-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_orei

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.03.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 11

Орей





Орей - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://orei.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??aa112ce0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Седов последнее прибежище славянофила

Четверг, 13 Июля 2017 г. 16:42 + в цитатник

Мнение о мере как финноязычном населении Верхнего Поволжья, корни происхождения и культуры которого связаны с другими финно-угорскими народами Поволжья, в науке настолько прочно утвердилось, что стало аксиомой. Другая точка зрения, согласно которой происхождение мери связано с появлением в Волго-окском междуречье "славян" в середине I тыс. н. э., была выдвинута В. В. Седовым в ряде работ (Седов, 1994. С. 67; 1995. С. 223, 224;1999а. С. 97–100) и в окончательном виде изложена в разделах двух монографий (Седов, 199б. 145–158; 2002. С. 388–397).

Леонтьев Андрей Евгеньевич, ведущий научный сотрудник Отдела средневековой археологии Института археологии РАН, доктор исторических наук: "Выдвинутую В. В. Седовым гипотезу о "славянских" корнях мери нельзя считать обоснованной.
Но это не значит, что сделанные им наблюдения не требуют внимательного к себе отношения и дальнейшего осмысления."


Подробнее: http://merjamaa.ru/news/slavjanskie_korni_meri_kritika_slavjanofilskoj_gipotezy_v_v_sedova/2017-07-11-1265

https://orei.livejournal.com/492970.html


Двуглавые пластинчатые подвески Древней Руси XI – XIII вв.

Пятница, 07 Июля 2017 г. 18:20 + в цитатник

На территории лесной зоны Восточной Европы подвески в виде направленных в противоположные стороны зооморфных голов известны уже в начале I тыс. н.э. В землях Предуралья в VII–XI вв. бытуют биконьковые украшения, ставшие своеобразной "визитной карточкой" региона; изделия получают широкое распространение – находки встречаются в Зауралье,
Поволжье и Приладожье, а также на территории Фенноскандии1. В начале II тыс. н.э. меняется не только стиль двуглавых изображений, но и ареал распространения. Так, в XII–XIII вв. находки двуглавых пластинчатых подвесок также встречаются на обширной территории – от Северной Швеции до Предуралья, однако зоной их концентрации являются земли Северной Руси.

Л.А. Голубевой и Е.А. Рябининым было выделено несколько типов и вариантов двуглавых пластинчатых подвесок2. Основной датировкой находок является XII в., некоторые находки отнесены исследователями к XI–XII вв. или XII–XIII вв.


Изделия вошли в научную литературу как "изображения коней", набор запечатленных образов представляется более вариативным. В землях Северо-Восточной Руси получили распространение подвески с фигурными прорезями в нижней части щитка (Рис. 1: 1-3). Изделия представляют собой симбиоз прикамской и прибалтийско-финской стилистики.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/dvuglavye_plastinchatye_podveski_drevnej_rusi_xi_xiii_vv/2017-06-25-1260

https://orei.livejournal.com/492683.html


Метки:  

Являются ли русские балтами и финно-уграми

Среда, 28 Июня 2017 г. 11:08 + в цитатник

Процесс этногенеза большинства народов носил запутанный и сложный характер. Не является исключением и этногенез русского народа. На огромных просторах современной европейской части России долгое время преобладали финно-угорские племена. Многие из них канули в Лету. Ещё из учебников по истории мы помним такие из них, как меря, чудь, мещера, мурома. Занимая почти полностью Вологодскую, Костромскую, Ярославскую, Владимирскую, Ивановскую, Рязанскую, большую часть Тверской области, они не могли просто испариться, не оставив никакого следа в культурном и генетическом наследии населения этих территорий.

Основы формирования древнерусской народности

Финно-угорские народы продолжают численно превалировать наряду с тюркскими во многих районах Поволжья. В древности же ареал распространения их предков имел границы в современных областях с преимущественно русским населением. И контакты между балтскими, славянскими и финно-угорскими племенами прослеживаются ещё со времён готской империи Германариха, простиравшейся до нашествия гуннов на огромной территории от Причерноморья до Поволжья.

Еще готский историк Иордан писал о племенах мери и морденс (мордвы), плативших дань вождю Германариху. Активное распространение индоевропейцев-балтов на землях финских археологических культур (дьяковской, городецкой) привело к устойчивым балто-финским контактам в средней полосе современной России. Балты и финны воевали, взаимно ассимилировали друг друга, но в целом имели возможность мирного существования, так как и те, и другие были весьма малочисленны на просторах Русской равнины. Конкуренция за ресурсы не была обострённой. Балты обогатили свой генофонд гаплогруппой N (типичной для финнов), а финские племена - гаплогруппой R1A, распространённой у индоевропейцев группы сатем (балтов, славян, индоиранских народов).

Археологи просматривают даже более раннее появление земледелия у финских племён дьяковцев, чем у их индоевропейских соседей, продолжавших делать акцент на скотоводство.

