-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_iqmena

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.06.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 56




Блог питания Azu.uz - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://iqmena.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??aa112ce0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

В Зазеркалье Фариша. Банд

Пятница, 16 Июня 2017 г. 12:59 + в цитатник
Мы стояли на перекрестье грунтовых дорог в пустыне. Лишь ветер, стрекот саранчи и цветенье янтака. Мы говорили о перспективах животноводства в этих местах. Когда пришло время отправляться в путь, я осторожно спросила сопровождающего:
- Мансур-ака, слышала, что здесь есть древняя плотина. Можно ли нам подъехать к ней, посмотреть.
Мансур-ака удивленно поднял брови. Я подумала, что он не понял моего русско-узбекского замеса слов.
- Банд, - добавила я.
(Банд – старое название места, что на фарси означает плотину.)
- Банд? Конечно. Здесь она. По круговой дороге поедем, это недалеко.


"Недалеко" в местном понимании оказалось сорока километрами по грунтовке, причем последние километров 10 в предгорьях. Пейзажи вокруг были фантастическими. Разноцветные отвалы с плоскими вершинами, синие странные горы вдалеке, причудливого вида черные одинокие валуны и позднее цветение пустыни.


- Это Марс, - уверенно сказала Саша, созерцая пейзаж за окном. – На Земле таких мест нет.
Тут даже нечего было добавить. Позже, по возвращении в Ташкент, не проходило ощущение, что всего этого не было на самом деле. И что вовсе не существует этого странного места с древней плотиной в скалах.


Мы уже начали подъем в предгорье, когда я заметила край ущелья.
- Саша! - закричала я, сквозь ветер, - Она там! За камнями.
- Откуда ты знаешь, что она там? Ты ее видишь? – вопрошала Саша
- Не вижу. Не знаю откуда. Но она там. – сказала я твердо. И на всякий случай добавила, - Почему-то…


Плотина действительно была там. Странная. Величественная. Древняя. Седая. Загадочная.


Все что я знала о плотине Хонбанди , ограничивалось сухими сведениями из Узбекской энциклопедии. Возведена в 10-м веке нашей эры из гранитных брусов. Высота 15 метров. Плотина трапециевидной формы перекрывает естественное ущелье, по которому в сезон таяния снегов и в сезон дождей вода уходит в пустыню. В верхней части плотина 52 метра, в нижней – 24 м. Толщина верхней части плотины видна отчетливо. Там 2 метра гранитных камней. По данным энциклопедии, в своем узком основании плотина имеет толщину 8 метров.


По телу плотины на разных уровнях имеются 9 отверстий для спуска воды.


Чаша водохранилища за гранитной стеной была длиной почти полтора километра. За тысячу лет, чаша заполнилась землей, смытой с предгорий. Однако контуры рукотворного озера четко отслеживаются сверху, по обильной растительности на мягком грунте. По контрасту с каменистыми холмами вокруг. На склонах - тонкий слой земли, где вся зелень, кроме янтака, уже выжжена солнцем.


Водохранилище, заполненное землей, до сих пор удерживает влагу. Мокрые камни в основании и многочисленные маленькие лягушки под плотиной говорят за то.


Седой девятьсот какой-то год от рождества Христова. А мастера Мавероунахра возводят вручную плотину, которая легко держит полтора миллиона кубометров воды. Теперь, правда, удерживает тот же объем глины и камней. Но ведь более тысячи лет!


Плотина потрясающе хороша. В верхнем ее левом углу, где края мало касалась вода, отчетливо видна искусная каменная кладка.


Более всего впечатляет раствор, который держит камни более тысячелетия, в самых экстремальных условиях, под огромным давлением, при резких перепадах температур и ветрах. Ни один камень, ни крошка раствора не отвалились за тысячу лет. Остается только поражаться великому утерянному знанию древних ирригаторов.


По легендам, этот загадочный раствор был замешан на верблюжьем молоке. Каков рецепт удивительной смеси, кто сейчас знает…


- У нас место такое. Когда воды не нужно ее много, когда вода на полив нужна, ее нет. – повторяли местные, когда мы обсуждали проблемы занятости в Фаришском районе.
Так вот оно, раньше решение каким было. Построили плотину. Накапливали воду, когда ее много и пускали воду на поля, когда она нужна.
Говорят, что тысячу лет назад в этих местах был оазис.


Мы долго не решались подойти вплотную к плотине. Особой энергетикой обладало это место.
Поверхность плотины издалека кажется седой и косматой. Вблизи становится понятно, что это отложения солей, которыми оброс гранит за тысячелетие.


Красивое ущелье. Старые скалы, причудливо изрезанные ветрами и временем. Множество пещер, редкая фисташка.
Орлы над головами.


Наводит на мысль: на кого охотятся, кого высматривают? Грызуны вряд ли. Корма нет. Скорее всего, змеи. Их не мало в этих краях, сразу предупредили. Отчего мы внимательно смотрели под ноги.


Мы поднялись на самый верх плотины, чтобы посмотреть остатки чаши водохранилища.
- Саша, не подходи к краю, - кричу я. Саша замирает прямо на верхнем краю плотины.


- Почему ты так сказала? "Не подходи к краю" – спросила Саша позже
- Не знаю. Вдруг сломаешь.
- Там хорошо. Только вниз тянет. Тихо, ласково, но тянет.
- Место силы. – то ли поясняю, то ли резюмирую я
- Место силы. – соглашается Саша


Мы уезжали от плотины в каком-то мистическом потрясении. Лишь изредка кто-то произносил: "Этого не может быть". Столько удивительных эмоций вызывала эта загадочная рукотворная стена, спящая в ущелье на краю пустыни уже тысячу лет.


И еще я думала, что я не хочу, чтобы туда полилась толпа туристов и любителей пикников. Вообще пусть в это место никто не ходит. Только избранные. Чтобы оно осталось таким же дивным, чистым и нетронутым, как сейчас.
Вот бы древняя плотина стала как Хогварц. Чтобы когда магглы приближались к ней, они ничего не видели кроме скал и таблички "Осторожно, змеи" . Тогда бы я за древний банд была бы спокойна.

https://iqmena.livejournal.com/447767.html


Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Культурное наследие Узбекистана в зарубежных музеях, фондах, архивах и частных коллекциях

Четверг, 18 Мая 2017 г. 06:30 + в цитатник
15-16 мая 2017 г. в гг. Ташкенте и Самарканде состоялся международный конгресс "Культурное наследие Узбекистана – путь к диалогу между народами и странами". Организаторы конгресса: Национальная Ассоциация электронных СМИ Узбекистана, совместно с Центром "Стратегия развития", телеканалом "Караван ТВ", издательским домом "Zamon Press Info" и информационным агентством "Uzbekistan Today" Телеканалы "Севимли ТВ" и "MY5". В числе национальных партнеров: Академия наук Республики Узбекистан, Академия художеств Республики Узбекистан. Международные партнеры: Представительство UNESCO в Узбекистане Представительство Фонда имени Конрада Аденауэра по Центральной Азии

От Эрмитажа до Британского музея
Ташкент. Май 2017 года. Международный конгресс. Присутствуют 370 зарубежных ученых и дипломатов. В их числе
знаменитые искусствоведы, специалисты по среднеазиатскому региону, руководители мировых музеев и хранители фондов научных центров. 80 дипломатических миссий. Участвуют ученые 40 стран. Почти пятая часть планеты собралась в ташкентском медиазале, замерев в ожидании.
Присутствуют ведущие специалисты отечественного искусствоведения, археологии и исторических наук. Зарубежные СМИ и вся отечественная пресса.

Что происходит?!
Отправляясь на конгресс, мало кто из нас, журналистов, осознавал масштабы происходящего. Это было событие, равных по значимости которому, для культуры нашей страны еще не было. Да и в мировой практике такого уникального возвращения национального наследия никто до нас не совершал. В эти два дня мы имели честь наблюдать, как к нам возвращается часть нашей истории, часть прошлого, часть великого наследия.
Волею судеб и в перипетиях исторических катаклизмов случилось так, что огромное количество произведений культуры и искусства, исторических артефактов и древних рукописей оказалось за пределами нашей страны. До сегодняшнего момента к большей части этих "узбекских коллекций" мы не имели доступа. По разным причинам. Никак не зависящим от нас.

