-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_zajcev_ushastyj

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.07.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 92




Заходите, гостем будете! - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??aa112ce0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Укиё-э по пятницам

Пятница, 05 Августа 2022 г. 16:57 + в цитатник

Продолжим тогда уж тему кимоно и около.
Небольшая подборка гравюр от одного из моих любимых художников. И однофамильца случайно.
Нишикава Сукэнобу родился, прожил всю жизнь и умер в Киото. С конца 17го века и до середины 18го. В отличие от многих своих старостоличных коллег, рисовал не только актеров кабуки. Но и дам разных сословий и социальных групп, а также жанровые сцены (чем мне особенно интересен).
Кроме того, Сукэнобу, как и многие другие художники его времени, занимался разработкой и публикацией дизайнов узоров для косодэ (так тогда назывались кимоно). Потому рассматривать его гравюры особенно интересно: рисунки нарядов дам прорисованы детально и тщательно, как в модных журналах.
Карочи, поехали. Все гравюры - первой половины 18го века. Триста лет назад.

Прядение шелка. Простейший домашний способ изготовления шелковых нитей не включал аккуратное разматывание коконов. Их просто растягивали, превращая в некое подобие ваты, которую потом и пряли.
Прядение шелка. Простейший домашний способ изготовления шелковых нитей не включал аккуратное разматывание коконов. Их просто растягивали, превращая в некое подобие ваты, которую потом и пряли.
Ткачество. Помощницы мотают нитки на удобные бобины и мотки для челнока.
Ткачество. Помощницы мотают нитки на удобные бобины и мотки для челнока.
Стирка и домашнее окрашивание растительными или минеральными красителями.
Стирка и домашнее окрашивание растительными или минеральными красителями.
Отбивание тканей для мягкости.
Отбивание тканей для мягкости.
Шитье.
Шитье.
Глажка кимоно. Для этого тогда использовали специальный ковш с гладким дном, в который клали горячие угли. Дама слева ароматизирует кимоно над курильницей с благовониями. Помимо приятного запаха, это ещё и отпугивало насекомых и паразитов (типа вшей).
Глажка кимоно. Для этого тогда использовали специальный ковш с гладким дном, в который клали горячие угли. Дама слева ароматизирует кимоно над курильницей с благовониями. Помимо приятного запаха, это ещё и отпугивало насекомых и паразитов (типа вшей).
Примерка.
Примерка.

https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/599470.html


Метки:  

Примерка фурисодэ

Воскресенье, 31 Июля 2022 г. 16:40 + в цитатник

Сегодня ездили выбирать кимоно фурисодэ младшей дочери на День Совершеннолетия, который ещё через полтора года будет.
Здесь любят делать все сильно заранее, чтоб тщательно и неспеша.
Два часа с гаком мерили всякие красивые тряпочки в разных сочетаниях. Эти кимоно - пока только заготовки. Они не сшиты, а только слегка прихвачены наметкой в основных местах. Чтобы мерить можно было на любого человека, а сшить потом на конкретную девушку.
Примерно через год будет типа генеральная примерка и фотосессия.
А пока фото первой примерки для истории.

Кимоно на вешалках и россыпью. На любой вкус и размер кошелька.
Кимоно на вешалках и россыпью. На любой вкус и размер кошелька.
Сначала там было типа пробного варианта макияжа и прически. Без украшений, чисто форма. Для общего впечатления при примерке.
Сначала там было типа пробного варианта макияжа и прически. Без украшений, чисто форма. Для общего впечатления при примерке.
Все
Все "на живую нитку", но сочетабельность понять можно.
И сумочка, и дзори, и меховой воротник.
И сумочка, и дзори, и меховой воротник.
Попробовать другие цвета, не только те, что нравятся. Часто бывает, что выбирают в итоге совсем не те цвета, что хотели изначально.
Попробовать другие цвета, не только те, что нравятся. Часто бывает, что выбирают в итоге совсем не те цвета, что хотели изначально.
Любимый розовый, но другого оттенка. И рисунок совсем другой. Сочетание цвета и рисунков - больше для
Любимый розовый, но другого оттенка. И рисунок совсем другой. Сочетание цвета и рисунков - больше для "взрослого" хомонги, чем для фурисодэ. Интересно, но слишком взрослое.
Это, вероятно, окончательный вариант.
Это, вероятно, окончательный вариант.

https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/599070.html


Метки:  

Укиё-э по пятницам

Пятница, 29 Июля 2022 г. 16:52 + в цитатник

Продолжим тему "не было никогда - и вдруг опять". Люди - везде люди. И всегда. Независимо от страны и эпохи.

Тории Киёнага, 1785 г.
"Свекровь критикует невестку"

Две молодые женщины занимаются починкой одежды. Та, что сидит лицом к нам - замужняя, если судить по завязанному спереди поясу. Она смотрит на стоящую перед ней суровую даму в кимоно с гербами. Похоже, суровая дама что-то заявила о результатах трудов молодой невестки. И невестке это не нравится, судя по отчётливо прорисованной складке на лбу.
Сидящая боком молодая женщина - видимо, подруга или помощница. Пригнула голову, типа, поглощена работой и вообще не при чем. Огрести критики ещё и себе ей явно не надо.
Ширма на заднем плане показывает цветы умэ - символ стойкости. И журавля, символ долголетия. Похоже, молодой невестке рекомендуется выдержка и тогда, возможно, долголетие будет ей наградой.

