15-16 мая 2017 г. в гг. Ташкенте и Самарканде состоялся международный конгресс "Культурное наследие Узбекистана – путь к диалогу между народами и странами". Организаторы конгресса: Национальная Ассоциация электронных СМИ Узбекистана, совместно с Центром "Стратегия развития", телеканалом "Караван ТВ", издательским домом "Zamon Press Info" и информационным агентством "Uzbekistan Today" Телеканалы "Севимли ТВ" и "MY5". В числе национальных партнеров: Академия наук Республики Узбекистан, Академия художеств Республики Узбекистан. Международные партнеры: Представительство UNESCO в Узбекистане Представительство Фонда имени Конрада Аденауэра по Центральной Азии
От Эрмитажа до Британского музея
Ташкент. Май 2017 года. Международный конгресс. Присутствуют 370 зарубежных ученых и дипломатов. В их числе
знаменитые искусствоведы, специалисты по среднеазиатскому региону, руководители мировых музеев и хранители фондов научных центров. 80 дипломатических миссий. Участвуют ученые 40 стран. Почти пятая часть планеты собралась в ташкентском медиазале, замерев в ожидании.
Присутствуют ведущие специалисты отечественного искусствоведения, археологии и исторических наук. Зарубежные СМИ и вся отечественная пресса.
Что происходит?!
Отправляясь на конгресс, мало кто из нас, журналистов, осознавал масштабы происходящего. Это было событие, равных по значимости которому, для культуры нашей страны еще не было. Да и в мировой практике такого уникального возвращения национального наследия никто до нас не совершал. В эти два дня мы имели честь наблюдать, как к нам возвращается часть нашей истории, часть прошлого, часть великого наследия.
Волею судеб и в перипетиях исторических катаклизмов случилось так, что огромное количество произведений культуры и искусства, исторических артефактов и древних рукописей оказалось за пределами нашей страны. До сегодняшнего момента к большей части этих "узбекских коллекций" мы не имели доступа. По разным причинам. Никак не зависящим от нас.
И прежде всего о людях, сотворивших чудо
Словами благодарности обычно завершают статью. Но потрясение от увиденного и услышанного столь велико, что мне хочется с них начать. Начать с низкого поклона всем сотрудникам проекта "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира", авторам, исследователям, организаторам и спонсорам. Прежде всего, руководителям проекта: светилу мировой и отечественной археологии, академику Эдварду Васильевичу Ртвеладзе и заслуженному журналисту Узбекистана, Фирдавсу Фаридуновичу Абдухаликову. Благодарность за огромный труд и великое служение своей стране. Нашей стране.
Низкий поклон сотрудникам зарубежных музеев, которые многие десятилетия бережно хранили, реставрировали и заботились об артефактах нашей истории и культуры. Благодаря им мы сегодня имеем возможность видеть все это.
Культурное наследие Узбекистана в зарубежье. Это никому не нужно так, как нам
Сколько предметов, составляющих культурное и историческое достояние Узбекистана, разошлось по свету за века, и представить трудно. Мы до сих пор не знаем, каков масштаб этой сокровищницы за пределами страны. Сколько археологических артефактов, рукописей, картин, предметов декоративно-прикладного искусства, оружия, ювелирных украшений и прочего, хранится в музеях мира, научно-исследовательских центрах и частных коллекциях?
А ведь, хотелось бы знать.
Во-первых знать и видеть. Потому что для нас это важно.
Во-вторых, многое из этого великого наследия хранится в запасниках и не выставляется
В-третьих, зачастую, артефактами новые их хозяева просто владеют. Не изучают. Не исследуют. Не пишут о них научных трудов и популярных статей.
Потому что это никому не нужно настолько, как это нужно нам. Увидеть. Показать. Исследовать.
Двери в сокровищницы
Время не имеет обратного хода. Лишь памяти дано вернуться. И, наверное, наступил тот час "Ч", когда мы ступим на дороги памяти, которые нам были ранее закрыты. Мы постучимся в двери сокровищниц. И они откроются. И разные люди, живущие в разных странах, говорящие на разных языках, откроют свои ларцы, в которых хранятся артефакты Нашего прошлого.
Культурное наследие штука такая, для того чтобы его иметь, им не нужно обладать. Его надо знать, ценить и помнить.