И прежде всего о людях, сотворивших чудо
Словами благодарности обычно завершают статью. Но потрясение от увиденного и услышанного столь велико, что мне хочется с них начать. Начать с низкого поклона всем сотрудникам проекта "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира", авторам, исследователям, организаторам и спонсорам. Прежде всего, руководителям проекта: светилу мировой и отечественной археологии, академику Эдварду Васильевичу Ртвеладзе и заслуженному журналисту Узбекистана, Фирдавсу Фаридуновичу Абдухаликову. Благодарность за огромный труд и великое служение своей стране. Нашей стране.
Низкий поклон сотрудникам зарубежных музеев, которые многие десятилетия бережно хранили, реставрировали и заботились об артефактах нашей истории и культуры. Благодаря им мы сегодня имеем возможность видеть все это.

Культурное наследие Узбекистана в зарубежье. Это никому не нужно так, как нам
Сколько предметов, составляющих культурное и историческое достояние Узбекистана, разошлось по свету за века, и представить трудно. Мы до сих пор не знаем, каков масштаб этой сокровищницы за пределами страны. Сколько археологических артефактов, рукописей, картин, предметов декоративно-прикладного искусства, оружия, ювелирных украшений и прочего, хранится в музеях мира, научно-исследовательских центрах и частных коллекциях?
А ведь, хотелось бы знать.
Во-первых знать и видеть. Потому что для нас это важно.
Во-вторых, многое из этого великого наследия хранится в запасниках и не выставляется
В-третьих, зачастую, артефактами новые их хозяева просто владеют. Не изучают. Не исследуют. Не пишут о них научных трудов и популярных статей.
Потому что это никому не нужно настолько, как это нужно нам. Увидеть. Показать. Исследовать.

Двери в сокровищницы
Время не имеет обратного хода. Лишь памяти дано вернуться. И, наверное, наступил тот час "Ч", когда мы ступим на дороги памяти, которые нам были ранее закрыты. Мы постучимся в двери сокровищниц. И они откроются. И разные люди, живущие в разных странах, говорящие на разных языках, откроют свои ларцы, в которых хранятся артефакты Нашего прошлого.
Культурное наследие штука такая, для того чтобы его иметь, им не нужно обладать. Его надо знать, ценить и помнить.
Сегодня нам открылись первые двери. Со стуком откинулись крышки ларцов. И сердце замерло от значимости момента. И на свет, впервые за долгие годы, появляются один за другим… Сокровища.
Эрмитаж, Музей Востока, Третьяковка, Питерский этнографический, Кунсткамера, Исторический музей, Берлинская библиотека, Парижский центр научных исследований, Галерея Никель в Калгари, Музей Казанского университета, Институт восточных рукописей РАН, Центр Исламских исследований в Вашингтоне, Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, Санкт-Петербургский Музей истории религии, Российская национальная библиотека, Босфорский Университет, Национальный Музей Индии, Музей Линдена в Штутгарте, Институт археологии РАН, Британский музей…
А еще частные коллекционеры…
Каждое хранилище культурных и исторических ценностей, имеющих отношение к Узбекистану, заслуживает отдельной главы, книги, фильма и большой выставки.
Для того хранители этих ценностей и собрались в Ташкенте. Чтобы увидеть первые результаты. Чтобы договориться о том, как это будет.

Спасибо за любовь, Ольга Георгиевна
На конгрессе руководители знаменитых музеев, хранители и главы тематических отделов рассказывали и показывали на экранах свои "узбекские" коллекции.
Ольга Георгиевна Гордеева. Руководитель отдела тканей Государственного Исторического музея в Москве. Она комментирует видеоролик потрясающе увлеченно . Как она описывает каждую деталь, узор и фактуру! Когда она дошла в своем рассказе о полном комплекте костюма бухарской невесты… Там был такой тончайший розовый шелк, расшитый нежными золотошвейными цветами. С какою любовью говорила она! Я бы сама говорила об этом именно так. Хотелось бежать к ней, обнимать, плакать, и в смятении бормотать: "Спасибо за любовь, Ольга Георгиевна"

Мы пришли с миром
Не так все просто и легко в изучении узбекского культурного наследия зарубежом, как это кажется сейчас, на конгрессе. Более чем год после начала проекта.
Ну, вот представьте, что приходят в знаменитый музей представители Узбекистана, и говорят:
- Здравствуйте, где тут у вас богатая коллекция предметов, составляющих наше культурное наследие, давайте –ка мы посмотрим, перепишем, сфотографируем…
Вот вы бы на месте музейщиков, что бы подумали? Ну вот. Многие так и думали. И ничего тут нет удивительного. Здесь главная задача авторов проекта была в том, чтобы убедить, что мы пришли с миром. Красиво и цивилизованно. И сколько усилий было для убеждения приложено, знают только они.
У многих музеев, архивов или научно-исследовательских центров есть обычные услуги, когда ученые и исследователи других стран могут заказать для себя доступ и время работы с отдельными единицами хранения.
Все, что нужно было нашим:
1. Найти
2. Отснять
3. Каталогизировать
4. Устранить неточности в сведениях, если они имели место
5. Изучить
6. Обработать в удобном визуальном формате
7. Показать и рассказать
Здесь хочется сделать земной поклон спонсору проекта. С рукой у сердца.
После того, как посмотрела и оценила результаты проделанного, "Дай Бог ему здоровья и процветания" - больше нечего сказать.

Виртуальный музей узбекской культуры
Потрясающе верно сказал зам.директора по науке Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Ефим Анатольевич Резван. Здесь ничего не добавить и не убавить. В четырех предложениях великая идея проекта:
"Это замечательный проект, так как за пределами Узбекистана хранится громадное количество истинных сокровищ, их давно пора обобщить в единый свод. Мне представляется, что этот проект – важный шаг к тому, чтобы провести основательную инвентаризацию всех артефактов, связанных с Узбекистаном, которые хранятся по всему миру, и прежде всего в России. Потому что как только мы беремся что-то специально изучать, тщательным образом исследовать или реставрировать, нам открывается новый удивительный мир. Я его рассматриваю как начало новой большой систематической работы, которая, с моей точки зрения, должна завершиться некоим ВИРТУАЛЬНЫМ МУЗЕЕМ УЗБЕКСКОЙ КУЛЬТУРЫ на нескольких языках, доступным в Сети любому человеку."
Первые пять залов этого виртуального музея уже готовы.

Первые пять залов виртуального музея.
Культурное наследие Узбекистана в зарубежье. Здесь у авторов проекта было два пути собирать виртуальные залы: по видам артефактов, или по цельным коллекциям. Задействовали оба. В каждом конкретном случае выбирая тот формат, который эффективнее.
В результате совместной работы нашей команды и специалистов российских музеев и библиотеки появились первые пять роскошных томов. Пять книг:
Том 1. Государственный музей Востока
Том 2. Российский этнографический музей
Том 3. Государственная Третьяковская галерея
Том 4. Вышивки и ковры Узбекистана в собраниях мира
Том 5. Российская национальная библиотека
На конгрессе каждая книга была представлена участникам руководителями и экспертами вышеназванных храмов культуры

Видео-рассказы от Шахнозы Ганиевой
Вот что радует в плане популяризации первых пяти коллекций Узбекского культурного наследия в зарубежных музеях. Шахноза Ганиева со своей съемочной группой сопровождала наших экспертов в их исследованиях. Они создали цикл фильмов о этих потрясающих коллекциях.
Шахноза Ганиева сказала, что мороз по коже пробирал, когда они попадали в сокровищницы, где хранятся "узбекские артефакты".
У каждой из этих книг сзади есть кармашек, в котором находится диск с этими фильмами. Авторы проекта говорят, что совсем скоро мы увидим их на ТВ Узбекистана.

Что сказал Пиотровский и о чем рассказал Лурье

Ну, что сказал Михаил Борисович Пиотровский, директор Эрмитажа? Сказал,чтобы сотрудники уже отправлялись в залы и запасники великолепного Эрмитажа, составляли каталог всех единиц хранения, имеющих отношение к Узбекистану. Так что вот-вот мы увидим невероятное.
Часть этой коллекции участникам конгресса продемонстрировал на слайдах Павел Борисович Лурье, заведующий сектором Средней Азии Эрмитажа. Серебряные хорезмские чаши с изображением богини о четырех руках были очень хороши.

