Начну рассказ с истории создания Киево-Могилянской академии. 400 лет тому назад (15 октября 1615 года) поборница православия Галшка Гулевичивна зарегистрировала в магистрате дарственную на землю и имущество в пользу учебного заведения "для дітей всякого стану й чину". Так начиналось Киевское братство, основавшее православный Богоявленский монастырь, больницу и школу.
Через 5 лет Петро Конашевич-Сагайдачный вступил в ряды Киевского братства "з усім військом". Важным событием стало объединение в 1632 году Киевской братской и Киевской лаврской школ митрополитом Петром (Могилой). Так появилась Киево-Братская коллегия. Официально статус академии был получен только через десять лет после смерти митрополита. Митрополит Пётр завещал Могилянке библиотеку из более чем 2 000 книг, 80 000 золотых, дома и дворовые постройки в Киеве, хутора и сёла. В завещании он просил беречь коллегию, "як єдине моє надбання".
На гравюре Ивана Щирского (1698 год) студенты на фоне старого академического корпусаСтуденты на занятиях.
Обучение в академии велось по западноевропейской системе образования. Основным языком обучения была латынь. Однако уже с начала XVIII века она стала вытесняться украинским литературным языком. В 1742 г. число учеников достигало 1234 человек. Согласно европейскому принципу самоуправления университетов, академия не зависела ни от государственной, ни от военной власти и имела собственный суд. Должность ректора академии была выборной и сочеталась с должностью настоятеля Киево-Братского Богоявленского монастыря. Во время эпидемии чумы (1710 – 1711 годы), ректор приказал закрыть ворота академии и никого не впускать и не выпускать. Несмотря на то, что Подол почти весь вымер, академия выстояла. Огромный вклад в процветание академии внес гетман Иван Мазепа. На его средства в 1704 году был выстроен каменный учебный корпус, известный как "Мазепин", а сама академия ежегодно получала от него 1000 золотых на стипендии студентам. Мазепинский" корпус на 500 гривневой купюре выпуска 2006 года.
Изображение масонского символа (глаз в треугольнике) вызвало шквал недоумения и критики в подражании американскому доллару.
Недоброжелателям отвечали:
"Символ "всевидящего око" был позаимствован масонами из христианства, где "глаз в треугольнике" обозначал "все вижу, все знаю, и буду стоять на страже", поэтому говорить о том, что здесь именно масонский символ нельзя".
На купюрах выпуска 2015 года масонский символ все-таки убрали.
Сейчас он на реставрации
На месте деревянной церкви, на средства Ивана Мазепы в 1693 году был построен Богоявленский собор
В 1935 году большевики снесли собор. На его месте был плац для тренировки курсантов военно-морского политического училища. Сейчас место, где стоял собор, выглядит такЭто на месте колокольни
Посмотрели картинки, а теперь опять вернемся на четыреста лет назад.
Тогда страны с названием "Россия" не существовало. Великороссы – это единственный в мире народ, который до начала 18в. не имел своего названия, а назывался московским людом.
Граница между Речью Посполитой и Московским царством тогда проходила между Смоленском и Москвой. В 1654 году, благодаря усилиям Богдана Хмельницкого, граница Московского царства продвинулась до Днепра. В результате, баланс сил в этой части Европы изменился, и Москва получила когорту церковных и светских деятелей.
Среди киевских книжников, делавших карьеру при царском дворе, был Феофан Прокопович, который придумал, что Петру надо стать императором, а России – назваться империей.
По поводу создания империи, историк Василий Ключевский сказал: " государство пухло, а народ хирел".
Феофан Прокопович (настоящее имя Елисей) начал обучение в Киево-Могилянском коллегиуме в 1687 году, когда ему было 6 лет. Освоив доступную в Киеве книжную мудрость, семнадцатилетний Елисей, отправляется в Европу для пополнения знаний, по пути зарабатывая себе на пропитание. Чтобы поступить в католическое учебное заведение, он переходит в униатство и получает новое имя – Самуил. В иезуитском коллегиуме во Владимире-Волынском он преподает поэтику и риторику. Получив положительные рекомендации, он пешком добирается до Рима.