Двестиписят лет прошло. А что-то изменилось в отношениях невестка-свекровь?

https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/599034.html


Метки:  

Лотосы и лысые монахи

Четверг, 28 Июля 2022 г. 16:41 + в цитатник

Съездили полюбоваться цветущими лотосами. Сезон сейчас.
В Киото видели уже все и много раз. Пытаемся разведать новые места в пределах доступности однодневной поездки.
В этот раз - префектура Нара, город Годжё. Храм Шёрэн-джи.
Название храма можно перевести как "живой лотос". И там их таки разводят. По официальным данным 120 сортов.
Цветут они, конечно, в разное время. Потому все 120 единовременно в цветущем состоянии застать невозможно. Но и одного захода вполне достаточно.
Кроме лотосов, храм известен подношениями в виде тэру-тэру-бозу - примитивная куколка, сделанная из куска ткани. По старым поверьям, такую куклу, представляющую буддийского монаха, надо подвесить под крышей дома для того, чтобы прекратить дождь. Где-то в самом начале моего ЖЖ лежит пост про этих кукол.

По легенде, однажды великий Кукай где-то в начале 9го века молился в Шёрэн-джи о прекращении проливных дождей. С того времени местные жители поддерживают традицию и регулярно вывешивают тэру-тэру-бозу в храме, если погода слишком мокрая слишком долго.
Как это часто случается, конкретная просьба по узко специальному поводу со временем трансформировалась в более обобщенный вариант. Сейчас самодельных кукол вывешивают в храме по самым разным поводам и с самыми разными просьбами.
Просто смастерить куколку из куска ткани и написать на ее подоле свою просьбу к богам. И привезти ее в храм.

Мы решили, что нам тоже надо. И лотосов, и кукол. И поехали.

По дороге в машине смастерили трёх куколок. Моя, мужа и младшей. Догадаетесь, где чья?
По дороге в машине смастерили трёх куколок. Моя, мужа и младшей. Догадаетесь, где чья?
Ворота храма.
Ворота храма.
Тэру-тэру-бозу висят везде.
Тэру-тэру-бозу висят везде.
Главный холл храма. Тэру-тэру-бозу и лотосы.
Главный холл храма. Тэру-тэру-бозу и лотосы.
Каких только нет.
Каких только нет.
Муж рисует лицо куклы.
Муж рисует лицо куклы.
Наша троица уже с лицами и написанными желаниями.
Наша троица уже с лицами и написанными желаниями.
Ну, и лотосы.
Ну, и лотосы.

https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/598616.html


Метки:  

Дорогой рыбною

Воскресенье, 24 Июля 2022 г. 08:51 + в цитатник

Попробую запостить что-нибудь короткое, для разгона.
В рамках этнографического исследования окружающей среды ещё до ковида проехались по так называемой "Саба-кайдо" (литературно "Дорога Скумбрии"), которая связывает Старую Столицу и городок Обама на побережье Японского моря в префектуре Фукуи.
Город Обама - рыболовецкий порт. Самое интересное для наших целей в нем то, что там с незапамятных времён и поныне ловят рыбу скумбрию в промышленных масштабах. Особенно вкусная эта рыба осенью, когда нагуляла жирок перед зимой.
Доставить вкусную и жирную рыбку в Киото в свежем виде до недавнего времени было невозможно, далеко и жарко. Но даже избалованным кулинарными изысками жителям столицы хотелось морской рыбы не только в сушёном или сильно уваренном в соевом соусе виде.
Потому ещё в древности был придуман способ: на побережье Обамы свежевыловленную рыбу потрошили, пересыпали солью и упаковывали в корзины. И эти набитые рыбой корзины тащили через горы и леса в Киото. Требовалось на эту доставку сутки-полтора. За это время скумбрия превращалась из свежей в малосольную. Но все ещё относительно свежую и все такую же жирную.
В Киото эту вкусную малосольную скумбрию укладывали поверх вареного риса и заворачивали в оплётки молодого бамбука.
То, что получалось, называется "саба-зуши", разновидность суши, известная только в Киото и областях, прилегающих к дороге Саба-кайдо.
Конечно, в наше время это можно изредка встретить и в других районах Японии, но все же это именно характерная старостоличная еда.

Вдоль современной дороги Саба-кайдо эту разновидность суши продают в многочисленных ресторанах, кафе и магазинах.
А на самой дороге сохранилась дорожная станция Кумагава-джюку. Где в средние века путешественники могли передохнуть и, если надо, попросить помощи полиции. В окрестных лесах водились вполне себе бандюки, грабившие торговцев рыбой без особых угрызений совести.

Остатки станции Кумагава сейчас являются памятником истории и охраняются правительством префектуры Фукуи.
Атмосфера средневековья вполне ощутима.

