Семейные обстоятельства вынудили предпринять экскурсию в когда-то самый южный черноморский курорт СССР, а сейчас независимой Грузии. Ездили на автомобиле, туда выехали из Казани в конце декабря, 27 числа.
Дорога заняла три дня с двумя ночевками в пути.
День первый. Казань - Волгоград. Ну, почти Волгоград, на самом деле гостиница в райцентре Дубовка, в 40 км к северу.
Выехали в 5-30, приехали в начале девятого вечером. 1040 км с заездом в Саратов (зачем? хрен его знает) и попаданием там в мертвую пробку с разворотом и поисками путей объезда.
Дорога в Татарии, начиная от съезда с М-7 вскоре после моста через Волгу, двухполоска, по пути райцентр Буинск и еще четыре деревни за ним. Дальше так же до Ульяновска - почти везде двухполоска, населенка.
Начиная с объездной Ульяновска до Сызрани, чаще три полосы с переменой направлений в средней, иногда только две. Есть белый знак "Ульяновск", аналогичный и на объездной Сызрани.
От Сызрани до Саратова местами и три, и четыре полосы, но в основном две. Объездная Саратова строится, четыре полосы с разделителем только на первом по ходу движения участке. Из развязок готовых не попалось ни одной. В основном какие-то объезды строек с круговыми движениями.
После Саратова до самого Волгограда большей частью двухполоска.
Итого первый день 1040 км.
День второй. Волгоград - Владикавказ.
Казалось, добравшись до Волгограда, вырвались из лап зимы. Но хрен. Здесь вам не тут. Выйдя рано утром к машине, обнаружил на ней пятисантиметровый слой снега. И пурга продолжалась.
Волгоград. Длинный город с двумя параллельными улицами, а ближе к южной части и вовсе одной. И так 50 км. О том, что там строится объездная, узнал уже выехав из города, встретив по пути информационный щит перед каким-то недостроенным путепроводом, под которым проходила дорога. Наверно, еще лет десять будет строиться, если не двадцать.
Выпавший ночью снег начала таять и дорога почти до самой Элисты была в говнище, да еще и в воздухе висела морось. Сама дорога местами в процессе расширения с двух до четырех полос, постоянные "50", обгон запрещен.
Из Элисты Яндекс подло повел кратчайшим маршрутом на Минеральные Воды, забыв предупредить, что километров через 20 асфальт заканчивается, и такого безобразия впереди три десятка километров. Ехали как все большей частью по обочине, но это не всегда помогало.
После того, как асфальт появился вновь, Яндекс начал терять спутники. Хорошо, что дорога там одна, а на единственном перекрестке с круговым движением быстро разобрались, какую из двух дорог нужно выбрать. Ближе к населенным пунктам, которых по пути оказалось два - Благодарный и Александровская - навигация восстановилась.
От Мин. Вод до Владикавказа, где решили заночевать поближе к границе, идет федеральная трасса Р-217, по которой в Грузию ездят солидные червичи. Большая часть четырехполоска с разделителем, по которой Яндекс настойчиво предлагал ехать 110, несмотря на отсутствие соответствующих знаков, но пара десятков километров в Кабардино-Балкарии проходит через населенные пункты и от хайвея остается две полосы. Потом, ближе к Осетии снова четыре.
За второй день 920 км за почти 14 часов.
День третий. Владикавказ - граница - Батуми.
Выехали из гостиницы во Владикавказе около семи утра, чтобы пораньше подъехать к границе. Тут случилась интересная эпопея аж на двух заправках Игорьиванычнефть. Не хотят работать, либо закрывают на ночь дверь и пытаются обслуживать клиентов через окно, притом что касса и терминал для приема банковских карт в глубине зала ("вы мне дайте карту и скажите пин-код, я вам сама все сделаю, или платите наличкой, я вам принесу сдачу) - была послана по известному адресу, либо просто "ну, мы откроемся минут через пятнадцать только" - послана туда же. В результате пришлось сделать крюк обратно в город на Газпрём, где все присутствующие лица (кассирша, две заправщицы и видимо охранник) были молодцом-огурцом и готовы к трудовому дню.
В небольшой хвост очереди перед Верхним Ларсом подъехали в 8-03, через первый шлагбаум заехали на территорию КПП минут через 20 (запускают партиями по 10-15 машин), а дальше убили два с лишним часа из-за бардака официальных лиц, когда вроде работающее окно закрылось прямо перед нами, а стоящим в него в очереди об этом объявили и выгнали задним ходом в другие окна только через час с лишним.
Грузинская часть заняла минут десять, у супруги, которая, как все пассажиры, проходила ее пешком отдельным коридором, даже меньше. Когда я на вопрос таможенника, изучавшего взглядом набитые багажник и заднее сиденье: "новый вещь?" отрицательно помотал головой и был взмахом руки пропущен на территорию Грузии, супруга уже ждала меня на выезде.
