Молорвел эм чампанерит цанот чем |
|
Жрицы бога ЕЕЧиоса |
|
Накопитель душ человеческих |
Мои заметки обычно довольно пессимистичны. Тема блога такая, да и сам я мизантроп J
Но тут Рождество, вроде полагается что-то доброе написать, сказку там рождественскую изобразить, хотя бы для самого себя. Вот мне Гермес, бог путешественников, и помог в очередной раз.
Через Москву я летать не люблю. И город-то мне не по сердцу, а уж аэропорты московские с их ценами, накопителями и салтычихоподобными пограничницами вообще только мазохист вынесет. Но иногда деваться некуда, приходится, во многие части постсоветского пространства иначе и не попадешь. Летел я прямо перед Новым Годом домой из Центральной Азии, причем через, не при дамах будет сказано, Домодедово. Аэропорт изначально был неплох, но он явно не справляется с потоком, орды людей, столпотворение, очереди везде, беспорядок. Чего тут делать, пошел к гейту сидеть, хотя было несколько часов в запасе. А там кошмар ереванского интикилента тонкой душевной организации – армянский народ! Он, как полагается, весь практически мужеска полу, в черных кожанках и пальто образца ранних шестидесятых, помят, местами чуть подбрит и сильно ароматен. Оно в общем и понятно, народ летит видимо уже десятки часов из выдропужсков и крыжополей домой в свои чамбаракские и апаранские цмакуты. Какие-то замотанные скотчами баулы, масковски канпет банбанэрка и все виды игрушечных самолетиков ужасающих расцветок и размеров. Народ летит на побывку на Новый Год к женам и детям. Рай для лингвиста и этнолога, разнообразие сюрреалистических армянских диалектов с умлаутами и переходами глухих в звонкие и обратно, да еще перемешанными с адстратами и суперстратами всех видов русских матерных ёканий и цоканий. И при этом смирность, даже смиренность я бы сказал, и порядочность, свойственная армянским сельчанам. Я просидел с ними пару-тройку часов в накопителе. Беседовал, они меня расспрашивали, я их. Как работают, какие деньги зарабатывают, как живут.
Это было просто поразительно! Они вообще не знают, что Еркиръ Еркир Чи. Они не смотрят армянских каналов, не ходят в интернет, не читают армянских газет, и не видят армянскую интикиленцию! Они просто живут в своих нижних тагилах и сравнивают их с сисианами, когда приезжают домой. И востиканов своих сельских сравнивают с русскими ментами. И коррупцию гюхапетскую с околоточной. И девочек, выдающих справки в их марзах, с гестаповцами российских присутственных мест. И права человека, и свободу бизнеса, и верховенство закона, и даже либерализм. Слов они конечно таких не знают, даже на своих диалектах с умлаутами, но жутковатую картину выдают вполне, причем без злобы, обыденно так, как про явления природы. Они просто смотрят и видят. И рассказывают.
Рядом со мной в самолете сидел парень лет тридцати пяти наверное. Он сварщиком то ли в Сургуте, то ли в Уренгое, запамятовал я. Работа, говорит, тяжелая, варить на улице при минус пятидесяти. Но платят хорошо тыщу баксов в месяц. А если гражданство сделать, то и две можно получить. Чего ж не делаешь говорю, не можешь? Да нет говорит, в России за деньги можно людей на улицах насиловать, а потом убивать (так и сказал). А чего ж говорю, денег нету? Не в этом дело говорит, боюсь просто, деньги большие, привыкнуть можно, захотеть семью туда привезти. А разве можно женщин и детей из Армении вывозить, мы ж люди (март энк). Пусть уж так будет, заработаю, сынок подрастет, землю куплю в нашей деревне, присмотрел уже, яблоки говорит посажу там, выгодно. Это был свободный человек, он думал сам и выводы у него были свои, свободные. Он, счастливым стечением обстоятельств, изолирован от поля влияния лидеров общественного мнения страны ЕЕЧландии.
Потом прилетели в Ереван, они начали получать багаж, а я в задумчивости побрел со своим портфельчиком к выходу. И вспомнил, как несколько лет назад в Ереван приезжал Джон Маклафлин, который Махавишну. Люблю я его с юности, сходил, удовольствие получил неимоверное. Но и бочка дегтя была. Ползала были знакомые. Хорошо выбритые, приятно пахнущие, сытые, дамы в нарядах. Все подходили, перебрасывались словечком –другим. Думаете, про Маклафлина? Ну, конечно, некоторые от него отталкивались, но в основном прямо сразу про ЕЕЧ. И я думал, что ведь одной бомбы достаточно бросить на этот зал, и как легче станет земле армянской J, но нельзя же людей убивать просто за дурость и пижонство. А теперь я увидел накопитель в Домодедово и у меня появилась надежда. Может, справимся? J
С Рождеством Христовым
|
За чечевичную похлебку |
Отпуск для моей семьи - всегда проблема. Я не сильно люблю море, а члены моей семьи очень даже, и пляжный отдых "овоща" я выдерживаю три дня, а потом мне надо бегать и глазеть на что-нибудь урбанно-архитектурно-историческое, что не всегда нравится моим домашним, по крайней мере, в таких количествах и в ослепительную жару – потому что на север я добровольно не ездок. Приходится искать компромиссы.