Вся станция - одна улица, часть дороги. Два ряда домов по обеим сторонам. Сейчас большая часть этих домов - кафе, сувенирные лавки и т.п. Но есть и просто жилые дома, куда никого не приглашают зайти.
Вся станция - одна улица, часть дороги. Два ряда домов по обеим сторонам. Сейчас большая часть этих домов - кафе, сувенирные лавки и т.п. Но есть и просто жилые дома, куда никого не приглашают зайти.
Это
Это "кура", типа амбара, если по-нашему. Отдельный домик для хранения запасов и всякого ненужного на данный момент.
Полицейский участок на дороге. Это куклы, если что.
Полицейский участок на дороге. Это куклы, если что.
Внутри одного из домов. Ящик на переднем плане - одна из разновидностей
Внутри одного из домов. Ящик на переднем плане - одна из разновидностей "хибачи", комнатного очага.
Почти средневековый аппарат.
Почти средневековый аппарат.
Это тоже комнатный очаг, но более капитальный, не передвигается.
Это тоже комнатный очаг, но более капитальный, не передвигается.
Обед на станции Кумагава. Лапша соба - тоже местный специалитет, гречка выращивается на окрестных полях.
Обед на станции Кумагава. Лапша соба - тоже местный специалитет, гречка выращивается на окрестных полях.
Саба-зуши в упаковке из бамбука.
Саба-зуши в упаковке из бамбука.
Саба-зуши в развернутом виде.
Саба-зуши в развернутом виде.
Еда! Очень вкусно, кстати. Особенно свежеприготовленное.
Еда! Очень вкусно, кстати. Особенно свежеприготовленное.

https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/598282.html


Метки:  

Укиё-э по пятницам

Пятница, 22 Июля 2022 г. 16:05 + в цитатник

Не идёт у меня ЖЖ как-то. Вроде вошла было в ритм и даже начала постить регулярно - и опять перерыв на две недели.
Попробую исправиться, хотя гарантий дать не могу.

Пока же вернёмся к привычному.

Настроение сегодня такое... пятничное. Пусть будет любимый Утамаро.
Триптих 1793-94 гг.
"Три пьяные куртизанки: рассерженная, хохочущая и плачущая"

Судя по всему, девушки в большом публичном доме отдыхали после работы. Употребляя саке в явно неумеренных количествах, если судить по разбросанной на полу посуде. Соображали на троих, классически. И захмелели, что неудивительно.
Как часто бывает, алкоголь проявил внутреннюю суЧность некоторых.
У дамы в центре явно развязался язык и ее понесло. С оценками и переходами на личности. Причем, конкретные личности.
Дама справа в ярости и, похоже, собирается попортить прическу болтунье.
А дама слева - в слезах и тоже рвется выяснить отношения с неумеренно развеселившейся подругой.
Остальные либо пытаются удержать подруг от активных действий, либо наблюдают с разной степенью сочувствия.
На заднем плане за бумажными "дверями", судя по теням, тоже идёт веселье.
Все, как у людей: драку заказывали? (с)
Всех с пятницей! Гуляйте, но без ущерба для себя и окружающих.

https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/598142.html


Метки:  

Укиё-э по пятницам

Пятница, 08 Июля 2022 г. 15:51 + в цитатник

Ещё одна история про суровую японскую красотку.
"Канэджё из Оми"
Четыре гравюры разных авторов. Год издания и художник - в подписи под каждой картиной отдельно.

История сильной Канэджё из провинции Оми известна с 13го века из свитка "Кокон Чёмонджю" (Сборник историй старых и новых времён). Все та же провинция, что и в прошлый раз. Видимо, там рассадник был.

...Один знатный самурай из восточных провинций, направлявшийся в Киото, остановился передохнуть на берегу озера Бивако в провинции Оми (часть современной префектуры Шига). Благородного породистого скакуна самурая отпустили попить воды из озера и остудить копыта.
То ли коня укусил кто, то ли водичка не по вкусу пришлась, но конь вдруг взбесился. Начал брыкаться, раскидал пытавшихся остановить его самурайских слуг и понёсся по берегу.
А у берега в это время стирала бельишко девушка Канэджё. Не испугавшись буйного коня, Канэджё просто наступила своим деревянным тапком на волочащиеся поводья. И смогла удержать. Вопщим, "коня на скаку" - это явно не национальное, а гендерное. И, заметьте, за полтыщи лет до Некрасова.
Сюжет старой байки в начале 19го века был положен в основу танцевального номера кабуки. Правда, в этом номере от всей истории остался только очень изящный процесс полоскания белья. В танце, да.
Карочи, дамы! За нас!
Но коней желательно поменьше, равно как и горящих изб.
*и немедленно выпил*

Утагава Куниёши, 1845 г.
Конь остановлен и явно раскаивается в своих безобразиях.

Такэучи Кэйшю, 1901 г.
Строго по сюжету: конь остановлен тапком. Ещё пытается брыкаться, но поза девушки выражает полное спокойствие и уверенность: никуда не денется.
Костюм и прическа Канэджё на этой картине ближе всего к моде реального времени древней истории.

Утагава Куниёши, 1846 г.
Здесь Канэджё со своим тазиком только видит брыкающегося коня и разбегающихся слуг.
Но девушка суровая, сразу понятно.

Утагава Куниёши, 1830-44 гг.
Редкое сочетание японской традиционной гравюры и европейской. Фигура девушки изображена в типичном "плоском" стиле японской "биджин-га" с характерными чертами стиля самого Куниёши. А конь и пейзаж - практически трехмерны, как на европейских гравюрах.
Позднейшие исследования предполагают, что Куниёши частично позаимствовал пейзаж и лошадь из книги "Басни Эзопа", которую имел возможность видеть у своего знакомого художника Ишикава Тайро, увлекавшегося европейской живописью, в Нагасаки (единственный порт в то время, открытый для иностранных кораблей, преимущественно голландских).

https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/597975.html


Метки:  

Танабата-2022

Четверг, 07 Июля 2022 г. 17:57 + в цитатник

Сегодня Танабата, Фестиваль встречи звёзд.
Первый раз за последние три года хорошая погода, без дождя. Значит, встреча и в самом деле состоялась.
Загадываем желания!