Следующие пять книг и архитектор Лувра
Работа по исследованию артефактов узбекской культуры, истории и искусства в самом разгаре. Уже в готовятся к изданию следующие пять книг:
Том 6. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени Глинки
Том 7. Институт восточных рукописей
Том 8. Государственный Эрмитаж
Том 9. Государственный исторический музей
Том 10. Ковроделие Узбекистана – традиция, сохраненная в веках
Сколько всего будет книг? Пока никто не знает. Надеемся, что очень много. Потому что все новые и новые зарубежные музеи и научные центры подключаются к проекту. Ведутся переговоры, готовятся поездки, приступают к работе специалисты, открываются и исследуются запасники.
К вечеру второго дня, когда международный конгресс близился к завершению, среди наших журналистов полетело сообщение "Архитектор Лувра только что приехал…" Так что не только Британский музей. И Лувр с нами.


Что дальше?

Дальше у проекта "Международный конгресс по культурному наследию Узбекистана в зарубежье" долгий путь по континентам, странам, зарубежным музеям, архивам и коллекциям. Вот лишь часть этого пути:

  • Этнографический музей Берлина

  • Музей "Пергамон"

  • Берлинская государственная библиотека

  • Этнографический музей в Дрездене

  • Музеи Грасси в Лейпциге

  • Музей имени Линдена в Штудгарте

  • Архив Герхарда Рихтера

  • Музей пяти континентов в Мюнхене

  • Музей азиатского искусства в Далеме

  • Монгольский национальный исторический музей

  • Национальный Музей Татарстана

  • Музей истории Казанского университета

  • Национальный музей Индии

  • Напрстков музей в Праге

  • Британский музей

  • Музей Эшмола в Оксфорде

  • Бодлеанская библиотека в Оксфорде

  • Музей Виктории и Альберта в Лондоне

  • Лувр

  • Дворец Топкапы в Стамбуле

  • Национальная библиотека Испании

И список далеко не завершен. О нескольких уникальных "узбекских" коллекциях, показанных на Международном конгрессе "Культурное наследие Узбекистана – путь к диалогу между народами и странами" в Ташкенте, будет мой следующий рассказ. А еще дальше расскажу, как мы вместе с участниками конгресса провели незабываемый день в Самарканде.

https://iqmena.livejournal.com/447312.html


Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Юлдуз-опа . Шахрисабская сумка имени меня

Пятница, 12 Мая 2017 г. 18:23 + в цитатник
На выставке я беседовала с бухарской мастерицей, когда увидела, что Юлдуз-опа машет мне, рукой указывая на большую сумку. Сумка была в моем любимом стиле черно-бордового шахрисабзского сюзане. И до того сумка была прекрасна… Ии так нестерпимо нужна мне, что я потеряла дар речи. Моя бухарская мастерица тоже умолкла, но оглянувшись на Юлдуз-опа, сумку,рассмеялась, и сказала:
- Идите, идите. А то вы даже говорить не можете
Юлдуз-опа - очень мною любимая мастер из Шахрисабза. Я была у нее этим летом, много писала о ее новых работах. Но эта сумка имела сущность просто неописуемую и волшебную.
- Посмотрите, Лиля, я сделала новую модель, как она? Вам нравится? – спросила Юлдуз-опа, наблюдая за моей реакцией.
Я уже вертела сумку, разглядывая на просвет. Сумка была большая. Объемом из тех, с которыми отправляешься в командировки на 3-7 дней. Роскошно прошитая внутри, идеальные укрепленные швы, высочайшая прочность. Деликатный кармашек на стенке. Я безмолвно рассматривала дивную старинную вышивку, несущую в себе множество тайных знаков. Я уже знала, что я куплю эту сумку. Сколько бы она ни стоила.
- Юлдуз-опа…- выдохнула я. - Она великолепна! Это то, о чем даже не мечталось. Чтобы дорожная сумка в стиле шахрисабзского сюзане… Это же "сбытие мечт" какое-то.
- Лиля, это вам, - улыбается Юлдуз-опа. – Мы ее сшили специально для вас. В подарок.
- Нет-нет, Юлдуз-опа, - отбиваюсь я, - В любом случае я эту сумку куплю.
- Лиля! – укоризненно покачала головой Юлдуз-опа. – Мы думали о вас, о ваших поездках, о вещах которые вы покупаете у мастеров, когда придумывали и шили эту сумку. Примите в подарок, не отказывайтесь.
- Божечки! Так это модель имени меня?! – всплеснула я руками, и так, и эдак прилаживая сумку то на руку, то на плечо.
В общем, вы не представляете, до чего же радостен и дорог был мне бы этот дар. Позже я дефилировала с сумкой по залам, и, наверное, сотня человек спросила, откуда у меня это чудо. Я всем радостно сообщала, что это сумка имени меня. Специальная.
В общем, в воскресенье на выставку в Интерконти, Юлдуз-опа привезет еще две такие сумки. Я спросила, ориентировочно продавать их будет по 250 тыс. сумов. Для такой вещи это просто ничто. Да и 500 тыс. сумм ничто. Да и 700 так себе. Это эксклюзив, какого нет нигде более.
Кому невероятная дорожная сумка нужна, ищите в воскресенье Юлдуз-опа в конце первого зала. Подходите, здороваетесь и спрашиваете:
- Покажите мне сумку как у Лилии Николенко.
И все, быстро забирайте. На прилавке они лежать не будут. Разберут только свои.
А представляете, как с такой в зарубеж ехать… Да?
Все ж задохнутся от красотени нашей, национальной…

https://iqmena.livejournal.com/447110.html


Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Ферганский базар. Рисовые ряды

Воскресенье, 26 Марта 2017 г. 08:38 + в цитатник
Покупать рис в Ферганской долине имеет смысл именно в Фергане, на Центральном базаре. Здесь самый большой выбор сортов, который только можно себе представить. Это проверено.


В Андижане немного темной девзиры(кора девзира), и много светлой (ок девзира), которую андижанцы не разделяют по сортам и месту выращивания. Потому что много своей. Там сорта продавцам ничего не говорят даже чунгара. Ок и кора - вот и все деление.
В Намангане выбор несколько больше, чем в Андижане, но все также сводится к определению "светлая и темная девзира". Правда слово чунгара там уже знают.
В Чусте на базаре можно и вовсе девзиры не найти в будний день.
Коканд - много местных круглозерных сортов, девзиры выбор не велик.
Риштан - продают в основном свой рис, риштанский, да еще сохский. Этот рис несколько мягче, чим рис из восточной части Долины.
Тут, как говорится, кто из какого риса плов готовить привык. Все равно плов в любом из перечисленных городов прекрасен. Везде разный и весь прекрасен.
И только Центральный базар Ферганы - настоящий рисовый рай. Здесь просто энциклопедия пловных сортов риса в режиме он-лайн. есть даже нукусские и хорезмские. Только ташкентских(имеется в виду таш.область) нет. Так что, если вы хотите увидеть десятки сортов риса в одном месте - то вам в Фергану.
Ассортимент риса там не только тот, что лежит на прилавках. За прилавком, под прилавком и еще неведомо где, у ферганских продавцов еще пара десятков сортов есть. Называйте любой - вам отыщут.
На Ферганском базаре к названию риса часто добавляют название места, в котором он выращен. Это важно. Потому что свойства разные. К примеру это рис Девзира Какир. Понятно, что рис девзира, выращенный на полях поселка Какир Ферганской области.

Ниже, на фото в центре - рис чунгара девзира. Он имеет множество цветовых оттенков от жемчужно-серого до розоватого и желтого.
Рис твердый, из тех, "что сильно пьет воду, масла мало берет". Имеет характерный для сорта девзира продольный желобок на каждой рисинке. У риса яркий вкус. При умелом приготовлении в плове "раскрывается" так, что каждая рисинка удлиняется до сантиметра. А то и более.

Однако, не все, на чем написано "девзира" девзирой является. К примеру, вот, в центре рис из Ханабада. Ханабадский рис высоко ценится в Долине. Очень хорош у них рис круглозерный. Так вот это, на фото и есть круглозерный. А не длиннозерная девзира.
Тут дело вот в чем. Девзиру, как особо ценный рис обычно выдерживают в сырой шелухе от года и выше. За счет этого рис приобретает другой цвет. От розоватого, желтоватого до насыщенного красно-коричневого. (Чем дольше, тем темнее). От этого рис напитывается полезным минеральными веществами и приобретает замечательный вкусовой тон. Рисоводы Долины стали выдерживать в шелухе и другие сорта риса, недорогие круглозерные в том числе. Надо сказать, что обычный рис после такого "вылеживания" становится очень вкусным. Просто девзирой он от этого не становится. Кстати многие долинские круглозерные сорта риса после вылеживания не коричневеют, как девзира, а желтеют от светлого до насыщенно-желтого.

