-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_victorsolkin

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.01.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 7




Хамсин. Блог Виктора Солкина - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://victorsolkin.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??de0aa7b8, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Религия Древнего Египта. Системный цикл лекций онлайн.

Четверг, 02 Февраля 2023 г. 15:42 + в цитатник

Друзья, очень рад анонсировать свой главный проект грядущей весны - системный аналитический курс "Религия Древнего Египта". Шесть занятий - лекций с последующей дискуссией, массой редчайших материалов, подборкой литературы и т.д.

Продолжительность каждой встречи: 3 часа. Занятия будут идти по вторникам февраля-марта 2023 года, начиная с 21 февраля. Начало занятий в 19.30 по московскому времени.

Из релиза цикла: "Каждое занятие предполагает лекцию по одной из тем цикла, а после лекции – обсуждение в режиме онлайн, благодаря которому вы сможете задать эксперту свои вопросы. Задача курса в том, чтобы слушатели получили не только обширную панораму знаний о мировоззрении египтян, но и начали хорошо разбираться в ипостасях божеств и их иконографии, культовых центрах и специфических ритуалах, связанных с тем или иным богом или богиней.

Предполагается обширная панорама тем – от космогоний и анализа культов важнейших божеств египетского пантеона, до малоизвестных аспектов народной религии древних египтян и формул их личного благочестия. Большое время будет уделено религиозным и магическим текстам египетской традиции различных эпох.

Занятия курса не повторяют какие-либо известные публичные лекции Виктора Солкина и будут интересны, прежде всего, тем, кто нацелен на серьезное изучение древнеегипетской религии, храмового ритуала и заупокойного культа эпохи фараонов".

Подробности, ссылка для регистрации и приобретения цикла: https://events.nethouse.ru/all/65111/

https://victorsolkin.livejournal.com/763754.html


Метки:  

"Золотой мальчик" из Эдфу

Четверг, 26 Января 2023 г. 02:25 + в цитатник

Египетский музей в Каире опубликовал интересное исследование одной из многочисленных мумий, хранящихся в подвале знаменитого здания на площади Тахрир. Полностью запелёнатая мужская мумия из Эдфу хранилась в музее больше столетия. Она (CG 31153) одна из многих мумий, находящихся в подземном хранилище музея, куда поступила 21 ноября 1916 года с раскопок в восточной части некрополя Наг эль-Хассайя, погребения которого, в основном, датируются поздним Птолемеевским временем. Мумия была помещена в два гроба – внешний и внутренний, причем, если внутренний, антропоморфный, выполнен по египетским канонам, богато расписан, позолочен и покрыт заупокойными молитвами, выписанными египетскими иероглифами, то внешний, прямоугольный, содержит тексты на греческом языке. Поверх пелен мумия была покрыта темно-коричневой покровной пеленой; на голову была надета позолоченная маска, на грудь помещено широкое ожерелье, а на ноги – сандалии. Пенис мальчика был обернут специальной пеленой; то, что он не был обрезан, позволяет предположить, что он не был египтянином. Практика обрезания не была в Древнем Египте обязательной, но преобладающее большинство египетских мужчин, судя по мумиям, все же было обрезано.

Авторами проекта изучения мумии стали директор Египетского музея г-жа Сабах Абд эль-Разик и г-жа Сахар Салим – известный египетский антрополог и специалист в области томографических исследований из каирского госпиталя Каср эль-Айни. Первичная компьютерная томография показала, что под пеленами и позолоченной погребальной маской – тело юноши, 14-15 лет, который, судя по состоянию зубов и качеству мумификации происходил из знатной семьи. Рост умершего – 127,7 см. Внутренности были изъяты при мумификации через традиционный разрез в нижней левой части живота, сердце осталось на месте. Большой объем погребальных смол застыл внутри затылочной части черепа. Между пелен было выявлено 49 амулетов, которые расположены тремя вертикальными колонками. Среди амулетов – Око Хора «Уджат», скарабеи, горизонт-«ахет», «джед» и «тет», двойные перья-«шути» и другие. 30 амулетов выполнены из металла, скорее всего – золота, а остальные – из фаянса и полудрагоценных камней. Как это часто бывало в греко-римское время, язык мумии покрыт листочком тонкого золота, чтобы сохранить нетленность языка и способность умершего отвечать на загробном суде Осириса. Амулет «тебти» - два пальца, посвященный Анубису, помещен за пенисом. Томограф также выявил амулет - сердечного скарабея, помещенного при бальзамировании внутрь грудной клетки.

Несмотря на превосходную сохранность мумии, причина смерти юноши не установлена. Общие результаты исследования мумии, прозванной «Золотой мальчик», вскоре будут представлены в Египетском музее в Каире.

(с) Виктор Солкин по публикации: Saleem S., Abd el-Razeq S.-S., El-Halwagy M. Scanning and three-dimensional-printing using computed tomography of the “Golden Boy” mummy // Front. Med., 24 January 2023. Sec. Pathology, Volume 9 – 2022.

https://victorsolkin.livejournal.com/763485.html


Метки:  

Папирус Денон

Вторник, 24 Января 2023 г. 19:12 + в цитатник

Та встреча, которая особенно приятна!
Около 20 лет тому назад по приглашению О.В. Васильевой – заведующей Сектором Востока Отдела рукописей РНБ - я работал с четырьмя папирусами из собрания Российской национальной библиотеки, включая два папируса, привезенные из Египта Домиником Виваном Деноном. Волею судьбы позже они попали в Россию.

