Один за всех... |
Метки: мысли |
К вопросу о вечной жизни в моменте |
Буквально вчера кое-как, в первом приближении, удалось сформулировать одну из насущных проблем современной цивилизации. И это проблема погружения людей во время.
Страхи и опасения по поводу войн, атомных апокалипсисов и тому подобных бедствий породили и воспитали несколько поколений тех, кто действительно живет в моменте.
Жизнь в моменте подразумевает индивидуализм довольно эгоистического толка. Индивидуум осознанно исключает себя из любых исторических процессов. Не будет его — не будет и проблем. Персональные ощущения первичны, а ценность собственной жизни неоспорима.
В некоторых случаях гипотетически допускается некоторое самопожертвование, но это некоторый анахронизм этического характера. Индивидуализм сокращает количество "своих" до нескольких наиболее близких людей, психоэмоциональную связь с которыми по каким-то причинам еще не разорвало.
Это проживание во вполне определенном тепоритме и системе внутренних ценностей. Для такого контингента понятие вечности представляется абстракцией, которая не может быть никак приложена к реальному миру. А как следствие преображается и понятие истории.
К слову, появление в коммуникативной среде такого понятия как "мем" укладывается в рамки такого преобразования.
История не уходит за пределы субъективной и непосредственной реальности живущего в моменте. Он признает остальную историю на правах социальной условности, мысленной игры или шоу. Мем — предпочтительный пример такой истории.
Живущие в моменте свободны от истории и вечности. С одной стороны это позволяет им свободно говорить о вечности, думать о ней, но причастность к ней уже вызывает недовольство.
Проблема современной цивилизации в избытке таких индивидуумов. Они не творят историю. Они ее даже не понимают.
Ни потребностей, выходящих за пределы их собственных, ни каких-либо своих обязательств перед вечностью. Долгосрочные и масштабные процессы для живущих в моменте - ярлык или модный тренд. Они готовы бороться за экологию в тех её образах, которые выстроены в головах, но не имеют представления о долгосрочных последствиях такой борьбы. В лучшем случае, там какая-нибудь простая экстраполяция и даже она редкость.
Последствия? В будущем с нею разберутся такие же жители момента.
У живущих в моменте мало детей. Дети выпадают из момента — они вообще относятся к какому-то будущему, ради которого отказываться от настоящего нелепо. Дети апеллируют к истории. К наличию предков, их мнениям, взглядам, чаяниям. Живущие в моменте стараются быть свободными от подобной ереси. Они не понимают, что игнорировать вечное вечно не получится.
Последствия накапливаются и вот у нас уже есть свои элои с морлоками. Грань пролегает по способности к самопожертвованию. По осознанию уместности такого действия, возможности, применимости непосредственно к тебе, Когда это осознание не вызывает экзистенциального ужаса, но глубинное ощущение внутренней обоснованности, правильности, гармоничности. Лишь в этот миг человек может причаститься вечным.
Это отдельный темпоритм, отдельная аксиологическая модель — и проекция его на весь остальной мир порождает определенную этику, определенный социум и отношения в нем. У такого социума есть история, а значит и путь в вечное.
Живущие в моменте этого лишены. Их удел, мимикрия или подчеркнутое игнорирование продуктов такой формы социальной реальности.
В вечности их нет. Они остались в моменте.
И остаются.
И останутся.
Вечно
Метки: информационный потоп размышления футурология социум |
Классификация секомых и секущих |
Насекомые; Подсекомые; Пересекомые; Недосекомые; Просекомые; Отсекомые; Всекомые; Высекомые; Рассекомые; Сквозьсекомые; Протосекомые;
Насекущие; Подсекущие; Пересекущие; Недосекущие; Просекущие; Отсекущие; Всекущие; Высекущие; Рассекущие; Сквозьсекущие; Протосекущие.
|
Память пользователя vs дефолт доверия |
Порой в череде происходящих вокруг тебя событий исторического характера очень полезно сделать паузу и ненадолго вынырнуть из этого потока, рассмотреть происходящее со стороны и в перспективе, хотя бы мимолетно.
