, переводчик встретил определенные трудности в переводе имен собственных, названий ряда местностей и населенных пунктов, замков. Дело в том, что эти названия весьма разнятся на языках английском, немецком, русском, польском. Поэтому имена и названия по возможности даются в переводе и на языке оригинала (английском) или немецком, польском языках.
Прежде всего о названии этой организации.
Официальное название на латинском языке (т.к. эта организация была создана как католическая религиозная, а латинский является официальным языком католической церкви) Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae.
Второе официальное название на латинском языке Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem
На русском - Тевтонский Орден
Метки: Тевтонский Орден католики религия магистр девиз помогать лечить защищать больница паломник рыцарь |
УСТАВ Ордена Тамплиеров |
Составлен св.Бернаром. Утвержден на Церковном Соборе в городе Труа (Франция) в 1128 году и подписан Римским Папой Евгением III.
Вы, отказавшиеся от собственных желаний, и те, кто до конца сражаются вместе с вами ради спасения душ своих в рядах Великого Царя на конях и с оружием, старайтесь всегда с чистым и благочестивым чувством слушать заутрени, и всякое священное (integrum) богослужение, согласно каноническому установлению и обычаю учителей права (regularium doctorum) Святого Града. Поэтому вам, почтенные братья, весьма следует, презрев блеск настоящей жизни и страдания вашей плоти, навечно пренебречь сим бурным миром ради любви к Богу: итак, пусть никто после божественной службы не боится идти на битву, но готовится к венцу, приобщившись божественной трапезе и ею насытившись, научившись божественным правилам и в них укрепившись.
Метки: устав орден тамплиер христианство |
Орден Тамплиеров. История. |
Эта военно-монашеская организация известна у нас под несколькими названиями:
-Орден бедных рыцарей Иисуса из Храма Соломона;
-Орден бедных братьев Иерусалимского Храма;
-Орден тамплиеров;
-Орден храмовников.
На французском языке также несколько названий этой организации:
-de Templiers;
-Chevaliers du Temple;
-L`Ordre des Tampliers;
-L`Ordre du Temple.
На английском : Knights Templas.
На итальянском: Les Gardines du Temple.
На немецком: Der Templer;
Des Templeherrenordens;
Des Ordens der Tempelherren.
Официальное наименованиие этого Ордена на латинском языке, которое ему было дано Римским Папой при учреждении -
Pauperurum Commilitonum Christi Templiqne Solamoniaci.
Руководителями Ордена (Великими Магистрами) в различное время являлись (всего их было 22):
1. Гуго де Пейн (Gugo de Payens) с 1119 по 24 мая 1136;
2. Робер де Краон с июня 1136 по февраль 1149;
3. Эврар де Бар с марта 1149 по май 1150;
4. Бернар де Тремеле (de Tramelay) с июня 1151 по 16 августа 1153;
5. Андре де Монбар 1153-1156;
6. Бертран де Бланфор с 22 октября 1156 по 1169 ;
7.Филипп де Милли с 1169 по 1170;
8. Одон де Сант-Аман (Eude de Saint-Amand) с 16 апреля 1170 по 1180;
9. Арно де Ла Тур с 3 января 1180 по 30 сентября 1184;
10. Жерар де Ридфор с октября 1184 по 4 октября 1189;
11. Роберт де Сабле с 1189 по 1193;
12. Жильбер Эраль с 1193 по 1201 ;
13. Филипп де Плессье с 1201 по 9 ноября 1209;
14. Гийом Шартский с 1209 по 26 августа 1219;
15. Пере де Монтегаудо с 1219 по 1232;
16 Арман Перигорский с 1232 по 17 октября 1244;
17. Гийом де Соннак с 1244 по 1250;
18. Рено де Вишье с 1250 по 1256 ;
19. Тома Беро с 1256 по 25 марта 1273;
20. Гийом де Боже (Guichard de Beaujeu) 13 мая 1273 по 1291;
21.Тибо Години (Thobaut Gaudini) с 1291 по 1298;
22. Жак де Моле с1298 по 6 мая 1312.