Уникальные свитки 10 в. до н.э. никогда не экспонировались и только в этом году случилось чудо – один из папирусов, созданный для жреца Осоркона, сына верховного жреца Амона Шешонка, вошел в экспозицию выставки, посвященной уникальным рукописям, подаренным русским императорам. Выставка «Для любителей отечественной учености и просвещения. Эрмитажная и Публичная библиотеки. 1762–1862». Выставка открыта в Девнадцатиколонном зале Эрмитажа до 12 марта. С удовольствием вглядывался в свиток, который с огромным интересом и удовольствием когда-то держал в руках.

Кому интересны подробности, поищите на русском издание «Доминик Виван Денон. Путешестие в Нижний и Верхний Египет», выпущенное под моей редакцией в Москве в 2014 году, либо полноценную публикацию всех четырех папирусов РНБ, которую я в свое время сделал в США: Victor V. Siolkin. Four Ancient Egyptian Papyri in the Collection of the Russian National Library, St. Petersburg // KMT: A modern journal of Ancient Egypt. Weaverville, 2012. Vol. 22.

Также в 2009 году я представил свой анализ папирусов на конференции в РАН: Victor V. Solkin «Papyrus Denon» and Other Ancient Egyptian Papyri from the Collection of the Russian National Library (St. Petersburg) // Достижения и проблемы современной египтологии. Международная конференция. Москва. 29 сентября – 2 октября 2009 г. Тезисы. М.: ЦЕИ РАН, 2009.

Помню промерзшее здание РАН, продрогших зарубежных ученых, которые сидели в шапках, кошмарную организацию конференции ЦЕИ РАН. Потом, когда прошел год, а итоги выступления так и не увидели свет, отозвал свои материалы у бездарей и отдал их в США, где они сразу стали сенсацией.

https://victorsolkin.livejournal.com/763255.html


Метки:  

Амарнская принцесса

Вторник, 24 Января 2023 г. 19:08 + в цитатник

На ближайших торгах аукционного дома «Кристи» представлен совершенно замечательный и очень редкий памятник – часть скульптурной группы, изображающая амарнскую царевну – дочь Эхнатона и Нефертити. Высота памятника, выполненного из мраморизованного известняка, - 34,3 см. Провенанс блестящий – первый известный владелец принцессы Лео Мильденберг приобрел ее в 1960-х, памятником заинтересовался выдающийся американский специалист по египетской скульптуре Бернард Ботмер и неоднократно фотографировал статуэтку, благодаря чему получились датированные кадры, поддерживающие провенанс. Принцесса уже появлялась на торгах, в тот раз - у «Сотби», в декабре 2010 года и стала сенсацией.

Изысканная фигурка принцессы, с массивными бедрами, хрупкими плечами, глазами с массивными веками и пухлыми губами – чертами раннего амарнского стиля – была частью большой скульптурной группы, некогда вырезанной в скальном массиве у одной из больших стел, отмечавших границы города Ахетатона – столицы Эхнатона и Нефертити. Все стелы и фланкирующие их скульптурные группы были созданы на 6-7 годах правления Эхнатона. На голове принцессы нет локона юности: так иногда изображались самые младшие дочери Эхнатона и Нефертити. Часто их также показывали группами: в частности, кисть руки, лежащая на плече царевны, должна, судя по аналогам принадлежать ее старшей сестре, некогда изображенной рядом. Царевна была изображена идущей с сестрой или сестрами: ее левая нога выставлена вперед, а пупок смещен вправо, согласно движению всей фигуры. Правая рука изображенной согнута в локте и поднесена в груди: судя по аналогам царевна держала в ладони плод мандрагоры или птицу.

Совершенно замечательный образец амарнского искусства, этот памятник выставлен на торги с эстимейтом до полумиллиона долларов. В Россию точно никто не купит.

(с) Виктор Солкин по релизу christies.com, фото, за исключением аналогий, - christies.com

https://victorsolkin.livejournal.com/763003.html


Метки:  

Фараоны, море и Финикия. 7 февраля.

Понедельник, 23 Января 2023 г. 16:21 + в цитатник

Друзья, приглашаю вас 7 февраля присоединиться к моему большому рассказу о взаимоотношениях Египта и Финикии, египетских сокровищах гробниц Библа, загадочных синкретических культах и многом другом!


"Фараоны, море и Финикия"
Лекция пройдет в онлайн формате.

"Из далекой Финикии Египет фараонов получал драгоценный ливанский кедр и стекло, отсылая в обмен золото, благовония и папирус. К берегу Средиземного моря, близ знаменитого города Библа, по преданию, волнами прибило саркофаг с телом убитого бога Осириса; здесь нашла его верная супруга Исида, из-за чего Библ почитался египтянами, как святыня.

Фараоны отсылали правителям Библа драгоценные дары, которые, пережив тысячелетия, были найдены в финикийских царских гробницах. Наконец, здесь почти повсеместно почиталась богиня Хатхор, а в Египте, как дочери солнечного бога, славились сиро-финикийские богини Ашторет и Анат.

О связях Египта с Левантом, уникальных памятниках египетской коллекции Национального музея в Бейруте и Археологического музея в Стамбуле, археологии древнейших городов Финикии и азиатских богах и богинях в Египте – в лекции египтолога Виктора Солкина, сопровождающейся уникальными авторскими фотоматериалами".

Ждем Вас на нашей онлайн платформе 7 февраля в 19.30!

Время московское.
Доступны форматы онлайн просмотра, приобретение записи.