Я в эту поездку как раз и собиралась купить ханабадский или кокандский круглозерный, насыщенного желтого цвета. В прошлом году опробовала его в плове, была очень впечатлена.
Даже если вы не готовите плов, попробуйте из вылежанного простого риса приготовить обычный рисовый гарнир. Вы почувствуете разницу во вкусе


Долинские выдерживают в шелухе не только круглозерный рис, но и самый популярный в Ташкенте "лазер". Кстати риштанский лазер в плове "играет" отменно. В прошлом году на даче готовила. Отлично.


Я бы и в этот раз взяла бы риштанский... Я бы, по хорошему, видов 12 бы, каждого по паре килограммов взяла. Но в репортажной поездке, все это таскать нереально. Поэтому шла в рисовые ряды со строгим запретом самой себе: "Взять даста сарык, простой ханабадский и все. Точка." Еле как удержалась.
Каждый раз, в Фергане, видишь сорта, из которых плов еще не готовил. А так хочется попробовать. Например "чимчик тили", что в переводе значит воробьиный язык. Крупный зерном, круглозерный, твердый. Говорят, хорош в плове.



У меня есть любимый сорт девзиры, который я всегда привожу из Ферганы. Именуется Даста сарык. На вид характерен неравномерным окрашиванием зерен, от чего выглядит пестро. Вот этот, на фото я не купила. Он имел ряд проблем: запах жучков, камушки и ломаные зерна. Купила у другого продавца. Чем хорош этот сорт? Вкусный. Плюс все прочие положенные сорту достоинства девзиры.



Так что будете в Фергане, непременно купите рис. Если вы опытны пловчи - берите девзиру. Если с пловом на "вы", то возьмите желтый круглозерный. Берите Ханабадский желтого цвета. Не ошибетесь.


https://iqmena.livejournal.com/446972.html


Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Через Камчикский перевал новым поездом Ташкент-Андижан

Суббота, 25 Марта 2017 г. 12:46 + в цитатник
Когда ТРК Next предложил нам съездить на репортаж в Ферганскую долину, мнение было единым и твердым: "Только новым поездом". Очень уж хотелось посмотреть как там, в поезде "Ташкент-Андижан", о котором так много говорят. Не испугало даже недавнее сообщение о сошедшем оползне на Камчикском перевале, из-за чего было приостановлено железнодорожное сообщение с Долиной. Этот оползень нам в нашем путешествии еще аукнулся. Но об этом позже. Пока о самой дороге.
Классно! Потрясающе! Фантастически! Невероятные пейзажи. Не смотря на то, что накануне мне не довелось поспать последние 24 часа, я не сомкнула глаз ни на минуту, в страхе пропустить еще что-нибудь интересное за окном.


О нюансах, проблемах и багах нового маршрута я кратко расскажу в конце, потому что они не столь важны, в сравнении с пейзажами за окном. Да и сравнивать невозможно комфорт передвижения в поезде с пятичасовым сидением в машине в форме буквы "зю", с окаменевшеми коленками, и редким шансом раз в пару часов выйти из машины и разогнуться. И потом дорога то идет не по равнине, трасса через Камчик - это дерзкий горный серпантин, ны высоте более 1000 м. Трасса не для слабонервных.


Начало ж/д трассы от Ташкента до Ангрена достаточно однообразно. Поселки, небольшие города, поля, пастбища и предгорье Кураминского хребта за ними. Однако проезжая по долине Ахангарана, приметила немало остатков древних городищ, о которых не знала ничего конкретного, но слышала ранее. Размеры их были грандиозны, а потому, уже по возвращении домой принялась за поиски в заумных трудах по археологии, сравнивая их с изображениями на Гугль-Пленет. Как я поняла, большое городище, которое меня столь поразило, находится в районе городка Курган. Собственно и название говорит само за себя. Сразу созрела мысль поговорить с главным нашим организатором мистических путешествий Рустамом Хусановым о возможности совершить путешествие по Ахангаранской долине с кем-нибудь из наших знаменитых археологов.


Ангрен. Дома-призраки. Город начал оживать последние годы. Вполне возможно, вскоре уже кто-то выкупит и завершит этот долгострой.


Сразу за Ангреном вид открывается совершенно космический. Гигантский Ангренский угольный бассейн . Разноцветные яркие склоны, многочисленными концентрическими ярусами на десятки километров вокруг, кольцо снежных гор за ними:


Вблизи разрез шевелится, как улей. Движутся поезда, странного вида техника.


Поезд движется прямо по контуру разреза, и из его окна, гигантское пространство кажется игрушечным, словно детская железная дорога:


В этой части, по краю угольного бассейна, поезд движется медленно. Не менее 15-20 минут. И на мгновение, представляется, что это ты совершаешь специальную экскурсию в каком-нибудь Ангрен-лэнде, а не просто едешь на поезде в Маргилан.


Несколько километров после разреза поезд движется ниже уровня поселков:


Иногда возвышающиеся срезы земли внезапно заканчиваются, и поезд оказывается в ущелье с горным стоком:


И вновь земляные склоны поднимаются ввысь.
Хорошая иллюстрация к задаче по школьному курсу физики термодинамики. Склон парит в тех местах, где нет снега:


Отправляясь в путешествие мы взяли билеты на поезд туда-обратно. Однако обратный отменили. На днях в СМИ прошла информация о сошедшем оползне. Технические службы до сих пор периодически чистят пути. На этом участке трассы работает техника. В целях безопасности, по мере необходимости, вносят изменения в расписание. Горы - штука суровая. Им не будешь махать купленными билетами.


Оползень обычно выглядит так - часть горы просто отрывается и бесформенной массой сползает вниз, подминая и замешивая все на своем пути. Оползни в наших горах - вещь привычная, сезонная. От того не менее страшная.


Мой папа был топографом. Помнится, из детства, ему часто доводилось выполнять работы по предупреждению оползней. Они снимали топографический профиль со склонов, подозрительных на предмет подвижек. Изменение в профиле показывало, есть ли риск оползня, и если он есть, то куда двинутся оползневые массы.
Так что боремся. Сколько живем здесь, столько и боремся. То они нас, то мы их. Именно поэтому на всех наших телефонах неотключаемые смс-ки: "МЧС Узбекистана предупреждает..."


По мере приближения к Камчикскому перевалу, горы меняют свой облик. Резкие, скалистые. Они нависают по обе стороны и закрывают полнеба.


Железнодорожная трасса идет то вровень с автомобильной, то под ней, то над ней. В определенный момент они кардинально расходятся, и поезд уходит далеко влево, в самые горы. К другому ущелью.


Теперь на Камчике три трассы: новейшая железнодорожная, современная автомобильная и старая двухполосная трасса, идущая высоко по горе, на месте древней караванной тропы. В прошлом году довелось проехать по самой верхней, старой. Туда направляли машины, когда велось строительство железной дороги в районе туннеля. Ехала зажмурившись, чтобы не смотреть в пропасть в метре от дверцы машины. Потом еще долго коленки тряслись и билась мысль "Больши никогда в Долину, ни ногой..."
Теперь не то что давеча. Едешь полулежа в кресле, попивая кофе и созерцая скалы.


А потом мы въехали в туннель...
И стихли все звуки. И только приглушенный стук колес и покачивание. По этой потусторонней тишине понимаешь, что вокруг горная толща, и оттого никаких звуков нет. Ничто не отражает звуковую волну. Только поглощает.
Судя по стуку колес, поезд мчался на большой скорости, а туннель все не кончался. Не выдержав, я воскликнула:
- Боже, сколько же километров этот туннель?!
- Более 19-ти, - отозвалась женщина с кресла впереди
И не было слов. Потому что это уникальное сооружение проходит внутри горы, в каменной толще, на глубине 1 200 метров. При этом вход в него расположен на высоте почти 1 500 метров.
Фотографировать в процессе прохождения туннеля нельзя. Проводники минут за пять до въезда в туннель напоминают о необходимости опустить шторки на окнах. Оно и понятно, объект стратегический. Поэтому мы опускаем фотоаппараты и долгое время слушаем тишину и едва доносящийся стук колес.
Второй портал туннеля пройден, и в вагон врывается ослепительное солнце высокогорья. Далее происходит невероятное. Поезд движется почти по гребню горной гряды. Извиваясь, повторяет ее контур:


Пейзажи за окном - просто Рерих какой-то. На уровне окна - разноцветные вершины гор.