Именно эти два этнических субстрата - балтский и финно-угорский - оказались основными в формировании древнерусской народности, тем более, если учесть, что племена кривичей, вятичей и радимичей были по данным археологии либо наполовину, либо целиком балтскими. Фактически, полностью славянскую идентичность можно увить лишь у псковских и ильменских словен, материальная культура которых чётко прослеживается с южной Прибалтики и имеет аналоги в археологических памятниках севера Польши.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/javljajutsja_li_russkie_finno_ugrami/2017-06-27-1261

https://orei.livejournal.com/492301.html


Практики общественного согласия в Северо-Восточной Руси

Пятница, 23 Июня 2017 г. 12:29 + в цитатник

Отмечавшееся в 2012 г. 1150-летие Российской государственности обострило исследовательское внимание к проблемам политогенеза в древнерусской истории. Положенное в основу юбилея призвание варягов в 862 г., о достоверности факта которого продолжают спорить, связывается с решением финно-угорских и балто-славянских племен северо-запада нынешней России о прекращении племенных усобиц. Это решение убедительно иллюстрирует действие механизма договора (согласия) между различнымигруппами в условиях кризиса (вста род на род). Впрочем, этот кризис стал началом цепи испытаний на протяжении всего господства Рюриковичей, закончившейся Смутой начала XVII в. И эти испытания преодолевались согласием (компромиссом, договором), в основе которого лежал сговор, заговор и подобное.

Проблема выработки согласия, основанного на компромиссах, в кризисных ситуациях истории Древней Руси не приковывала к себе внимания в силу состояния основных источников – летописей. Селекция фактов для фиксации в этих хрониках затрудняет для современных исследователей полное представление этих механизмов. А.В. Назаренко исследует действие corpus fratrum в коллективном правлении Рюриковичей в домонгольской Руси [1].

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/v_severo_vostochnoj_rusi/2017-06-23-1258

https://orei.livejournal.com/492093.html


Мир и меря: Ростовский край 11 веков назад.

Четверг, 15 Июня 2017 г. 20:02 + в цитатник

В апреле в Борисоглебском филиале музея-заповедника "Ростовский кремль" - доме крестьянина Елкина прошла третья лекция по археологии заведующего археологической коллекцией музея Ивана Владимировича Купцова. В публикации И.В. Купцов представил краткий текст прошедшей лекции.

Первое упоминание мери в письменных источниках едва ли не более раннее, чем упоминание о славянах. В трудах европейского историка 6 века Иордана меря, наряду с мордвой, упоминается в числе народов, временно покоренных готским вождем Германарихом. В "Повести временных лет" отмечается, что меря играла активную роль в политической жизни Древней Руси уже во времена Олега, в 9 веке, участвуя в его военных экспедициях на Киев (882 г.) и Царьград (907 г.).



"Князь с Сарского городища". 2017 год.
Редизайн графики ростовского археолога Ивана Купцова созданной для статьи
Д.О. Митина "Вооружение летописной мери".

Кроме письменных источников, о народе меря осталась память в географических названиях. Многие из нас ловили себя на мысли, что с детства привычные названия родных речек и озер на самом деле звучат на непонятном языке: Пижерма. Туношна, Шопша, Пулохма, Сара, Неро. Мерянский язык исчез из употребления, и поскольку памятники мерянской письменности неизвестны, ученые с большим вниманием относятся к изучению сохранившегося мерянского языкового наследия.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/mir_i_merja_rostovskij_kraj/2017-06-15-1255

https://orei.livejournal.com/491976.html


Метки:  

Срубные жилища Алабужского городища (К предыстории Древней Руси)

Пятница, 09 Июня 2017 г. 13:01 + в цитатник

Наряду с множеством атрибутов местной волжскофинской (мерянской) культуры, приёмы домостроения поздней Алабуги "перекочевали" в пришедший ей на смену древнерусский город Плёс, заложенный в 12 километрах, по ряду признаков, в середине XII столетия.

Алабужское, или Пеньковское, городище расположено на правом берегу Волги, в двенадцати километрах ниже г. Плёса Ивановской области. Городище было впервые упомянуто в сводке В.Г. Пирогова в 1890 году, в дальнейшем оно было частично исследовано Ф.Д. Нефёдовым, Л.А. Евтюховой и О.А. Кривцовой-Граковой. Достаточно подробное описание и план при подготовке свода памятников в 1988 году представил К.И. Комаров. С 1989 по 1997 год почти вся площадь памятника была исследована раскопками Плёсской экспедиции под руководством автора.

http://merjamaa.ru/news/srubnye_zhilishha_alabuzhskogo_gorodishha/2017-06-09-1253

https://orei.livejournal.com/491551.html


Метки:  

Скандинавско-финнской Руси быть! Дружественной Великой Булгарии и Благословенной Хазарии)

Среда, 18 Января 2017 г. 16:22 + в цитатник


Мерянского этнофутуризма в ленту. Олав Святой Харальдсон, король Норвегии с 1015 года по 1028 год - кисти мерянского художника Бальшта Кыстынчана.