Приобрести билет можно по ссылке https://events.nethouse.ru/msk/64451/

https://victorsolkin.livejournal.com/762815.html


Метки:  

Шёпот былого

Вторник, 10 Января 2023 г. 22:28 + в цитатник

Пустыня за пирамидами больше всего походит на море. Оно кажется недвижимым, но если отойти в сторону от туристских троп, туда, к пирамиде Менкаура, что скромно таится сбоку от своих гигантских соседок, то тишина некрополя, прерываемая лишь ветром и, к вечеру, - воем собак, воцарится вновь, а следы путника занесет движущимся песком за какие-то полчаса. Я люблю сесть с той стороны пирамиды, что обращена на запад, так, чтобы суетящийся мир живых остался где-то там, за спиной, и внимательно слушать. Даже, наверное, не просто слушать, а сливаться каждой частицей своего тела с этими камнями, становиться с ними чем-то единым. Только тогда, мне кажется, и можно услышать шёпот былого – те голоса прошлого, которые всегда замолкают, когда поблизости слишком много любопытных.

(с) Виктор Солкин

https://victorsolkin.livejournal.com/762373.html


Метки:  

С Наступающим!

Суббота, 31 Декабря 2022 г. 13:50 + в цитатник

Дорогие друзья,

с наступающим Новым годом!

Желаю вам обретений, благополучия, большой удачи и самых лучших встреч на Пути!

Пусть трудности и разочарования не заденут вас, а открытия и прозрения – случатся.

И, конечно, вслед за древними египтянами желаю вам «ликования сердца»!

https://victorsolkin.livejournal.com/762323.html


Метки:  

"Всеобщий язык". Отличная выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Среда, 28 Декабря 2022 г. 02:46 + в цитатник

«Всеобщий язык» - замечательная выставка в ГМИИ. Умное, тонкое, очень многомерное рассуждение, насколько по-разному народы мира, разных эпох, фиксируют и передают то общее, что нас объединяет. Неспешный разговор о мудрости через опыт житейского и беседу о трансцендентном.

На выставке – несколько сотен письменных источников – от египетских папирусов и берестяных грамот, до тангутских, тибетских, китайских текстов, эдиктов османских султанов и богато декорированных арабских и персидских рукописей. Пространство текста, представленное массой поразительных примеров из собрания ГМИИ, РГАДА, Института восточных рукописей РАН, Государственного Эрмитажа, друг музеев и частных коллекций, - плотное, очень разнообразное и чрезвычайно интересное.

В конце концов, как часто есть возможность увидеть в подлиннике строки Гомера, выписанные на папирусе или убористые полосы Яджурведы на санскрите? Внутри этого пространства в вас вглядываются лики – скульптурные и живописные портреты, которые «говорят» с вами, обращаясь из всех уголков мира: от масок японского театра Но и поразительных каменных голов китайских бодхисатв династии Тан, до персидских царских портретов, античных мраморных ликов, европейских вельможеских образов и пристальных взглядов русского купечества XIX столетия.

Отдельной темой внутри проекта «звучит» образ «Вавилонской башни», как библейского символа рождения разных языков, причем ее отголоски – это и подлинные надписи ассирийских царей и новые зиккураты советской архитектуры. Отдельно отмечу: Вы увидите массу превосходных произведений искусства и образцов письменности из фондов самого ГМИИ, которые обычно не выставляются.


Я очень рекомендую всем эту прекрасную выставку и поздравляю с большим успехом кураторов: Александру Данилову, Татьяну Горяеву и Марию Тимину. Уже узнаваемое высочайшее качество архитектуры выставки от Анны Каменских

https://victorsolkin.livejournal.com/761953.html


Метки:  

Подземелья. Лекция 13 декабря

Пятница, 02 Декабря 2022 г. 13:30 + в цитатник

13 декабря приглашаю на последнюю лекцию этого года «Подземелья богов. Крипты, катакомбы и тайники в Древнем Египте».

Путешествия по подземельям Древнего Египта — это странствие сквозь время, наполненное удивительными событиями и памятниками.

Мы побываем во многокилометровых катакомбах священных животных, узнаем о том, какие удивительные места таятся в глубине скал неподалеку от проторенных туристских троп, подробно осмотрим великолепные крипты храмов Дендеры и Карнака, покрытые изображениями и священными текстами.

Царство змееголового Нехебкау — бога-хранителя подземелий, мир мумий и тайников станут главной темой новой лекции египтолога Виктора Солкина, сопровождающейся, как и всегда, массой уникальных иллюстраций.

Можно посетить лекцию очно в «Волошинке», выбрать трансляцию онлайн или приобрести доступ к записи лекции. Выбирайте нужную опцию при регистрации: https://events.nethouse.ru/msk/61895/

Начало лекции 13 декабря 2022 г. в 19:30. При регистрации возможны опции: лекция живую в "Волошинке", подключение онлайн, доступ к записи.

https://victorsolkin.livejournal.com/761743.html


Метки:  

Находки в Филадельфии

Четверг, 01 Декабря 2022 г. 15:51 + в цитатник

Элементы обширного некрополя греко-римского времени обнаружены близ древнего города Филадельфия в Фаюме. Десятый сезон работы египетской археологической миссия, работающей в археологической зоне эль-Герзе, ознаменовался находкой множества погребений, среди которых есть, в том числе, и мумии, украшенные т.н. «фаюмскими портретами».

Находка позволяет увидеть, насколько разнообразными были погребальные практики Египта эпохи греко-римского владычества, как разнообразно они сочетали традиционные приемы египетских бальзамировщиков и новый стиль, в соответствии с нормами которого были изготовлены многие предметы погребального инвентаря.

Помимо мумий и гробов обнаружена расписная терракотовая статуэтка Исиды-Афродиты великолепной сохранности, а также папирусы с демотическими и греческими текстами, связанными с экономикой и повседневной жизнью горожан Филадельфии – богатого поселения, основанного царем Птолемеем II Филадельфом в 3 в. до н.э. для контроля за потоками продукции, которые шли из богатого Фаюмского оазиса в долину Нила.

© Виктор Солкин по релизу Luxor Times

https://victorsolkin.livejournal.com/761526.html


Метки:  

Тутанхамон. Завершение юбилейного цикла лекций.