Поскольку погода избыточно хорошая (слишком солнечно и жара за +30), идти куда-то не хотелось. Но по дороге за продуктами заглянула в святилище Китано-Тэнмангу, благо по дороге.
Там всегда отмечают, причем целый месяц. Чтоб и по старому стилю, в августе, и по новому, 7го июля.
Ряды бамбуковых "деревьев" с привязанными листочками-танзаку. Обычно одно "дерево" - сразу от школы или от детского сада, скажем. Но и отдельные посетители могут привязать свою полоску бумаги на понравившееся деревце.
Традиционно много желаний стать лучше в разных науках и умениях. Третий год много желаний чтоб корона наконец закончилась и чтоб близкие не болели. Пожелания мира во всем мире тоже встречаются регулярно и раньше, и сейчас. Ну, и всякие необычные просьбы, чаще от совсем маленьких. Например, встретить в реальности героев популярных анимэ.
В общем, присоединяйтесь!

Ряды бамбуковых деревьев. Чуть позже их расставят красиво вдоль дорожек и у ворот.
Ряды бамбуковых деревьев. Чуть позже их расставят красиво вдоль дорожек и у ворот.
Желания школьного дерева. Чтоб корона побыстрее закончилась.
Желания школьного дерева. Чтоб корона побыстрее закончилась.
Желания стать профессионалом в разных областях.
Желания стать профессионалом в разных областях.
Совсем детское, нарядное.
Совсем детское, нарядное.
Вечером, внешние ворота.
Вечером, внешние ворота.
Внутренние ворота.
Внутренние ворота.
Вход в частный дом по соседству.
Вход в частный дом по соседству.

В целом, атмосфера немного Нового года и надежды. А вдруг все же сбудется...

https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/597548.html


Метки:  

Ещё один старый храм

Воскресенье, 03 Июля 2022 г. 12:19 + в цитатник

Продолжаем посещать "инстаграмные" места.
Опять префектура Нара, храм Хання-джи. Также основан в середине 7го века, за первую половину своей истории видал всякое. В том числе и пожар, полностью уничтоживший постройки храма.
Но позже был восстановлен и сохранил до наших дней часть построек аж 13го века. Ворота храма, построенные в середине 13го века, сейчас внесены в список Национальных сокровищ.
В наше дикое время храм завлекает посетителей не столько древней архитектурой и образом "Будды Мудрости" Монджю Босаттсу, сколько цветочками, растущими прямо на территории храма между древними строениями.
Мы, собственно, тоже за цветочками туда ломанулись.
Самые известные цветы этого храма - космеи. Неофициальное название Хання-джи - "Космос-дэра" (космос - японское наименование космей).
Кроме них в храме выращивают и другие сезонные цветы, сейчас, скажем, гортензии. И придумывают украшения из этих цветов.

Больше всего нас удивило, что в храме сейчас цветут космеи. Сезон у них обычно в конце сентября. На фото кроме космей - главный холл храма. Крыша сохранилась с середины 17го века и считается культурной ценностью префектуры Нара.
Больше всего нас удивило, что в храме сейчас цветут космеи. Сезон у них обычно в конце сентября. На фото кроме космей - главный холл храма. Крыша сохранилась с середины 17го века и считается культурной ценностью префектуры Нара.
А это те самые ворота, Ромон, с 13го века.
А это те самые ворота, Ромон, с 13го века.
Самая высокая пагода такого типа, тоже сохранившаяся с 13го века.
Самая высокая пагода такого типа, тоже сохранившаяся с 13го века.
Статуи Каноон в цветах.
Статуи Каноон в цветах.
Их там 33, по числу храмов, посвященных Каннон в Западной Японии, которые объединены в одно паломничество для желающих заслужить покровительство богини.
Их там 33, по числу храмов, посвященных Каннон в Западной Японии, которые объединены в одно паломничество для желающих заслужить покровительство богини.
Эма храма тоже украшены космеями.
Эма храма тоже украшены космеями.
Купель для омовения рук с гортензиями.
Купель для омовения рук с гортензиями.
Украшения из гортензий. В этом храме цветы уложили в стеклянные шары с водой.
Украшения из гортензий. В этом храме цветы уложили в стеклянные шары с водой.
Шаров реально много. Смотрится таки мило. И очень инстаграмно.
Шаров реально много. Смотрится таки мило. И очень инстаграмно.
Супруг в образе Будды Мудрости. Это не мы придумали, там специально приготовлено все для желающих почувствовать себя Монджю Босаттсу. И даже
Супруг в образе Будды Мудрости. Это не мы придумали, там специально приготовлено все для желающих почувствовать себя Монджю Босаттсу. И даже "лев", чтоб на нем "ездить".

https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/597336.html


Метки:  

Укиё-э по пятницам

Пятница, 01 Июля 2022 г. 16:15 + в цитатник

Продолжим тему суровых японских дам. Подборка картин по истории о сильной Ойко из Такашима.
Оригинал истории однажды был описан в сборнике "Кокон Чёмонджю" (Истории древних времён и современные).