Высота потрясающая.



С продвижением вперед, по гребню открывается вид на поселок, места дивной красоты. Я в дороге все гадала, что это за населенный пункт. Только дома поняла, что это легендарный Чодак. Место, в которое я собираюсь уже много лет, и каждую поездку в Долину, отказываюсь от замысла, понимая, насколько сложен путь туда:



Мы продолжаем движение по вершине горы. Внизу виден горно-металлургический комбинат, о существовании которого мы и не подозревали, из года в год проезжая в Долину по другую сторону хребта.


И здесь видны коттеджи-новостройки, которые моя младшая как-то раз метко назвала "копи-паст-копи-паст"


Периодически склон горы под полотном мешает рассматривать поселок в ущелье. Но затейливый длинный складчатый гребень со строем деревьев по нему хорош.


Одна мысль - где ж эти деревья воду берут?


Поезд все ниже и ниже. Мы спускаемся с гор, приближаясь к Долине со стороны ущелья, в котором дремлет благословленный Чодак.


Мы приехали за несколько часов из зимы в лето. Впереди у нас Маргилан, Риштан, Фергана. Необыкновенные встречи, удивительные события. Но об этом я еще расскажу.
А пока мой поклон и слова благодарности техническим службам трассы Ташкент- Андижан. Пусть Камчик будет добр к ней.



Об условиях, сервисах и нюансах дороги, плюс советы:

1. Так как трасса сложна и зависима с осени по весну от природных катаклизмов, то нужно быть готовым к изменениям в расписании. Тут с Камчиком не поспоришь. Значит нужно иметь в телефоне пару номеров долинских таксистов, которые могут перехватить вас в случае длительной задержки или переносе времени отправления поезда. Возврат билетов в кассе без проблем.

2. В связи с теми же погодными и природными страстями, на отдельных участках поезд движется очень медленно. Следовательно прибывает в пункт назначения на пару часов позже. Я этого даже не заметила, столь комфортным и интересным был путь. Все 6 часов вместо четырех. Но если фактор времени прибытия важен, то учитывайте настроение Камчика.

3. В поезде вагоны четырех категорий по сервису, соответствено, разнятся и цены. Наш бизнес-класс стоил 88 тыс.сумов В эту стоимость входил отапливаемый вагон с комфортными сиденьями и большим расстояниями между рядами. Достаточно вкусный обед, состоящий из большой куриной котлеты с рисовым гарниром и симпатичной маленькой лепешечки с горячим чаем. Помимо этого были предложены вода и кофе. Чай с лимоном - за дополнительную плату. Телевизоры с программой музыкальных клипов от отечественных артистов.

4. Вагоны не новые, но в очень приличном состоянии. Работающие туалеты, отзывчивый персонал. Курить нельзя. Стоянки не скоро да и короткие.

5. Остановки в точках назначения очень короткие, около трех минут. Следовательно стоит попросить соседей или проводников, подсказать вам, когда будет Пап, Коканд или Маргилан если вы выходите не в Андижане.

6. Кресла расположены как лицом по ходу движения, так и спиной. Если имеете проблемы с движением спиной вперед, то учитывайте это при покупке билетов.

7. И да, все самое интересное первую половину пути - по правую сторону, во вторую половину пути - по левую сторону по ходу движения поезда.

https://iqmena.livejournal.com/446512.html


Метки:  

Через Камчикский перевал новым поездом Ташкент-Андижан

Суббота, 25 Марта 2017 г. 12:46 + в цитатник
Когда ТРК Next предложил нам съездить на репортаж в Ферганскую долину, мнение было единым и твердым: "Только новым поездом". Очень уж хотелось посмотреть как там, в поезде "Ташкент-Андижан", о котором так много говорят. Не испугало даже недавнее сообщение о сошедшем оползне на Камчикском перевале, из-за чего было приостановлено железнодорожное сообщение с Долиной. Этот оползень нам в нашем путешествии еще аукнулся. Но об этом позже. Пока о самой дороге.
Классно! Потрясающе! Фантастически! Невероятные пейзажи. Не смотря на то, что накануне мне не довелось поспать последние 24 часа, я не сомкнула глаз ни на минуту, в страхе пропустить еще что-нибудь интересное за окном.


О нюансах, проблемах и багах нового маршрута я кратко расскажу в конце, потому что они не столь важны, в сравнении с пейзажами за окном. Да и сравнивать невозможно комфорт передвижения в поезде с пятичасовым сидением в машине в форме буквы "зю", с окаменевшеми коленками, и редким шансом раз в пару часов выйти из машины и разогнуться. И потом дорога то идет не по равнине, трасса через Камчик - это дерзкий горный серпантин, ны высоте более 1000 м. Трасса не для слабонервных.


Начало ж/д трассы от Ташкента до Ангрена достаточно однообразно. Поселки, небольшие города, поля, пастбища и предгорье Кураминского хребта за ними. Однако проезжая по долине Ахангарана, приметила немало остатков древних городищ, о которых не знала ничего конкретного, но слышала ранее. Размеры их были грандиозны, а потому, уже по возвращении домой принялась за поиски в заумных трудах по археологии, сравнивая их с изображениями на Гугль-Пленет. Как я поняла, большое городище, которое меня столь поразило, находится в районе городка Курган. Собственно и название говорит само за себя. Сразу созрела мысль поговорить с главным нашим организатором мистических путешествий Рустамом Хусановым о возможности совершить путешествие по Ахангаранской долине с кем-нибудь из наших знаменитых археологов.


Ангрен. Дома-призраки. Город начал оживать последние годы. Вполне возможно, вскоре уже кто-то выкупит и завершит этот долгострой.


Сразу за Ангреном вид открывается совершенно космический. Гигантский Ангренский угольный бассейн . Разноцветные яркие склоны, многочисленными концентрическими ярусами на десятки километров вокруг, кольцо снежных гор за ними:


Вблизи разрез шевелится, как улей. Движутся поезда, странного вида техника.


Поезд движется прямо по контуру разреза, и из его окна, гигантское пространство кажется игрушечным, словно детская железная дорога:


В этой части, по краю угольного бассейна, поезд движется медленно. Не менее 15-20 минут. И на мгновение, представляется, что это ты совершаешь специальную экскурсию в каком-нибудь Ангрен-лэнде, а не просто едешь на поезде в Маргилан.


Несколько километров после разреза поезд движется ниже уровня поселков:


Иногда возвышающиеся срезы земли внезапно заканчиваются, и поезд оказывается в ущелье с горным стоком:


И вновь земляные склоны поднимаются ввысь.
Хорошая иллюстрация к задаче по школьному курсу физики термодинамики. Склон парит в тех местах, где нет снега:


Отправляясь в путешествие мы взяли билеты на поезд туда-обратно. Однако обратный отменили. На днях в СМИ прошла информация о сошедшем оползне. Технические службы до сих пор периодически чистят пути. На этом участке трассы работает техника. В целях безопасности, по мере необходимости, вносят изменения в расписание. Горы - штука суровая. Им не будешь махать купленными билетами.


Оползень обычно выглядит так - часть горы просто отрывается и бесформенной массой сползает вниз, подминая и замешивая все на своем пути. Оползни в наших горах - вещь привычная, сезонная. От того не менее страшная.


Мой папа был топографом. Помнится, из детства, ему часто доводилось выполнять работы по предупреждению оползней. Они снимали топографический профиль со склонов, подозрительных на предмет подвижек. Изменение в профиле показывало, есть ли риск оползня, и если он есть, то куда двинутся оползневые массы.
Так что боремся. Сколько живем здесь, столько и боремся. То они нас, то мы их. Именно поэтому на всех наших телефонах неотключаемые смс-ки: "МЧС Узбекистана предупреждает..."


По мере приближения к Камчикскому перевалу, горы меняют свой облик. Резкие, скалистые. Они нависают по обе стороны и закрывают полнеба.


Железнодорожная трасса идет то вровень с автомобильной, то под ней, то над ней. В определенный момент они кардинально расходятся, и поезд уходит далеко влево, в самые горы. К другому ущелью.


