Готов ли мой ребенок к школе? 3 составляющие готовности к школе.
|
|
Среда, 16 Июля 2008 г. 15:57
+ в цитатник
Неля_Нарица все записи автора
Скоро осень. Скоро школа. Вашему малышу исполнилось 6 лет, и вы задаетесь вопросом: «Отдавать ли его в школу или еще годик подождать? Готов ли к школе уже или пусть чуть-чуть еще повзрослеет». Возможно, иногда одолевают сомнения: «Ведь он такой маленький еще! Зачем отнимать у него детство?» Эти и подобные вопросы порой не дают покоя.
А может, Вы уже определились в своем решении и просто хотите понять, что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу?
Чтобы помочь Вам, разберемся с понятием готовности к школе. Оно сложное, состоит из нескольких составляющих, одинаково важных.
1. Физическое развитие + состояние здоровья + биологический возраст = морфологическая готовность.
Ее определяют врачи, заполняя медицинскую карту перед школой. Зачастую это происходит формально, необходимые сведения заносятся в карточку: вес, рост, другие показатели, узкие специалисты ставят свои отметки и все. Дальше решать родителям. Хотите получить полную информацию, пройдите обследование, как положено, обязательно расспросите врача, какие рекомендации в связи со школой он может дать для вашего ребенка.
Обратите внимание на уровень развития нервной системы, расспросите врача, как это проявляется в поведении ребенка, чтобы лучше понимать ребенка.
Итак, полная информация о физическом развитии есть, рекомендации от хирурга, невропатолога, окулиста и других узких специалистов получены. Свой вывод сделал педиатр.
По ходу важно заметить, что хождение по врачам – это такая мука, очереди, ребенок не выдерживает, устает, капризничает. Не стоит проходить всех врачей за 1-2 дня. Это тяжело и для Вас, и тем более для малыша. Не забудьте взять с собой что-то попить ребенку и чем-то поиграть, когда сами будете беседовать с врачом.
2. Психологическая готовность – следующая важная составляющая.
И тоже состоит из многих компонентов. Скажу о самых главных.
Интеллектуальное развитие.
Многие ошибочно считают, если ребенок умеет писать, читать, считать, решать элементарные задачки, он готов к школе. Это лишь навыки, которым можно научить. Важно определить уровень развития мышления. Это может сделать и психолог, и педагог, если обладает необходимыми методиками. Зачем это исследование? Чтобы увидеть, какими операциями мышления ребенок уже владеет, а какие «еще на подходе», т.е. сам не владеет, но с помощью взрослого справляется. Поэтому обязательно просите по результатам тестирования рекомендации у психолога или педагога. Обычно это игры для
развития, многие из них доступны во время прогулки, сочетаются с другими привычными играми.
Важным компонентом в интеллектуальном развитии является развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.
Также психолог определяет восприятие, память, внимание и дает свои рекомендации по их развитию, если необходимо.
Эмоционально-волевое развитие
– важная часть общей готовности к школе. Умеет ли ребенок проявлять адекватные эмоции, отличать элементарные из них по картинкам определит психолог. И, конечно же, не забываем о волевой зрелости. С дефицитом воли вы наверняка столкнетесь. Это может выглядеть так. Пора садиться за уроки, а он оттягивает часами, то попить, то поесть, то устал, выматывает вас и себя. Не хватает воли, и это часто встречается у первоклассников, да и у старших школьников тоже. Как тогда быть, ведь
уроки сделать надо. Здесь как раз понадобиться ваша помощь.
Поделитесь с ребенком «кусочком своей воли», найдите подход к ребенку. Выберете время приготовления уроков, подходящее для вашего ребенка. Может ему после школы нужно отдохнуть, многие дети еще спят днем, а некоторые вновь хотят поспать, несмотря на то, что раньше уже отказались от дневного сна. Важно проявлять веру в ребенка, что у него все лучше и лучше получается с каждым днем, что после уроков вас ждут другие интересные дела, может помочь и поощрение, поддержка. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему.
Важный момент – мотивация.
Что важнее для ребенка – играть или учиться, а также как относиться ребенок к школе может определить и психолог, и учитель в несложной беседе. У большинства 6-леток мотивационная готовность только формируется, и игра остается очень важным занятием для ребенка, для его развития. Поэтому в первом классе так много игровых форм обучения. Не забывайте
об этом и вы, когда помогаете ребенку.
Моя старшая дочь не очень хотела делать домашнее задание, но когда ей нужно было провести урок для своих зверят, она с удовольствием их учила писать. Они сидели вокруг на письменном столе, а она показывала, как писать в своей тетради. Какое-то время в эту игру она играла с интересом. Привлекайте свою фантазию и используйте игровой мотив, он – ваш верный помощник в развитие воли ребенка.
3. Третий важный компонент – социальная готовность.
Простое наблюдение за ребенком позволит определить, умеет ли ребенок общаться с детьми, проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения, готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свои. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. Этими навыками обычно успевают овладеть дети в детском саду. «Домашние» дети имеют более ограниченный круг общения, у них нет опыта общения в коллективе сверстников, но не всегда это означает, что у них социальные навыки развиты хуже. Есть и «садиковские» дети со своими проблемами в общении.
Специалисты видят готовность к школе по-разному, это понятие широкое, но практически все главными составляющими считают те, о которых мы говорили.
«Как оказывается все сложно!» - можете подумать Вы.
«Как же собрать всю эту информацию? И надо ли? Все идут в школу, и мы как все! Не надо все усложнять. Как-то же мы учились в свое время? Ничего о готовности к школе не говорили». Действительно не надо все усложнять.
Надо или нет определять готовность, каждый родитель решает сам. Сейчас много разных центров, в садах, школах работают специалисты, которые помогут собрать вам необходимую информацию о ребенке без особых усилий. Тестирование сочетается с подвижными играми, занятия обычно проходят интересно, разнообразно, дети с удовольствием ходят.
Говоря о готовности к школе, мы имеем в виду некоторые средние показатели. Каждый ребенок – индивидуальность, и развивается своими темпами. Какие-то функции уже сформированы, другие еще развиваются. Это обычное дело. Зная, как развивается ваш ребенок, вы будете понимать, с чем ребенок может справляться, а в чем ему нужна помощь, и какая.
И главное, не винить ребенка в том, что он что-то еще не может, а другие его сверстники могут, не досадовать и не разочаровываться. Все идет своим чередом, просто помогите малышу.
Может создаться впечатление, что школа – это что-то очень сложное и требует помощи. Не совсем так. Школа – это естественный этап в жизни ребенка. А помощь родителей – в понимании ребенка, в умении направить его и поддержать.
Об отношениях с первоклассником, о предстоящих переменах в его жизни, о том, как понимать поведение ребенка и о многом другом на моем бесплатном тренинге. Записывайтесь сейчас, бесплатно беру только первых 20 человек. Подробности тут.
Метки:
готовность к школе
первоклассник
дети
Взаимоотношения
-
Запись понравилась
-
0
Процитировали
-
0
Сохранили
-