Развитие художественной обработки янтаря в Калининградской области на рубеже XX-XXI веков. Часть 2 |
Постепенно наши художники знакомились и воспринимали совершенно другой подход, который культивировался в Латвии и Литве, где янтарь издавна считался камнем самодостаточным и подвергался минимальной обработке. Прибалтийские мастера не стремились придать ему заданную форму, а лишь выявляли его природную красоту, как правило, сохраняя при этом натуральные формы, рельеф, текстуру, а иногда и естественную окисленную корочку. Соединение этих двух подходов можно считать наиболее примечательной чертой «калининградского» стиля.
К сожалению, два десятка художников, пусть и очень талантливых, не могли серьезно соперничать с предприятием-гигантом, а авторские изделия были каплей в море по сравнению с массой безликой серийной продукции. К тому же на развитие янтарного промысла негативно сказалась определенная изолированность местных мастеров от общероссийского художественного процесса, не говоря уже о европейских и мировых тенденциях в ювелирном деле и дизайнерском искусстве. Калининградские художники десятилетиями обречены были вариться в собственном соку, а это не могло не привести к самоповторам, дефициту свежих идей, отставанию от актуальной ювелирной моды и завышенным самооценкам.
Сегодня много говорят о кризисе янтарной отрасли, который обычно связывают только с неудачными экономическими реформами начала 1990-х годов. Однако важно признать и другое. Потенциал янтарного производства, заложенный еще в первые послевоенные годы, равно как и возможности развития авторского искусства на прежней основе, к началу перестройки были уже во многом исчерпаны. Разразившийся кризис сбыта, отсутствие спроса на изделия из янтаря, помимо собственно экономических причин, имели также и чисто художественное содержание. Внедрение рыночных отношений, открытие границ, экспансия на российский рынок достаточно качественной и относительно недорогой иностранной бижутерии, в том числе польских и литовских фирм, - все эти новые веяния со всей очевидностью обнаружили отставание калининградских мастеров и прямо-таки архаичный уровень массового янтарного производства.
Вместе с тем сам кризис и отказ от плановой социалистической системы хозяйствования создали предпосылки для радикальной модернизации российского янтарного промысла. Более того, можно смело утверждать, что никогда ранее как социально-экономический, так и общий культурный фон не были столь благоприятными для развития янтарного искусства в Калининградской области.
Метки: янтарь укращения ювелирный магазин |
Развитие художественной обработки янтаря в Калининградской области на рубеже XX-XXI веков |
История художественной обработки янтаря в поёлке Янтарный Калининградской обл. насчитывает очень небольшой срок - не многим более полувека. Когда после завершения второй мировой войны вместе с частью Восточной Пруссии СССР получил и крупнейшее в мире Пальмникенское месторождение янтаря, собственных традиций обработки этого минерала в России не существовало. Первое время местные власти даже надеялись найти применение янтарю в военной отрасли, а изготовление из стратегического ресурса"безделушек" считалось анти государственной деятельностью. становлению янтарного промысла мешало и создание предприятия-монополиста - Калининградского янтарного комбината, который долгое время обладал полным правом не только на добычу, но и переработку янтаря. Поставленное на конвейерную основу изготовление изделий из янтаря развивалось относительно не плохо лишь благодаря крайней бедности Российского рынка ювелирных украшений, отсутствию конкуренции иностранных производителей и невзыскательным вкусам среднего отечественного потребителя. Только этим объясняется то, что на комбинате одни и те же образцы янтарных украшений выпускались годами и десятилетиями, а тиражи некоторых изделий измерялись миллионами экземпляров. Параллельно с началом массового производства в Калининградской области постепенно развивалась собственная школа художественной обработки янтаря. У её истоков стояли талантливые мастера, так или иначе связанные с Янтарным комбинатом. Поскольку большинство мастеров переехало в бывшую Восточную Пруссию из Москвы, Ленинграда и других СССР, их подход к янтарю первоначально полностью укладывался в рамки традиций русского ювелирного искусства. Даже в авторских работах янтарь долгое время был всего лишь более или менее значимой вставкой, простым "заместителем" яшмы, агата, малахита и других твердых камней, а главное внимание уделялось обрамлению из металла. Так производились изделия индивидуальные, со сложной конструкцией, с применением таких ювелирных техник, как кольчужное плетение, чернение, выпиловка, филигрань, зернь и др.
Метки: украшения янтаря |
Янтарные украшения в серебре |
Украшения из янтаря в серебре
Метки: янтарь янтарь в серебре украшения из янтаря |
Страницы: [1] Календарь |