Суббота, 19 Ноября 2022 г. 05:06 + в цитатник

Юбилейный цикл лекций «Тутанхамон» завершился – в четверг состоялась последняя, третья лекция. Я очень благодарен всем, кто приходил в зал «Волошинки», где все три вечера был полный аншлаг. Спасибо тем, кто подключался онлайн или смотрел записи. Честно признаюсь, работа была проделана огромная, вторая и третья лекции длились по три часа, уникальных, совсем новых и предельно редких материалов в этом цикле было показано очень много.

Я искренне надеюсь, что, прежде всего, мне удалось показать судьбы самого царя и его близких, а также Говарда Картера, Джорджа Герберта, графа Карнарвонского и его супруги - леди Альмины и тех, кто трудился на раскопе. Хотелось, чтобы это была история о людях, труде, испытании, превратностях судьбы и награде, а не просто разговор о сокровищах.

В таком контексте и таком объеме я прочитал историю о Тутанхамоне впервые, хотя первый раз история юного царя и его гробницы прозвучала из моих уст на большой публичной лекции в московском Доме ученых, организованной Послом Египта в России д-ром Редой Шехата в далеком 2000 году. Тогда ее посетило более 600 человек, и эта цифра казалась запредельной; теперь, благодаря онлайн вещанию она кажется смешной. За эти 22 года Тутанхамона я читал всего несколько раз, но редко выходил далеко за пределы темы о содержимом гробницы.

Надеюсь, на этот раз получилось. Предмет моей личной гордости в том, что никто из известных мне моих зарубежных (не говоря уже о российских) коллег ничего подобного по объему (общая продолжительность цикла – 8,5 часов) к столетнему юбилею великой находки не сделал. Еще раз огромное спасибо тем, кто был со мной в этом сложнейшем, но очень красивом и порой пронзительном путешествии сквозь время и пространство!

Большое спасибо за поддержку, помощь, терпение и решение массы проблем и вопросов Сергею Куприянову. Благодарю за отличные фотоснимки с лекций Эдуарда Агапова.

https://victorsolkin.livejournal.com/761108.html


Метки:  

Жду друзей в гости! )

Понедельник, 31 Октября 2022 г. 16:39 + в цитатник

Друзья,
4 ноября, в день столетия открытия гробницы Тутанхамона, мы с Сергеем Куприяновым ждем вас в "Волошинке" на официальное открытие фотопроекта "Сияние вечности" и дружескую, неформальную беседу с байками и самыми интересными историями из нашего опыта.

Вход свободный при обязательной регистрации (мы должны понимать, сколько вас будет) ))
https://www.domvoloshina.ru/events/tutankhamon-i-ne-tolko-vstrecha-s-sergeyem-kupriyanovym-i-viktorom-solkinym

Релиз:
"Творческий вечер Сергея Куприянова и Виктора Солкина станет главным событием открытия фотопроекта «Сияние вечности. К столетию находки гробницы Тутанхамона». Сложно ли работать с египетскими произведениями искусства первой величины? Какую роль в рождении уникального кадра играет случай? Каково это – фотографировать небо иного мира, стоя по колено в воде в подземелье Осирийона? Что сейчас происходит в реставрационных лабораториях и залах экспозиции Великого музея в Гизе? Какими стали главные выводы, к которым пришли ученые в год столетнего юбилея находки гробницы Тутанхамона? Что испытывает специалист, когда видит памятники Тутанхамона без преграды стекла музейной витрины? Эти и многие другие вопросы мы обсудим во время дружеской беседы на выставке, а также примем участие в кураторской экскурсии Виктора Солкина, который погрузит нас в скрытые смыслы бесценных шедевров, найденных в Долине царей столетие тому назад.
Участие в событии бесплатное, вход свободный при условии обязательной регистрации на мероприятие".

https://victorsolkin.livejournal.com/761056.html


Метки:  

Египетская "Книга мертвых". Новое издание.

Пятница, 28 Октября 2022 г. 01:52 + в цитатник

Я рад анонсировать выход нового издания Египетской «Книги мертвых» в издательском доме «Манн, Иванов и Фербер».
Несколько слов о книге.

Да, это У. Бадж, однако это лучший из существующих на настоящее время переводов «Книги мертвых» на русский, сделанный египтологом Светланой Архиповой. Впервые ранняя версия этого перевода была опубликована в 2003 году, однако новая версия обновлена и уточнена именно с точки зрения соответствия египетскому тексту. Издание выходит в моей научной редакции, избавлено от устаревших рассуждений Баджа (при всем моем к нему уважении) и дополнено актуальным научным комментарием. Книга приятно сверстана, снабжена иллюстрациями – виньетками из папируса Ани, которые для уменьшения стоимости книги, увы, стали не цветными, а также дополнительными иллюстрациями по теме. Серьезное и толковое издание, несмотря на неудачную, к сожалению, обложку.

Думаю, многим полезным окажется мой текст введения к «Книге…», где я немного говорю о том, что это сложное и специфическое чтение, которое требует от читателя серьезной подготовки.

Египетская «Книга мертвых» (Эрнст Альфред Уоллис Бадж) — купить в МИФе

Наиболее полная версия древнего папируса с комментариями знаменитого египтолога. Бумажная. Читать отзывы и скачать главу.

www.mann-ivanov-ferber.ru


https://victorsolkin.livejournal.com/760645.html


Метки:  

И вновь паноптикум в Эрмитаже

Четверг, 27 Октября 2022 г. 13:16 + в цитатник

К вопросу о состоянии египетской экспозиции Государственного Эрмитажа. "Хранитель" - косноязычный, ленивый и недалекий Андрей Большаков.

