Я хочу рассказать немного о личном опыте обретения финансовой независимости. Мне очень часто встречались в жизни женщины, которые при выборе профессии и места работы говорили "нет, это слишком сложно, это не для меня" или "это место работы не удастся совмещать с ролью жены и матери", или "мужчины умнее, они все равно не дадут мне продвигаться". Я очень хочу поддержать женщин, чтобы они были смелее и независимее в выборе профессии, не боялись обучаться "мужским" специальностям,
Не секрет, что сейчас на рынке труда царит профессиональная сегрегация по половому признаку, разница зарплат у женщин на треть меньше (где-то даже на половину). Стеклянный потолок мы одним прыжком конечно не пробьем, но очень важно бороться с профессиональной сегрегацией и пытаться вторгаться в "мужские" сферы деятельности. Мы не сможем одномоментно добиться обладания большими долями в бизнесе и руководящих постов , однако мы можем на данный момент пытаться достичь финансовой самостоятельности от мужчин, т.е. женщинам нужно выйти на некий уровень доходов, при котором они могли бы не просто выживать, а иметь достойный уровень жизни.
Как это сделать?
Это можно сделать за счет вовлечения большего количества женщин в "мужские" профессии. Да, вы будете все равно получать на треть или на половину меньше чем мужчины, но эта половина все равно будет по сумме больше, чем в типично женской сфере.
Что это даст?
Это даст существенное снижение уровня семейного насилия. Потому что главный принцип мужчин - "кто девушку ужинает, тот ее и танцует(бьет, терроризирует, насилует)". Экономическая независимость - это главная цель для женщин, так как может гарантировать их гражданскую свободу и соблюдение достоинства.
Немного расскажу о себе, так как я выбрала именно "мужскую" профессию. Надеюсь, это поможет многим женщинам сориентироваться и знать, какие подводные камни их могут ожидать, если они решили быть финансово независимыми и тоже выбрали "мужскую" профессию.
Вкратце обо мне: я не супермегабизнесвумен, я не езжу на пафосном внедорожнике, не отдыхаю 5 раз в году на Мальдивах и не покупаю себе каждый месяц новый гаджет. Это все мужские привилегии, многие мои коллеги мужского пола могут себе все это позволить.
Однако, когда я хожу в магазин, я не выбираю продукты подешевле. Передо мной не стоит неразрешимый вопрос, на что купить ребенку ботинки и из каких денег заплатить за садик и за квартиру. Я могу позволить себе платные медицинские услуги, сделать ремонт, купить мебель, купить машину для "среднего класса". Я никогда не беру потребительские кредиты и у меня есть накопления.
На эту финансовую независимость я впахиваю как сотона, но. Мой опыт пребывания в декрете был очень негативным. Когда у меня не было собственного заработка, деньги приходилось просить у мужа, и он мог отказать мне в покупки обуви, одежды, или в походе к платному врачу. Экономический террор со стороны мужа деморализует и лишает женщину собственного достоинства. И я могу сказать за себя, что лучше буду пахать сама и распоряжаться своими деньгами сама, чем клянчить деньги и получать отказ. В профессиональной жизни мне отчасти везло, отчасти я пробивала стену усидчивостью и трудолюбием, иногда приходилось распихивать соперников локтями. Не знаю, могу ли я давать советы, "как построить карьеру", ведь жизнь и исходные условия у всех разные, но может какие то общие выводы помогут женщинам рискнуть построить свою финансовую независимость. Итак.
Сначала я училась в музыкальном училище. К 4 курсу я осознала, что меня ждет место преподавателя в музыкальной школе с нищенской зарплатой. Я решила немного сменить амплуа, и поступить в ВУЗ на звукорежиссерский факультет, так как это смежная специальность, близкая к музыке, но уровень заработка по этой профессии в разы выше, чем в музыкальной школе.