Теперь на Камчике три трассы: новейшая железнодорожная, современная автомобильная и старая двухполосная трасса, идущая высоко по горе, на месте древней караванной тропы. В прошлом году довелось проехать по самой верхней, старой. Туда направляли машины, когда велось строительство железной дороги в районе туннеля. Ехала зажмурившись, чтобы не смотреть в пропасть в метре от дверцы машины. Потом еще долго коленки тряслись и билась мысль "Больши никогда в Долину, ни ногой..."
Теперь не то что давеча. Едешь полулежа в кресле, попивая кофе и созерцая скалы.


А потом мы въехали в туннель...
И стихли все звуки. И только приглушенный стук колес и покачивание. По этой потусторонней тишине понимаешь, что вокруг горная толща, и оттого никаких звуков нет. Ничто не отражает звуковую волну. Только поглощает.
Судя по стуку колес, поезд мчался на большой скорости, а туннель все не кончался. Не выдержав, я воскликнула:
- Боже, сколько же километров этот туннель?!
- Более 19-ти, - отозвалась женщина с кресла впереди
И не было слов. Потому что это уникальное сооружение проходит внутри горы, в каменной толще, на глубине 1 200 метров. При этом вход в него расположен на высоте почти 1 500 метров.
Фотографировать в процессе прохождения туннеля нельзя. Проводники минут за пять до въезда в туннель напоминают о необходимости опустить шторки на окнах. Оно и понятно, объект стратегический. Поэтому мы опускаем фотоаппараты и долгое время слушаем тишину и едва доносящийся стук колес.
Второй портал туннеля пройден, и в вагон врывается ослепительное солнце высокогорья. Далее происходит невероятное. Поезд движется почти по гребню горной гряды. Извиваясь, повторяет ее контур:


Пейзажи за окном - просто Рерих какой-то. На уровне окна - разноцветные вершины гор.


Высота потрясающая.



С продвижением вперед, по гребню открывается вид на поселок, места дивной красоты. Я в дороге все гадала, что это за населенный пункт. Только дома поняла, что это легендарный Чодак. Место, в которое я собираюсь уже много лет, и каждую поездку в Долину, отказываюсь от замысла, понимая, насколько сложен путь туда:



Мы продолжаем движение по вершине горы. Внизу виден горно-металлургический комбинат, о существовании которого мы и не подозревали, из года в год проезжая в Долину по другую сторону хребта.


И здесь видны коттеджи-новостройки, которые моя младшая как-то раз метко назвала "копи-паст-копи-паст"


Периодически склон горы под полотном мешает рассматривать поселок в ущелье. Но затейливый длинный складчатый гребень со строем деревьев по нему хорош.


Одна мысль - где ж эти деревья воду берут?


Поезд все ниже и ниже. Мы спускаемся с гор, приближаясь к Долине со стороны ущелья, в котором дремлет благословленный Чодак.


Мы приехали за несколько часов из зимы в лето. Впереди у нас Маргилан, Риштан, Фергана. Необыкновенные встречи, удивительные события. Но об этом я еще расскажу.
А пока мой поклон и слова благодарности техническим службам трассы Ташкент- Андижан. Пусть Камчик будет добр к ней.



Об условиях, сервисах и нюансах дороги, плюс советы:

1. Так как трасса сложна и зависима с осени по весну от природных катаклизмов, то нужно быть готовым к изменениям в расписании. Тут с Камчиком не поспоришь. Значит нужно иметь в телефоне пару номеров долинских таксистов, которые могут перехватить вас в случае длительной задержки или переносе времени отправления поезда. Возврат билетов в кассе без проблем.

2. В связи с теми же погодными и природными страстями, на отдельных участках поезд движется очень медленно. Следовательно прибывает в пункт назначения на пару часов позже. Я этого даже не заметила, столь комфортным и интересным был путь. Все 6 часов вместо четырех. Но если фактор времени прибытия важен, то учитывайте настроение Камчика.

3. В поезде вагоны четырех категорий по сервису, соответствено, разнятся и цены. Наш бизнес-класс стоил 88 тыс.сумов В эту стоимость входил отапливаемый вагон с комфортными сиденьями и большим расстояниями между рядами. Достаточно вкусный обед, состоящий из большой куриной котлеты с рисовым гарниром и симпатичной маленькой лепешечки с горячим чаем. Помимо этого были предложены вода и кофе. Чай с лимоном - за дополнительную плату. Телевизоры с программой музыкальных клипов от отечественных артистов.

4. Вагоны не новые, но в очень приличном состоянии. Работающие туалеты, отзывчивый персонал. Курить нельзя. Стоянки не скоро да и короткие.

5. Остановки в точках назначения очень короткие, около трех минут. Следовательно стоит попросить соседей или проводников, подсказать вам, когда будет Пап, Коканд или Маргилан если вы выходите не в Андижане.

6. Кресла расположены как лицом по ходу движения, так и спиной. Если имеете проблемы с движением спиной вперед, то учитывайте это при покупке билетов.

7. И да, все самое интересное первую половину пути - по правую сторону, во вторую половину пути - по левую сторону по ходу движения поезда.

http://iqmena.livejournal.com/446512.html


Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Риштанский базар. Лепешки, барашки и мясные деликатесы

Четверг, 23 Марта 2017 г. 06:56 + в цитатник
Город Риштан на самом краю Ферганской долины. Граница с Киргизией, 279 км от Ташкента и 42 км от Ферганы. Город знаменит своими гончарными мастерскими. Знаменитые мастера: Шарофитдин Юсупов, Алишер Назиров, Рустам Усманов, Бахтиер Назиров, Исмаил Камилов - лишь начало списка. В моем перечне причин, по которым стоит поехать в Риштан, 12 пунктов. Риштанский центральный рынок - один из них.

Риштанские лепешки.

Мы ехали в Риштан с единственной целью. Мы ехали к уникальной семье палванов(богатырей), народному уличному цирку, до сих пор кочующему по городам и поселкам Узбекистана. ТРК Некст, отправляя нас в путешествие к палванам, напутствовал: по дороге смотрите внимательно, покажите все лучшее. Показываю: Лучшие риштанские патыры. Румяные, большие и ароматные. Таких больше нигде нет. Только в Риштане.

Риштанский патыр и мат.анализ.

Большие патыры с узкими бортиками или совсем без них. Ташкентские их часто называют камчикский патыр, от того что покупают на базарчике по дороге на Камчикский перевал.
В долине их называют кокандскими. Однако есть и разновидности, имеющие характерную форму и дизайн. Риштанские тонкие патыры - из них.
Не знаю как вы, я в лепешке люблю серединку. Эти лепешки как раз по мне. Одна сплошная серединка, изящно наколотая чакичом в виде многочисленных концентрических окружностей.
Глядя на риштанские патыры, я понимаю, почему лепешки вкуснее, чем буханки хлеба. Самое вкусное в хлебе что? Корочка. Это каждый с детства знает.
Так вот простейшая задача нахождения минимальной площади поверхности фигур при равных объемах, говорит нам, что чем более плоская форма у лепешки, тем ее площадь поверхности больше.
А площадь поверхности лепешки это что?
Правильно. Корочка.
Вот и выходит, что лепешка вкуснее.
Так говорит матанализ.

Телефон на лепешке

Лепешечный маркетинг - веяние времени. Теперь каждый уважающий себя лепешечник имеет чакич (штамп) с номером свокго телефона. Если вам понравилась лепешка, то мастера всегд можно найти. Еще лет 7-8 назад мы этому удивлялись. Теперь привыкли.
Хотя есть лепешки традиционной формы и декора, на которых лепешчники фирменные штампы не ставят. К примеру вот этот плоский патыр, сплошь покрытый спиралями:

Риштанская гижда. Оценка по Маргилану.

Гижда - это небольшие сдобные лепешки с очень пышными бортиками и маленькой серединкой.
От Риштана до Маргилана 43 км. Это я к оценке вкуса гижды расстояние привожу. В Долине очень вкусная гижда практически повсеместно. Однако по моим наблюдениям, чем ближе к Маргилану, тем эти лепешки вкуснее.
В Маргилане гижда самая "сумасойтикакаявкусная".