Дальше было около сотни километров горной дороги с серпантинами, перевалом в Гудаури, а чуть позже просто трасса шла вдоль подножия хребта, повторяя все его изгибы, так что через 200 метров как правило ничего не было видно из-за извилистости. И яркое солнце на синем небе контрастом по отношению к сумрачному утру и снегу под ногами во Владикавказе и на подъездах к Верхнему Ларсу.
Потом дорога обогнула хребет и вышла в долину на пути в Тбилиси. Пошла сплошная населенка, знаки "50", пока километров через тридцать спустя правый поворот не вывел нас на автомагистраль на Поти.
Магистраль не достроена, есть три куска, 100 с небольшим, 60 и 15 км. Между ними обычная сельская дорога. Между первым и вторым вообще пробочный ужас, виляющий по дну ущелья с постоянной переменой высоты. Беспрерывно медленно ползущая колонна, по бокам от которой то порталы достраиваемых тоннелей, то опоры будущих путепроводов у самой обочины. И куча обгоняющих пробку по встречке. В результате на 60 км этого ада потратили около трех часов.
Уже недалеко от Поти, порта в северной части грузинского побережья, дорога через сложную систему круговых перекресток повернула на юг, в сторону Батуми - самого дальнего для въезжающего из России города Грузии. Около 60 км - и мы, покрутившись по городу, потому что Яндекс показал несуществующий в природе левый поворот с центральной улицы, приехали к месту назначения. Последние часа три пути шли по темноте, указатели, дублируемые на английском не всегда нормально расставлены, но навигатор Яндекса Грузию знает и хорошо ведет, кроме единственного недоразумения уже в Батуми. Но от себя придумывает скоростные ограничения, как не ведая про имеющиеся "40", так и добавляя мифические несуществующие. Так что, выбирая чему верить, своим бесстыжим глазам или Яндексу, я выбирал свои глаза.
Ради навигации сначала хотели купить местную сим-карту с безлимитным интернетом в Степанцминде, ближайшем городке в 15 км от границы, но там цены были в полтора раза выше тех, на что рассчитывали. Поэтому просто на один день подключили интернет в роуминге на супружнем Еле2 за 350 рублей, а симку приобрели уже в Батуми на следующий день.
Итого в третий день 540 км за 13,5 часов с учетом трех убитых часов на границе. Собственно Грузия - почти 500 км за 9,5 часов.
Суммарно чуть более 2500 за три дня с одним водителем.
Что касается камер. Везде полно, Яндекс почти о всех знает, но не долбиться в глаза тоже не помешает, потому что почти. В Грузии камеры не читают иностранные номера, но там ненулевой шанс встретить живой патруль. Полицейских машин полно. И в городе, и на трассах. Впечатление, что существенно больше, чем у нас. Мобильные камеры на треногах видел (кроме Татарстана, который проскочили рано утром, еще до начала рабочего дня у них) в Ульяновской области туда и в окрестностях Саратова на обратном пути. Северный Кавказ же запомнился сплошными постами и пикетами через каждый 5-10 км, особенно в Кабардино-Балкарии. И там не только гаишнеги, но и много просто людей в камуфляже, вооруженных автоматами. Но мы там ни разу ничье внимание не привлекли. Единственный раз остановили еще в первое утро затемно на выезде из Татарии в Ульяновскую область, свои же татарские гойцы. Проверив документы, сотрудник пожелал счастливого пути.
Где-то между Сызранью и Саратовом:
В Элисте:
Гора Змейка в Мин. Водах, первая из кавказских гор на пути. Интересна тем, что когда въезжаешь в Минеральные Воды со стороны Элисты, вершина прямо по курсу, в продолжении улицы Железнодорожной:
Хмурое утро на пути от Владикавказа к Верхнему Ларсу:
А это уже Грузия сразу после границы три с чем-то часа спустя:
Там же, в Дариали, построенная лет 15 назад церковь с видом на погранпереход:
Свет в конце тоннеля чуть дальше:
К стате, тоннели начинаются уже в нейтральной зоне, между российским и грузинским КПП.
Где-то уже за перевалом в Гудаури:
Вот такие вентиляторы установлены примерно в середине первого достроенного участка автомагистрали, чтоб летом проезжающим мимо не было жарко:
Каждый метров пятьдесят в высоту, всего насчитал шесть штук.
В Грузии в горах тоже снег:
Когда едешь вдоль недостроенного участка магистрали, подобные виды сплошь и рядом:
В самом начале несколько тоннелей уже построено и действуют. Здесь один из двух:
А здесь оба:
https://ru-auto.livejournal.com/44134373.html