Фото Натальи Мининой, 25 октября 2022 г.

https://victorsolkin.livejournal.com/760445.html


Метки:  

«Египетская Москва» в книжной новинке

Вторник, 25 Октября 2022 г. 18:59 + в цитатник

Оригинал текста: https://regnum.ru/amp/3733547

Аннотация

Алина Пушкарева. Египетская тайнопись московской старины. Легенды. Имена. Эпохи. – Москва, Издательский дом «Арт. Собрание», 2022.

Тема ориентализма в искусстве всегда считалась притягательной и интересной. Исследование, позволяющее определить восточные прототипы западных шедевров, требует не только больших системных знаний в области истории искусства и материальной культуры, но и вкуса, помогающего верно ограничить источниковую базу работы и использовать все возможности для качественного анализа произведений. Особенно редки такие работы в областях, сопряженных с русским искусством. И вот, в год двухсотлетнего юбилея египтологии на книжных полках появилась красиво изданная книга, посвященная теме египтомании, а точнее – египетским образам в московской архитектуре. О египтомании в Петербурге писали многие; о том же, но применительно к Москве в своих работах упоминали единицы, что сделало бы вышедшую книгу очень перспективной. Посмотрим, однако, каково качество вышедшей работы.

Первое, что смущает в книге внимательного читателя, — это отсутствие стилистического единообразия. Где-то текст приближается к искусствоведческой работе, а где-то скатывается до романтического девичьего дневника, в котором в описание памятника вкрадываются «мистические образы» (например, с. 274 и др.), полностью разрушающие даже имитацию профессионального анализа произведения. Это настораживает и заставляет вчитываться в текст очень внимательно. Вопрос о жанре текста возникает и потому, что главы книги абсолютно несоразмерны и порой текст просто тонет в иллюстрациях, которые как относятся к самому тексту, так и кажутся откровенно избыточными. Возможно, мы бы отнесли книгу к типу фотоальбома с комментариями, однако автор против: А. Пушкарева утверждает, что готовя книгу, «вдруг неожиданно для себя оказалась вовлечена в настоящую, серьезную исследовательскую деятельность…» (с.6) Об образовании автора, наличии у него каких-то системных знаний по истории или истории искусства никакой информации в открытых источниках нет. Возможно, из-за отсутствия таковых в «серьезном исследовании» появились заголовки «Восточная изюминка купеческих причуд» (с. 99) или «Египетские тайны над речкой Чурилихой» (с. 229).

Введение книги – это нагромождение массивных цитат из известной статьи Н.С. Петровского о русских путешественниках в Египет, опубликованной в 1981 году и лишенный хоть сколько-нибудь важного дополнения от автора. Собственно, это вторая опасная болезнь книги: там, где автору нечего сказать, она помещает огромные блоки уже хорошо известной, опубликованной информации из других книг. Особенно хорошо это видно не только во введении, но и, например, в главе о египетском зале ГМИИ им. А.С. Пушкина (с. 193-227), почти полностью построенной на публикации А.А. Демской или о египетской теме в декорировке усадьбы «Архангельское».

Поставленные в книге задачи, очень сложные и объемные, требуют досконального знания автором множества памятников древнеегипетского искусства, терминологии, атрибутики, стилей той или иной эпохи. С этим автор, на мой взгляд, не справилась совершенно. Один из первых примеров – это знаменитый египетский царский головной убор немес – полосатый платок с отрезами, симметрично ниспадающими на грудь спереди, а сзади завершающийся стилизованной косой. Автор выдает за немес стилизованные парики (с. 26, 28, 242 и др.), притом, что в сноске 25 (с. 31) все же пытается объяснить читателю, что такое немес, впрочем, допуская ошибку и там: в «узел» немес сзади никогда не завязывали. Это, к сожалению, не единичная ошибка, а системные проблемы со знаниями в области египетской иконографии: трапециевидные бородки царских изображений автор именует термином «хебесут» (с.26), который относится к узким, заплетенным бородкам совершенно другого, противоположного типа. За ошибками в знании иконографии следует и непонимание символического подтекста изображения: в Египте фараонов бородка «хебесут», ассоциирующаяся с божествами иного мира – Атумом, Осирисом, Гебом была частью заупокойных царских изображений. Или другое: на с. 26 мы читаем о маскаронах с атрибутами «напоминающими двойную корону схемти, олицетворяющую власть египетских правителей над Верхним и Нижним Египтом», а на фото – обычные головные платки, лишь отчасти стилизованные «под Египет», корона па-схемти выглядит совсем иначе. При этом автор часто «упускает» важные детали описываемых памятников, например - хаторические уборы в виде солнечных дисков меж коровьих рогов на маскаронах в доме Эрихсона (с. 33), которые очень важно демонстрируют уровень понимания/заблуждений архитектора в области египетского искусства.

Употребляя малоизвестные термины то там, то здесь автор, на мой взгляд, часто вводит читателя в печальное заблуждение. Еще один пример этой же проблемы: автор искренне считает, что иероглиф «шен», с которым часто изображаются в египетском искусстве летящие священные птицы, означает понятие «вечность» (с. 78, 104, 250 и др.), однако это не так. Египтяне вкладывали сложные, совершенно различные представления в понятия «нехех» - бесконечность и «джет» - вечность. Иероглиф шен, изображающий собой круглую орбиту, по которой движется солнечный диск, отражает понятие бесконечности, которое в египетском мировоззрении противостоит понятию вечности. Не понимать этого — значит не разбираться в базовых принципах египетской религии II-I тыс. до н.э. Такие проблемы должен был бы исправить еще в рукописи опытный редактор-египтолог, однако такового в работе нет, как нет в книге и остро необходимого ей научного редактора от издательства. Наоборот, на технической странице указано «текст публикуется в авторской редакции». Смелость? Нет, скорее упрямство, породившее откровенный конфуз.