Сегодня нам открылись первые двери. Со стуком откинулись крышки ларцов. И сердце замерло от значимости момента. И на свет, впервые за долгие годы, появляются один за другим… Сокровища.
Эрмитаж, Музей Востока, Третьяковка, Питерский этнографический, Кунсткамера, Исторический музей, Берлинская библиотека, Парижский центр научных исследований, Галерея Никель в Калгари, Музей Казанского университета, Институт восточных рукописей РАН, Центр Исламских исследований в Вашингтоне, Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, Санкт-Петербургский Музей истории религии, Российская национальная библиотека, Босфорский Университет, Национальный Музей Индии, Музей Линдена в Штутгарте, Институт археологии РАН, Британский музей…
А еще частные коллекционеры…
Каждое хранилище культурных и исторических ценностей, имеющих отношение к Узбекистану, заслуживает отдельной главы, книги, фильма и большой выставки.
Для того хранители этих ценностей и собрались в Ташкенте. Чтобы увидеть первые результаты. Чтобы договориться о том, как это будет.
Спасибо за любовь, Ольга Георгиевна
На конгрессе руководители знаменитых музеев, хранители и главы тематических отделов рассказывали и показывали на экранах свои "узбекские" коллекции.
Ольга Георгиевна Гордеева. Руководитель отдела тканей Государственного Исторического музея в Москве. Она комментирует видеоролик потрясающе увлеченно . Как она описывает каждую деталь, узор и фактуру! Когда она дошла в своем рассказе о полном комплекте костюма бухарской невесты… Там был такой тончайший розовый шелк, расшитый нежными золотошвейными цветами. С какою любовью говорила она! Я бы сама говорила об этом именно так. Хотелось бежать к ней, обнимать, плакать, и в смятении бормотать: "Спасибо за любовь, Ольга Георгиевна"
Мы пришли с миром
Не так все просто и легко в изучении узбекского культурного наследия зарубежом, как это кажется сейчас, на конгрессе. Более чем год после начала проекта.
Ну, вот представьте, что приходят в знаменитый музей представители Узбекистана, и говорят:
- Здравствуйте, где тут у вас богатая коллекция предметов, составляющих наше культурное наследие, давайте –ка мы посмотрим, перепишем, сфотографируем…
Вот вы бы на месте музейщиков, что бы подумали? Ну вот. Многие так и думали. И ничего тут нет удивительного. Здесь главная задача авторов проекта была в том, чтобы убедить, что мы пришли с миром. Красиво и цивилизованно. И сколько усилий было для убеждения приложено, знают только они.
У многих музеев, архивов или научно-исследовательских центров есть обычные услуги, когда ученые и исследователи других стран могут заказать для себя доступ и время работы с отдельными единицами хранения.
Все, что нужно было нашим:
1. Найти
2. Отснять
3. Каталогизировать
4. Устранить неточности в сведениях, если они имели место
5. Изучить
6. Обработать в удобном визуальном формате
7. Показать и рассказать
Здесь хочется сделать земной поклон спонсору проекта. С рукой у сердца.
После того, как посмотрела и оценила результаты проделанного, "Дай Бог ему здоровья и процветания" - больше нечего сказать.
Виртуальный музей узбекской культуры
Потрясающе верно сказал зам.директора по науке Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Ефим Анатольевич Резван. Здесь ничего не добавить и не убавить. В четырех предложениях великая идея проекта:
"Это замечательный проект, так как за пределами Узбекистана хранится громадное количество истинных сокровищ, их давно пора обобщить в единый свод. Мне представляется, что этот проект – важный шаг к тому, чтобы провести основательную инвентаризацию всех артефактов, связанных с Узбекистаном, которые хранятся по всему миру, и прежде всего в России. Потому что как только мы беремся что-то специально изучать, тщательным образом исследовать или реставрировать, нам открывается новый удивительный мир. Я его рассматриваю как начало новой большой систематической работы, которая, с моей точки зрения, должна завершиться некоим ВИРТУАЛЬНЫМ МУЗЕЕМ УЗБЕКСКОЙ КУЛЬТУРЫ на нескольких языках, доступным в Сети любому человеку."
Первые пять залов этого виртуального музея уже готовы.