Многого все равно не увидишь — для этого надо выпрыгивать очень высоко. Но что-то таки наблюдается.
Скажем, вот новость " Mozilla удалила службы поиска Яндекса, Mail.ru и OK.ru по умолчанию из браузера Firefox из-за сообщений о том, что они делают спонсируемый государством контент более предпочтительным в результатах поиска".
Или вот такая "Корпоративный мессенджер Slack начал отключать своих клиентов в России".
Что, вынырнув из потока рефлексий вижу я? Дефолт доверия по отношению к западным информационным продуктам. Как можно доверять программе, работоспособность которой зависит от политических решений другой страны?
Раньше этот вопрос как-то обходился, местами замалчивался, где-то прикрывался концепциями открытого кода и тому подобного.
Но то было раньше — и это было успокаивающей иллюзией.
Дефолт имеет место. Доверие западному продукту, пусть даже крутому, навороченному и такому "юзер френдли" 80 лвл — утрачено. Потому что он "френдли" только до тех пор, пока ты "френдли" его владельцу. И владельцу его владельца.
Каким образом, после того как вся эта безумная карусель завершится, западные компании будут восстанавливать это доверие? Подозреваю, что самым примитивным — в расчете на короткую память пользователя. И на ворох рекламы, которая будет слаще любого сиропа.
И тут уже встает вопрос о том, насколько наш пользователь подобен мифической рыбке с памятью в несколько секунд?
Но это я уже снова ныряю в потоки рефлексии, а потому ответ на этот вопрос оставляю вам.
|
Весна нового мира |
Весна, первый день весны.
Светит солнце, тают снега. То, что принадлежало зиме — уходит в прошлое.
Снеговики, снежные крепости и прочие артефакты этого времени года, прощаются с нами до следующей зимы.
Но это за окном, а поглядеть можно глобальнее.
Что у нас тут на днях растаяло, оказавшись слеплено из снега, а не глины?
Я вот давеча проводил в историю сентенцию "Спорт вне политики". Может позже, слепит кто-то что-то похожее из глины. Или в каменном исполнении, как делались новые люди после истребления человечества Зевсом, когда тот капитально осерчал за кражу огня Прометеем. Тогда лишь Девкалион с Пиррой уцелели. И то, потому как Девкалион, сын титана, а Пирра - его жена и ее имя так и переводится, "огненная".
Что еще оказалось обманкой Снежной королевы, вы и сами знаете. Снежный мир тает, а тут еще у лисы избушка - ледяная.
Ах да, о чем это я... Одевайте непромокаемую обувь, на улице будут лужи и ручьи для запуска корабликов. А то, что смоет поток истории мы потом расскажем своим детям. Когда они немного повзрослеют.
Или новые сказки сочиним. Потому что кому как не нам заботиться о настоящем, когда бы то ни наступало.
|
В этот день 11 лет назад |
Этот пост был опубликован 11 лет назад! Ситуация с тех пор в лучшую сторону ни разу не изменилась...
Метки: этотденьвблоге |
35 дурацких вопросов и ответы на них. |
Метки: игра слов |
Без заголовка |
Жизни надо радоваться. А то она обидится и уйдёт к другому.
|
Life is a puzzle |
Представим себе, что наша жизнь, это паззл. Кто-то высыпал нас из коробки, тычет туда-сюда, с кем-то скрепляет (ясен пень, паззл многомерный, не плоский как наше мышление), потом пересобирает.
А как мы плотно встраиваемся в картинку - финал. Никаких более изменений. Смерть как она есть.
И каждый из нас уже не что-то изменяющееся, а стабильная часть мира.
Как на картинке-образце...
|
Выспи это!.. |
Сколько блестящих и новаторских концепций может породить банальная игра с приставками, суффиксами и прочими детальками слова!
Вот, например, слово «выспаться». Оно всем известно и широко распространено. Но уберем из него возвратный суффикс -ся — и получаем уже глагол «выспать».