... Где-то в 12м веке по современному исчислению времени жила-была в провинции Оми суровая девушка по имени Ойко. По местности ее конкретного обитания, героиню этой истории часто называют Ойко Такашима или Ойко из Такашима.
Первое упоминание о необыкновенной силе Ойко - в рассказе о ее конфликте с односельчанами.
Во время посадки риса на полях вредные мужики организовали систему полива так, что вся вода из реки шла по каналам на их поля. А поле, принадлежавшее Ойко, осталось без воды. Попытка договориться с мужиками успеха не принесла, те только смеялись над девушкой. Тогда следующей же ночью Ойко принесла огромный камень и положила его в реку так, что поток повернул на ее поле полностью, минуя остальные поля.
Утром мужики, сильно изумленные таким поворотом событий, попытались камень убрать. Однако, согласно истории, "усилий даже 100 человек не хватило, чтобы передвинуть камень". Почесав себя в разных местах, мужики пошли-таки на поклон к Ойко и, извинившись за свое поведение, слёзно попросили девушку камень убрать. Ойко убрала. Конфликтов с односельчанами больше не было.
Позднее один самурай из провинции Эчизэн, по имени Саэки Уджинага, направлялся в столицу, чтобы принять участие в состязании сумоистов. По дороге Саэки остановился передохнуть и испить воды из источника в местности Такашима. В это же время к источнику подошла и Ойко, собиравшаяся набрать воды для своего хозяйства.
Самурай, увидев одинокую миловидную девушку, решил воспользоваться ситуацией. И подойдя к Ойко сзади, просунул руку ей подмышку. На предмет пощупать, ага. Ойко его руку прижала своей рукой так, что Саэки завопил от боли. Но обратно руку выдернуть не смог. И девушка потащила незадачливого самурая к себе домой.
Приведя Саэки в дом, спросила, что он такое и что делает в их краях. Тот рассказал про состязание сумоистов в Киото и своем желании принять участие. Девушка засмеялась, слабоват ты пока для таких состязаний. И предложила Саэки остаться в ее доме на некоторое время, чтобы потренироваться.
Согласно истории, Ойко кормила Саэки своей едой и таки тренировала его по своей системе. После этого, удовлетвореная результатом, разрешила ему шагать до столицы. Говорят, в итоге Саэки Уджинага победил в соревнованиях.
Ну, за суровых дам!
*и немедленно выпил*

Утагава Куниёши.Ойко и большой камень.
Утагава Куниёши. Ойко и большой камень.
Тоже Утагава Куниёши и тот же сюжет.На заднем плане видны односельчане Ойко.
Тоже Утагава Куниёши и тот же сюжет. На заднем плане видны односельчане Ойко.
Йошитоши. Ойко и Саэки. Легко и непринужденно волокет самурая воспитывать.
Йошитоши. Ойко и Саэки. Легко и непринужденно волокет самурая воспитывать.
Тоже Йошитоши. Здесь от Саэки виден только лоб. Зато сколько экспрессии!
Тоже Йошитоши. Здесь от Саэки виден только лоб. Зато сколько экспрессии!
Утагава Куниёши.Ойко Такашима. Просто портрет. По сюжету, девушка была ещё и красавица.
Утагава Куниёши. Ойко Такашима. Просто портрет. По сюжету, девушка была ещё и красавица.

https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/597205.html


Метки:  

Гортензии, драконы и прочее

Понедельник, 27 Июня 2022 г. 17:44 + в цитатник

Последнее время некоторым источником новой информации для меня лично является Инстаграм. Алгоритм его регулярно подкидывает мне в ленту посты аккаунтов, на которые я не подписана. Но инста считает, что мне это может быть интересно исходя из того, что я сама пощу там.
Иногда из этих постов-подкидышей нахожу всякое интересное, куда можно было бы съездить.
Вот и официальный аккаунт храма Ока-дэра в префектуре Нара мне тоже подкинул Инстаграм.
И мы решили съездить.

Старый (даже по местным меркам) храм в деревне Асука. Основан был ближе к концу 7го века монахом Гиэном, среди учеников которого был, например, Гёки, один из основателей Тодай-джи.
По легенде, однажды Гиэн, возвратившись из поездки по своим делам, узнал, что жителей деревни терроризирует дракон. Рассерженный монах, не имея никакого оружия, кроме чёток и божьего слова, дракона изловил и запечатал в пруду на территории храма. С того времени укрощенный дракон занимается предсказанием погоды: если собирается сильный дождь и штормовой ветер, крышка, запечатывающая дракона, начинает вибрировать.
А храм получил ещё одно, неофициальное, название - Рюгай-джи, "храм Крышки Дракона".

Гиэн, усмиряющий дракона.
Гиэн, усмиряющий дракона.
Пруд и крышка, под которой сидит дракон. Сейчас это всё украшено цветущими гортензиями и георгинами.
Пруд и крышка, под которой сидит дракон. Сейчас это всё украшено цветущими гортензиями и георгинами.

А вообще, мы поехали туда на гортензии полюбоваться. В Киото все уже видели и не по одному разу, хочется нового.
В Ока-дэра гортензии украшают лестницу вверх по склону. И среди них спрятаны статуи варабэ-джизо.

В самом храме нахолится статуя богини Каннон, сделанная из глины. Говорят, сам Кукай делал, наведавшись однажды в этот храм. Самая большая статуя такого типа в Японии, важное культурное наследие.
В главном зале храма, где стоит эта глиняная Каннон, среди прочих амулетов и оберегов, есть и круглые деревянные шарики, исполняющие желания. Надо написать свое желание на бумажке, запечатать ее в шарик и подвесить его рядом с главным залом.