Прославление Олафа в лике святых состоялось в Норвегии 3 августа 1031 году (память 29 июля) — в этот день епископ Гримкель с согласия конунга Свейна и "по решению всего народа" "объявил, что Олав конунг — святой" и перенёс его останки в церковь Св. Клемента, основанную еще Олавом в Нидаросе (Тронхейме). В 1164 году папой Александром III был причислен к лику святых и стал почитаться как покровитель Норвегии.

Святой Олаф является последним по времени западным святым (до Великой схизмы 1054 года), почитаемым также и на христианском Востоке (Святой благоверный Олаф II Харальдссон, король Норвегии креститель и просветитель норвежцев).

В Руси во имя святого Олафа были освящены храмы в Новгороде (где он жил несколько лет) и Старой Ладоге.
Святой Олаф считается покровителем путешественников по Балтийскому морю.

Иной Руси нам не надо ;)

https://orei.livejournal.com/491383.html


Крепость, город, село — и всё это Судай

Среда, 18 Января 2017 г. 15:43 + в цитатник

Рассказ в сегодня пойдёт о далёком, расположенном на северной окраине Костромской земли, селе Судай и его пригороде. Судай — одно из древнейших поселений этого края, сформировавшееся на основе древней крепости, а затем города. Историческая застройка села в наши дни представлена одно-двухэтажными домами конца XIX - начала XX вв., с мезонинами-светёлками, с богатой пропильной и накладной резьбой в убранстве фасадов. В пригороде Судая мы посетим незаслуженно обделённую у редких туристов деревню Буболино, где сохранились уникальные дома зажиточных крестьян — типичные представители жилища, характерного для мерянского Севера. И последним побываем в урочище Воскресенье-Глазуново, с находящимся там одиноким интересным храмом.
Перед тем как попасть в Судай, в тот день мы посетили одно из самых атмосферных заброшенных мест, коих в Костромской области превеликое множество и из года в год становится всё больше.

Местом тем стал рабочий посёлок лесозаготовителей Плотина, пост о котором у меня был написан ещё год назад — вот здесь. На нижнем фото как раз запечатлены постройки покинутого посёлка, а на верхнем — сама плотина.

Перебираемся через реку Вигу, где один мост своё уже отжил, и направляемся наконец-то в село Судай.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/krepost_gorod_selo_i_vsjo_ehto_sudaj/2017-01-17-1215

https://orei.livejournal.com/491227.html


Город выходит на лед

Понедельник, 16 Января 2017 г. 13:17 + в цитатник

Маленький Данилов на севере Ярославской области не спивается и не вымирает. Он играет в хоккей. Четыре взрослые, две детские команды и собственный хоккейный чемпионат. Для российского города с населением 15 тысяч человек это, мягко говоря, необычно. Двухэтажные купеческие дома XIX века, белые каменные торговые ряды, белый же компактный храм с колокольней. И много пушистого снега повсюду — реагенты тут не используют. С наступлением темноты на улицах исчезают люди и машины, только фонари яркими светодиодами освещают пустые заснеженные улицы. Данилов лег спать пораньше, чтобы на утро проснуться бодрым к своему главному событию.

"Автобилист сильнее всех! Дави Медведя!
Автобилист лучший, Медведь худший!
Автобилист сильней, Медведь слабей!"

Розовощекий трехлетка субботним днем на 15-градусном морозе кричит что есть силы. Он еще толком не научился выговаривать слова и не совсем понимает, что происходит на льду. Но радостно подпрыгивает, сжимая в руках маленькую клюшку, он счастлив, и ему совсем не холодно. В команде "Автомобилист" играет его папа. Малыш кричит свои кричалки на протяжении всех трех периодов игры.


Подробнее - http://merjamaa.ru/news/gorod_vykhodit_na_led/2017-01-14-1214

https://orei.livejournal.com/490954.html


Чудские были Кусского края. Часть 1. Из глубины...

Суббота, 14 Января 2017 г. 21:39 + в цитатник

Кусской край - один из тех полузабытых уголков Костромской земли, где пост-мерянская этничность наиболее выражена. Отдалённость и малообустроенность местности создаёт условия для сохранения и воспроизведения в местных обществах достаточно архаичных преданий, представлений и жизненного уклада. И, в тоже время, благодаря такому положению здесь вполне ещё живы лучшие аспекты традиционных ценностей.

Кусь - река в Костромской области, приток Нёмды. Название перекликается с мерянским "кузь" и финским "kuusi" - ель, ёлка.

По данным археологии, бассейн реки Кусь входил в состав мерянской этнической территории. В то же время, для заволжских меря нередко употребляли термин Чудь или Чудца. Вероятно, это память об участии в становлении этнического облика местного сельского населения популяций "чудского" (прибалтийского или пермяцкого) происхождения.

В удельно-княжеский период это были земли Галич-Мерьского княжества.

Затем низовья реки были причислены к Кадыйской осаде Костромского уезда. Здесь была образована Кусская волость. В дальнейшем, однако, основная часть той старинной волости обрела имя Чудь.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/chudskie_byli_kusskogo_kraja/2016-12-27-1208

https://orei.livejournal.com/490509.html



Поиск сообщений в lj_orei
Страницы: [13] 12 11 ..
.. 1 Календарь