В 1118 (1119?) году в период между Первым и Вторым Крестовыми походами французские рыцари Гюг де Пайен (Gugo de Payens) и Жофруа де Сен-Оме, и еще семь других французских рыцарей (Андре де Монбар, Гундомар, Ролан, Жоффрей Бизо, Пэйн де Мондезир, Аршамбо де Сент-Эйнан) взяли на себя заботу о защите дороги, ведущей от побережья Средиземного моря к Иерусалиму, от разбойников и грабителей. Предполагалось в первую очередь защищать христианских паломников, прибывших в Святую Землю поклониться христианским святыням в Иерусалиме. Король Иерусалима Болдуин отвел им под резиденцию часть своего замка Тампля (Temple), построенного на месте деревнего иудейского храма Соломона. Эта группа рыцарей объединилась в военно-монашеский Орден под названием "Бедные рыцари Иисуса из Храма Соломона" ( по другим источникам "Бедные братья Иерусалимского Храма"), однако их в обиходе стали именовать по месту резиденции тамплиерами или рыцарями Храма или храмовниками.
Вступая в Орден рыцари одновременно становились монахами, т.е. принимали монашеские обеты послушания (покорности), бедности и безбрачия. Устав тамплиеров, как утверждается, был разработан самим св.Бернаром и утвержден на церковном Соборе во французском городе Труа Римским папой Евгением III в 1128 году. Основой Устава храмовников послужил устав монашеского Ордена цистерианцев (не военно-монашеского, а просто католического монашеского), самого строгого и жесткого устава.
Рыцарь, вступая в Орден тамплиеров отрекался не только от всей мирской жизни, но и от родственников. Его пищей должны были служить лишь хлеб и вода. Возбранялись мясо, молоко, овощи, фрукты, вино. Одежда лишь самая простая. Если после смерти рыцаря-монаха в его вещах обнаруживались золотые или серебряные изделия, или деньги, то он терял право на похороны на освященной земле (кладбище), а если это обнаруживалось уже после похорон, то тело надлежало извлечь из могилы и бросить на съедение псам.
На деле оказалось, что эти требования для публики. Тамплиеры прославились самыми жадными относительно военной добычи, чувственных развлечений и винопития, не стесняясь убивать и грабить кого угодно, включая и единоверцев. Это хорошо описано в романе В.Скотта "Айвенго". Хоть это и художественное произведение, но исторические хроники подтверждают этот стиль поведения храмовников в Англии.
Метки: орден тамплиер храмовник Храм Соломона Соломон de Templiers Римский папа крестовый поход монашество обет |
Орден Святого Иоанна Иерусалимского. Часть 3. |
Этот период истории связан, прежде всего, с буржуазной революцией во Франции конца XVIII века. Радикально настроеннные вожди революции являлись противниками религии вообще и католицизма, в частности, видя в институтах религии опору монархии.
Первую волну ликвидации церковных организаций 1790-91 годов, когда были распущены все национальные религиозные Ордена, госпитальеры пережили, т.к. Национальное Собрание полагало, что мальтийцы обеспечивают защиту южного побережья Франции от набегов берберских пиратов.
Однако доклад депутата Винценца, предложившего использовать богатства Ордена на благо революции, привел к изданию декрета от 19 сентября 1792 года о прекращении деятельности и конфискации всего имущества Ордена на территории Франции.
Появление фальшивого манифеста гроссмейстера, датированного 10 октября 1793, объявляющего Орден в состоянии конфронтации с республикой, дало повод радикалам ко все новым атакам на Орден и в 1797 году они добились включения всех членов Ордена в список предателей и врагов республики, что автоматически лишало их любых прав на имущество, которое не было конфисковано ранее. Кроме того, это обеспечило основание Директории осуществить план захватить Мальту, используя предполагаемую враждебность Ордена к республике.
Таким образом, французская революция поставила окончательный крест на Ордене, как военно-монашеской организации. После этого разгрома Орден уже никогда не смог быть сколько нибудь значащей политической организацией и военной силой.