А выспать — это уже выспать что-то конкретное. И здесь уже начинаются игры мыслью. Что ты хочешь выспать, укладывая голову на подушку?
Ну и раз есть возможность выспать — может и вспать что-то тоже получится? Хотя бы иногда...
А пока что такая версия словоупотребления:
— У меня поздно вечером была какая-то интересная мысль, но я ее выспал.
Другие варианты словоупотребления также приветствуются. В том числе и в комментариях.
|
Хобби, стимул и все такое... |
Я продолжаю читать Живой Журнал и все, что попадает в ленту.
Но сам сюда пишу крайне редко. Возможно, это имеет смысл как-то изменить, но в настоящий момент вся моя сетевая активность протекает главным образом в пределах Телеграмма.
Например, некоторое время назад я сделал страшную для своей лени штуку — обзавелся каналом, в котором описываю представления о старших арканах Таро.
Для кого-то из моих друзей и знакомых это непривычно. Они еще не знали меня с этой стороны.
Кто-то наоборот, только так меня и знает.
Забавная штука — жизнь. Многосторонняя и многоаспектная.
Но ежели что... вот этот стимул, подгоняющий меня к ежедневным выплескам текста — https://t.me/tarognosis
|
Без заголовка |
Некоторые вещи сложно объяснить - в них сначала просто тычут пальцем..
Потому как безымянное или просто лениво собирать новое из кусочков.
А соберешь - и ты как себя в клетку заключил. Сковывает. Тесно. В лучшем случае, как новую обувь разнашивать.
Вот и пользуемся полуфабрикатами слов, называем их словами, радуемся.
Только иногда все равно подташнивает. Может быть, даже от чего-то другого. Не от несварения мозга.
И в это хочется верить.
|
Без заголовка |
|
Вдаваясь в детали |
Слово "деталь" происходит от французского detail - подробность. И оно, помимо всего этого de-tale - уничтожитель сказки. И, заодно обесхвостение, так как tail хвост в инглише.
Вот и выбирайте - сказочные хвосты или бесхвостые подробности.
|
222 |
Я не так часто сюда пишу, куда чаще просто читаю свою ленту... Немногим чаще самих записей в журнале - появляются комментарии у френдов.
Но почему бы, в конце концов не похвастаться.
В апреле этого года пришла в голову шальная мысль обзавестись пабликом, куда можно было бы достаточно регулярно скидывать свои мысли и фразочки.
Дурное дело нехитрое, благо ВКонтакте позволяет создавать такие вещи быстро и легко.Но ура - на данный момент в паблике уже 222 записи и держусь как-то. Полет нормальный.
Если у кого-то вдруг возникнет желание проверить его - смотрите сюда - https://vk.com/roby801
Вэлкам.
И несколько фраз для того, чтобы никому не было обидно за то, что он прочел всю эту нудятину:
Из безвыходной ситуации надо не искать выход, а делать.
В данный момент правом называть настоящее прошлым обладают лишь те, кто еще не родился.
Тот, кто отрицает что-либо, говоря, что этого не было и не будет - скорее всего, живет не в настоящем. Настоящего тоже не было и не будет.
Посмотрел правде в глаза, а там бревна, бревна, бревна...
|
Хотел бы попросить я... |
|
Будущее мизантропии как оно есть. |
Добрые мы все-таки...
Или не очень.
Потому что трансгуманизм как идея уже сколько лет по мозгам да по сетям бродит - а трансмизантропия еще не вышла на охоту.
Впрочем, это может объясняться тем, что и без префикса "транс-" нам ее с избытком.
|
Хвала&Хула |
Ознакомился с выражением "кто хвалит чужую веру - тот хулит свою". Редкая дикость и варварство, надо сказать.
Но ведь есть люди, которые всерьез в это верят, которые придерживаются данного принципа.
Мне их сердечно жаль.
Николай Сербский писал, что вера - это одежда души. Если воспользоваться его метафорой, то хвала чужой одежды является хулой для своей.