В массе сложных ситуаций не спасает автора и цитирование профессиональных работ. Так, в ряде примеров прототипом элементов декорировки московских зданий становится редкий памятник – пектораль из собрания Лувра, изображающая хищную птицу с головой овна. Это – Иуф-Ра, ночная форма Солнца, проявляющаяся по египетским представлениям во время ночного странствия солнечного божества по Дуату – иному миру. Иуф-Ра в египетских текстах — это Ба (условно, «душа») Предвечного непознаваемого божества. Ссылаясь почему-то на мою работу 2006 года, А. Пушкарева так и пишет: «Ба Иуф Ра» (с. 30), что выдает ее полное непонимание этой концепции египетской религии.

Иногда объект, выбранный А. Пушкаревой для упоминания в числе тех московских зданий, что связаны с Египтом, на самом деле не связан с ним никак. Яркий пример – целая глава книги «Сфинксы под школьной крышей» (с. 56-61). Протомы сфинксов (автор называет их, по незнанию, «бюстами» с. 58) не имеют никакого отношения к искусству долины Нила, они абсолютно античные как по форме женской груди, которая не встречается у египетских сфинксов в такой форме, так и по головному плату. Однако несколько страниц бесплодного рассуждения посвящено им, а потом тому, был ли на фасаде здания крылатый солнечный диск или не был, при том, что в конце автор приводит архивное фото показывающее, что никакого крылатого диска там не было. В чем информационная ценность такого текста или, например, рассуждения о том, что известного архитектора В.А. Мазырина в детстве называли «Анчутка», что значит «бесенок» (с. 144)? Текста, не имеющего прямого отношения к основной теме, в книге предельно много – кажется, что больше половины.

Понятно, что автору очень хочется найти в московском материале максимальное количество соответствий древнеегипетским прототипам. И если где-то предложенные ассоциации не доказаны, но могут быть объяснены блестящей позицией «я так вижу» (например, ограда пирамиды Джосера, якобы процитированная в фасаде доходного дома М.М. Левина в Мясницком проезде, с. 38), то в отдельных случаях, которых в книге немало, ошибки становятся вопиющими.

Приведу фрагмент текста со с. 77, где описывается декорировка «Египетского зала» особняка П.П. Смирнова. «Женская фигура в центре композиции, судя по короне, состоящей из двух высоких перьев и рогов газели, напоминает изображения царицы, характерные для XVIII династии (XIII-XIV вв. до н.э.) Такой головной убор назывался сепедет и ассоциировался с образом звезды Сириус». В нем прекрасно все. Начнем с того, что даже минимально знакомый с египетским искусством зритель поймет, что в основе образа царицы – прототип греко-римского времени, это отлично видно по костюму изображенной. На ее голове - традиционная корона царицы «шути», из двух стилизованных соколиных перьев, а вовсе не сепедет, знаниями о которой «блеснула» автор. Уровень невежества проступает чуть дальше. Время правления XVIII династии царей в египетской истории датируется 16-14 вв. до н.э., а при периодизации веков до новой эры века перечисляют по уменьшению, т.е. сначала XIV век до н.э., а потом XIII век до н.э. Это обычно объясняют в теме «Периодизация истории Древнего мира» в шестом классе общеобразовательной школы, а за подобную ошибку выгоняют с экзамена первокурсников-историков в любом ВУЗе.

Описывая декорировку в особняке П.П. Смирнова автор все время повторяется, поскольку количество прототипов к изображениям ей известно немного. Много раз прозвучит «Хор Бехдетский», однако о том, что в росписях очень точно процитированы сыновья Рамсеса II, изображенные на рельефе в храме в Бейт эль-Вали, сам Рамсес II с рельефа из малого храма в Абу-Симбеле и супружеская чета из гробницы Рехмира в Фивах, вы не узнаете. Хотя, думается, именно точный поиск прототипов и художественных цитат должен быть главной целью исследования такого рода, а вовсе не многословные рассказы о биографиях архитекторов и владельцев особняков, которые можно легко получить из свободных источников.

С атрибуцией и датировками египетских памятников, упомянутых в качестве важнейших прототипов, у Алины Пушкаревой большие проблемы. Приведу только некоторые примеры, на самом деле их больше. На с. 136 вы найдете «миниатюрный нубийский храм Дендур, возведенный Императором Августом в X веке до н.э.» Август, как известно, правил с 27 г. до н.э. по 14 г. н.э. На с. 141 красуется иллюстрация с подписью «Традиционный египетский портал с крылатым солнечным диском в храмовом комплексе Мединет Абу, «Дом миллионов лет» Рамсеса III. XII век до н.э.» На самом деле на фото – птолемеевский портал храма, созданный в III-II вв. до н.э. Это не опечатка: вновь датировка этого памятника с ошибкой в тысячелетие появляется на с 258. Читаем на с. 306: «В книге воспоминаний о жизни Алексея Николаевича есть очень любопытное фото: старая открытка с видом древнеегипетского храма Хора в Эдфу, на которой изображены один из высоких пилонов с рельефами и часть колоннады». На соседней странице 307 эта самая почтовая карточка изображена с подписью: «Почтовая открытка с изображением древнеегипетского храма». Увы, на самом деле на фото – не Эдфу, а узнаваемый всеми туристами второй двор и пилон знаменитого храма Исиды на острове Филе.