Увидев особую одаренность юноши, иезуиты пытались соблазнить его блестящей карьерой в Ватикане. В октябре 1701 году он защитил диссертацию и ему присвоили звание доктора богословия, после чего он исчезает из Рима. Побродив по Европе, в конце 1704 года, вступил в Киевское братство, принял монашество и стал Фефаном.
Феофан Прокопович
В 1706 году в Киев для осмотра городских укреплений пожаловал сам Петр 1. По поручению ректора Феофан Прокопович выступил перед царем с торжественной речью.
В 1711 году Петр 1 отправился в неудачный Прутский поход против турок. В походе царя сопровождал Феофан Прокопович.
В 1711 году, вернувшийся в Киев тридцатилетний профессор был назначен ректором Киево-Могилянской академии.
Это послужило трамплином для последующей карьеры. В 1713 году Феофан пишет "Историю Петра Великого", приведшую царя в восторг.
В 1716 году он уже выступал с проповедями в Петербурге, поражая публику красноречием, эрудицией и глубокомысленными рассуждениями.
С этого времени Прокопович становится первым советником царя по вопросам реорганизации церкви и образования, постепенно отодвигая на второй план Стефана Яворского (тоже выпускника Могилянки), пытавшегося обвинить Фефана в протестантской "ереси". Особенно ярко их противостояние раскрылось при рассмотрении дела царевича Алексея. В отличие от Яворского, пытавшегося умилостивить гнев монарха и выхлопотать прощение престолонаследнику, Прокопович решительно поддержал Петра, обосновав не только право единоличной власти царя, но и необходимости подчинения церкви самодержавной воле.
Весь интеллектуальный потенциал Феофана Прокоповича был направлен на служение самодержцу. Он мог убедительно доказать необходимость доносов и нарушений тайны исповеди. Благодаря этому он прекрасно пережил четырех монархов. Суть своей жизни он видел не в служении вере, а в земных радостях. С радостями не очень сложилось. У него не было ни семьи, ни друзей. Только враги. Датский путешественник вспоминал, как он гулял по прекрасному саду Феофана на Аптекарском острове с дряхлым, усталым, больным стариком, хотя ему не было еще и шестидесяти. Умер Феофан Прокопович в 1736 году.
А как жила Киево-Могилянская академия, когда Феофан пресмыкался перед царями?
Следуя его примеру, выпускники ринулись "на заробітки". Правда, кроме "заробітчан", из стен академии вышли 14 украинских гетмана.
Когда в 1755 году был основан Московский университет, более 80% его преподавателей составляли выпускники Киево-Могилянской академии. Бывшие студенты основывали школы и духовные семинарии едва ли не в каждом крупном городе России: в Петербурге, Смоленске, Ростове, Астрахани, Костроме…
А в это время Российская империя, постепенно ликвидировала украинскую автономию — в рамках этого процесса в 1720-м было запрещено издавать книги на украинском языке, а в 1784 году — на нём преподавать. Ещё через два года императрица Екатерина II издала указ об открытии в Киево-Братском Богоявленском монастыре, госпиталя. Академию перевели в Лавру.
В 1817 году академию закрыли. Спустя два года в её корпусах была открыта — с совершенно новым преподавательским составом — обычная епархиальная семинария. Она просуществовала ещё сто лет и была окончательно закрыта большевиками, объявившими её "рассадником мракобесия".
Фото 1918 года Прошло ещё 70 лет. Всего через три недели после принятия акта о независимости Украины в 1991 году было объявлено о восстановлении Киево-Могилянской академии на её исторической территории.
На фасадном фронтоне эмблема академииКогда я зашла во двор, то увидела это
Нет слов - одни выражения
https://olpopova3.livejournal.com/12664.html