Стоит сказать кому-то, что тот красиво выглядит, элегантен, стилен и так далее - и это будет хула своего вида, одежды и стиля?
Кем надо быть чтобы так считать? Человеком, неукоснительно убежденным в собственной неотразимости, в своем совершенстве? Но и этого мало оказывается!
Красота - в глазах смотрящего. Признание чего-либо извне красивым, уместным и т.п. - не есть хула на себя или что-то свое. Даже наоборот, подобное признание возвеличивает хвалящего ибо демонстрирует его способность видеть внешнюю красоту мира.
Увы, когда речь заходит о вере, многие предпочитают обращаться в душевных улиток, прячущихся в свой "домик" и параноидально относящихся к тому, что вовне.
Это расстраивает. Серьезно расстраивает.
Собственно, подобное расстройство и послужило причиной, по которой был написал этот пост. Не более и не менее того.
|
Разговоры о политике как симптом... |
О чем пишут люди в сети? Как правило, о своей жизни, интересах, событиях. Пишут о том, в чем разбираются и о том, что их тревожит.
Иногда (а может и не иногда) - ради того чтобы высказаться, выговориться и тем самым продемонстрировать миру, что они есть. Этакая декларация бытийности.
Я пишу, следовательно - существую.
Но ладно пишут - пускай. Только все это потом еще и читать приходится. И тут уже наступает помутнение мозга - от передозировки этой экзистенциальной декларативности.
Чаще всего подобные тексты бывают о политике. Почему?
Потому как она вокруг нас - в СМИ, в курилках, за рюмкой - и при том довольно далека от жизни обычного человека, хоть и влияет на него опосредованно.
Потому-то, когда смотрит человек по сторонам и высматривает для себя тему под будущее высказывание в массы, есть шанс (и довольно ощутимый), что он не заметит, проигнорирует или сочтет незначительным сотню событий своей жизни, десятки своих отвлеченных мыслей, красоты вокруг, свои хобби и развлечения - и заметит то, что лежит под носом. Политику!
Ту, что льется из телевизора, сочится со страниц газет, капает с монитора при чтении известных блогеров (а ему ведь тоже охота!)...
А тут еще и пара идей фикс обретают силу. И человек с четкостью непризнанного пророка знает что нужно менять в мире, как управлять государством, кого казнить, а кого миловать.
С реальностью это соотносится через те же СМИ, прошедшие сквозь блендер головного мозга и через психоанализ, если есть что анализировать.
Но общее ощущение все равно удручающее. Вроде бы и есть человек - продемонстрирован в сети факт бытия... ан и человек ли оно? Легко же перепутать с компиляцией новостной ленты заболевшей психически.
P.S. Если нужна мораль, то она будет звучать так: вы точно есть до тех пор, пока не рефлексируете о политике на уровне кухонного спора. В мире так много чудес - пишите лучше о них!
|
Размышления об Элевсинской игре |
Вчера вечером поиграл в Элевсинскую игру. Если кто не в курсе, там загадывается какое-то правило (загадывающий играет роль божества или природы - кому как удобнее), а игроки выкладывают перед ним карты (стандартная колода 52 карты, без джокеров) и узнают от него - правильная их карта или нет.
Игроки пытаются угадать правило и тот, кто считает что узнал его - называет себя пророком, после чего сам говорит правильная ли карта у других или нет. Угадал определенное количество раз - сравнивают правила и если угадано верно, то побеждает пророк.
Удивительно, но игра оказалась много дольше и сложнее чем я предполагал когда загадывал простое чередование черного и красного цветов.
Было крайне занимательно наблюдать за ходом мыслей у игроков. Да, сказывалось отсутствие опыта, но все равно - наблюдалась тенденция к явному переусложнению реконструкций правила. В конечном итоге появился пророк (четвертый по счету) который все предсказал верно - но его правило оказалось лишь частным случаем моего.
При случае попробую поиграть уже по другую сторону баррикад ибо ситуацию хочется видеть с обеих сторон. Баги и барьеры мышления надо фиксить. И править.
|