13 июля 1797 года умирает гроссмейстер Эммануил де Роган, а новый гроссмейстер немецкий барон Фердинанд фон Гомпеш, не будучи достаточно сведущим ни в политике, ни в дипломатии, ни в военном деле не сумел добиться реальной поддержки и помощи от государств, благоволивших к Ордену и, в частности, от России, хотя русский император Павел I уже в январе 1797 года организовал на территории Росийской империи новое главное приорство и готовил поход кораблей в защиту Мальтийского Ордена.
Орган государственной власти в революционной Франции Директория 13 июля 1797 года принимает декларацию о походе в Египет и попутном захвате Мальты. Республиканский французский генерал Наполеон Бонапарт предлагал Директории внезапно захватить остров еще в сентябре 1797 года, чтобы исключить попытки любых государств вмешаться в мальтийскую историю, но Директория по непонятным причинам медлила. Медлили и Россия с Англией.
Французский флот вышел в море только 19 мая 1798 года, а 9 июня вошел в бухту Мальты. 15 линейным кораблям и 10 фрегатам флота Франции с пятнадцатью тысячами солдат на борту Орден мог противопоставить только четыре тысячи солдат и рыцарей.
Сопротивляться было бессмысленно и 10 июня 1798 года правление Ордена Госпитальеров Мальтой, продолжавшееся 268 лет, закончилось.
Метки: история госпитальер мальтиец орден манифест |
Суверенный Военный Орден Госпитальеров св.Иоанна на Родосе и Мальте. Часть 2. |
После оставления Святой Земли в 1291 году госпитальеры больше никогда не возвращались туда как военная сила.
Первоначально они основались на острове Кипр, где имели обширные владения. После ликвидации Ордена Тамплиеров значительная часть их земель и имущества папской буллой от 2 мая 1312 года были переданы Госпитальерам, что существенно увеличило их владения.
Вынужденные искать себе применение и избежать участи Тамплиеров, рыцари Госпиталя развили активную благотворительную и врачебную деятельность в столице Кипра Лимассоле. Кроме того, они традиционно владели довольно сильным флотом, который стал использоваться для защиты христианского судоходства в Средиземном море от пиратов, особенно из мусульманских стран. Успешная деятельность на этом поприще снискала уважение киприотов и поддержку католической церкви. В течение двадцати последующих лет флот Госпитальеров стал самым сильным в этом регионе.
Однако статус вассалов кипрской короны не устраивал госпитальеров. Они обратились к императору Византии с просьбой уступить им остров Родос (Rhodes) в Эгейском море. Отличный климат, выгодное стратегическое положение на морском пути с юга Европы на Восток, плодородная земля обеспечивали господство над морем и обеспеченность продуктами. Однако император Византии отказал Госпитальерам.
В 1307 (1309?) году, воспользовавшись незначительным предлогом, что якобы женский монастырь Госпитальеров, рассположенный на Родосе подвергается опасности захвата Госпитальеры высадились на острове. В течение нескольких лет шла упорная борьба за остров и в 1309 (1312?) году Орден окончательно закрепился на острове.
В последующие годы Орден, используя большие доходы от своих владений в Европе поддерживал свой статус активной благотворительной и врачебной деятельностью, неустанной борьбой с мусульманским пиратством.
В период пребывания на Родосе сложилась окончательно административная структура Ордена.
Центром Ордена, его главной штаб-квартирой (Convent) является остров Родос. Здесь располагается высший руководитель Ордена -Магистр (Magistery), позднее Гранд Магистр (Grand Magistery), второе главное лицо Ордена -Приор (Prior), отвечающее за всю религиозную составлющую ордена, священников Ордена, отправление религиозных служб; и администрация Ордена.
В ряде случаев, например, в отрезок времени между смертью одного магистра и выборами другого (это могло составлять от нескольких месяцев до нескольких лет) его обязанности выполняет Лейтенант магистра (Lieutenant Magistery ), т.е. заместитель
Администрация (Adminsitration) Ордена состоит из восьми Бейлифов(Bailiffs), отвечающих за конкретные направления деятельности Ордена:
1.Главный Командор (Grand Commander), который вместе с Казначеем (Treasurer), управляет общим имуществом, осуществляет контроль над ревизионным комитетом (Accounts committee), действует как Начальник Артиллерии (Master of the Artillery) и назначает некоторых священников.