Риштанский Барашек

Это был просто восхитительный барашек. Картинка. Иллюстрация к книге о баранине, в раздел баранина Ферганской долины.
Долинские барашки жайдара некрупные, изящные. Вскормлены на естественных пастбищах. Их там, как в Ташкенте, год в стойле нет смысла держать. Гуляют по полям и склонам, разнотравье подсушенное жуют.
От того долинские барашки мясом нежны. Просто сахарные.
Этого барашка в мясной лавке отдавали по 27 тыс. сумов за килограмм. Дорого. Как в Ташкенте. Но тут, либо продавцы ташкентских в нас признали, либо задали стартовую точку торга.
Тушка навскидку килограмм 16. Ее покрывает тонкий слой сухого белоснежного жирка толщиною с полсантиметра в среднем. Белоснежный жир говорит о том, что барашек молод. С возрастом жир желтеет. О том же говорили белые слегка прозрачные и упругие хрящи на ножках. В районе качалки они очень хорошо просматриваются.
Мяском барашка бежевый, светлый. Судя по небольшим скоплениям жира на бедрах и тонюсеньким прослойкам в реберной части, барашек ближе к постному, чем к жирному. Жира ровно столько, сколько надо для сочного ломтика мяса.
Это была роскошная баранина. Такую даже в плов жалко.
Если только без понтов, обжарить без усердия в казане с лучком. И со специями не играть, чтобы собственный вкус открыть.
Подавать ломтик такой баранины нужно так. Чтобы тарелка была очень большая. И рядом три ядрышка фисташки, выращенной на южном склоне Кураминского хребта.
Чтобы подчеркнуть, что её, этой баранины, на Земле мало. И этого мало, достаточно, чтобы поехать за ней за тридевять земель, на самый край Ферганской долины, в Риштан.
Мясные лавки в Риштане чистые, аккуратные, современные. Выбирать мясо - одно удовольствие
Говядина, к слову, 20 тыс.сумов за кг. Дешевле, чем в Ташкенте.

Мясные деликатесы из баранины по-риштански.

В Риштане знают толк в приготовлении блюд из мяса и субпродуктов, а также их комбинации.
Это закономерно. Раз самое популярное мясо - местная баранина, то ножки, головы, селезенку, потрошки куда то должно девать. Вот и наловчились в Риштане готовить потрясающе вкусные вещи из всего этого.
Баран - уникальное животное. У него съедобно все, кроме шерсти и костей. Все идет в ход. Из одного барашки можно единовременно приготовить сотню первых, вторых блюд и закусок. Что собственно и демонстрируют риштанские умельцы: холодцы, прессованное мясо, колбаски, отварные хрящики и десятки видов рулетов.

Риштанские деликатесы из баранины

Их много на базаре. Они невероятно вкусны. К примеру вот такой рулет, из вываренного мяса с голеней, туго скатанного и завернутого в зачищенную кожу с ровным слоем вкусного жирка под ней. По граням мясных кусков на срезе видны желированные прожилки:

Вот соверешенно вкуснейший, упругий рулет "картÁ" из требухи:


А вот проваренные до мягкого хруста бараньи хрящики на косточке(качалка). Знатная забава для знающих толк в "похрустеть":


Холодец из баранины. Гольное мясо. Та самая степень упругости, что если уронить на пол кусок такого холодца, то он с легкостью доскачет до китайской границы.

Домашние колбаски из субпродуктов с рисом в натуральной оболочке. Очень правильная вещь.

Пресс гушт по-риштански

Этот деликатес называется пресс-гушт. Такой сейчас в Ташкенте сыскать сложно. А в Риштане, на базаре - в любое время дня. Это нечто близкое к зельцу или сальтиссону в европейском понимании. Только из баранины. Свиней, как вы сам понимаете , в Риштане не едят. Их нет там.
Спресованные в крепком желе кусочки головного мяса, обычного мяса и субпродуктов на срезе дают замечательную картину. Тонкий ломтик этого прессованного мяса, да на кусочке горячей лепешки - это просто праздник какой-то:

А вот этот пресс-гушт особый. Не только тем, как затейливо красив он на срезе. Здесь кусочки мяса перед закладкой под пресс, проложены слоями картà(требухи и кишечной оболочки). Они дают не только рисунок, но и чудесный вкус.


Вобщем, в ряду мясных деликатесов на Риштанском базаре можно подобрать компоненты для большого мясного ассорти. А можно купить понемногу каждого вида рулета или мяса, и попросить продавца порезать ломтями - с собой в дорогу взять. Пару лепешек не забыть. На одну ломти мяса сложить, другою прикрыть. Так и везти.

Что еще стоит купить в Риштане на базаре?

Риштанский рис для плова, конечно. Есть там риштанский желтый лазер, есть рис круглозерный, есть светлая девзира чунгара. Очень хороши курага, фисташки и миндаль
Еще связки перца и гирлянды сушеных яблок. Очень эффектный декор для городской кухни. И от сглазу помогает.
И шайтана прогоняет. Яблоки в компот или так, отрывать и жевать.

Я очень верю, что придет время, и Риштан станет одним из самых значимых пунктов на туристических картах Узбекистана. Тогда все его 12 чудес станут знамениты. И зимой, в Риштанских домах будет свет и газ. А не как сейчас. Наш Риштан - бесценное наследие и великий дар. Его нужно беречь, лелеять и развивать, бережно сохранив все уникальное, что в нем есть.
Если когда-нибудь, мне доведется провести в Риштане не 3 часа, а три недели, с диктофоном и переносной фотостудией, то непременно напишу три книги 1) Риштанская керамика; 2) Кулинарная книга Риштана; 3) Риштан: 12 чудес
Если не переведутся на нашей земле такие меценаты, как руководство Некста, которое инициировало это поездку с большим циклом репортажей, то будут и книги, и туристический центр, и газ со светом.


https://iqmena.livejournal.com/446377.html


Метки:  

Шахрисабз: В гостях у Юлдуз-опа

Пятница, 12 Августа 2016 г. 11:50 + в цитатник
Шахрисабз. Огромная площадь перед Ок Сарой. Я иду вдоль магазинов народных ремесленников в поисках Юлдуз-опа. Мастерицы сказали, что ее магазин где-то в конце ряда. Я заглядываю в каждый.
Один из магазинов коренным образом отличается от всех предыдущих. И ассортиментом, и обстановкой. "Какой интересный магазин" - думаю я, и направляюсь сделать несколько снимков. А в магазине долгожданная Юлдуз-опа.
Ну конечно же. Чей еще может быть такой креативный магазин! Только Юлдуз-опа, с ее умением придумать то что никто до нее не делал.
После традиционных объятий, тройных поцелуев и расспросов о здоровье, о семье, о делах, я представляю Юлдуз-опа своих спутниц. К этому времени мы были порядком измучены долгими переходами под знойным солнцем Шахрисабза. Магазин Юлдуз-опа был как оазис в пустыне для утомленного путника. Здесь продумано все: небольшая чайная зона со столиками и даже традиционным топчаном, травяные оздоравливающе чаи, огромное, во всю стену зеркало, перед которым можно примерять вышитые вещи всем сразу, стойки с одеждой и обувью ручной работы, даже туалетная комната.
Потому что это Юлдуз-опа. Талантливый мастер, думающий предприниматель и просто душевный человек.
- Как дела, как продажи? - спрашиваю я ее.
- Не очень. - признается она, - Туристов очень мало. Третий месяц без продаж.
Я обвожу взглядом вышитую роскошь на стеллажах и стендах, и думаю, как все не правильно.
Туристы в Ташкенте, Бухаре и Самарканде покупают втридорога китчевый ширпотреб. А тут все уникальное, эксклюзивное, аутентично национальное. Да по таким непристойно низким ценам. А покупателя нет.
Пока Юлдуз-опа показывала мне новые модели, на пороге магазина появилась одна из моих спутниц. Дама бойкая, шумная и энергичная.
- Я вам французов привела, - сказала она. До этого между нами был разговор о том, что Юлдуз-опа свободно говорит по-французски. Так вот, заметив, что группа туристов говорит явно на том языке, что нам надо, наша бойкая подруга, буквально отловила французов, и завела в магазин. Может французские гости и сопротивлялись, но от нашей Рашиды просто так не уйдешь.
Что тут началось! Наши гости спрашивали без устали, дорвавшись до шахрисабзских вышитых красот. Они примеряли все. От обуви, до жилетов, кепок и сумок. А Юлдуз-опа рассказывала и рассказывала им по-французски об особенностях местных народных ремесел.
Видя, что Юлдуз-опа не до нас, мы тихо порадовались, что наконец пришли долгожданные покупатели, и торговля началась. Мы спешили. Потому выскользнули из магазина и продолжили путь. Юлдуз-опа потом долго названивала мне, сетуя, что не смогла пообщаться дольше и толком попрощаться.
- Что вы, Юлдуз-опа! Для меня нет большей радости, чем видеть, что ваши прекрасные работы продаются. Мы же с вами встретимся в это воскресенье на выставке в Ташкенте.
- Да, обязательно, - говорит мастерица.
- Юлдуз-опа, знаете, что хочу попросить. Вы в Ташкент на выставку возьмите тот синий вышитый галстук. И сумку для ноутбука с золотистыми бодомами. И тонкий чапан полосатый. И сумочки для планшета, которые черно-красным вышиты. И еще вон ту пухлую сумочку, которую я показывала. И штук пять кепок-тюбетеек мне отложите. И большую сумку с синим босма на темном фоне.
- Хоп, - на все отвечала Юлдуз-опа
- И еще туфли-балетки расшитые в темных тонах. Да, еще оба рюкзака, что мы примеряли. И рюкзак-трансформер и темно-фиолетовый. Я их под ноутбук хочу.
Вот как-то так расстались. Списком желанных вышитых вещиц. Вещиц уникальных, ручной работы, которые на днях прибудут в Ташкент.
Ээх, еще бы шерстяной тканый узбекский палас… Я его видела, он там по центру лежал.
И вышитые шахрисабзские наволочки, и желтый, расшитый черным зардивор, и ковровые коврики на кресла. Столько всего хочется.
Так что, когда будете в Шахрисабзе, то найдите магазин Юлдуз-опа. Только времени побольше выделите. Чтобы и посмотреть все успеть, и примерить, и чаю с горными травами попить.