Проблема состояла в том, что на бюджете было очень мало мест, а платное отделение стоило около 250 000 рэ за семестр. Мои родители сказали мне честно, что такое образование они не потянут, но дали 400$ на подготовительные курсы. И я решила рискнуть и пытаться прорваться на бюджет. Когда я поступала, меня завалили на специальности. Испытание было творческое, и степень объективности экзаменаторов была никакая, так как они пропихивали мальчиков, которые с ними занимались за деньги. Я конечно расстроилась, но решила все же сходить на экзамен по русскому и коллоквиум. И тут произошло невероятное: мальчики, которые "проплатили" себе специальность, завалили русский и коллоквиум. Я набрала за оба экзамена максимальный балл (10), и в результате по баллам прошла на бюджет. Так же за меня вступилась декан факультета, она надавила на остальных преподов, и сказала что неграмотных она брать не будет. Итак, что мы имеем:
1) Среди мужчин попадается много неграмотных. Они ведут себя очень пафосно, делают вид, что разбираются в "сложных вещах", но при этом не могут написать диктант без ошибок. Не бойтесь, вы можете легко обойти их, так как женщины более ответственны и усидчивы, вам может сыграть это на руку. Процент соотношения мальчиков и девочек среди учащихся на факультете звукорежиссуры был примерно 50 на 50, то есть их было поровну. Девушки часто брали первые места на всевозможных конкурсах. Однако, сейчас многие мои подруги с факультета зарабатывают существенно меньше чем ребята, соглашаются на низкооплачиваемые должности (например, на должность звукоинженера, а не звукорежиссера), или вообще ушли из специальности. Почему так происходит? Причины 2:
Рождение ребенка сразу после окончания ВУЗа и стигматизация. Женщины в значительной степени стигматизированы, а степень конкуренции в данной профессии очень высока, и они сдают мужчинам позиции буквально без боя. "Я не смогу", "это очень сложно". Или ломаются, когда им перешел дорогу мужчина. Ну и основной пункт - рождение ребенка. Моя сокурсница закончила учебу с красным дипломом, и занимала первые места в нескольких конкурсах. Сейчас она живет в маленьком городке в Белоруссии, где нет ни одной звукозаписывающей студии. Зарабатывает модерацией какого то форума на дому. Как так получилось? На 5 курсе она забеременела, отец ребенка на ней женился даже, но сразу после рождения дочери он ее бросил, и подруга была вынуждена уехать к маме в Белоруссию. Далее была анорексия на нервной почве, долгий прием антидепрессантов и крест на карьере. Итак:
2) Если вы решаете родить на последнем курсе или сразу после выпуска, диплом можете выбросить, он вам больше не пригодится. Сразу после выпуска нужно делать карьеру, пытаться зацепиться. Особенно это касается творческих специальностей, и профессий, успех в кототрых зависит от востребованности и клиентской базы, связей. ВУЗ - это первое место, где обретаются связи, и если вы сразу после выпуска родите, то ваши потенциальные клиенты и работодатели будут считать вас потерянной для социума на долгое время.
Пока я училась, я работала "девочкой на побегушках" на одной маленькой киношной студии. Переписывала кассеты, копировала материал для звукорежиссеров, чистила диски, занималась монтажем. Если приходила куча актеров на запись, то мы с подругой должны были мыть после них чашки, потому что женщины. Время от времени из студий в коридор выходили великие мужчины-звукорежиссеры и объясняли нам, что чтобы делать хороший звук, "нужно иметь яйца", какбэ намекая нам, что быть хорошими звукорежиссерами нам не светит. Итак, совет № 3:
3) Не занимайтесь обслуживанием мужчин на рабочем месте. Не выполняйте типично женскую работу типа "помыть посуду после корпоратива" и "вытереть пыль". Это не даст вам никаких дополнительных очков, даже в виде благодарности, но вас будут держать за человека "второго сорта"в том числе из-за того, что вы соглашаетесь все это делать.К 5 курсу я поняла, что из этой студии пора уходить и искать работу получше. От одного из "великих" коллег я узнала, что в Москве строится новая большая киностудия, и им нужен туда персонал. Данная студия проектировалась для производства звука для кинотеатров, и на тот момент была на стадии установки оборудования и прохождения сертификации в Dolby Laboratories. Я пришла туда на собеседование, меня встретил технический директор, который очень скептически отнесся к тому, что девушка хочет работать инженером в Dolby студии, но все же разрешил "попробовать". Далее он завел меня в саму студию, она представляла собой кинотеатр, но вместо кресел там посредине зала стоял микшерный пульт метров 10 длиной, типа такого:
Техдир пожаловался, что никак не может включить звук через этот пульт, потому что англичане, которые его устанавливали, свалили домой раньше времени, не объяснив никому, как вообще этой махарайкой пользоваться.