Ну, я тоже написала, запечатала и подвесила. Буду надеяться, что сбудется.
Ну, я тоже написала, запечатала и подвесила. Буду надеяться, что сбудется.

https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/596745.html


Метки:  

Продолжение истории

Суббота, 25 Июня 2022 г. 05:55 + в цитатник

Продолжение истории о самурае Ямаучи Казутоё и его мудрой жене Чиё.

Разбирая в интернетах историю про коня, наткнулась на упоминание, что могила Казутоё и Чиё есть и в Киото, причем, буквально под боком - в храме Мёшин-джи. Ну, в те времена знатные-богатые-знаменитые могли иметь могилы сразу в нескольких местах (в родном уделе, на знаменитом кладбище Окуноин на святой Коя-сан, чтоб поближе к богу, и еще где-нибудь, где так получилось). Вот и семейная пара Ямаучи имеет могилы и в родовой Тосе, и в Киото.
А случилось это так.

В 1580 году у Казутоё и Чиё родилась дочь, которую назвали Ёнэ. Это был первый и единственный ребенок, рожденный Чиё. Жили они тогда в провинции Оми (ноне префектура Шига) в замке Нагахама, отданным Казутоё Тоётоми Хидэёши вместе с доходом 20 тысяч коку за верную службу.
В 1586 году случилось Большое землетрясение Тэншё, которое причинило тяжелейший урон десятку провинций в самом центре острова Хоншю вокруг озера Бивако. Замок Нагахама был разрушен. Под обломками погибла 6-летняя Ёнэ, ее кормилица и семейная пара Инуи Казунобо с женой, которая считалась приемной дочерью Казутоё и Чиё. Хотя приемной дочерью эта женщина из дальних родственников была весьма условной (разница в возрасте с приемными родителями была около десятка лет), чтобы позволить ее мужу Инуи Казунобо формально считаться членом клана Ямаучи, отношения в этой семье явно были близкими. Казунобо и его жена, имени которой история не сохранила, погибли, пытаясь спасти маленькую Ёнэ.

В один момент потерявшие фактически всю семью Казутоё и Чиё нашли в тот же день в воротах разрушенного замка новорожденного младенца. Откуда он взялся и кем были его родители, выяснить не удалось. Казутоё и Чиё усыновили мальчика.
Однако, Тоётоми Хидэтсугу, племянник Хидэёши и формальный наследник на то время, категорически отсоветовал Казутоё делать найденыша наследником. Неизвестно чей и какой крови, непонятно что от него ждать и будет ли он лоялен, как полагается самураю.
В возрасте 10 лет найденыш, получивший имя Шёнан Сокэ, отправляется в Киото, в головной храм буддийской секты Ринзай Мёшин-джи, становиться монахом. Приемные родители назначили молодого монаха настоятелем храма Гюко-джи в своей провинции Тоса. И при этом юноша стал и 2м настоятелем обители Дайтсу-ин в комплексе того самого Мёшин-джи и с того времени маленькая обитель стала семейным храмом клана Ямаучи.
Молодой человек отличался глубоким умом и философским складом характера, среди его учеников был и знаменитый философ Ямазаки Ансай, начинавший как буддийский монах под руководством Шёнана.

В 1605 году в возрасте 61 года умер Ямаучи Казутоё. Хотя Чиё так и не смогла подарить ему наследника и детей у них больше не было, он не стал брать себе молодых наложниц (хотя имел на это и моральное, и юридическое право по законам того времени), не стал и отправлять "неудачную" жену в монастырь, чтобы жениться на ком-то еще, потенциально способной родить сына. Наследником и будущим главой клана был назначен племянник, сын младшего брата.
Шёнан Сокэ отслужил похоронную службу по своему приемному отцу в Тосе, а затем установил вторую могилу в своем храме Дайтсу-ин в Киото.
После смерти мужа Чиё, как полагалось по закону, стала монахиней под именем Кэншёин и переехала в Киото, чтобы быть ближе к приемному сыну. Она прожила еще 17 лет, активно участвуя во внутренней жизни Старой Столицы и взаимоотношениях кланов Тоётоми и Токугава. По свидетельствам, бывший найденыш часто посещал свою приемную мать, подолгу беседуя с ней.
Умерла она в Киото в 1617 году, в том же возрасте, что и Казутоё - 61 год. Была похоронена в Тосе рядом со своим мужем.
17 лет спустя Шёнан Сокэ провел специальную службу в память о своей приемной матери и установил ее могилу в своем храме Дайтсу-ин, рядом с могилой Казутоё.
Сам Шёнан Сокэ умер всего четыре года спустя после этого, ему было 51 год.

Фотки храма Дайтсу-ин снаружи - мои. Это закрытая обитель, туда не пройдешь в любой день. Но в интернете нашла фото парной могилы Казутоё и Чиё.
Интересно, что обычно в парных могилах мужа и жены (особенно тех времен) надгробие мужа намного больше надгробия жены. А здесь они одинаковы по размеру. Шёнан явно имел свои представления о размерах души.

Обитель Дайтсу-ин снаружи.
Обитель Дайтсу-ин снаружи.
Попытка разглядеть постройки храма за зеленью.
Попытка разглядеть постройки храма за зеленью.
Фото из интернета. Надгробия и поминальные таблички (на заднем плане) Казутоё и Чиё.
Фото из интернета. Надгробия и поминальные таблички (на заднем плане) Казутоё и Чиё.

https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/596573.html


Метки:  

Укиё-э по пятницам

Пятница, 24 Июня 2022 г. 09:08 + в цитатник

Снова пятница я опять забыла про нумерацию и тэг. Видимо, надо где-нибудь записать для памяти.
Продолжим, однако, наши байки.