Стоит ли при этом удивляться, что в книге есть ссылки на издание И.В. Рака, не имеющее никакого отношения к профессиональной египтологии (с.28) или отсылки на издание Г. Масперо, 1895 года выпуска, значительно устаревшее, вслед за которым автор утверждает, что самые древние в мире гидротехнические ирригационные сооружения – плотины у Меридова озера в Фаюме (с. 222). Увы, все совсем иначе: в 2004 году близ Хелуана найдены руины первой плотины царя Менеса, которая была построена для того, чтобы отводить паводковую воды Нила от Мемфиса, в самом начале III тыс. до н.э.

Сильно страдает в тексте книги профессиональный аппарат искусствоведческого описания памятника. «Эта роспись – пишет Алина Пушкарева на с 151, – не просто стилизация или фантазия. Это фрагмент существующего настенного рельефа XIII в. до н.э. с изображением процессии дочерей царя Рамсеса II». Мы, конечно, догадаемся, глядя на кривоватую роспись в вестибюле особняка М.А. Морозова, что никакого фрагмента подлинного древнеегипетского памятника там нет. Поймем, что автор, видимо, так хотела сообщить, что знает о существовании близкого прототипа этого изображения. Но разве подобное возможно в книге, претендующей на исследование и научную новизну?

Для полноценной атрибуции египетского памятника или стилизации необходимо очень хорошее знание иконографии, атрибутов, имен, эпитетов богов и богинь египетского пантеона. Увы, и с этим у автора тоже проблемы. Иадет – персонификацию гневной силы солнечных богинь А. Пушкарева упорно называет «богиней» (с. 126, 160 и др.); один и тот же образ (стилизованная осирическая фигура с композитным головным убором в «Доме графики» ГМИИ) в тексте книги это то «бюст бога Осириса» (с. 271), то «возможно изображение Сераписа» (с. 274). «Оригинальное изображение символа богини Хатхор, обозначающее эпитет нубит – «золотая»» (с. 11) на приведенном фото изхрама в Дендере, оказывается, на деле, знаком празднества «хеб», передающим эпитет богини «хебет» - празднующая, ликующая. На с. 254 автор предается многословным рассуждениям о боге Хоре и том, понимали ли московские архитекторы его иконографию: «…или все же знали хоть что-то о соколе-Хоре, парящем в поднебесье, и о его великом потомке – фараоне?» Но вот незадача: египетские цари не потомки бога Хора, они его последовательные земные воплощения, что подчеркивает огромный пласт храмовых коронационных текстов. И это тоже – из числа базовых знаний о египетских религии и культуре. Отдельного упоминания стоят случаи, когда автор приводит египетские аналогии… не имеющие вообще никакого отношения к описываемому памятнику, как, например, на с. 272, где к абсолютно греческим по форме и иконографическим особенностям сфинксам на росписи из «Дома графики» зачем-то пришито грубыми стежками упоминание о сфинксе царицы Мутноджемет с коронационной диады из Турина. Чуть дальше, там же: «в отличие от мужских сфинксов… женские застыли в тревожных сидящих позах, вскинув крылья, что роднит их с древнеегипетскими образами крылатых богинь-защитниц». У египетских богинь-защитниц поза защиты выражается вполне определенно – они укрывают того, кого защищают, крыльями. То, что мы видим на изображении, к египетским богиням-защитницам не имеет никакого отношения. Ну и анекдотичный апофеоз: стилизованная протома единорога предстает в тексте книги на с. 274 как «змееногий козерог»…

Любое исследование требует от автора аккуратности. И вновь проблемы: на с. 145 – выходные данные издания без года и города издания, на с. 130 – не указан номер тома многотомного издания де Монфокона, в подписи к иллюстрации на с. 146 указано: «фрагмент плафона, карниза и капителей колонн в вестибюле особняка М.А. Морозова», а на деле там изображен только плафон.

Об иллюстрациях надо сказать отдельно. Книга красиво сверстана и достойно издана. В ней немало очень красивых, ценных фотографий, предоставленных, как указывают подписи, государственными организациями, которые сейчас находятся в тех особняках, где сохранились интерьеры, выполненные в египетском стиле. Очень жаль, что они соседствуют с порой малохудожественными, недостаточно обработанными фотографиями автора, крайне диссонирующими с профессиональной фотосъемкой на соседних страницах. При этом в книге присутствуют фото из интернета с нестертым водяным знаком без указания источника (с. 109), архивные фото с какого-то портала с подписью «из интернета» (с. 318, 319 и др.), многочисленные воспроизведения гравюр Дж. Пиранези без указания источника (с. 249, 255, 282, 285, 290).

Достоинства у издания тоже есть. Важно, что в книге, впервые затронувшей «египетскую Москву», поднята проблема гибнущего шедевра – Египетского павильона и Померанцевой оранжереи в усадьбе «Кузьминки-Влахернское» и впервые опубликованы интересные материалы, связанные с египетским путешествием М.А. Морозова (с.166-174). Если учесть это и воспринимать красиво изданную книгу, как фотоальбом по теме, где снимки снабжены кратким комментарием, пусть и не всегда корректным в том, что касается Древнего Египта, то она, пожалуй, откроет многим редкие страницы истории московских особняков, дворцов и зданий. Жаль только, что этим достоинства издания исчерпываются.

https://victorsolkin.livejournal.com/760188.html


Метки:  

Коллекция фото "Рамсес Великий" доступна для приобретения

Воскресенье, 23 Октября 2022 г. 21:36 + в цитатник

Друзья,
совсем скоро в «Волошинке» открывается большой фотопроект, приуроченный к юбилею находки гробницы Тутанхамона, поэтому предыдущая яркая и очень особенная для меня фотоистория, посвященная Рамсесу Великому, уходит в прошлое. За последние несколько месяцев мы с Сергеем Куприяновым, как авторы этого проекта, не раз слышали прекрасные отзывы об этих фотографиях и вопросы о том, можно ли напечатать что-то подобное. В итоге мы приняли решение, что все фотоплоскости коллекции «Рамсес Великий», существующие в единственном экземпляре, можно будет приобрести.