Я спросила, есть ли у него инструкция от пульта. Техдир скопировал мне на флешку инструкцию. На следующий день я пришла в студию, часов 6 поковырялась, и звук пошел. Меня взяли на работу.
4) Не бойтесь рисковать и менять места работы в поисках лучшего. Пока у вас нет детей, или вы вообще не собираетесь их заводить - вы можете пробовать и искать, так как ничем не связаны.
5) Не ждите, что "умные мужчины" объяснят вам, как пользоваться сложным оборудованием. Зачастую они просто сами не могут разобраться; если же они что-то знают, то не будут вам объяснять, так как смертельно боятся конкуренции.
6) Не бойтесь оборудования. От каждого оборудования найдется инструкция. Обязательно. В ВУЗе нас научили пользоваться вот такими микшерными пультами:Тот что на верхней картинке, устроен примерно так же, просто на нем больше ручек.Так я стала инженером в Dolby студии. В мои обязанности входило: настраивать этот пульт для звукорежиссера, подключать необходимое дополнительное оборудование, присутствовать на смене, если что-то не работает - бежать и спасать. Пока я всем этим занималась, я внимательно наблюдала, как сводят кино в формате 5.1 (в вузе нас учили сводить только в стерео). Однажды ко мне пришел техдир, и сказал что нужно свести кино, но нет свободных звукорежиссеров, и не хочу ли я попробовать. Я попробовала, свела один фильм, потом другой, и понеслась. Так я работаю звукорежиссером Dolby по сей день.
У моей специальности много особенностей.
Главная особенность - приходится смотреть один и тот же фильм по 8 часов в день, на большой громкости. На производство 5 минут звука для фильма требуется 8-и часовая смена. На полуторачасовой фильм уходит 20-25 смен. Если фильм про войну, то приходится слушать по 8 часов взрывы и выстрелы на громкости 85 децибелл. Это сравнимо с работой машиниста в метро. Потише звук я делать не могу, так как это является технологическим нарушением, все должно быть так же, как во время просмотра в кинотеатре.
Еще я должна владеть ПК, английским (все инструкции и учебники на английском), звуковым оборудованием и приборами обработки звука, разбираться во всех видах оружия, марках автомобилей и самолетов, потому что все это звучит в кино. Например, "Волга" и "Копейка" звучат абсолютно по разному, и если в кадре едет "Копейка", а я на нее поставлю звук от "Волги" - это лажа и низачет. Так же я должна постоянно учиться, потому что оборудование и программное обеспечение с каждым годом обновляется, появляются новые форматы типа Dolby Atmos, и во всем этом приходится разбираться.
Так как профессия мужская, часто приходится общаться с мужчинами. Вот мои наблюдения за ними:
1) Мужчины-звукорежиссеры зарабатывают на треть больше. Потому что
хорошее кино делают членом заказчики считают их более компетентными. Это проявляется и в более высокой ставке, и в количестве контрактов. С контрактом идут сначала к мужчине; если все мужчины сейчас заняты, то что поделать, придется обратиться к женщине. Налицо викариат, то есть женщине отводится роль замещающей работницы. Но это все равно лучше, чем клянчить у мужа деньги на прокладки, ИМХО.
2) Уровень объективизации зашкаливает. Когда я приходила на смену в свитере, джинсах и не накрашенная, заказчики - мужчины прямым текстом говорили, что я неважно выгляжу и мне "нужно больше улыбаться". Звук в тот день им совсем не нравился. Если я приходила накрашенная и в облегающей одежде, то меня тут же объявляли гениальной и обещали поведать о моей гениальности всему миру.