https://iqmena.livejournal.com/446074.html


Метки:  

Шахрисабз: Вышитые бочонки, расписные чапаны и волшебные тюбетейки

Четверг, 11 Августа 2016 г. 21:21 + в цитатник
Дорога в Шахрисабз. Приехать в этот удивительный город, и не встретиться с вышивальщицами, которых знаю много лет по ташкентским выставкам, было просто не мыслимо. График мероприятий был плотным. Спутники выразили сомнение, что мы успеем пообщаться с местными хунармандами. Но я стояла насмерть. Деваться было некуда, и спутники мои сдались.
Я позвонила известной вышивальщице Сожиде Муминовой.
- Вы в Шахрисабзе! - воскликнула она, - а мы сейчас не в мастерской. Вы только скажите, когда вы будете на Ок Сарае. Дочь Ситора вас встретит.
Несколько раз они перезванивали мне, боясь, что не успеют подъехать, в те короткие пару часов, что отведены были мне на хунармандов.
И вот, наконец, знаменитый Ок Сарой. Здесь все перестроили и перекроили с того момента, как я была здесь в поледний раз. Незыблемы только величественные руины дворца и памятник Амиру Тимуру. Я не знаю, где теперь ряды мастеров. Ранним утром площадь пуста и спросить совершенно не у кого.
Шестым чувством я понимаю, куда мне идти.
Если вы встанете за фонтаном, лицом к Амиру Тимуру, то вдалеке, прямо по правую руку увидите современное двухэтажное строение. Это и есть ряды магазинов народных ремесленников. По-нашему - ханармандов. Туда я и направилась.
Я проходила магазин за магазином, в поисках Ситоры. Я знала, что она приедет специально ради меня, и потому старалась нигде не задерживаться. Но перед замечательными сумочками-бочонками вышитыми шахрисабзским ироки, устоять не смогла. Они висели на открытой двери.
Я спросила в пространство:
- Чьи это сумочки и сколько они стоят?
И, о, чудо! Ситора Муминова. Шахрисябзская вышивальщица, дочь вышивальщицы Сожиды Муминовой. Это и был искомый магазин.
Мы обнялись, трижды расцеловались. Мы безумно были рады друг друга видеть не в суете огромной выставки, а здесь, под сенью древнего спящего Ок Сароя. Здесь я гостья, а Ситора хозяйка.
Бегло ощупав тончайшую тунику, расшитый тамбурным швом жилет и нежную бело-голубую тюбетейку, я прошла в совершенно новый, современный магазин, которому еще нет трех месяцев с момента открытия.
Работы вышивальщиц были размещены на стенах столь изящно, что более напоминали специально организованный антураж для фотосессии в восточном стиле.
Ряды блистательных сумок, каждый миллиметр которых покрыт дивной вышивой. Огромные черные сюзане, пестрые шахрисабсзкие тюбетейки.
А вот и целый ряд сумочек, которые сразу привлекли мое внимание. Я уже знала, что куплю одну из них. Но вот какую? Первая - со знаком бодом. Это оберег. Вторая с анорами - гранатами - это для женщин, которые еще не прочь родить пару-тройку красивых детишек. Третья - со знаком барана, кучкарак. Это знак, притягивающий богатство. Четвертая - так называемый шахрисабзский дракон, сложный узор-символ, притягивающий удачу. Далее опять анор - знак плодородия. Шестая сумочка украшена цветами. Символ неувядания женской красоты. И так далее.
Эти плотные сумочки в форме бочонка несказанно удобны для косметики. Не менее комфортно в них складывать всяческие зарядки и шнуры. У нас в офисе в такой сумочке хранятся печать и штамп. В общем не заменимая вещь.
Выбрав себе сумочку, я перешла к чапанам. Мастер Сожида Муминова шьет очень нежный и мягкие чапанчики-пиджаки из адраса, отделывая их по краям национальной тесьмой - джияк.
Приметила новую, надо сказать, неожиданную модель. Узбекская вышивка тамбурным швом поверх джинсовой ткани. На мой взгляд, очень удачно и стильно.
Знаменитые шахрисабзские тюбетейки, сплошь покрытые вышивкой. Эти тюбетейки унисекс. Их могут носить и мужчины и женщины. Мужские тюбетейки несколько сдержаннее в цветах. К слову в кишлаках вокруг Шахрисабза, я встретила немало мужчин в тюбетейках бирюзового цвета. Видать тренд этого года.
Более дешевые тюбетейки с тамбурной вышивкой. (Предыдущие были ироки). Черные бархатные тюбетейки с несколькими элеентами вышивки - самые недорогие.
Эти удивительные тюбетейки всем абсолютно идут. Вы, думаете зачем нужна тюбетейка? Чтобы с неба на вас было приятно смотреть. Если вы без тюбетейки, то вас оттуда никто и не заметит. Так что если "вдруг удача запропала", срочно за тюбетейкой. Надо, надо привлекать внимание к себе.
В магазине Ситоры было много вышитых чудес. Дивные сумки, косметички разных форм, чехлы под телефон, планшет или очки. Детские и взрослые жилеты, вышитые тапочки, фрагменты для декора одежды и еще десятки вышитых штук.
Мне было пора бежать.
- Вы с мамой приедете на выставку в это воскресенье?
- Да, - кивнула Ситора
- Тогда возьмите с собой вот это, это, это ... - начала я перечислять кое-что из вещиц, которые мне заказали посмотреть.
Ситора вышла меня проводить.
- Помаши мне, - попросила я Ситору, вскидывая фотоаппарат
- Я запомнила, где ваш магазин. Он в самой середине! - прокричала я ей уже издалека, - я скоро еще раз приеду!
- Мы будем ждать! - крикнула в ответ по-узбекски Ситора.
Мы шли вдоль длинного ряда магазинов.
- Какая приятная девочка. - сказала одна из моих спутниц.
- А какие у них красивые вещи... И так недорого. - поддержала другая.
- И что я не купила у нее ту роскошную шляпу-панаму из голубого адраса, - молвила третья.
Ничего. Еще не вечер. В воскресенье Ситора и Сожида едут к нам в гости. Мы еще встретимся и все-все купим. И шляпу, и сумки-бочонки, и чапанчики.
Хорманг. Не уставайте Сожида-опа. Не уставай, Ситора. У вас волшебные руки. Эти руки делают волшебные вещи. С вами мир добрее и краше. Хорманг...

https://iqmena.livejournal.com/445847.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_iqmena
Страницы: 9 8 7 [6] 5 4 ..
.. 1 Календарь