Каждая фотоплоскость имеет размер 100х70 см, фотография напечатана на специальной бельгийской фотобумаге-пленке и смонтирована на высококачественном картоне толщиной 5 мм. Плоскости легки при транспортировке, не требуют рамок, украсят любой ваш интерьер.


Заявки на приобретение фотоплоскостей «Рамсес Великий», точно указав номера нужных плоскостей, можно отправлять мне на почту – vvsolkin@gmail.com Важно: не в комментарии к этому посту, а именно на почту. Можно так же, через почту, забронировать плоскости до оплаты на сутки.

Стоимость одной фотоплоскости – 2500 руб. К каждой будет приложен сертификат авторства/участия в выставке. Думаю, многие оценят уникальные кадры, снятые в Египте, а также в музеях Европы.

Важно: Предложение актуально только для Москвы и Московской области, так как плоскости хрупки, отправлять их по почте невозможно, т.е. вы должны их забрать в «Волошинке» лично, после оплаты, в удобное для вас время.

Буду признателен за перепосты или информирование тех, кому это может быть актуально.

https://victorsolkin.livejournal.com/759917.html


Метки:  

Тутанхамон. Цикл лекций к юбилею великой находки

Вторник, 18 Октября 2022 г. 11:47 + в цитатник

Уникальный цикл из трех лекций Виктора Солкина приурочен к столетнему юбилею обнаружения гробницы Тутанхамона. Особое место в нем займут не только сокровища гробницы, ставшей величайшим археологическим открытием нашего времени, но и сама судьба царя, его поразительные памятники и, наконец, сложный путь, который совершили Говард Картер и его меценат – Джордж Герберт, лорд Карнарвонский, - на пути к своей сенсационной находке.
Конечно же, мы поговорим и о судьбе памятников Тутанхамона в XXI веке, новых теориях и данных, которые получены благодаря сопряжению египтологии и других наук совсем недавно. Все лекции цикла «Тутанхамон» – премьеры, они будут сопровождаться богатейшим иллюстративным материалом.

Цикл можно приобрести единым абонементом или посетить только заинтересовавшую вас лекцию. Те, кто приобрел единый абонемент на очное присутствие на лекциях в библиотеке имени М.А. Волошина, получат доступ к записям лекций. Возможно приобретение онлайн-трансляций и записей лекций цикла – нужную опцию можно выбрать при регистрации. В этот раз будет много разных опций, доступных при регистрации.

Ссылка на регистрацию (весь цикл из 3-х лекций):

https://events.nethouse.ru/msk/59357/

Ссылка на стандартную регистрацию только на первую лекцию:
https://events.nethouse.ru/msk/59345/

03 ноября.
Картер и Карнарвон.
На пути к открытию.
Лекция I из цикла «Тутанхамон».

История Говарда Картера и Джорджа Герберта, лорда Карнарвонского, – это увлекательный детектив, в котором особая тема отдана произведениям египетского искусства. К находке гробницы Тутанхамона исследователей вел долгий, порой очень тернистый путь, на котором Картеру удалось сделать чрезвычайно интересные открытия, которые несправедливо забыты, а лорду – собрать одну из лучших в мире частных коллекций древностей. Нас ждут интерьеры родового поместья Хайклер, уникальные документы о судьбе Альмины - супруги лорда, на чьи средства велись раскопки, - и подробный разговор о многих трудах и заслугах Картера до великого дня 4 ноября 1922 года, когда египетский мальчик-водонос Хуссейн Абдель-Расул нашел первую ступеньку лестницы легендарной гробницы в Долине царей.

10 ноября
Сокровища гробницы
Лекция II из цикла «Тутанхамон».

Более пяти тысяч удивительных памятников Говард Картер и члены его команды нашли в гробнице юного царя. Эти поразительные шедевры, которые раскрывают многие тайны придворного быта 14 века до н.э., также проливают свет на личность самого Тутанхамона. Перед нами пройдет вереница исключительных памятников – знаменитых и малоизвестных – о которых мы поговорим с точки зрения символизма искусства Древнего Египта. Среди них будут и пламенеющая золотом царская погребальная маска и предметы повседневного быта - скромное царское огниво, детские игрушки, отдельные памятники, которые могут рассказать больше, чем это кажется на первый взгляд. Наконец, мы попробуем увидеть содержимое гробницы не просто как совокупность интереснейших предметов, а как сложную ритуальную машину, нацеленную на то, чтобы Тутанхамон благополучно преодолел все этапы трансформации духа и обрел бессмертие.

17 ноября
Трагедия царя и шедевров
Лекция III из цикла «Тутанхамон».

Современная наука позволила многое узнать о судьбе Тутанхамона, его происхождении и судьбе. Тщательный анализ ДНК царских мумий открыл судьбу его безымянной матери и дал возможность понять, насколько непростой была ежедневная жизнь царя, обремененного многими заболеваниями. Личная история Тутанхамона и его супруги Анхесенамон, их борьба за престол и за жизнь будут представлены в обрамлении поразительных шедевров искусства, которые при царе были сделаны не для гробницы, а для многих храмов Египта, возрождением которых он занимался. Мы вспомним о значительной и непростой роли царя в египетской истории и обратимся к недавним событиям XXI века, когда ценнейшие памятники его наследия оказались под угрозой. Конечно же, в истории сокровищ Тутанхамона найдется место и для разговора о том, как некоторые памятники из гробницы царя оказались за пределами Египта.

https://victorsolkin.livejournal.com/759636.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_victorsolkin
Страницы: [54] 53 52 ..
.. 1 Календарь