Первые пять залов виртуального музея.
Культурное наследие Узбекистана в зарубежье. Здесь у авторов проекта было два пути собирать виртуальные залы: по видам артефактов, или по цельным коллекциям. Задействовали оба. В каждом конкретном случае выбирая тот формат, который эффективнее.
В результате совместной работы нашей команды и специалистов российских музеев и библиотеки появились первые пять роскошных томов. Пять книг:
Том 1. Государственный музей Востока
Том 2. Российский этнографический музей
Том 3. Государственная Третьяковская галерея
Том 4. Вышивки и ковры Узбекистана в собраниях мира
Том 5. Российская национальная библиотека
На конгрессе каждая книга была представлена участникам руководителями и экспертами вышеназванных храмов культуры
Видео-рассказы от Шахнозы Ганиевой
Вот что радует в плане популяризации первых пяти коллекций Узбекского культурного наследия в зарубежных музеях. Шахноза Ганиева со своей съемочной группой сопровождала наших экспертов в их исследованиях. Они создали цикл фильмов о этих потрясающих коллекциях.
Шахноза Ганиева сказала, что мороз по коже пробирал, когда они попадали в сокровищницы, где хранятся "узбекские артефакты".
У каждой из этих книг сзади есть кармашек, в котором находится диск с этими фильмами. Авторы проекта говорят, что совсем скоро мы увидим их на ТВ Узбекистана.
Что сказал Пиотровский и о чем рассказал Лурье
Ну, что сказал Михаил Борисович Пиотровский, директор Эрмитажа? Сказал,чтобы сотрудники уже отправлялись в залы и запасники великолепного Эрмитажа, составляли каталог всех единиц хранения, имеющих отношение к Узбекистану. Так что вот-вот мы увидим невероятное.
Часть этой коллекции участникам конгресса продемонстрировал на слайдах Павел Борисович Лурье, заведующий сектором Средней Азии Эрмитажа. Серебряные хорезмские чаши с изображением богини о четырех руках были очень хороши.
Следующие пять книг и архитектор Лувра
Работа по исследованию артефактов узбекской культуры, истории и искусства в самом разгаре. Уже в готовятся к изданию следующие пять книг:
Том 6. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени Глинки
Том 7. Институт восточных рукописей
Том 8. Государственный Эрмитаж
Том 9. Государственный исторический музей
Том 10. Ковроделие Узбекистана – традиция, сохраненная в веках
Сколько всего будет книг? Пока никто не знает. Надеемся, что очень много. Потому что все новые и новые зарубежные музеи и научные центры подключаются к проекту. Ведутся переговоры, готовятся поездки, приступают к работе специалисты, открываются и исследуются запасники.
К вечеру второго дня, когда международный конгресс близился к завершению, среди наших журналистов полетело сообщение "Архитектор Лувра только что приехал…" Так что не только Британский музей. И Лувр с нами.
Что дальше?
Дальше у проекта "Международный конгресс по культурному наследию Узбекистана в зарубежье" долгий путь по континентам, странам, зарубежным музеям, архивам и коллекциям. Вот лишь часть этого пути:
- Этнографический музей Берлина
- Музей "Пергамон"
- Берлинская государственная библиотека
- Этнографический музей в Дрездене
- Музеи Грасси в Лейпциге
- Музей имени Линдена в Штудгарте
- Архив Герхарда Рихтера
- Музей пяти континентов в Мюнхене
- Музей азиатского искусства в Далеме
- Монгольский национальный исторический музей
- Национальный Музей Татарстана
- Музей истории Казанского университета
- Национальный музей Индии
- Напрстков музей в Праге
- Британский музей
- Музей Эшмола в Оксфорде
- Бодлеанская библиотека в Оксфорде
- Музей Виктории и Альберта в Лондоне
- Лувр
- Дворец Топкапы в Стамбуле
- Национальная библиотека Испании
И список далеко не завершен. О нескольких уникальных "узбекских" коллекциях, показанных на Международном конгрессе "Культурное наследие Узбекистана – путь к диалогу между народами и странами" в Ташкенте, будет мой следующий рассказ. А еще дальше расскажу, как мы вместе с участниками конгресса провели незабываемый день в Самарканде.
https://iqmena.livejournal.com/447312.html