Мизуно Тошиката, 1888 г.
"Преданная жена"

На картине изображена семейная пара - Ямаучи Казутоё и его жена Чиё. Женщина роется в ящиках своего косметического столика, вытаскивая скромные сокровища.
В соседней комнате мужчина явно пребывает в тяжких раздумьях. Обстановка в доме скудная и скромная, если не сказать "нищая". На косметическом столике женщины нет никаких узоров, даже зеркало отсутствует, в "окнах"-шёджи на заднем плане бумага порвана.
Женщина держит в руках бумажный сверток, в котором видны золотые монеты.

По преданию, Ямаучи Казутоё был из небогатого (мягко говоря) самурайского рода. Поступил на службу к Ода Нобунага, но проявить себя в пешем строю шансов было мало, а на коня денег не было от слова "совсем".

И вот однажды заводчик боевых лошадей привел роскошного коня, мечту самурая. Чиё собрала деньги, полученные ею на свадьбу. Традиционно на свадьбу тут дарят деньги (и по сию пору) и обычно эти деньги считаются собственностью молодой жены, поскольку именно она отвечает за обустройство семейного быта и приобретение всего необходимого для этого. Чиё отдала все деньги мужу на покупку коня.

С этого момента началась карьера Ямаучи Казутоё, который из нищего пехотинца стал даймё Тосы (ноне префектура Кочи на Шикоку), возвел замок Кочи.
В замке уже в наше время установлен памятник Чиё, дарящей коня своему мужу. Женщина считается образцом мудрой и преданной жены.

Ну, за мудрых жен!
*и немедленно выпил*

https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/596310.html


Метки:  

Лилейные поля

Четверг, 23 Июня 2022 г. 16:35 + в цитатник

Чисто фоточки цветочков.
В рамках отмечания юбилея ездили не только жрать, но и слегка погулять.
Вот, например, поля цветущих лилий.
Небольшой парк среди рисовых полей, где высажены разные сорта лилий. Сейчас это всё цветет и благоухает.

Между грядками с лилиями стоят ящики, куда собирают опавшие лепестки. Видимо, просто мусор. Хотя может, и в компост.
Между грядками с лилиями стоят ящики, куда собирают опавшие лепестки. Видимо, просто мусор. Хотя может, и в компост.

https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/596053.html


Метки:  

Парадный юбилейный обед

Воскресенье, 19 Июня 2022 г. 08:24 + в цитатник

Супруг специально нашел место (в глубинах бывшей провинции Тамба, ноне часть префектуры Хёго на границе с Киото) и заказал парадный обед для двоих в стиле "кайсэки рёри".
Сплошь локальные и сезонные продукты, приготовленные по всяким хитрым рецептам.
Полтора часа вдумчивого потребления еды с попытками угадать что из чего сделано. Даже с подсказками шефа было сложно.

Вот в этом доме посередь полей и находится ресторан. Маленький семейный бизнес.
Вот в этом доме посередь полей и находится ресторан. Маленький семейный бизнес.
Комната, где мы обедали.
Комната, где мы обедали.
Предварительная сервировка: поднос, куда ставятся блюда с едой, палочки и подставка для них, полотенчико для рук с подставкой и чашка чая.
Предварительная сервировка: поднос, куда ставятся блюда с едой, палочки и подставка для них, полотенчико для рук с подставкой и чашка чая.
Меню для нас. Даже фамилия наша присутствует, чтоб понятно было, что персонально для нас.
Меню для нас. Даже фамилия наша присутствует, чтоб понятно было, что персонально для нас.
Первая закуска. Тофу из кунжута с желейной подливкой с цветочками и травками (все съедобно).
Первая закуска. Тофу из кунжута с желейной подливкой с цветочками и травками (все съедобно).
Горячая закуска: типа тефтель из рыбной пасты с овощами и заливкой.Это закрытая чашка, вид снаружи, так сказать.
Горячая закуска: типа тефтель из рыбной пасты с овощами и заливкой. Это закрытая чашка, вид снаружи, так сказать.
Открытая чашка. Крышечка изнутри тоже расписанная.
Открытая чашка. Крышечка изнутри тоже расписанная.
Сашими (сырая рыба всякая) и сезонные свежие овощи. Вспененный соевый соус и соевый соус с уксусом, для макания.
Сашими (сырая рыба всякая) и сезонные свежие овощи. Вспененный соевый соус и соевый соус с уксусом, для макания.
Ещё типа суп, загущеный крахмалом. С овощами и всяким.
Ещё типа суп, загущеный крахмалом. С овощами и всяким.
Мелкие закуски ассорти.
Мелкие закуски ассорти.
Пустые мисочки от предыдущего блюда. Оценить размеры и кавайность.
Пустые мисочки от предыдущего блюда. Оценить размеры и кавайность.
Основное блюдо. В центре - жареный баклажан под соусом. Кусочек жареной же рыбки и хитро сваренный помидор в скорлупке от физалиса.
Основное блюдо. В центре - жареный баклажан под соусом. Кусочек жареной же рыбки и хитро сваренный помидор в скорлупке от физалиса.
Тэмпура из овощей. И мелкая рыбка, обжаренная в кляре из дробленого миндаля.
Тэмпура из овощей. И мелкая рыбка, обжаренная в кляре из дробленого миндаля.
Рис, мисо-суп и соленые овощи.
Рис, мисо-суп и соленые овощи.
Десерт и кофе.Справа - свежие фрукты кусочками, залитые желе из шампанского. Слева - плюшка из вязкого риса с бобами.
Десерт и кофе. Справа - свежие фрукты кусочками, залитые желе из шампанского. Слева - плюшка из вязкого риса с бобами.
Чашка для кофе - деревянная. И подставка, и ложка тоже.
Чашка для кофе - деревянная. И подставка, и ложка тоже.
На стене около
На стене около "окна" висит дощечка с надписью, которую можно перевести как "улыбайтесь глядя на сияющее небо и слушая звуки ветра".
Вид из окна.За то время, что мы там сидели (около двух часов), не увидели ни единого человека или машину. Как есть глушь.
Вид из окна. За то время, что мы там сидели (около двух часов), не увидели ни единого человека или машину. Как есть глушь.