2.Маршал (Marshal), позже Главный Маршал (Grand Marshal), который действует, как начальник военного штаба и занимается всеми военными вопросами.
3.Госпитальер (Hospitaller) или Главный Госпитальер (Grand Hospitaller), который управляет работой госпиталей и больниц.
4.Драпиер (Drapier), с 1539 года Главный Опекун (Grand Conservator), который отвечает за снабжение вооруженных сил Ордена и ответствечает за техническое обслуживание некоторых формирований.
5.Адмирал (Admiral), или Главный Адмирал (Grand Admiral), должность, появившаяся когда Орден оставил Святую Землю и который командует галерами.
6. Туркопольер (Turcopolier или Turcopilier), который командует туркополями (Turcopoles) , т.е. наемными солдатами из местного населения в Палестине и на Родосе и Мальте, и отвечает за береговую охрану.
Метки: госпитальер Родос Мальта Бейлиф орден структура иерархия |
Орден Госпитальеров (Иоаннитов). Часть1. |
Этот Орден является, пожалуй, старейшим из известных двенадцати монашеско-рыцарских Орденов средневековья.
Из этой дюжины наиболее заметный след в истории средневековья вообще, и в частности, в истории Крестовых Походов оставили три - госпитальеры, тамплиеры и тевтоны. Орден Тамплиеров прекратил свое существование в первой половине XIV века, два других существуют и по настоящее время, хотя и не играют теперь сколько-нибудь заметной политической и военно-политической роли. Они выродились в благотворительные общественные организации, т.е. вернулись к тому состоянию, с которого начинались.
Этот Орден известен под рядом названий и к тому же с течением времени его названия менялись.
У нас в России он известен под следующими названиями:
*Странноприимный Дом Иерусалимского Госпиталя;
*Орден св.Иоанна Александрийского;
*Орден св.Иоанна Крестителя;
*Орден св.Иоанна Иерусалимского;
*Орден Святого Иоанна;
*Мальтийский Орден;
*Орден Госпитальеров;
*Орден Иоаннитов.
На французском языке известно название:
*Alliance de Chevalerie des Hospitaliers de Saint Jean de Jerusalem -Рыцарский Госпитальный Союз Cвятого Жана Иерусалимского.
На английском языке известны названия:
*Religious Military Order of the Roman Catholic Church-Религиозный УВоенный Орден Римской Католической Церкви;
*Order of Saint John -Орден Святого Джона;
*Sovereign Military Hospitaller Order of Malta-Суверенный Военный Госпитальный Мальтийский Орден;
*Sovereign Military Hospitaller Order of Saint John of Jerusalem, of Rhodes and of Malta - Независимый Военный Госпитальный Орден Святого Джона Иерусалимского Родосский и Мальтийский;
*The Chivalric Alliance of Hospitallers of Saint John of Jerusalem - Рыцарский Госпитальный Союз святого Джона Иерусалимского;
*The Order of St.John of Jerusalem -Орден Св.Джона Иерусалимского;
*The Order of the Knights of Malta -Орден Мальтийских рыцарей;
*Sovereign Military Order-Суверенный Военный Орден.
Известна также аббревиатура S.M.H.O.M. - Sovereign Military Hospitaller Order of Malta.
Название Sovereign Military Order of Saint John of Jerusalem, of Rhodes and Malta (Суверенный Орден Святого Джона Иерусалимского, Родосский и Мальтийский) было включено в название Ордена в 1936 году. Слово Hospitaller (Госпитальный) было принято в XIX веке и добавлено к ранее существовавшему наименованию. Слово Sovereign (Суверенный) было добавлено после потери Мальты в 1800 году , чтобы отразить автономный экстратерриториальный принцип; слова Military (Военный) и of Malta (Мальтийский) не отражают современное значение, но отражают его исторические и рыцарские традиции.
|