В этом году получилось. Мы поехали на Сицилию. Там есть море и в то же время мало туристической индустрии (ее я ненавижу). Мы жили в деревне, снимали дом, ездили по окрестным селам, горам, базарчикам, смотрели церкви, развалины. У наших друзей из Германии, с которыми мы отдыхали вместе, была машина, у моей жены знание итальянского (с английским там делать нечего), словом, поездка удалась. Затем мы паромом переместились в Неаполь и окрестности, опять жили в семье в горной деревушке, потом на поезде доехали до Рима, словом, нагулялись на славу. Я бывал до этого в Италии не раз, но все по работе, все в городах и все на севере. А юг Италии - это фактически другая страна.
Но по мере путешествия во мне все больше и больше просыпалось два человека. С одной стороны, во мне просыпалась армянская пэтэушница с желтыми волосами, влюбленная в европА почти как в айфон номер пять, с другой – гнусный, лысый, по старчески брюзгливый мизантроп Вилладж Фул.
Я видел старушку Европу. Классную, неумершую, нестертую нивелирующей пластмассой голливуда и "рул оф ло". Во всей ее многоцветности и разнообразии. Где церкви в селах выглядят не как офисы по продаже туристических открыток, а как настоящие церкви, причем кривые, и прямо на них лепятся лавки и жилые дома. Где культурные пласты, от византийского и норманнского до модерна, обрамлены суровыми мужиками в глаженых рубашках, брюках и туфлях с носками (в сорокоградусную жару), сидящими на гюхамече и лениво беседующих. И как только ты догадался и сам переодеться из шорт в брюки, они начинают степенно с тобой здороваться и давать советы, как поставить машину и где выпить кофе. А с женщинами (если ты в брюках) начинают здороваться женщины, которые вяжут и красят шерсть, сидя у своих домов. Я уж молчу про потрясающую живопись во всех музеях, с портретами герцогов и кардиналов с рожами армянских автослесарей. А сколько замков доди-гаго я насмотрелся! Доди-гаго римские в Помпеях, доди-гаго средневековые, доди-гаго девятнадцатого века, доди-гаго современные. В старых дворцах уже музеи, и в них вперемешку шедевры и жуткая пошлятина, почти порнуха 17 века. В новых дворцах живут новые олигархи и ничего не изменилось за две тысячи лет. И рабиз изо всех окон, правильный, эклектичный, с арабскими подвываниями, калифорнийской пошлостью, итальянской сусальностью. А все это вместе сливается в сложный мир того, что называется Европа. Настоящая Европа.
Видя церковь Григорио Армено в Неаполе, огромную статую Григора Лусаворича в стене храма св. Петра в Риме, византийские замки, совершенно армянские с виду, понимаешь, что ты - часть всего этого. И даже не в храмах дело и не в прямых культурных взаимовлияниях и памятниках. Мусор под ногами, позы парней в цицаках с голдами на шеях, спокойствие стариков, достоинство бабушек, левантийская жуликоватость, видимое гендерное самосознание молодых женщин (они знают, что они женщины!!!), все это такое родное и близкое. Ты идешь по грязной неаполитанской улице и встречаешь группу страшноватых с виду молодых рабизов, что-то обсуждающих громким матом. И они видят тебя, и понижают тон, и привстают с сиденьев мотоциклов и почтительно говорят "бонасера". Ты проходишь мимо, и они явно за твоей спиной начинают подтрунивать над чем-то неправильным в тебе. И ты понимаешь, что ты дома, а называется этот дом – родина Европы, средиземноморье, христианская культура, замешанная на античном наследии.
А потом во мне просыпался Вилладж Фул. Плачущий, отчаивающийся, скорбный. Вот ЭТО мы собираемся сменять на умение переходить улицу, без которого итальянцы пока что обходятся? На мусорные баки для разных видов мусора? Итальянцы в них бросают что попало, а потом приезжает мусорщик и все валит в один кузов. На равноправие равноправных женомущин? На бесконечную жвачку про то, что Европа – это не сложный культурный комплекс, одной из родин которого мы являемся, а борьба-с-коррупцией-рул-ов-ло-совет-европы-гуд-гаверненс-единые-правила-ла-ла-ла...
Это жа даже не первородство за лбачаш! Это бесценная, невероятная, необъяснимая культура – божественная, человеческая, неуловимая, всегда разная и всегда узнаваемая - в обмен на мозги гормонального цыпленка с ногами быка, родившегося в пробирке, прожившего мученическую двухдневную жизнь в электрифицированной клетке перед убийством по европейским нормам. Мы убиваем себя сами. Зависимостью от белиберды, ампутацией мозгов, добровольной слепотой. Как Исав, который очень хотел кушать и был недальновиден – дальше собственной тарелки не глядел.
С Днем Незавиимости нас, армяне. Независимости нам!
|
Сыктывкар |
|
И эти люди запрещают мне ковыряться в носу? (с) |
|
В первый раз |
|