3) Мужчины-звукорежиссеры имеют больше возможностей для самообразования, так как не заняты обслуживанием и уходом за детьми. После смены они могут проводить время, читая литературу по специальности, мануалы и описания оборудования, что даёт им фору.
4) Коллеги мужского пола скрытны и завистливы. Несмотря на то, что они не считают женщин за равных себе, они все же опасаются конкуренции с их стороны. Бесполезно просить их научить чему нибудь, или объяснить как пользоваться оборудованием. Они либо найдут отмазку ("у меня нет времени"), либо прямо скажут "бабе место у корыта". Единственная возможная тактика поведения с коллегами - "не верь, не бойся, не проси", как на зоне, и только так. Разбираться во всем приходится самой.
5) Мужчины в нашей сфере очень хотят казаться компетентными. Они постоянно заняты разговорами о том, какая звуковая карта лучше, какой классный плагин для обработки они вчера нашли, или спорят до синевы о том, что данный пульт очень плохо звучит, а вот он был недавно на одной крутой студии, где пульт звучит лучше. Все эти разговоры на самом деле не стоят выеденного яйца, а служат лишь для поднятия ЧСВ членоносцев.
6) Мужчины зачастую не имеют профильного высшего образования, то есть являются самоучками. Я встречала много звукорежиссеров (не менее трети из тех кого знаю), у кого нет образования по специальности "звукорежиссура". Они приходят в профессию либо из других вузов (я видела даже бывших военных, лол), либо вообще не имеют высшего образования, и закончили что-то типа "курсов диджеев". Свою компетентность они пытаются продемонстрировать с помощью разговоров о "теплом ламповом звуке" и "какой классный плагин я вчера скачал" (см пункт 5).
7) Мужчины часто склонны к алкоголизму и наркомании (хороший доход способствует приобретению всяких веществ). Я знала одного коллегу, у которого в студии стояла "качель" с 5 литрами вискаря, и он без нее просто не мог работать. Когда у него случалось похмелье или запой, он просто срывал смены, не успевал сделать работу до дедлайна. Несмотря на это, заказчики в первую очередь несли работу именно ему. Потом, когда он уходил в запой, они прибегали ко мне со слезами-соплями "спаси нас пожалуйста, доделай кино, у нас послезавтра премьера в Октябре", и как то резко забывали, что у меня нет члена.
Мои наблюдения за женщинами на работе:
1) Изредка встречаются женщины-продюсеры. Они в большинстве своём стигматизированы и не уверены в себе. Так как они сами себя считают некомпетентными, ко мне относятся так же, постоянно подозревая в некомпетентности. Зачастую приводят знакомого куна-звукорежиссера, чтобы он меня "проконтролировал". Это очень бесит, так как кун обычно ведёт себя как надменное чмо, начинает учить меня как включать компьютер, и приходится как то избавляться от него, иногда со скандалом.
2) Женщины- коллежанки так же неуверенны в себе. Я пыталась устроить подруг к себе на студию, одна побоялась уйти с низкооплачиваемой но стабильной работы, другая отказалась потому что "очень сложное оборудование", хотя я обещала ей все показать и гарантировала свою помощь и поддержку. Очень силен стереотип, что женщина женщине соперница, и что женщины друг другу не помогают. Женщины чаще обращаются за помощью к мужчине, в обмен на помощь они постоянно занимаются подтверждением профессионального превосходства мужчины, или соглашаются с ним на интим.
Я же в свою очередь никогда не встречала более завистливых и подлых соперников, чем мудэ. Очевидно, что стереотип о невозможности женской дружбы и "порядочности" мужчин, никак не согласуется с реальностью, но женщины почему то упорно ему следуют.