https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/595955.html


Метки:  

20 лет

Пятница, 17 Июня 2022 г. 10:45 + в цитатник

В продолжение темы японских свадеб.
Это мы с мужем. Ровно 20 лет назад.
Эта фотка тут уже была, но очень давно.
На мне надето кимоно с учикакэ того же типа что и в предыдущих постах. Плюс парик со всеми положенными побрякушками.

https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/595664.html


Метки:  

Современные свадебные учикакэ

Четверг, 16 Июня 2022 г. 16:23 + в цитатник

Это с той же выставки.
Современные учикакэ. Тканый шелк и ручная вышивка, в том числе и золотой или серебряной нитью.
Каждое такое стоит примерно полтора-два миллиона йен. В наше время очень редко учикакэ шьют на заказ для конкретной невесты. Обычно берут на прокат как комплект кимоно.
Но даже в таком варианте стоит это очень недешево.

Все фото - одного типа, общий вид и фрагмент (наобум, как случилось).

https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/595207.html


Метки:  

Выставка свадебных кимоно

Вторник, 14 Июня 2022 г. 16:21 + в цитатник

Так насчёт того, зачем меня понесло в Нару.
Понесло на выставку "Японское бракосочетание". Предсиавлены преимущественно свадебные кимоно, большей частью женские. От конца 18го века до первой половины 20го. Кое-что из этого видела ранее на других выставках. Кое-что в интернете. Но были и вещи, которые увидела живьём первый раз: например, детские кимоно. Очень редко детские вещи хранят так долго и так аккуратно, что они доживают до выставок.
Снимать, как обычно, нельзя. Кроме специально выставленного костюма (середина 20го века) в начале и отдельного зала современных платьев.
Вот, классический "широмуку" - полностью белый костюм невесты. Пожалуй, самый древний вариант свадебного платья, доживший до нашего времени почти без изменений (кроме влияния моды периода Эдо) аж со времён Муромачи (примерно 14й век, сталбыть). Обычно именно это надевают японские невесты для брачной церемонии в храме. Прическа с традиционным набором украшений и два головных убора, "ватабоши" (круглый сплошной) и "тсунокакуши" (фактически повязка). У каждой детали - бездна смысла, как обычно.

Постер перед входом в музей
Постер перед входом в музей
Собственно широмуку.
Собственно широмуку.
Верхняя часть поближе.
Верхняя часть поближе.
Ватабоши.
Ватабоши.
Тсунокакуши.
Тсунокакуши.

https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/594979.html


Метки:  

Нарские олени

Воскресенье, 12 Июня 2022 г. 15:20 + в цитатник

Внезапно была сегодня в Наре. Образовалось немного времени, а семейство было занято своими делами. Собралась и быстренько поехала на выставку в Художественный музей префектуры Нара.
Понятно, не могла не пообщаться с оленями.
За время ковида в Наре была всего пару раз. Без туристов там совсем пусто. Олени бродили неприкаянные. Печеньки хоть и продавали (пара палаток на весь парк оставалась), но покупать их было почти некому.
Сегодня все выглядело почти как в доковидные времена. И народу полно, и все кормят оленей печеньками. Соответственно, они и пристают ко всем.

Олешки выглядят хорошо. Блестят и шерсть, и рога. Отощавщими не кажутся.
После выставки и оленей купила себе коробочку суши на обед.

Выходной прошел содержательно и с удовольствием.

https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/594799.html


Метки:  

Укиё-э по пятницам

Пятница, 10 Июня 2022 г. 16:20 + в цитатник

Опять не сделала отдельный тэг и нумерацию. Ленюсь, однако. Видимо, когда наступит настоящая жара и выходить из дома станет утомительно, тогда и займусь всякими пока откладываемыми делами.

Продолжим тему японских игр с поправкой на сезон.
"Хотару гари" ("охота на светляков") - популярное развлечение японцев в короткий сезон, когда светляки ночью светят жопками. Светляков сбивали веером и собирали в клеточку, чтобы повесить ее дома и любоваться свечением этих жучков в комфортных домашних условиях. Когда светляки переставали сверкать жопками, их выпускали обратно в прибрежные заросли.
Упоминание о такой охоте встречаются в японской литературе ещё периода Хэйан (то есть, больше тысячи лет назад).
Подобрала три картины на тему, разных авторов и разного времени (указано в подписях под гравюрами).

Тории Киёхиро, 1745-55 гг.

Утагава Куниёши, 1840-47 гг.

Ито Шинсуй, 1931 г.

https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/594559.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_zajcev_ushastyj
Страницы: 22 [21] 20 19 ..
.. 1 Календарь