3) Женщины зачастую стараются продвинуться на работе за счет успешного мужа (или сожителя). Они старательно изображают из себя маленьких девочек, говорят с мужем сюсюкающем тоном и просительными интонациями, так как муж обеспечивает их контрактами, которые сам не в состоянии переварить. Что они будут делать, если вдруг произойдет разрыв? Ведь в этом случае обеспечивать контрактами ее будет некому, а репутация маленькой сюсюкающей девочки, которая сама ни в чем не может разобраться уже заработана.
У меня есть ряд общих советов, что делать, если вы вдруг оказались в мужском коллективе и как научиться не только выживать, но и продвигаться. Эти советы в основном касаются "мужских" профессий и областей, где высока конкуренция. Они не касаются продавцов, бухгалтеров, и бюджетников всех видов, там немного "другие пироги".
1) От объективизации на первых порах никуда не денешься. Однако у мужчин есть стереотип, который очень играет нам на руку - это то, что женщин после тридцати куны считают ни на что не годными старухами, и степень домогательств и сальных предложений после этого возраста резко падает. Однако до этого возраста нужно вести себя очень осмотрительно.
К тридцати годам как правило уже наработан профессионализм, что позволяет делать "морду кирпичом", соперничать с мужчинами и давить их интеллектом.
2) Если хотите сделать карьеру - не рожайте на 5 курсе или сразу после выпуска. Большинство женщин выпиливаются из профессии именно поэтой причине. Если родили больше одного ребенка - о карьере можете забыть, диплом выбросить.
3) Перестаньте недооценивать себя и занижать свои достоинства, оставьте пожалуйства выученную беспомощность и приобретите привычку со всем разбираться самой. Главные принципы - "не боги горшки обжигают", "будем решать проблемы по мере их поступления" и "если я не понимаю как работает этот прибор, то нужно прочитать мануал, а не бегать за помощью к умному мужчине". Куны завистливы, они либо пошлют вас, либо окажут медвежью услугу, а зачастую сами толком не разбираются.
4) Даже если вы вышли в декрет через 10 лет после выпуска, вашей карьере все равно будет нанесен урон, пусть и не такой сильный, как в случае если вы родили сразу после ВУЗа. Но все же. Квалификация быстро теряется, дети часто болеют и оттягивают на себя дофига временного ресурса. За декрет я утратила много полезных связей, заказчики ушли к другим коллегам и пришлось искать новых; было утрачено свободное владение английским, сейчас мне уже трудно общаться с носителями, я могу только читать и переводить. О самообразовании даже речи не идет, приходится пользоваться старыми наработками.
5) Отдавайте предпочтение небольшим компаниям и избегайте по возможности больших корпораций. Корпорации и концерны - это олицетворение фратрии, там все заняты дележом пирога, причем лучшие куски достаются мужчинам. Вас подпустят к "общему пирогу" только если вы состоите в связи с одним из членов фратрии (социализация через половой акт с мужчиной).
Владельцы небольших компаний не пилят большой вкусный пирог; получить прибыль для них нелегко, из-за этого они очень озабочены качеством кадров и конкурентоспособностью продукции. Поэтому если они будут выбирать между мужчиной, (который либо алкаш, либо безответственный, либо у него нет высшего образования, либо он не умеет грамотно писать по русски, либо все это вместе) и женщиной, которая точно не бухает и у нее в большинстве случаев есть диплом, то они скорее всего выберут женщину. Засунув свою мужскую солидарность в одно место, так как им прибыль и репутация компании дороже.
Несмотря на то, что мой хлеб довольно трудный, и российское кино - говно, я все же люблю свою профессию. Да, возможно мне никогда не прорваться за "стеклянный потолок", однако это все же лучше, чем ждать подачек от мужа или сожителя.
И ещё для меня лучше слушать бомбежку по 8 часов подряд, приползать домой на карачках от усталости и иметь полную финансовую независимость, чем "сидеть дома" и клянчить у мужа или свекрови деньги на фрукты или на платного врача для ребёнка. Да, я устаю, да я одна, "сама сова", однако я не могу жить в ситуации финансовой зависимости от кого-то, которая лишает меня человеческого достоинства.
Сорри за многа букав. Как обычно :))